Приветствую Вас ГостьПятница, 26.04.2024, 07:49

Свт.НиколайНикольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Боговоплощение (окончание)

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

<<< Начало

Дары волхвов

Ночь тиха, по тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ясли тихо светят взору.
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.
А. Фет

По преданию, волхвов звали Валтасар, Гаспар и Мельхиор. В дар новорожденному Христу они принесли золото, ладан и смирну. Золото — драгоценный металл всех времен; ладан — дорогая ароматная смола, употребляемая в богослужении; смирна — благовонное масло, которым помазывали умерших. Дары имели преобразовательный смысл. Христу было преподнесено золото — как царю, ладан — как Богу, смирна — как Тому, Кто должен был умереть за грехи людей.

Но поверите ли вы, узнав, что дары волхвов сохранились до наших дней! Золото — двадцать восемь пластин разной формы с неповторимым тонким орнаментом. Ладан и смирна — шарики величиной с маслину, числом около семидесяти. Эти сокровища хранятся на Афоне, в монастыре святого Павла, в небольшом ковчеге.

Как они оказались там?

Дары волхвов бережно хранила Божия Матерь. Перед Своим отшествием из этого мира Она оставила дары в Иерусалиме. В 400 году по Р. X. византийский император Аркадий перенес их в Константинополь. Когда Византия окончательно пала под ударами турок-мусульман в 1453 году, святыня была переправлена сербской царевной Марией на Афон в монастырь святого Павла.

От даров исходит удивительное благоухание. Иногда они полагаются в храме перед паломниками, и тогда благоухание наполняет всю церковь. А афонские монахи заметили, что дары волхвов исцеляют одержимых нечистыми духами.

Для чего Господь воплотился?

Если бы люди рождались от Адама и Евы, не впавших в грех, то нам не надлежало бы умирать, мы были бы вечно здоровы и счастливы. Однако люди приходят в мир уже с наследственным первородным грехом, с повреждением души и тела. Рождаясь, мы уже обречены на смерть.

Организм, пораженный болезнью, нуждается в лечении. Так и человечеству, для возвращения к прежней бессмертной райской жизни, необходимо обновление, исцеление от греха.

Но может ли мертвый воскресить себя сам? Конечно же, нет. Только прикосновение жизни свыше способно воздвигнуть тлеющее естество человека. Для того-то Бог и воспринял наше естество, чтобы возродить его прикосновением Божественной жизни.

Если бы вы отыскали в горах самородки золота, то увидели бы, что они соединены с посторонними примесями. Только погружение в огонь очищает золото, придает ему его настоящий блеск. Так и во время Воплощения Сына Божия, от прикосновения Божества к человеческой природе во чреве Девы произошло полное очищение, обновление естества человека от примеси греха и недостатков. На земле явился Новый Адам в совершенстве чистоты и непорочности! Более того, в самом Воплощении человеческое естество обрело теснейшее единение с Божеством. С тех пор человеку, который приближается к Богу, открыта дверь к бессмертной, безграничной, блаженной жизни.

Господь стал Новым Адамом, чтобы быть новым Родоначальником человечества. Своей благодатью Он духовно возрождает людей для вечной жизни.

Богочеловек пришел исполнить то, что не исполнил первый Адам. Наш праотец нарушил заповедь Божию, явил непослушание. А Иисус Христос был верен воле Небесного Отца вплоть до Крестной смерти. Спаситель родился, чтобы пройти путь, который не прошел Адам. Во Христе воля человеческая неуклонно следовала воле Божией. Он явил на Собственном примере, что все этапы человеческой жизни, с младенчества до предсмертных страданий, способны быть проникнуты духовной чистотой, безгрешностью, верностью Богу.

Господь добровольно подчинил Себя скорбям и тяготам. Он стал Человеком, чтобы принять на Себя муку наших грехов. Не состоя во власти греха, Спаситель добровольно страдает, чтобы затем победить смерть и тление силой Своего Воскресения. В этом главнейшее и самое таинственное значение воплощения Сына Божия. Он родился, чтобы стать Жертвой за наши грехи и искупить человека от вечных мук Своими безвинными страданиями.

Воспряни, грешник, не грусти:
Пришел Христос тебя спасти.
Родился от Марии Девы,
Чтоб искупить потомство Евы.
Гряди к вертепу, не ленись,
Богомладенцу поклонись,
Последуй пастырей примеру,
Храни любовь, надежду, веру.
Отдать Младенцу поспеши
Грехи раскаянной души,
Очисти сердце и уста,
Чтобы возрадовать Христа.
Игумен Виссарион (Остапенко)

Историчность Личности Христа

Великая тайна — вечный, неподвластный категориям пространства и времени Бог стал Человеком и тем самым принял реальное участие в нашей истории.

Рождение Христа, Его жизнь, дела и учение глубоко историчны. Сам Спаситель не оставил Своих личных письменных свидетельств. В течение земной жизни Господь ничего Сам не писал — никаких наставлений, моральных требований или новых законов. Это и не требовалось для нашего спасения. Сама жизнь Господа, — рождение в человеческой плоти, врачевание душевных и телесных немощей, страдание за наши грехи, Воскресение и ниспослание благодати Святого Духа, — доставила людям спасение. В этом — смысл Его пришествия.

Господь даже не просил учеников фиксировать Его жизнь и учение письменно. Однако Он обещал, что Дух Святой напомнит Его учение (Ин. 14: 26), и заповедал нести свидетельство о спасении, совершенном Им, по всему миру (Мф. 28:18-20; Мк. 16:15; Лк. 24: 46-48). Ученики и записали события жизни и учение Христа, дабы люди всех стран и последующего времени могли приобщиться к совершенному Господом спасению.

Первыми и наиболее достоверными историческими свидетелями жизни Богочеловека могли быть только Его ближайшие последователи. Известные вам книги Нового Завета как раз являются непосредственными свидетельствами о жизни Христа, событиях по Его Вознесении и о Его учении.

Сохранившиеся древнейшие списки Нового Завета (первая половина II века по Р. X.) указывают, что подлинники были написаны во второй половине I века, то есть через небольшой промежуток времени после вознесения Господа на Небо. Выдержки из Нового Завета содержатся уже в сочинениях христианских писателей рубежа I-II веков: апостола Варнавы, святых Климента Римского, Игнатия Богоносца, Иустина Философа.

Сохранилось одно из древнейших упоминаний, записанное около 130 года по Р. X., об авторах двух Евангелий из известных нам четырех. Упоминание принадлежит Папию Иерапольскому, общавшемуся со многими учениками Христа. Он пишет об одном из двенадцати апостолов, Матфее: «Матфей записал беседы Господа на еврейском языке, а переводил их кто как мог». А также об апостоле Марке, ученике апостола Петра: «Марк, истолкователь Петра, с точностью написал все, что запомнил, хотя и не держался порядка слов и деяний Христовых, потому что сам не слушал Господа и не сопутствовал Ему Впоследствии он был с Петром, но Петр излагал учение с целью удовлетворить нуждам слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господни передать по порядку. Посему Марк нисколько не погрешил, описывая некоторые события так, как припоминал их: он заботился лишь о том, как бы не пропустить чего-либо слышанного или не переиначить».

Что касается авторов двух других Евангелий, то один из них — апостол Лука, ученик апостола Павла, врач, иконописец и историк, тщательно изучивший все свидетельства о Христе перед написанием своего Евангелия (об этом он сам упоминает в начале повествования — Лк. 1:1-4); а второй — ближайший и любимый ученик Спасителя Иоанн Богослов, наиболее глубоко проникший в духовную сторону земной жизни и учения Господа и дополнивший в своем повествовании то, что не описано у предыдущих авторов.

Иногда четверо евангелистов, повествуя о Христе, расходятся в деталях и частностях, не всегда имеют общую хронологическую последовательность событий, и, бывает, один упоминает то, о чем не сказано у остальных. Значит, каждый свидетельствовал независимо от других, без предварительного сговора или согласования и без списывания одним у другого. Они опирались в основном на живую память о Христе: Матфей и Иоанн — на собственную память, а Марк и Лука — на память учеников Спасителя.

Хронологическая точность была необязательна, поскольку евангелисты старались показать то главное, что сделал Христос для всего человечества.

Французский писатель, философ и энциклопедист Дени Дидро (1713-1784) говорил: «Откровенно, со всею искренностью признаюсь в том, что мне неизвестно ни во Франции, ни где-либо во всем мире ни одного человека, который мог бы писать и говорить с большим искусством и талантом, чем те рыбаки и мытари, которые написали  Евангелие.  Я  осмеливаюсь утверждать, что никто не в состоянии написать хотя бы подобный евангельскому рассказ, который был бы так прост и в то же время возвышен, так свеж, так трогателен, обладал бы таким могущественным воздействием на душу и не слабеющим на протяжении целых веков влиянием, каким является для нас каждое незначительное, евангельское известие о страданиях и смерти Иисуса Христа».

Но не только ученики Христовы сохранили исторические свидетельства о Нем. Личность Спасителя слишком уникальна, чтобы остаться без внимания среди древнейших выдающихся деятелей и писателей, хотя бы и не принявших веру во Христа. Поскольку Господь жил среди народа иудейского (то есть еврейского), то первые нехристианские свидетельства о Нем принадлежат иудеям.

Свидетельство иудеев

Давайте обратимся к наследию такого виднейшего иудейского историка I века,  как Иосиф Флавий (35-100 гг. по Р. X.). Он оставил два больших труда на греческом языке — «Иудейская война» и «Иудейские древности». В них, особенно в последнем, можно встретить немало лиц, упоминаемых в Евангелии например, Иоанна Крестителя, апостола Иакова и др.).

Иосифу Флавию принадлежит следующее подробное свидетельство о Христе: «В это время жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком; ибо Он творил поразительные чудеса и был жителем людей, которые радостно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и многих эллинов. Он был Мессией (Христом). И когда Пилат, по обвинению наших старейшин, приговорил Его  к распятию, те, кто с самого начала возлюбили его, остались Ему верны. На третий день Он явился им снова живой. Ибо Божественные пророки предвозвестили это и огромное множество других чудес относительно Него. И племя христиан, название которых пошло от Него, не исчезло по сей день».

Этот текст имеется во всех сохранившихся списках книги Флавия, а также приводится историком Евсевием Кесарийским (IV век по Р. X.) в его «Церковной истории». Таким образом, для Иосифа Флавия, почти современника Христа, историчность и реальность  личности Спасителя была бесспорной и вполне очевидной.

Упоминает о Христе и Талмуд — книга важнейшая в иудаизме. Она состоит из набора исторических сведений, преданий, нравственных поучений, бытовых предписаний, комментариев к текстам Ветхого Завета — Пятикнижию Моисея (Торе). Талмуд составлялся с III по VI века по Р. X. как реакция на христианство и поэтому имеет резкую антихристианскую настроенность. Однако никто из талмудистов не утверждал, что существование Христа — вымысел. Многие авторы поучений и повествований Талмуда жили в I веке по Р. X., то есть были современниками Христа и Его учеников.

Поскольку достоверность жизни Спасителя признавалась повсеместно, то Талмуд тоже не отрицает этого факта. Однако талмудисты открыто выражают пренебрежение ко Христу как Мессии, ибо ожидают земного царя, спасителя иудеев. В трактате Санхедрин упоминается: «В канун Пасхи повесили Иисуса из Назарета... не нашлось никого, чтобы Его оправдать...» Известный рабби Акиба-бен-Иосиф (перв. пол. II века по Р. X.) тоже писал о Христе, относя Его смерть к кануну иудейской пасхи. Рабби Салман Цеви свидетельствовал, что Иисус Назарянин родился в Вифлееме Иудейском в царствование Ирода и был умерщвлен в Иерусалиме при Понтийском Пилате. Упоминается о Христе также в рассказе раввина Элиезера-бен-Гирканоса.

Итак, даже лютые враги христиан, иудеи, признавали реальность жизни Господа нашего Иисуса Христа на земле. Тому же следовали представители мира языческого.

Свидетельства язычников

Свидетельства язычников в основном более позднего происхождения, так как весть о Христе распространилась по Римской империи не сразу.

Видный римский историк Публий Корнелий Тацит (55-120 гг.) говорит о последователях Христа в связи с пожаром, произошедшим в Риме в 64 году. Распространились слухи, что инициатором пожара был сам император Нерон (62-68 гг.). Порочные наклонности властителя — жестокость, беспринципность, самодурство — могли вполне служить почвой для этих слухов. Как пишет историк: «Нерон, чтобы подавить эти слухи, приискал виновных и предал изощреннейшим казням тех, кто своими постыдными делами навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени Которого происходит это название, казнил при Тиверии прокуратор Понтий Пилат...» Тацит не одобряет коварных жестокостей Нерона, но и к христианам не высказывает благосклонности, и вместе он признает существование Христа как исторической личности.

Подобное свидетельство сохранилось в письме Плиния Младшего, правителя Вифинии в Малой Азии в начале II века. Письмо адресовано императору Траяну с вопросом, как быть с христианами, которых стало крайне много. Плиний пытался принудить христиан призывать имена языческих богов, приносить жертвы изображениям императора, а также, как сам пишет, «поносить Христа, на что настоящий христианин никогда не пойдет».

В письме о подсудимых христианах сказано: «Они имели привычку собираться по определенным дням засветло и распевать различные гимны Христу как Богу, а также приносить торжественную клятву, не призывающую ни к каким злым целям, но лишь к тому, чтобы никогда не обманывать, не воровать, не изменять супругам, не лгать и не отступать от данной клятвы, когда наступит время выполнять ее».

В письме говорится о некоторых отпавших от веры во Христа за 20 лет до того. Получается, что община христиан возникла в Малой Азии ранее 80-го года по Р. X.

О Христе здесь упоминается не просто как об историческом лице, но как о Том, Кого христиане почитают как Бога. Потому-то многие открыто исповедовали свою веру во Христа и готовы были идти на любые пытки и смерть, лишь бы остаться с Тем, Кто ради нас стал человеком и пролил Свою Кровь на Кресте.

Философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) писал: «Можем ли мы сказать, что евангельская история есть изобретение? Такие вещи, мой любезный друг, не изобретаются, и история Сократа (в этом никто не сомневается) менее достоверна, чем история Иисуса Христа. Утверждать противное значило бы только отодвинуть в сторону сущность вопроса, но не разрешить его. Наш разум скорее готов принять, что одно Лицо Своею жизнью действительно дало содержание евангельской истории, чем допустить, будто несколько лиц, сговорившись, сочинили такую историю. Иудейские писатели не в состоянии были изобрести ни такого тона, ни такой нравственности; Евангелие носит на себе такие высокие, удивительные и совершенно неподражаемые следы мудрости, что изобретатель заслуживал бы большего удивления, чем герой. Ко всему сказанному нужно прибавить, что Евангелие есть совершенно непостижимая вещь, которой не может постичь разум, но в то же время и не такая, которой не понимал бы мыслящий человек и с которою бы не мог согласиться».

Вопросы:

·                   Что вы можете рассказать о Божией Матери?

·                   В чем заключалась причина избрания Девы Марии?

·                   Можете ли вы пересказать историю Рождества Христова?

·                   В чем состоит отличие Рождения Христа от рождения любого другого человека?

·                   Для чего Господь воплотился и стал человеком?

·                   Какие исторические свидетельства о Христе вам запомнились
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz