Приветствую Вас ГостьЧетверг, 28.03.2024, 19:56

Свт.НиколайНикольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Что Бог открыл о Себе людям

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Вездеприсутствующий

Один человек, желая испытать веру своего родственника мальчика, спросил: «Если ты скажешь мне, где находится Бог, то я сделаю тебе прекрасный подарок». Мальчик, не задумываясь, ответил: «А я сделал бы вам два подарка, если б вы сказали мне, где Его нет!»

Творец всегда, во всякое время находится везде. От Него никто не сможет укрыться. Потому что нет такого места в мире, где бы Бога не было.

В священной книге Псалтири есть вдохновенные, красивые слова: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138: 7-10).

И верно будет сказать, что Бог существует вне категорий пространства, не зависит от мерок материального мира. При этом Он присутствует на каждом месте не какой-то Своей «частью», но Сам целиком и полностью.

Как же это возможно? А посмотрите на солнечный свет: он, освещая и согревая землю, не сливается ни с чем из находящегося на земле. Так и Бог не сливается с тем, в чем присутствует. По учению святого Иоанна Дамаскина, «Божество проникает все, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто».

Святитель Афанасий Александрийский (IV век), богослов и исповедник Православия, писал: «Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему Собственному естеству».

Как мы уже говорили, сущность Господа запредельна миру. Она не подлежит восприятию. Однако Бог пребывает во всем Своими благодатными, животворными силами - энергиями. Так, Он присутствует в каждом атоме этого мира, на небе и на земле, в людях как праведных, так и грешных. Только воспринимается теми и другими по-разному.

Всеведущий

Каждый человек постоянно чему-то учится, непрестанно узнает что-то новое. Но возможно ли знать буквально все, что существует или происходит в мире? Может ли кто-то одновременно все слышать и видеть, знать и настоящее, и прошлое, и будущее?

Только Бог! Он один знает все, что было, есть и будет. Только Он во всякое время видит и слышит все. «Все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4: 13), — говорит апостол Павел в послании к евреям.

Всевышний знает каждого из нас, причем лучше, чем мы сами себя знаем. Он видит не только, что мы делаем и говорим, но даже, что думаем и чего желаем. «Господи! — восклицает Давид, — Ты разумеешь помышления мои издали... и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс. 138: 1-4). Бог видит каждый шаг человека, проникает в самую глубину его сердца.

Вам известна трагическая судьба декабриста К. Ф. Рылеева. За участие в организации восстания 14 декабря 1825 года его приговорили к смертной казни. А знаете ли, что когда он, будучи еще младенцем, сильно заболел, мать молилась Богу о его выздоровлении и ей было видение? Она увидела, что произойдет, если сын выздоровеет: как он становится взрослым, участвует в незаконных собраниях, проходивших в табачном дыму за закрытыми дверями, а затем — площадь, эшафот, смерть.

      Все равно исцели, Господи, лишь бы жил, — молилась она.

Очнувшись от сна, мать увидела, что сын выздоровел. Потом все пошло, как было открыто в видении. И когда она увидела эшафот, то вспомнила минувшее откровение, упала на колени пред Богом и произнесла:

      Прав Ты, Господи!

Господь прекрасно знает судьбу каждого. Бог — вне времени, будущее для Него как настоящее, поэтому Он видит, что мы сами для себя в жизни изберем: лучшее или худшее. Но это не значит, что Он предопределил нас к такому жизненному выбору. Упомянутый Рылеев перед смертью принес глубокое покаяние, часто призывал священника для исповеди, Причащения и просто для беседы. Он просил свою жену во всем слушаться священника.

«Бог все предвидит, но не все предопределяет, — пишет святой Иоанн Дамаскин. — Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти (наши поступки), но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силой к добродетели».

Божественное предвидение человеческих поступков не ограничивает нашу свободу. Ведь и свобода нашего ближнего не нарушается тем, что мы видим его поступки. Вечная жизнь открыта для всех, но не все возлюбят добро и отвергнут зло.

Премудрость

Святой Антоний Великий в девятнадцать лет ушел в пустыню, посвятив всего себя молитве Богу. Он не учился грамоте, но знал наизусть Священное Писание. Как свидетельствовали современники, преподобный Антоний был удивительно мудр. Его мудрость была — дар Божий за чистоту души.

Однажды к Антонию пришли два языческих философа, желая посмеяться над ним. Святой догадался, что это за люди, и, встретив их, спросил:

      Почему столько беспокоитесь вы, философы, для человека несмысленного?

Когда же они ответили, что не считают его несмысленным, а напротив — весьма умным, то он продолжил:

      Если шли вы к человеку несмысленному, то напрасен труд ваш. А если почитаете меня разумным, то будьте, каков я; потому что хорошему должно подражать, а я — христианин.

Изумленные философы удалились.

По свидетельству Священного Писания, в Боге «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2: 3). Господь Бог есть Сама Высшая Мудрость. Он - Источник истинного разума, лишь в Боге - осмысленность, разумность всего существующего. Без Бога не было бы не только мудрости, но и вообще какого-либо смысла жизни. Лишь Он один, как Творец всего, в полноте знает смысл и цель всего существующего.

Господь премудро управляет Вселенной, заботится о жизни каждого человека, постоянно направляет нашу судьбу к возможности выбрать лучшее, вечное, доброе. Весь видимый мир свидетельствует о мудрости Божией, так что, по слову святого Василия Великого, «одна травка шли одна былинка достаточна занять всю мысль твою рассмотрением искусства, с каким она произведена».

Мудрость земная часто основана на искаженном, рассудочном знании, она неспособна вполне удовлетворить человека. Земная мудрость не познает истину. Лишь Господь Бог, по слову пророка Даниила, «дает мудрость мудрым и разумение разумным» (Дан. 2: 21).

В другой раз к святому Антонию пришли также философы, желавшие осмеять его в том, что он не учился грамоте. Антоний спросил их:

      Как скажете: что первоначальнее — ум или письмена? И что чему причиною: ум ли письменам или письмена уму?

Когда же они ответили: ум первоначальнее, и он изобретатель письмен, то Антоний сказал:

      Поэтому, в ком здравый ум, тому не нужны письмена.

Ушли удивленными и эти философы.

Настоящие мудрость и разум не являются естественными способностями человека, но даруются достойным душам, которые искренно ищут Бога. Таковым Господь подает «сердце разумное, чтобы... различать, что добро и что зло» (3Цар. 3: 9).

Святость

Встречались ли вам люди со светлой, отзывчивой, искренней душой? Не правда ли, от общения с ними сердце согревается удивительным теплом. Но все, что существует в людях светлого и доброго, не есть только навык самого человека. Мы не можем придумать и доставить своей душе качества, к которым бы она не была предназначена свыше. Добро проявляется в нас лишь по причастию к Источнику Святости — Богу.

Господь именуется Святостью, Святыней, Освящением, Благостью, потому что в Нем заключается вся полнота добра и святости. «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» — так, согласно видению пророка Исайи, восклицали Ангелы, окружая престол Божий (Ис. 6: 3). Святость — это не просто отсутствие зла, а высшая духовная чистота, сияние вечного Божественного света. Поэтому близки друг другу понятия «свят» и «свет».

Один лишь Господь Бог свят по естеству, по Своей природе. Он — Источник святости для всего существующего, и все становится свято по приобщению Богу. Свято все, что исходит от Бога или служит Ему: свято имя Его, слово и закон Его, святы храмы Его и люди, которые близки Ему.

Помните, кого мы называем святыми? Тех, кто стал причастником Божественных благодати и освящения.

«Святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш», — сказал Он Сам (Лев. 19: 2; 20: 26).

Некоторый человек, у которого болел желудок, узнал про минеральный целебный источник. Он набрал оттуда воды и в это же время принес из церкви воды освященной. Обе бутылки стояли рядом. Через месяц лечебная вода испортилась, а освященная стояла еще около года, пока человек ее всю не выпил. Когда у него заболел зуб, он выпил святой воды. Боль утихла, но потом появилась вновь. Так он пил святую воду, а иногда брал в рот освященное масло, и зубная боль то утихала, то возобновлялась. Каково же было удивление человека, когда он вдруг обнаружил, что у него совершенно исцелился желудок, о чем он даже не смел просить Бога. Описавший этот случай Владимир Губанов заключил: «Очевидно, не сама вода исцеляет, даже и освященная на Крещение Господне, а исцеляет Господь, дающий благодать воде или маслу. Не сама вода сохраняет себя, а благодать Духа Святого. Господь Сам сохраняет Свою святыню и через нее исцеляет нас, — а когда и как исцелит, это знает только Он, Бог».

Верность

Наверняка в вашей жизни случалось, что вас подводил ваш друг. Человек не всегда способен понять другого и помочь ему. Но есть Тот, Кто не подведет никого, никогда и нигде.

Один современный работник таможни, Василий, служил в Морфлоте. Как-то их часть оказалась на берегу. Они испытывали батисферу — большой, металлический, пустотелый шар, который опускался глубоко в воду, не имея связи с берегом и без подачи воздуха. К этому времени Василий и его друг со свойственным молодости легкомыслием выпили спиртное и полезли отсыпаться в батисферу. Никто этого не знал. Их закрыли крышкой, завинтили все гайки и опустили на глубину.

Там они проснулись. Воздуха все меньше, кругом вода, полная тьма. Сами они — полусонные, полуживые. Что делать?

Василий вспомнил вдруг, что когда его призывали в армию, мать сказала: «Вася, когда будет тебе плохо там, помяни Господа...» — «Да ладно тебе», — ответил он. Только теперь понял Василий, что один Бог может спасти их от гибели. Всею душою он взмолился:

      Господи, прости меня, помоги, спаси отсюда!

В это время командир воинской части сидел в кабинете на берегу. Он вдруг ясно услышал голос:

      Поднять из воды — там люди!

Тут же командир отдал по телефону приказ поднять батисферу. Приказ выполнили. Когда отвинтили гайки, открыли крышку — увидели, что там два человека.

      Ребята, вы живы?

      Живы, — ответили они, — Бог спас!

Ветхозаветному пророку Исайи, а в его лице и всем людям, Господь сказал: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49: 15).

Если верность человека часто слабеет, то Сам Бог верен человеку всегда и везде. Его помощь подобна прочнейшей скале, о которую разбиваются волны скорбей и напастей.

Праведность

Господь Бог верен и в высшей степени праведен. В этом мире человек часто обманывается, поддается лжи или сам бывает несправедлив в отношении ближнего. А Господь - сама Правда. К Богу не приблизится никто из приверженцев зла, Его Царство наследуют лишь верные правде.

Будучи Правдой, Он не оставляет зло безнаказанным. Так, одна женщина увлекалась колдовством, наговаривала, нашептывала, наводила порчу. А потом, вопреки ее желанию, с ней случилось следующее. Если она видела на ком-нибудь болячку, чирей, лишай и т. п., то все это скоро переходило на нее саму.

«Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс. 118:137), — возвещает пророк Давид. Существует суд Божий. Подобно тому как отец, видя чрезмерные шалости сына, вразумляет его небольшим, но ощутимым наказанием, так и Всевышний для спасения человека нередко наказывает его за зло.

Вместе с тем не стоит думать, что встречающиеся неприятности — всегда наказание Божие. Господь желает человеку только добра, а люди часто поступают вопреки собственному благополучию.

Одному мальчику мама как-то сказала зимой, что на морозе нельзя прикасаться языком к дверной железной ручке. Только мама отвернулась, мальчик тут же лизнул. Последствия ясны... Виновата ли мама, что запрещала прикасаться к железной ручке? Нет, просто существуют законы природы, которые нарушать не стоит.

Прыжок с пятого этажа влечет серьезные травмы — наказание ли это Божие в буквальном смысле? Так и нарушение духовных законов, то есть грех, влечет неприятности и скорби.

Святой Василий Блаженный (XVI век), праведность которого поражала даже Ивана Грозного, не имел жилья и ходил по Москве в жалком рубище, едва прикрывавшем тело. Однажды зимой некий богатый вельможа пригласил святого к себе в гости. Стоял лютый мороз, и боярин просил Василия принять в дар лисью шубу: «Искренним сердцем молю тебя, прими в знак любви моей». Святой согласился: «Пусть так, и я люблю тебя». Когда Василий шел в шубе по улицам Москвы, то недобрые люди решили завладеть его шубой. Один из них лег на дороге и притворился мертвым, а товарищи стали просить святого дать им что-нибудь на погребение бедняка. Василий тут же отдал им шубу. Когда же святой отошел, то обманщики с ужасом обнаружили, что товарищ их действительно мертв. Так правда Божия наказала неправедность людей.

Любовь

Вспомните человека, который бы любил вас более всего на свете, который бы не чаял в вас души. Это может быть мать, отец, любимая, любимый. Их любовь к вам — все для вас, свет, тепло, жизнь. Но никто из них не любит вас так, как Бог.

«Если бы у нас кто спросил, что мы чествуем и чему поклоняемся, ответ готов: мы чтим Любовь» (святитель Григорий Богослов).

На земле нет ни одного человека, который бы не погрешал. И если бы Бог был только Высшей Правдой по человеческим меркам, тогда никто из нас не имел бы возможности существовать. По своей жизни мы заслуживаем самых тягчайших наказаний. Однако Господь терпит человека, и терпит именно потому, что Он есть Любовь. Благодаря единственно любви Божией, люди наделены даром жизни и имеют возможность жить вечно.

Любовь Божия простирается на все существующее в целом, объемлет каждое мельчайшее тварное существо. Любви свойственно сострадать, сносить немощи и недостатки другого. И Господь любит каждого человека. «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 45). Любовь Божия снисходит к нашим проступкам, скорбит о том, что мы сами себе причиняем вред, любовь Божия ожидает от нас добровольного к Себе обращения, и она же вразумляет нас полезными для нас наказаниями.

«Как огонь всегда горяч и всегда греет, как свет всегда свет и светит, как мед всегда сладок и услаждает, так Бог всегда и непрестанно благ и благотворит... От Него Одного всякое добро, какое есть и может быть, от Него происходят утешение, радость, веселие и блаженство», — говорил святитель Тихон Задонский (1783).

Если вы искренно и чисто любите какого-нибудь человека, то полагаете в нем всю свою жизнь, ощущаете при общении с ним что-то родное, отрадное, близкое. А Господь любит нас безмерно больше, чем может один человек любить другого. Тепло и свет Его любви обращены к каждому из нас. И если человек ощущает одиночество и холод, то единственно потому, что отворачивается от Бога.

Прекрасно высказывается об этом святитель Иоанн Златоуст: «Бог больше любит нас, чем может любить отец, мать или друг, или кто-либо другой, и даже больше, чем мы сами можем себя любить, потому что Он печется больше о нашем спасении, чем даже о Своей Собственной славе». В этом самая суть христианского благовестия. Любовь Божия безгранична.

А какова любовь человека к Богу?

В качестве краткого заключения

В качестве краткого заключения напомним, что употребление разных имен Божиих соответствует несовершенству человеческого ума. Мы неспособны выразить в одном понятии все Божественные свойства и действия. Однако имена Господа не являются домыслом. Они выражают то, что присуще Богу.

Божий свойства подобны солнечным лучам; и в каждом луче Своего Божества Господь реально присутствует. Всевышний обладает этими свойствами сразу, всегда и везде.

Мудро рассуждает об этом святитель Василий Великий: «Бог вмещает в Себя полноту всех качеств в их высочайшем и бесконечном виде. Нет ни одного имени, которое, обняв все естество Божие, было бы достаточно для Его выражения. Но многие разнообразные имена, взятые в их собственном значении, составляют понятие, хотя бы и темное и весьма бедное, сравнительно с целым, но для нас достаточное».

«О Ты, Который превыше всего! ибо что иное позволено мне изречь о Тебе? Как воспеснословит Тебя слово? ибо Ты неизрекаем никаким словом. Как воззрит на Тебя ум? ибо Ты непостижим никаким умом. Ты един неизглаголан; потому что произвел все изрекаемое словом! Ты един неведом; потому что произвел все объемлемое мыслию. Тебе воздает честь все и одаренное и не одаренное разумом! К Тебе устремлены общие всех желания; о Тебе болезнуют все сердца; Тебе все воссылает моления; Тебе все, уразумевающее Твои мановения, изрекает безмолвное песнословие. Тобою единым все пребывает. К Тебе все в совокупности стремится. Ты конец всего, Ты един и все; Ты ни един, ни единое, ни все. О Всеименуемый! Как наименую Тебя, единого неименуемого? Да и какой небесный ум проникнет сквозь заоблачные покровы? Будь милосерд, о Ты, Который превыше всего! ибо что иное позволено мне изречь о Тебе?» (святитель Григорий Богослов).

Вопросы:

Какие имена и свойства Божий вам наиболее запомнились?

Почему люди способны рассуждать о том, что относится к Богу?

А зачем, на ваш взгляд, нам нужны подобные знания?

Способны ли наши определения выразить все Божий свойства и действия?


Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz