Осуждение Невинного
Христа осудили как врага народа, как врага императора и как врага религии. Поспешно собирались лжесвидетельства, наскоро вершились формальности суда. Блюстителей земного правосудия мало интересовало, виновен ли Подсудимый, - они просто не могли терпеть Того, Кто пришел с Неба. Со злорадством и мрачным самодовольством о Богочеловеке было сказано: «Он богохульствует» (Мф. 26: 65).
Но самым удивительным оказалось другое. Простой народ, столь почитавший Спасителя за Его чудеса и учение, народ, который был даром насыщаем, исцеляем и воскрешаем Господом, во множестве собравшись перед судебной палатой, на вопрос Пилата, отпустить ли Христа, закричал: «Да будет распят» (Мф. 27: 22-23).
Люди, которых так трудно объединить на созидание, творчество, на любое доброе дело, нашли единство в страшном, безумном крике: «Смерть Ему!» (Лк. 23: 18). Человечество вынесло приговор Источнику жизни, пришедшему на землю для спасения людей.
Да и могла ли воплотившаяся Истина избежать страданий, когда мир раболепствует перед ложью и злом? Каждый, кто бы он ни был, когда бы и где бы ни жил, если сознательно совершает грех, если избирает грех как принцип жизни, уже сам себя поставляет в ту толпу, которая кричала: «Распни Его!» (Мк. 15: 13).
Терновый венец
Христа подвергли истязаниям. Для этого был собран целый полк воинов. Спасителя раздели, привязали к столбу в наклонном положении и стали бить плетками, в концы которых были вдеты острые костяные и металлические шарики. От подобных ударов кожа на теле разрывалась. Кровь обильно текла из ран. Не все, подвергаемые такому наказанию, оставались живы. Господь претерпел эту пытку.
Воины, злобно насмехаясь над Ним, надели на Него багряницу, то есть военный плащ красного цвета, подобный тем, какие надевали цари и высшие военачальники. На голову Спасителя возложили венец, сплетенный в виде шапки из колючего терновника, в руки дали трость — это должно было изображать царские венец и скипетр. Издевавшиеся брали трость из рук Господа и били Его по голове — тогда длинные колючки тернового венца впивались глубже и ранили сильнее. «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Мф. 27: 31). На Господа возложили крест, на котором хотели распять Его, — так было принято, что всякий осужденный сам должен был нести крест свой, или его верхнюю перекладину, к месту казни.
Христа привели к Голгофе — невысокому холму вне стен Иерусалима. По преданию, здесь был погребен прародитель Адам, непослушанием которого человечество лишилось Рая. Здесь же послушанием Нового Адама надлежало совершиться спасению людей.
Спасителю перед казнью предложили выпить вино, смешанное со смолой, — напиток едкий и горький, одурманивающий и притупляющий чувства. Его подавали осужденным на распятие, чтобы смягчить мучительность страданий, но Господь отказался от этого.
Распятие
Распятие — по свидетельству древних, ужаснейшая из казней и, вместе, казнь позорная. На нее осуждались самые тяжкие преступники. Страдания распинаемого были велики и невероятно мучительны. Гвозди, причем граненые, с зазубринами, вбивались в область запястья. Они пронзали нервные узлы, одно прикосновение к которым — страшнейшая боль. Пригвожденные руки оказывались на кресте выше уровня плеч, и тяжесть верхней половины тела приходилась на грудь. Кровь устремлялась туда и застаивалась в мышцах грудного пояса. Постепенно мышцы начинала сводить судорога, грудная клетка сдавливалась — распятого мучило удушье. Дышать было возможно только опираясь на ноги, также пробитые гвоздями. Хотя руки и ноги дополнительно привязывались, раны от гвоздей раздирались все больше, а каждое движение отзывалось ужаснейшей болью. Мышцы деревенели, от кровоточащих язв в теле распространялся жар, невыносимая жажда мучила распятого. Смертельные страдания иногда длились до трех суток и более.
Можно ли перечесть все муки, которые испытывал медленно умирающий на кресте?
На эту казнь и предали Господа Иисуса Христа.
Его распяли вместе с двумя разбойниками, кресты которых поставили по обе стороны Креста Спасителя.
Но в этот страшный момент, когда пригвождали Господа к» Кресту, из уст Его исходят слова удивительной силы и смысла: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). Оказывается, в душе Спасителя нет ни капли ропота или протеста, в ней совершенно нет смущения или малодушия. В этот миг, когда злорадство врагов добра и правды достигает предела, когда злодею торжествуя, открыто смеются: «Других спасал, а Себя Самого на может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с Креста, и уверуем в Него» (Мф. 27: 42), — Сам Господь по-прежнему пребывает на небесной высоте смирения, хранит неизреченную любовь к врагам.
«Прости им... не знают, что делают», — обращается Христос к Богу Отцу. Ради неразумного человечества, ради этих же распинателей! Господь и взошел на Крест. Он страдает, дабы явить окончательную победу над грехом в нашем мире.
Зададимся вопросом: на чем держится грех? Ответ ясен: начало, вершина и крепость греха — гордыня. А Господь, будучи несправедливо осужден, принимает страдания добровольно и терпит их без капли ропота, смущения, самооправдания. В этих муках на высоте оказываются любовь и смирение — дьявол с его страхами, возмущениями, кознями ниспровергнут к глубинам преисподней.
Природа состраждет
Окружающая природа, чувствуя происходящее, словно живая, состраждет своему распятому Творцу «Сделалась тьма по всей земле ибо «померкло солнце» (Лк. 23: 44, 45). Это необычное затмение, при котором солнце не закрывалось никаким другим небесным телом, длилось три часа. Об этом затмении свидетельствует римский астроном Флегонт. Солнце скрывает свой свет тогда, когда на земле страдает «Свет истинный» (Ин. 1:9).
Но не только солнце состраждет Крестному подвигу Господа. Один из распятых разбойников сквозь собственную боль обретает веру во Христа, с ним происходит духовное перерождение. Безвинность, сила смирения и глубина любви Спасителя производят на разбойника такое впечатление, что в немощном, распятом, страждущем Христе он узнает Подателя вечной жизни: «Помяни меня, Господу когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23: 42). Так Любовь, простершаяся до Креста, рождает первый плод Собственной Жертвы. «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 43), — отвечает Спаситель.
Полнота любви
Может ли человек объять полноту любви Божией? — Не может. В своем сердце люди способны отражать лишь малые доли той любви, которую имеет Господь. При Кресте стояли те, кто наиболее любил Христа. Это Его Пречистая Матерь и ближайший ученик апостол Иоанн Богослов. Они не испугались, что их могут узнать и схватить как последователей Христа. Здесь, когда Тот, Кого они любят более всего в этом мире, распят на Кресте, они предстоят Ему со вся верностью и искренностью.
Но любовь Самого Христа при этом безмерно покрывает их любовь в муках Распятия Спаситель проявляет удивительную заботу о них – поручает апостолу Иоанну охранение на земле Своей Матери, а его самого усыновляет Богородице. «Се Матерь твоя» (Ин. 19: 27) – обращается Христос к ученику. В лице апостола Пречистой Деве усыновлен весь христианский род. Отныне верующие имеют Ходатаицу на небесах. И как в тот день Дева Мария стояла в скорби перед Христом распятым, так ныне Она предстоит Ему в Его небесной славе.
Тайна Креста
Тайну Крестной Жертвы и любви Спасителя не вместит ни рассудок, ни сердце человека. Страдания Христа были не просто физической болью, хотя бы и до неимоверности ужасной. Господь на Кресте воспринимает всю нашу боль — страдает за наши грехи. Он переживает духовные муки, полагающиеся всему человечеству как итог нашего отпадения от Бога.
Здесь есть смысл сделать важное уточнение. Человеческой природе ! свойственно стремиться к Богу, к Его свету и добру — в этом для человека счастье. Удаление от Бога мучительно для нас. И состояние греха есть глубокая мука души в ее отчуждении от Господа. Итог греха как свободного акта отвержения Бога — мука богооставленности. Мы все терпим в жизни определенную меру страданий, и терпим заслуженно, как грешники, удалившиеся от Небесного Отца. А Спаситель не имел греха, в Нем Божество и человечество соединены теснейшим образом. Потому Христос страдал не за Себя, а за нас.
Господь — безграничная Любовь к человеку. Он добровольно принимает муку нашей богооставленности, итог наших грехов. На вершине Крестного подвига из уст Спасителя исходит возглас: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15: 34). Нет, Бог Отец не оставил Сына, и человеческое естество Христа не совлеклось сияния святости, но во Христе Божество на время словно скрывает Свое присутствие, дабы Христос по Своему человечеству принял муку за наши грехи. На Кресте Спаситель переживает слитые воедино страдания всего мира. Всю адскую мощь греха Он уничтожает в Самом Себе. Так совершается победа над грехом. «Совершилось!» (Ин. 19: 30), — возглашает Спаситель, знаменуя, что смирение Божественной любви совершило духовное избавление мира.
Смирение до смерти
«Отче! в руки Твои предаю дух Мой», — обращается Христос к Богу Отцу (Лк. 23: 46). Смерть не властна над Богочеловеком, она не в силах прийти и взять душу Спасителя в свои ледяные объятия. Всесильный Сам изволяет принять кончину. Господь являет любовь к человеку до Собственной смерти. При этом в лице Христа дух человека впервые, разлучаясь с телом, предается не властителю ада, а Небесному Отцу.
Завершается Крестный подвиг. Спаситель, «преклонив главу, предал дух» (Ин. 19: 30). Господь претерпел реальную физическую смерть. Его пречистая душа разлучается с телом. Природа, ощущая совершившееся, состраждет смерти Господа сильнейшим землетрясением. Что-то необычное воцаряется в мире, так что «весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» (Лк. 28: 48).
Быстрая смерть Христа вызвала у властей удивление, и один из воинов, желая, видимо, удостовериться в происшедшем, пронзил тело Господа копьем. Из раны истекли кровь и вода. Апостол Иоанн, как непосредственный свидетель, специально указывает на данный факт (Ин. 19: 31-37).
Близкие Спасителю люди просили отдать им Тело Господа для погребения. Им позволили: святое Тело было умащено ароматный, составом из смирны и алоя, обернуто плащаницей (погребальный полотном) и положено недалеко в саду, в пещере, высеченной в скале Огромный камень закрыл вход в пещеру.
Иудейские власти, остерегаясь похищения тела, наложили на камень печать и установили возле пещеры пост охраны.
Туринская плащаница
(В данном случае мы опираемся на сведения священника Глеба Каледы, который суммировал и обобщил различные научные данные о Туринской плащанице.)
В итальянском городе Турине в соборе святого Иоанна Крестителе хранится большое полотно длиной 4,3 метра, шириной 1,1 метра. Полотно древнее, на его желтовато-белом фоне выделяются пятна коричневых тонов. Издали в них можно распознать очертания человеческой фигуры и мужского лица с бородой и длинными волосами Согласно свидетельству церковного предания и выводам большинства научных исследователей, это та самая Плащаница, в которую были обернуто тело Христа при погребении.
История не оставила точных сведений о Плащанице в первые три века. Христианство тогда подвергалось гонениям, святыни и предметы христианского культа уничтожались, о Плащанице не могли говорить открыто. Но нельзя сказать, что Плащаница оставалась без внимания со стороны последователей Христа. Она передавалась от Ученика к ученику. Когда же христианство восторжествовало в IV веке появляются многочисленные сведения о Плащанице. Мы остановимся! на некоторых.
К V веку святыня была перенесена из Палестины в Византию. Известно, что в 436 году сестра императора Феодосия II святая Пульхерия поместила Плащаницу в храм Пресвятой Богородицы во Влахерне близ Константинополя. Но в VII веке святыня возвращена в Иерусалим, так как столица Византии была охвачена иконоборчеством, при котором уничтожались любые священные изображения. В 640 году Арнульф, епископ Галльский, описывая свое паломничество в Иерусалим, упоминал Плащаницу и указывал ее точные размеры. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин отзывался о Плащанице как об одном из предметов христианского поклонения. В начале IX века о пребывании святыни в Иерусалиме свидетельствовал Епифаний Монако.
В конце XI века сведения о Плащанице вновь идут из Константинополя. Император Алексий Комнин в письме к Роберту Фландрскому упоминает, что «среди наидрагоценнейших реликвий Спасителя у него находятся Похоронные Полотна, найденные в гробу после Воскресения». Настоятель Исландского монастыря Николай Самундарсен в своем «Каталоге Царьградских Реликвий» за 1137 год упоминает об «окровавленной Плащанице Христовой». Епископ Вильгельм Тирский сообщает, что в 1171 году император Мануил Комнин показывал ему и Иерусалимскому королю Аморину I святую Плащаницу Христа, хранившуюся тогда в базилике Буклеона в Константинополе.
Сохранилось достаточно ценное свидетельство Николая Мазарита, спасшего Плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 году: «Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и еще благоухают помазанием; они воспротивились разложению потому, что закрывали и одевали нагое, миррой осыпанное, Тело Бесконечного в смерти». Мазарит поразился тем, что Христос изображен на Плащанице нагим, подобной вольности не допустил бы никакой христианский художник.
Плащаница исчезает из Константинополя во время взятия города крестоносцами в 1204 году. Летописец IV Крестового похода (около 1202 года) Роберт де Клари так отзывается о святыне: «Среди других был монастырь, известный под именем Пресвятой Девы Марии Влахернской, где хранилась Плащаница, которой наш Господь был обернут. Каждую пятницу эта Плащаница была выносима и поднималась для поклонения так хорошо, что было возможно виден лик нашего Господа. И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой Плащаницей после разгрома и расхищения города».
Данное свидетельство не поставило точку в истории Плащаницы. В XIV веке Плащаница находится под Парижем в местечке Лирев у графа Жоффруа де Шарни. Затем она оказывается в руках Савойской династии и хранится в специально для нее построенном храме в городе Шамбери. Трижды святая Плащаница горела и сохранялась чудом — на ней остались следы этих пожаров, в том числе следы капель расплавленного серебра, прожигавших ткань (святыня часто хранилась в серебряном ковчеге). В 1508 году перед толпами народа Плащаницу долго кипятили в масле, мыли, много терли, чтобы доказать ее нерукотворность. И действительно, изображение не было уничтожено. С 1578 года Плащаница находится в городе Турине.
Человечество не обратило бы столь пристального внимания на данную святыню, если бы в 1898 году не произошло одно удивительное событие. В Париже проходила Международная выставка религиозного искусства. В экспозиции была представлена и Плащаница как плохо сохранившееся произведение древних христианских художников. Перед самым закрытием выставки Плащаницу решили сфотографировать. Археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка, а вечером решил их проявить.
Один снимок оказался испорченным, а негатив другого снимка, размером 60 х 50 сантиметров, представил удивительную картину Секондо Пиа увидел позитивный фотографический портрет Христа неземной красоты и благородства. «Святая Плащаница Христова. – размышлял он, — сама каким-то невообразимым образом представляет собою фотографически точный негатив; да еще с огромный духовным содержанием! Этой святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу гораздо больше тысячи лет. А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего лишь 69 лет!.. Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господи», кроется необъяснимое чудо».
Десятки лет были положены на изучение Туринской плащаницы. Ее снимали в различных лучах спектра от рентгеновского до инфракрасного излучения. Над ней трудились физики, химики, ботаники, палеоботаники, анатомы, врачи, судебно-медицинские эксперты, криминалисты, искусствоведы, археологи, историки, нумизматы. Созывались специальные конгрессы. Множество ученых, благодаря данным исследованиям, обратились к вере в Бога. И всеобщим научным убеждением стало то, что Туринская плащаница несет на себе признаки глубокой древности, а изображение Спасителя на ней не является произведением художника, то есть оно — нерукотворно.
«Всякий, кто знаком с ликом, отпечатавшимся на Плащанице, не может не задуматься над этим явлением. Умершее лицо Того, Кто был в этой пелене и Чей образ отпечатался на ней, — одновременно и мертвое, и живое. Оно не просто мертво, оно "не спит вечным сном: оно мертво в результате страшных страданий; оно изуродовано, избито, покрыто каплями крови, текущими из-под волос; оно — незабываемо в своих мучениях, следы которых покрывают все тело и спереди, и сзади. И одновременно этот лик источает удивительный мир и покой. Лицо Обвитого пеленой "спит" в тихом сиянии любви, точно всех этих столь ясно видимых жутких страданий и не было. В этом смысле здесь наблюдается полное внутреннее противоречие, в котором одновременно присутствуют и смерть, и жизнь!». Епископ Василий (Родзянко).
Материя Плащаницы представляет из себя льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1. Такая ткань, получившая название «дамаск», изготовлялась на Ближнем Востоке, например в Сирии, со II века до Р. X. по конец I века по Р. X. В более ранние или поздние времена подобные ткани неизвестны. Ткань «дамаск» была весьма дорогой, и то, что именно она использовалась для Плащаницы, вполне согласуется с повествованием Евангелия о состоятельности Иосифа из Аримафеи, решившего погребсти Тело Христа (Мф. 27: 57-60).
На Плащанице сохранились отпечатки двух монет, которыми, согласно древнему обычаю, были покрыты глаза Претерпевшего смерть. Знаменательно, что данные монеты оказались крайне редкими, они чеканились только около 30 года по Р. X. Здесь надпись «император Тиберий» сделана с ошибкой. В различных коллекциях было обнаружено еще пять подобных монет.
Пыльца, собранная с ткани Плащаницы, подтверждает пребывание Полотна в Палестине и последующие переносы его в Византию и Европу. На Плащанице совершенно отсутствуют следы красок связанных с изображением. К тому же пропорции изображения идут вразрез с правилами средневекового искусства. Тело запечатлено слишком реально — в этом плане Плащаница уникальна.
Изображение на Полотне является негативом, причем идеально правильным по тонам в зависимости от расстояния и т. п. Спина и средняя часть Тела настолько симметричны и правильно совпадаю! что становится ясно: это отпечаток одного Тела, одновременно полученный.
Наконец, само изображение на Туринской плащанице полностью соответствует евангельскому повествованию о страдания крестной смерти и погребении Христа, а порой дополняет и уточняет это повествование. По заключению судебно-медицинских экспертиз, на теле Умершего было множество прижизненных кровоточащих ран от тернового венца, от избиения бичами и палкой. Терновый венец представлял из себя не один ободок из колючи терний, но сплошную шапку, покрывавшую своими шипами голову Спасителя. Христа били палками по голове, перебили переносицу. Били Господа и бичами. Его привязали за вздернутые руки к столбу и били сначала по спине, а затем по груди и животу. Удалось установить, что бичевали два воина: один высокого, другой более низкого роста. Бичи имели по пять концов, в которых были зашиты грузила: так плети крепко охватывали тело, а одергиваясь, рвали кожный покров.
Плащаница запечатлела на правом плече Спасителя глубокий след от тяжелого бруса Креста, который Он нес к месту казни. Господь неоднократно падал под тяжестью ноши — так было разбито колено, а тяжелая балка Креста ударяла Спасителя по спине и ногам.
Гвозди были вбиты не в ладони, как обычно изображается в религиозной живописи, а в запястья. Стоит заметить, что след от гвоздей на Плащанице точно соответствует форме и размерам гвоздя, хранящегося в церкви Святого Креста в Риме, как одного из тех гвоздей которыми был распят Христос.
Туринская Плащаница отражает посмертные излияния от прободения копьем, которое, по мнению врачей, пронзило плевру, легкое и повредило сердце. Есть следы излияния Крови в момент снятия с Креста и положения Тела Господа на Плащаницу.
Но помимо этих свидетельств, поражающих умы ученых, есть еще одно, буквально потрясающее душу каждого, кто серьезно углубился в изучение Плащаницы. Все исследования сводятся к тому что Христос через некоторое время буквально прошел сквозь Плащаницу, не разворачивая ее!
Судебные эксперты-медики остановились перед ясным выводом: посмертный процесс прекратился менее чем через 40 часов, иначе все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости. Более того, Тело Распятого отделилось от всех кровяных сгустков, затвердений сукровицы и околосердечной жидкости, не потревожив ни одного из них. Но каждому известно, что отделение ткани от присохшей раны крайне затруднительно. Само запечатление Тела Господа на материи совершилось каким-то сверхъестественным, чудесным способом, сопровождавшимся озарением ярчайшего света, исшедшим от Тела в еще завернутой ткани.
Каким же образом Тело Христа исчезло из Плащаницы без ее разворачивания, без отрыва множества ран от ткани и с оставлением образа Своих страданий за грехи людей на материи?