Приветствую Вас ГостьСреда, 08.05.2024, 14:51

Свт.НиколайНикольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Кто венец творения (окончание)

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

<<< Начало

Исключительность человека

Исключительность и важное преимущество человека состоят в том, что его душа бессмертна. Однако каждый ли из людей смог оценить, насколько это великий дар?

По крайней мере, этот дар заставил глубоко задуматься русалочку из известной вам сказки.

«Если люди не тонут, — спрашивала русалочка, — то они живут вечно, не умирают, как мы?

— Ну что ты! — отвечала старуха. — Они тоже умирают, их век даже короче нашего. Мы живем триста лет, но, когда нам приходит конец, нас не хоронят среди близких, у нас нет даже могил, мы просто превращаемся в морскую пену. Нам не дано бессмертной души, и мы никогда не воскресаем: мы — как тростник: вырвешь его с корнем, и он не зазеленеет вновь! У людей, напротив, есть бессмертная душа, которая живет вечно даже и после того, как тело превращается в прах; она улетает на небо, прямо к мерцающим звездам! Как мы можем подняться со дна морского и увидать землю, где живут люди, так и они могут подняться после смерти в неведомые блаженные страны, которых нам не видать никогда!»

Сколько пришлось русалочке испытать, чтобы достичь этого дара! А нам этот дар уже дан.

Если материалист Бюхнер утешал своих последователей тем, что после смерти они превратятся в космическую пыль, то христианство утверждает: душа — невещественна и поэтому не может, подобно телу, разлагаться на стихии.

«Люди не для того сотворены, — писал святитель Иннокентий Московский, — чтобы жить только здесь, на земле, подобно животным, которые по смерти своей исчезают, но для того единственно, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, но жить вечно».

Душа способна существовать сама по себе, без тела. Тогда она продолжает обладать сознанием, в ней также действуют ум, чувство и воля.

У известного архимандрита Кронида, который являлся последним наместником Троице-Сергиевой Лавры при ее закрытии (1929 год), был брат, священник Лука. Как-то раз, поздно вечером, отец Лука за чтением газеты заснул и не потушил стеариновой свечи на столе. Супруга его тогда тоже уже легла спать. Вдруг в первом часу ночи она ясно слышит голос, торопливо и настойчиво будивший ее: «Маня, Маня!» Когда она проснулась, то увидела свою покойную мать, которая стояла, осиянная каким-то неземным светом, и, показывая настойчиво жестами на дверь кабинета, повторила ей несколько раз: «Спеши, спеши». «Тогда я, — рассказывала супруга отца Луки, — моментально поднялась с постели, накинула на себя капот и кинулась к двери кабинета. Когда я вошла, то увидела, что Лука Петрович, склонившись в кресле, дремал, а газета, которую он читал, лежала откинутой на столе, где стояла спиртовая лампа "молния". Тут же на столе была и свечка. Газета уже начала тлеть. Еще момент — и она бы вспыхнула. Тогда спирт в лампе, в свою очередь, мог загореться и начался бы ужаснейший пожар, от которого едва ли бы спасся отец Лука. Да и всему дому грозила великая опасность. Я мгновенно погасила свечу». Так душа давно умершего человека помогла живым.

Когда душа соединена с телом, то все равно она имеет свою собственную разумную жизнь, четко отличающуюся от жизни тела. Ведь для возникновения в людях мыслей, чувств и желаний вовсе не обязательна телесная деятельность.

Приведем еще один случай. В начале двадцатого столетия в городе Москве жил известный профессор хирург Владимир Николаевич Розанов. Прием больных был у него на дому. После выхода очередного больного в кабинет к нему вошла девочка десяти-двенадцати лет в розовом платьице, с бантом на голове.

— Доктор, — обратилась она к профессору, — с моей мамой очень плохо, она нуждается в немедленной помощи. Я очень прошу вас сейчас же прийти... — и сообщила свой адрес.

Владимир Николаевич был удивлен и необычайным нарядом девочки, и той настойчивостью, с которой она просила. Он обещал прийти, и девочка удалилась. Выйдя из кабинета, он сказал ожидавшим его больным, чтобы они подождали его, так как ему срочно надо идти к матери той девочки, которая только что была у него.

  Какая девочка? — удивились больные. — Никто не входил и не выходил из вашего кабинета, и мы удивлялись, с кем это вы разговаривали.

Розанов был удивлен этим и поспешил по адресу, сообщенному девочкой. В квартире он застал смятение.

  Доктор, как хорошо, что вы пришли. Кто вам сообщил, что вы нам так нужны? — удивились обитатели квартиры.

Они провели его в зал, где находилась женщина в глубоком обмороке, почти без признаков жизни. А на столе лежала покойница — девочка в розовом платьице, с бантом в волосах, с которой Владимир Николаевич только что разговаривал в своем кабинете.

Очевидно, горе матери и ее тяжелое положение так волновали душу почившей, что по благодати Божией ей была дарована чудесная возможность — вызвать к матери доктора.

А теперь мы поговорим об одном из важнейших для нас проявлений жизни души: о совести.

О совести 

Некая женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь. Теперь она пришла домой с чувством облегчения.

Каждый из вас знаком со своим внутренним голосом, который то упрекает и гнетет, то поощряет и радует. Этот голос называется совестью.

Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель.
О совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья!

Так писал поэт-философ Василий Андреевич Жуковский.

Совесть - это врожденное нравственное чувство различения добра и зла. Она вложена в человека Создателем и поэтому часто называется голосом Божиим в человеке.

Старец Паисий Афонский (|1994) говорил: «Совесть является первым законом Божиим, который Он начертал глубоко в сердце первозданных людей и который впоследствии каждый из нас, рождаясь, получает от своих родителей как ксерокопию».

Совесть действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития. Даже самые дикие племена стоят столь же высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Потому-то люди понимают необходимость повиноваться общественным законам, что в их душах изначально вложено чувство уважения к нравственному закону, в нем видится нечто обязательное.

Ф. М. Достоевский писал: «Пяти-шестилетний ребенок знает иногда о Боге или о добре и зле такие удивительные вещи и такой неожиданной глубины, что поневоле заключишь, что этому младенцу даны природою какие-нибудь другие средства приобретения знаний, не только нам неизвестные, но которые мы, даже на основании педагогики, должны бы были почти отвергнуть».

Часто совесть заставляет человека поступать вопреки его выгоде или удовольствию. Философ Сократ рассказывал о внутреннем голосе, который звучал в его душе в ответственные моменты жизни. Этот голос всегда предупреждал, чего не следует делать.

Как невозможно убедить себя, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы отдохнувшие, когда мы устали, так невозможно убедить себя, что мы поступили хорошо, когда совесть изобличает дурное.

Но теперь представьте, что вы о чем-то просите друга, а он не хочет вам ответить. Со временем вы перестанете его просить. Так и голос совести, если к ней не прислушиваться, взывает к человеку все реже и реже. Однако молчание внутреннего голоса не означает, что он вовсе умер. В жизни иногда наступает момент, когда этот голос вдруг пробуждается и с новой силой подсказывает, что добро, а что зло. Так что абсолютно бессовестных людей не бывает!

Наличие совести в душе указывает, что человек имеет в себе образ Божий.

Образ Божий

В этом — уникальность каждого человека. Мы единственные из всего творения наделены такими качествами, которые отличают нас от остального мира и делают «похожими» на Бога.

...Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Г. Державин, ода «Бог»

Что же есть образ Божий в человеке? Наверное, вы удивитесь, услышав, что образ Божий невозможно постигнуть во всей полноте. Почему невозможно? Потому что непостижим Сам Господь. Бог невыразим человеческим словом, по отношению к Нему нельзя предложить исчерпывающего определения. А если Бог непостижим, то как можно постигнуть Его образ?

Действительно, образ Божий невозможно полностью описать, представить в виде четкого понятия. Но нам дозволено рассуждать о некоторых чертах образа Божия, причем в той мере, в какой открыты свойства Божий.

Здесь нам будет полезно вспомнить имена и свойства Создателя. 

Черты образа Божия

Бог есть Высшая Личность, и поэтому человек, созданный по образу Божию, есть личность, переживающая, осознающая свое глубинное личностное «я». Бог есть чистейший Дух, — и человек наделен невещественной душой, а тело есть жилище, орган души и в некоторой степени ее внешнее отображение.

Бог вечен и бессмертен, Он не стеснен рамками времени. И человеческая душа наделена бессмертием. Она неспособна совсем исчезнуть, разложиться на составляющие стихии.

Бог абсолютно свободен в Своих действиях. И человек обладает свободной волей, которая способна влиять даже на нашу вечную участь. Сам Господь не переступает через произволение человека.

Бог есть Премудрость. И поэтому человек как образ Божий наделен удивительным разумом, способным проникать вглубь вещей и объяснять их внутренний смысл.

Бог всемогущ. Он — Царь и Владыка вселенной. И человек изначально был поставлен владыкой на земле. Мы даже сейчас овладеваем тайнами природы, покоряем воздух и другие стихии.

Бог вездесущ — и человеческая мысль способна в мгновение переноситься в отдаленные концы земли.

Бог всеведущ — и ум человека охватывает массы, знаний, хранит их в своей памяти.

Бог в высшей степени благ, Он не оставляет человека Своей любовью. И человеческая душа, порой неосознанно, ищет Бога как что-то родственное, стремится к Нему, жаждет единения с Ним.

Зависит пи образ Божий от нашей жизни?

Черты образа Божия заложены в самом естестве человека. Они принадлежат нам помимо нашего желания, выбора или труда. Впрочем, вы знаете, что можно иметь красивое ожерелье, но содержать его в такой грязи, что все будут только брезговать. В зависимости от жизни человека образ Божий либо сияет в нем, как восходящее солнце, либо меркнет, как гаснущий день. Но каков бы ни был человек, черты образа Божия останутся в нем навеки. Даже в аду (место удаленности от Бога) они не покинут грешника, доставляя тем большие мучения, что человек создан по образу Божию, а оказался там, где общения с Богом нет.

Один мальчик плюнул на изображение Ленина на звезде октябрят. Это увидел священник и сказал:

— Что ты делаешь?

— Я поступил так, — ответил мальчик, — потому что он был безбожником.

— Да, дела его были неправильные, — сказал священник. — Но и он наделен образом Божиим, и его Господь призывал ко спасению. Поэтому плевать на его изображение ты не должен.

В том и заключается одна из основных задач жизни человека, чтобы хранить в себе образ Божий в чистоте и светлости. Наша свобода, бессмертие, все качества и способности естества должны быть направлены не на зло, но на то, что в действительности родственно человеку — на уподобление Богу.

Уподобление Богу

В Священном Писании говорится о совете Святой Троицы: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Когда же творение человека приходит в действие, сказано: «По образу Божию сотворил его» (Быт. 1: 26-27).

Образ Божий дарован каждому вместе с самим бытием, но подобие Богу возможно только при личном подвиге. Уподобление Господу совершается в непрестанном труде над собой, в нравственном возрастании. Подобие Бога в человеке - это насколько Сам Бог - Высшее Добро, Любовь и Святость видны в человеке.

Если образ Божий есть бескорыстный небесный дар человеку, то подобие — духовное созидание человека, совершаемое совместным действием Бога и человека. Это труд над тем, чтобы дар Божий сиял как можно светлее.

Просияние в человеке образа Божия и есть богоподобие.

Святитель Василий Великий так рассуждает об этом:

«"По образу" я обладаю бытием существа разумного, "по подобию" же я делаюсь, становясь христианином...

Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же, как Бог относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу...

Что такое христианство?

Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа».

А теперь обратим взор в самую глубь веков и зададимся вопросом: каким был человек сначала?

Каким был человек сначала? 

Нам сейчас трудно представить состояние, в котором находились первозданные люди, когда вышли из рук Творца. Современный человек смотрит на все сквозь покров собственной испорченности. А первые люди с появлением на свет отличались непорочностью, чистотой, безгрешностью, святостью. В них не было и тени греха или малейшего противления добру. Совесть их была спокойна, душа не испытывала волнений, они ничего не боялись.

Ум первозданного человека легко усваивал как высшие духовные истины, так и знания о материальных предметах. Бог привел к Адаму всех животных, «чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2: 19-20). Что это значило? То, что Адам постигал самую суть, смысл всего живого и вообще мироздания, проникал в их тайну, мог выразить эту тайну словом. Наречение имен животным показывает, что человек познавал глубину вещей и их отличительные свойства. Впрочем, ум человека был и тогда ограничен, тем более не искушен опытом жизни. Ему следовало развиваться и совершенствоваться.

Каким было сердце первозданных людей? Оно изначально являлось обителью доброты, любви, самых светлых и теплых чувств. Сердце не знало порочных движений и беспорядочных чувств.

В человеке полностью отсутствовала плотская похоть — эта ненормально разросшаяся чувственность, враждебная духу. Поэтому «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2: 25). По учению святителя Григория Паламы (XIV век), прародители были облачены в Божественный свет, который окружал их и был лучше царской порфиры.

Воля первых людей обладала полной нравственной свободой, не испытывала никакого гнета. Человек был свободен от мучительного выбора, как поступить, чтобы ему было лучше. Он естественно любил добро и стремился к нему. Его воля находилась в согласии с волей Божией. Но значило ли это, что человек не мог вообще согрешить? Нет. Воля обладала абсолютной свободой. А следование за Богом всегда предполагает добровольность.

Наконец, тело первозданных людей не имело порока, какого-либо внутреннего или внешнего недостатка. Оно отличалось удивительной красотой, свежестью сил, не испытывало усталости, болезней, страданий. Да, человеческое естество, как сотворенное, само по себе переменчиво, тленно и смертно. Но оно изначально было причастно Божественной благодати, не имело внутреннего расстройства, поэтому не должно было и умирать.

Человек предназначен к бессмертию, а достичь его можно лишь в общении с Источником жизни — Богом.

Близость Творцу 

В том и заключалась основная особенность первых людей, что они находились в непосредственной близости к своему Творцу. Человек в Раю искренно любил Бога. Сам Господь был первым Наставником и Учителем людей. Он являлся им, беседовал и открывал Свою волю. У первозданных людей было совершенное чувство близости Бога. Более того, они сами являлись храмом, обителью Бога, настолько тесно было их общение с Небесным Отцом.

«Человек есть богозданный храм Божества по душе и телу», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов). «Назначение человека — быть сосудом

и орудием Божества». А святой Макарий Великий так изъясняет это: «Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его».

Причастность Богу всем естеством означала состояние глубокой духовной радости, неизреченного мира, удивительного вдохновения, легкости и свободы, всего того, что может называться счастьем или блаженством.

Оказывая любовь и послушание Небесному Отцу, человек сам являлся владыкой видимого мира. Животные не причиняли ему вреда, но слушались, видя в нем своего царя.

Среди самих животных не было вражды, сильные не трогали слабых. Все звери питались лишь травой и растениями.

Природа не возмущалась катаклизмами. Солнце не иссушало лицо земли, отсутствовали морозы. Не было ничего такого, что в настоящее время причиняет страдания и ущерб животному и растительному миру. Везде царили гармония, красота, покой и порядок, так как все мироздание пока существовало в полном согласии с волей Творца.

Назначение же человека заключалось в том, чтобы все более совершенствовать как самого себя, так и подчиненный ему видимый мир, во всем утверждая Царство Божие и прославляя своего Небесного Отца.

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
А. Пушкин

Лишь при этом условии радость и счастье человека могли возрастать непрестанно, а мир приобретать все большую красоту.

О рае

Как дети нуждаются в заботе родителей, так и первые люди нуждались в заботе и попечении о них Творца. Специально для человека Господь создает на земле Раи (в переводе значит «сад») и помещает людей в него, заповедуя возделывать Рай и хранить (Быт. 2: 15).

Что представлял из себя Рай? Это был прекрасный саде деревьями, приятными на вид, чьи плоды были пригодны для питания.

Созерцание его невольно пробуждало в людях чувство радости и возводило их мысль к Художнику мира. В то же время с духовной стороны Рай — это состояние особенной близости Бога к людям.

Повеление Господа возделывать Рай и хранить означало необходимость не только заботиться о прекрасном саде, но, самое главное, хранить и умножать состояние райского богообщения в собственной душе.

В Раю люди имели доступ к дереву жизни, вкушение плодов которого охраняло человека от болезней и смерти.

Древо познания добра и зла 

Для укрепления человека на пути добра Господь произрастил в Раю «древо познания добра и зла» и дал человеку заповедь: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2: 16-17).

Для чего это было нужно?

Человек мог быть бессмертным только в близости Творцу. Общение с Богом возможно только при искренней любви к Нему. А любовь всегда проявляется в радостном исполнении воли того, кого любишь.

В исполнении повеления Божия люди могли реально проявлять свою любовь к Создателю и так совершенствоваться в добре. Представляло ли это для человека чрезмерный труд? Вовсе нет. Ведь первые люди изначально имели глубокое доверие Богу. Они обладали полнотой всяческих благ. И внутри них не находилось потребности вкушать запретный плод.

Но почему это дерево называлось древом познания добра и зла? В этом — глубокий смысл. Само по себе это дерево не могло сообщить знание добра и зла. Ведь человек изначально обладал ясностью душевных чувств, чистотой совести и поэтому различал, в чем добродетель и в чем порок. Но через это дерево человек познал на опыте, какое добро содержится в послушании, а какое зло - в противлении воле Божией.

И не сами плоды дерева были смертоносны. Дерево это, как и прочие, было добро и прекрасно. Смертоносным же являлось непослушание Богу. Итак, повеление не вкушать от дерева познания добра и зла означало испытание человека, насколько он добровольно и искренно любит своего Творца и Бога, в близости Которому заключается вся его вечная жизнь.

Вопросы:

·        Вспомните, в чем заключалась особенность творения человека?

·        На что эта особенность указывает?

·        В чем состоит уникальность человеческой природы?

·        Почему можно утверждать о существовании души, если даже она, по своей природе, невидима?

·        Можете ли вы рассказать о взаимной связи души и тела?

·        Что такое совесть и зачем она нужна?

·        Как вы охарактеризуете образ Божий в человеке?

·

Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz