Приветствую Вас Гость | Суббота, 20.04.2024, 05:52 | ||||||||||||||||
Главная | Регистрация | Вход | RSS | |||||||||||||||||
Никольский храм | |||||||||||||||||
На пути к Богу (окончание)(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)
Кто хочет, чтобы Бога не было Если вы будете беседовать с другими людьми о вере, то заметите, что некоторые словно специально хотят, чтобы Бога не было. Они заранее не расположены ни к каким аргументам. Как будто в их душах навечно воздвигнут бетонный барьер. Отрицание Бога чаще не основывается на доводах разума, а исходит из сердца, далекого от Бога и враждебного Ему. В этом отношении Библия мудро замечает: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Псал. 13: 1). Наверное, первое, что препятствует человеку признать существование Бога, — это гордость. Ведь если есть Бог, то Он — над нами, и, значит, я должен слушаться Его. Но зачем мне кого-то слушаться? Гордый во всем надеется на самого себя, на свои внутренние силы, ему не нужна помощь Божия. Гордый видит одного себя в центре всего бытия. Зачем ему Бог, когда он самого себя считает источником всех своих сил, собственное «я» признает за бога? Я
— бог таинственного мира,
Весь
мир в одних моих мечтах.
Не
сотворю себе кумира
Ни
на земле, ни в небесах...
Ф.
Сологуб
Вторая причина, по которой люди отвергают веру в Бога, — это полное погружение в суету земной жизни, в обыденность. Человек занят только материальным: добычей пищи, заработком денег, развлечениями — ему некогда обратить взор к Небу. Как
землю нам больше небес не любить?
Нам
небесное счастье темно;
Хоть
счастье земное и меньше в сто раз,
Но
мы знаем, какое оно. — писал Лермонтов в стихотворении «Земля и небо». Кто долго находится в замкнутом, сумрачном помещении, тот отвыкает от света, его зрение притупляется, становится неспособным смотреть вдаль. Так и замкнутость на одних земных интересах убивает в душе стремление к Богу, вера для такого бывает чем-то чрезмерно далеким. И, наконец, третье, самое распространенное, что препятствует обращению к Богу, это постоянные грехи и пороки. Человек, погруженный в греховные страсти, непрестанно убеждает себя, что вечности не существует. И даже при обличениях совести порочному выгоднее думать, что Бога нет. Такое мнение вполне удовлетворяет его состоянию. «Будем есть и пить, ибо завтра умрем», — девиз всех преданных грехам и порокам. Зачем им Бог, если вся их жизнь идет вразрез с Его существованием. Людям, преданным порочным страстям, хочется, чтобы Бога не было, и они внушают это другим. Но от такого внушения Сам Бог не перестает существовать. Архиепископ Иоанн (Шаховской) писал: «Всякий человек стоит пред Богом всю свою жизнь, хочет он этого или не хочет. Солнце не спрашивает об отношении к нему. Оно озаряет и согревает мир. Но сады, не напоенные водою, сожигаются солнцем, и спрятавшиеся в темный подвал своего неверия люди остаются во тьме». Есть еще один очень важный момент, который необходимо учесть. Знаменитый энциклопедист и атеист XVIII века Дидро в письме к Вольтеру признавался: «Туман, который помрачает во мне сознание бытия Божия, возникает обыкновенно в ночное время, а восход солнца всегда разгоняет его». Итак, существует некая темная, невидимая сила, которая не желает, чтобы человек общался с Богом. Эта сила вполне реальная. Она тоже хочет, чтобы Бога не было. И если человек отказывается от близости к своему Создателю, — есть реальная опасность, что он попадет под власть этой тьмы. Открыть себя свету Создателя «О, Неведомое, Таинственное Существо! О, Великое и Непостижимое! Верховный Виновник всей стройности и красоты. Кто же и что же такое Ты, если дела Твои столь велики? Жалки человеческие существа, эти ничтожные муравьи, копошащиеся на поверхности их ничтожной планеты и уверенные, что знают Тебя, о, Всевышний! И какое имя дать тем, кто отрицает Тебя, кто не живет мыслью о Тебе, кто никогда не чувствовал Твоего присутствия, Отец всей природы! Я с любовью преклоняюсь пред Тобой, о Божественное Начало; но я так ничтожен, что не смею думать, чтобы я мог быть услышан Тобою. Но Ты слышишь меня, Создатель, Ты, дающий красоту и благоухание полевому цветочку, внимаешь и мне. Голос океана не может заглушить для Тебя моего лепета, и.моя мысль доходит до Тебя в этой общей молитве» — так восклицал знаменитый французский астроном Камиль Фламмарион (1842-1925). Можно ли логически объяснить любовь к другому человеку и веру в него? Так и веру в Бога невозможно объяснить логически. Творца не познать одним холодным рассудком. Он Сам открывается сердцу, — но только живому, чистому. Сколько людей, столько бывает и путей к Богу. Кто-то обращается к вере посредством изучения природы. Кого-то зажигает пример искренно верующего человека или его так с детства воспитывали родители. Некоторых Создатель привлекает к Себе посредством явных чудес: человеку грозила смерть, неминуемая беда, неизлечимая болезнь, и вдруг, после обращения к Богу, все благополучно разрешилось. В этом случае точно дается знать, что помощь принес именно Всевышний. Владимир Губанов, автор-составитель нескольких книг, приводит в одной из них следующий реальный, но необыкновенный случай: «"Бог все-таки есть", — часто говорил вслух седоватый старик, высокорослый, согбенный, с выразительными чертами лица. Его звали Феодор Михайлович Махов. В то время во всех школах и институтах учили, что Бога нет, а верующих считали отсталыми или сумасшедшими. Уверился же Феодор Махов в существовании Бога после того, как был спасен из воды. Однажды он шел домой по льду по речке Пехорке в Подмосковье. Был поздний вечер, темно, дороги не видно. Где-то на середине реки он попал в прорубь. Река в этом месте была глубока, так что летом не каждый ныряльщик до дна достанет. Очутившись под водой, в одежде, он стал тонуть. Подо льдом полный мрак, Феодор стал, как мог, барахтаться. Через несколько секунд он всплыл, но не попал головой в прорубь, а ударился голым теменем об лед. И вот тут он стал действительно тонуть, потому что не знал, куда всплывать, и был в ужасе. Опускаясь на дно, Феодор изо всей мочи воззвал: — Боже, если Ты есть, спаси меня, помоги! Он молился не словами, так как воздуха не было, а умом, — всем своим нутром кричал вверх. В тот же миг вода подо льдом осветилась. "Я не видел никого, только свет был, как утром, — объяснял он потом. — Свет приблизился ко мне. И какая-то сила взяла меня как бы за волосы и потащила вверх. Не знаю как, но меня вытолкнуло на край льда. Кто-то помог мне выбраться. Наверно, Бог или ангел достал меня из-подо льда... Я сначала пополз едва, потом поднялся на ноги и пошел. Пальто от воды тяжелое, ледяное. Не успел замерзнуть, как дошел домой... Да, кто что ни говори, а Бог все-таки есть. А иначе б не было меня"». Бывает же, без видимых чудес, в глубоких страданиях, душа вдруг ощущает близость Бога, чувствует в Нем все свое спасение. Именно в страданиях люди чаще всего приходят к Богу. Об этом прекрасно сказал поэт Аполлон Майков: Не
говори, что нет спасенья,
Что
ты в печалях изнемог:
Чем
ночь темней, тем ярче звезды,
Чем
глубже скорбь, тем ближе Бог... Но какими бы судьбами человек ни обращался к Богу, всегда его вера — это не просто признание Бога умом, но стремление к Нему самым сердцем. «Как глаза видят предметы чувственные, так вера духовными очами взирает на сокровенное», — говорил святой монах-подвижник Исаак Сирин (VII век по Р. X.). Вера есть путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Создатель призывает человека к Себе, дает ему неизъяснимое предощущение Своего присутствия. Бывает, человек ощущает какой-то внутренний зов, необходимость поиска, неудовлетворенность обыденной жизнью. И явление веры в душе есть ответ на зов Божий. Вера подобна нити Ариадны, которая выведет из любого лабиринта проблем. О,
вера чудная святая,
Ты
чудоточная струя,
Ты
дверь души в обитель рая,
Ты
жизни будущей заря!
Гори
во мне, светильник веры,
Гори
ясней, не угасай,
Будь
мне повсюду спутник верный
И
жизни путь мне просвещай!
К.
Р. (великий князь Константин Романов (1852-1915) Сердце ощущает, что в Боге для него есть что-то близкое, доброе, родное. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Псал. 41: 2), — восклицал царь Давид. При одной лишь мысли о Всевышнем душа испытывает особое состояние благоговения, она чувствует нечто священное, теплое, светлое. Как при воспоминании светлых, беззаботных дней детства, душа словно просыпается, в ней рождается желание вернуть утерянную с годами радость жизни, так при вере в Бога человек вновь находит ее. Верующий ощущает точно, что Всевышний видит глубины наших мыслей, Он рядом с каждым из нас, от Него ничего не скроешь. И в то же время Сам Бог невыразим никаким человеческим словом, Его невозможно представить в каком-либо виде и образе. Бог есть Личность, Творец вселенной, ее Жизнь и Свет, Он — сама Любовь ко всему существующему. Творец не смешивается с природой — и вместе безграничен, потому что нематериален. Бог вечен и бессмертен. Еще не было человека, земли, всего мира и самого времени, а Творец был всегда. Для Него нет ни прошедшего, ни будущего. Для Бога — всегда настоящее, пред Ним вся человеческая история как на ладони. Та гармония, красота, добро, истина, которые воспевают поэты, певцы и композиторы, изображают художники и писатели, есть лишь слабое ощущение высшей гармонии, красоты, добра, истины, обретаемых в Боге. Один из ученых древности заметил: «Бог есть высшее Начало и Благость. Он превыше всякой природы. К Нему все стремится так естественно, как растение поворачивается к солнцу, чтобы жить». Что воздух значит для легких, то и Господь для души, для всей человеческой жизни. Нужно ли объяснять, почему ребенок тянется к своей матери? Это понятно само собой, по самой природе вещей: жизнь ребенка, пусть он еще не понимает этого, наитеснейшим образом связана с заботой о нем его матери. Так и Создатель невидимо, а иногда и явно, заботится о нас, даже если мы этого не понимаем, не видим или не хотим признать. В летнее раннее и ясное утро на лугу вы увидите много росинок, а в каждой росинке будет видно отраженное солнце. Как бы ни была росинка мала и незначительна, она вмещает в себя отблеск целого солнца. Так весь мир и каждый человек в отдельности содержат в себе отблески заботы Божией о нас. Душа чувствует: есть Господь Бог, Который дал мне жизнь, дал для счастья и вечности. И если я делаю зло, то это мучает мою душу, которой по самой природе более приятно тянуться к Богу. Ведь от Бога — всякое добро. «Всякий человек, кто бы он ни был, желает и ищет себе благополучия и счастья. Желать себе добра и искать благополучия или блаженства есть врожденное чувство человека, и потому это не есть грех или порок. Но надобно знать, что здесь, собственно, на земле, не находилось, не находится и никогда не найдется истинного и совершенного счастья и благополучия, ибо все наше благополучие и блаженство находится только в Боге: никто и никогда без Бога или вне Бога не найдет истинного счастья и совершенного благополучия» (святитель Иннокентий Московский). РАСКАЯНИЕ КОМСОМОЛЬЦА-БЕЗБОЖНИКА Из воспоминаний княгини Н. В. Урусовой С детства у меня была близкая подруга Н. Б. Она была немного старше меня и вышла замуж на два года раньше. В первый же год у нее родился сын Владимир. С самого рождения мальчик удивлял своими большими, черными, как бы грустными глазами и необыкновенно смирным характером. На второй год родился у нее сын Борис, тоже удивлявший всех с первого дня появления на свет, но, наоборот, чрезвычайно беспокойным характером и живостью. Владимир все классы прошел первым учеником. По окончании Московского университета он поступил в Духовную академию и был посвящен во диакона, а затем во священника в 1917 году. Владимир вступил на путь, к которому стремился и был избран Богом с рождения. С самого начала стал пользоваться уважением и любовью прихода. В 1924 году он и его родители были высланы в Тверь без права покидать город. Они должны были постоянно находиться под надзором ГПУ (Главного политического управления). В 1930 году Владимир был арестован и расстрелян в Москве. Другой брат — Борис, когда началось брожение революции, поддался пропаганде, вступил в комсомол, а затем, к великому горю родителей, стал членом Союза безбожников. Отец Владимир при жизни старался вернуть его к Богу. Умолял одуматься и, вероятно, много молился о душе брата, но не обратил его. В 1928 году Борис стал председателем Союза безбожников в городе Петропавловске в Казахстане, куда уехал, женившись на девушке-комсомолке, тоже безбожнице. В 1935 году я приезжала на несколько дней в Москву, где случайно встретила Бориса. Он радостно бросился ко мне со словами: «Господь по молитвам брата отца Владимира на небесах вернул меня к Себе». Вот что он мне рассказал: — Когда мы венчались (что было сделано по настоянию родителей), то мать моей невесты благословила ее образом «Нерукотворного Спаса» и сказала: «Только дай мне слово, что вы его не бросите; пусть он сейчас не нужен вам, только не бросайте». Он действительно не был нам нужен и лежал в сарае, в сундуке с ненужным хламом. Через год у нас родился мальчик. Мы оба очень хотели иметь ребенка и были очень счастливы, но ребенок родился больной и слабенький, с туберкулезом позвоночника. Средства мы сумели сохранить кое-какие и не жалели денег на врачей. Все они говорили, что в лучшем случае, при хорошем уходе и лежа всегда в гипсовом корсете, мальчик может дожить до шестилетнего возраста. Тут мы уехали в Казахстан, надеясь на лучший климат. И там я был председателем Союза безбожников и гнал Церковь. Ребенку уже пять лет. Здоровье все хуже и хуже. До нас дошел слух, что в Петропавловске находится в ссылке знаменитый профессор по детским болезням. От нашего селения нужно было ехать 25 верст на лошадях до ближайшей станции. На Петропавловск всего один поезд в сутки. Ребенку совсем плохо, и я решил поехать и пригласить профессора к нам. Когда я подбежал к станции, то поезд на моих глазах ушел. Я опоздал на несколько минут. Что было делать? Оставаться на сутки и ждать, а там жена одна, и вдруг ребенок умрет без меня? Подумал и повернул обратно. Приезжаю и застаю следующее: мать, рыдая, стоит на коленях у кроватки, обняв уже холодеющие ножки мальчика... Местный фельдшер только что ушел, сказав, что это последние минуты. Я сел за стол против окна, обхватил голову руками и предался отчаянию. И вдруг вижу, как наяву, что отворяются двери сарая и из них выходит покойный брат — отец Владимир. Он держит в руках лицом от себя наш образ Спасителя. Я обомлел: вижу, как он идет, как на ветру развеваются его длинные русые волосы, слышу, как он открывает входную дверь, шаги его слышу. Я весь остолбенел и похолодел, как мрамор. Он входит в комнату, приближается ко мне, молча передает мне образ в руки и исчезает. Я не могу передать словами, что испытал, но я бросился в сарай, отыскал в сундуке образ и положил его на ребенка. Утром он был совершенно здоров. Приглашенные лечившие его врачи только руками разводили. Сняли гипс. Следов туберкулеза нет. Тут я все понял. Я понял, что есть Бог, понял молитвы брата! Я немедленно заявил о своем выходе из Союза безбожников и не скрывал происшедшего со мной чуда. Везде и всюду я возвещаю о случившемся со мной и призываю к вере в Бога. Не откладывая, мы уехали под Москву к моим родителям, где они поселились после окончания срока ссылки. Окрестили сына, дав ему имя Георгий. Я простилась с Борисом и больше его не видела. Когда вновь приехала в Москву в 1937 году, то узнала, что после крещения сына он с женой и ребенком уехал в Кисловодск на Кавказ. Борис везде открыто говорил о своем заблуждении и спасении. Через год он, будучи совсем здоровым, неожиданно скончался и врачи не определили причины. Его убрали большевики... Вопросы: · Какие знаменитые личности, верующие в Бога, вам особенно запомнились? · Можете ли вы объяснить, почему вера в Бога преображает душу человеческую? · Почему вера и научное знание совместимы? · Достаточно ли заниматься одной наукой, чтобы прийти к вере? · Почему люди культуры бывают особенно чутки к духовным вопросам? · А что, на ваш взгляд, некоторым людям препятствует прийти к Богу? · Как бы, вы, помогли человеку, который понял ложность атеизма, но и к Богу еще не обратился? · Смогли бы, вы, объяснить, что же такое вера в Бога? Валерий Духанин |
|
|