О недопустимости Крещения взрослых без оглашения
В
текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его
принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана
на словах Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден
будет» (Мк. 16: 16). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением
учить и после Крещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца
и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28: 19,
20). В своем толковании на это место свт. Афанасий Великий отмечает, что
«Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем
«крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы
принять Таинство». Концепция миссионерской деятельности РПЦ особо подчеркивает
«каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и
молодежи без предварительной полноценной катехизации».
Корпус
канонов Православной Церкви имеет немало упоминаний о порядке подготовки к
Крещению. «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере» (78 канон VI
Вселенского Собора и 46 канон Лаодикийского Собора). Во 2-м каноне I
Вселенского Собора попытка оглашать недавно обратившихся от язычества людей
лишь «краткое время» и «вскоре» крестить признана нарушением церковных правил.
Под угрозой исключения из клира священникам предписано выделять определенный
период на оглашение, т. к. это является благом для духовного роста оглашенного.
45-й канон Лаодикийского Собора запрещает принимать в списки крещаемых имена
тех людей, кто не изъявил решительного желания принять Крещение и не участвовал
в огласительных беседах в течение месяца (в древности Крещение совершалось в
Великую Субботу). Оглашение перед Крещением дает человеку время на осознание
важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений (2-й канон I
Вселенского собора). О негативных последствиях крещения взрослых людей без
какой-либо подготовки говорил известный миссионер-проповедник ХХвека митр.
Антоний Сурожский: «Неужели нам надо таких творить? Если человека крестить
преждевременно, без подготовки, он потом не растет. Он уже свое получил, зачем
ему еще чему-то учиться?»
Актуальность
оглашения в настоящее время отмечается и Святейшим Патриархом Московским и всея
Руси Кириллом: «Принятию церковного Таинства
крещения… должна предшествовать
катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в
самый день совершения чинопоследования».
В
Концепции миссионерской деятельности РПЦ отмечено, что «того, кто не хочет
посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в
Церковь, крестить «по первому требованию» вряд ли полезно».
Стремление
как можно быстрее крестить человека во многих случаях является проявлением магического миросозерцания, когда
«полезность» участия в Таинстве оценивается безо всякого учета свободной воли
человека и его способности воспринять и сохранить благодатные дары.
С
точки зрения православного богословия «крещение не имеет значения для спасения
крещенного, если он не будет наставлен и не научится истинам веры, которые он
свободно примет». Некрещеный будет судим по закону совести, а крещеный человек
— по закону Евангелия, даже если он и не собирался свою жизнь посвятить Христу:
«Принявшие Крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь
большее осуждение, чем не крещеные, как поругавшие… святую одежду Христову».
«Кто по принятии благодати Крещения делает лукавые дела, тот отпал от
благодати, и Христос нимало не поможет ему, пребывающему в грехе».
Стремление
как можно скорее крестить обратившегося к вере взрослого человека противоречит
традициям и канонам Церкви.
http://www.missia-udm.ru/conversation/388-o-nedopystimosti-kresheniia-vzroslyh-bez-oglasheniia
|
|
|