Приветствую Вас Гость | Четверг, 28.03.2024, 22:35 | ||||||||||||||||
Главная | Регистрация | Вход | RSS | |||||||||||||||||
Никольский храм | |||||||||||||||||
Откуда в мире зло (окончание)(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)
Гипнотизм демона Помните стишок из сказки Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес»: К
нам сегодня приходил
Наш
знакомый Крокодил.
Говорил:
«У вас в пруду
Я
друзей себе найду.
У
вас тут плавают ерши
—
Они для дружбы хороши».
Увидел
Крокодил ершей,
Улыбнулся
до ушей,
И
слышится из пасти:
«Ребятушки,
залазьте!»
Удав, желая задушить жертву, сначала гипнотизирует ее своим взглядом. Животные цепенеют, чуть ли не сами уже лезут в пасть змея. Ошибка Евы заключалась в том, что она вообще обратила внимание на слова демона и тем более продолжала беседовать с ним, хотя знала его богоборческую сущность. Воздействие лукавого духа гипнотическое. Змей льстивым вопросом, под видом заботы о благополучии человека, привлек внимание к себе, а затем достиг и сочувствия Евы. Семя недоверия к Богу посеяно в ее душе. Теперь дьявол действует наглее и прямо клевещет на Бога: «Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 5). Искуситель пытается представить Бога лживым и завистливым, утаивающим от человека полезное для него. Демон льстит слуху, будто нарушив повеление Божие и вкусив плод, люди станут «как боги». И
гордый демон не отстанет,
Пока
живу я, от меня,
И
ум мой озарять он станет
Лучом
чудесного огня;
Покажет
образ совершенства
И
вдруг отнимет навсегда
И,
дав предчувствия блаженства,
Не
даст мне счастья никогда.
М.
Лермонтов, «Мой демон»
Но ведь Господь и так изначально предназначил человека к богоподобию. Только достичь это возможно путем единения с Богом, когда наша воля свободно следует за волей Божией. Тогда Господь постепенно преображает человека, все более приобщая его к Своим свету и вечной жизни. А сатана предложил, как казалось, совсем «простой» способ: сорвать запретный плод и вкусить, как будто сам плод обладал магической, волшебной силой, делающей человека равным Богу. Ошибка первых людей заключалась и в том, что райское дерево они посчитали за некий талисман, насильственно овладев которым будто бы можно было мгновенно стать самостоятельными властителями всего мира. Новое «откровение» Предложение змея было коварно. Он не сказал: «Сорвите и ешьте» — соблазн предлагается не в форме повеления от своего «я», собственное лицо лукавый скрывает. Он специально ссылается на Бога: «...не умрете... знает Бог, что... вкусите... и будете, как боги...» В этом совершенно новом для людей «откровении» о Боге соблазн удался. Предложение змея вызвало в душе Евы кипение гордости, сопряженное с настроением протеста Богу. Поэтому на дерево она смотрит уже другими глазами. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт. 3: 6). Вместо святых мыслей душу жены наполнили одни чувственные, приземленные помыслы и желания. Совершив грех в душе, она совершает его и на деле. «И взяла (она) плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3: 6). Как поступила Ева, так поступил и Адам, он разделил с ней все греховные мысли, чувства и дела. В Волоколамском патерике (сборнике истории определенного монастыря и жизнеописаний иноков) записан такой случай: «Татары пленили у одного воина жену. Он взял секиру и своего пса и пошел вслед за ними. Татары, остановившись в одном селении, упились и спали, как мертвые. Воин секирой отсек всем им головы. Войдя в одну комнату, он увидел свою жену, лежащую с татарским князем на одре, который также спал, упившись вином. Жена, увидев мужа, разбудила варвара. Он вскочил и начал биться с воином. Одолев воина, он уже сел на него и, вынув нож, хотел заколоть. В этот момент собака, видя своего хозяина в опасности, стремительно бросилась на князя и стащила его. Воин, встав, убил князя... Так зверь избавил своего господина, жена же предала его на смерть». Почему прародители пали? Согласно одной австралийской легенде, собака и кенгуру некогда были людьми и превратились в таких животных тогда, когда сами стали вести себя как собака и кенгуру. Никто не принуждал первых людей идти вопреки заповеди Божией. Как бы ни была велика сила соблазна, исходившего от дьявола, она нисколько не нарушала изначальной свободы человека. Прародители могли и принять вражеское обольщение, и отвергнуть его. Ведь их душа была совершенно свободна от какого-либо порока, и поэтому она не испытывала внутреннего влечения ко греху. Нарушение заповеди Божией было не навязано людям, а предложено, они добровольно отдали себя в послушание демону. «Дьявол получил успех не от своей силы, но от беспечности и нерадения Адама (и Евы)», —утверждает святитель Иоанн Златоуст. Плод нерадения Господь заповедал людям возделывать Рай и хранить. Это означало необходимость постоянно заботиться и хранить в своей душе состояние богообщения. Прародители проявили беспечность, стали невнимательны к общению с Богом, потому и не сохранили себя в состоянии райском, благодатном. Адам еще не знал, что с ним будет, когда окажется без Бога. Человек без Бога — ничто, но прародители еще не обладали опытным знанием этого. Однако от человека подобного и не требовалось. Ему необходимо было постоянно помнить, кто он вообще есть: тварное существо, счастье которого зависит от близости Творцу. И тем не менее человек свой взор от Господа отвратил. «Удивительно, с какой легкостью совершилось падение праотцев! — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). — Не было ли оно предуготовано их внутренним расположением? Не оставили ли они в раю созерцание Творца, не предались ли созерцанию твари и своего собственного изящества? Прекрасно созерцание себя и твари, но в Боге и из Бога; с устранением Бога оно гибельно, ведет к превозношению и самомнению... Праотцы, оказав преслушание Богу и склонившись в послушание дьяволу, сами себя сделали чуждыми Бога, сами себя сделали рабами дьявола». Так началась духовная катастрофа человечества, приведшая и всю сотворенную Вселенную к страданиям. Но винить ли нам праотцев? Размышляя о грехопадении наших прародителей и последствиях этого во всем мире, может невольно возникнуть мысль, что вся вина лежит только на праотцах. Как бы мы поступили на месте Адама и Евы? Народное шуточное стихотворение «Стефанида и Пахом» предлагает один из ответов. Ах,
как много переносим
Мы
и горя и забот:
Землю
пашем, сено косим,
Так
что градом льется пот.
Кабы
этак не сгубили
Долю
праотцы свою,
Мы
теперича бы жили
Припеваючи
в раю.
Али
это не обида —
Нам
терпеть за грех чужой, —
Так
ворчала Стефанида,
С
поля идучи домой.
— И Адам не меньше
Виноватый
в том.
Он
не жениным советом,
А
своим живи умом.
Сзади
шел один богатый
Барин,
добрый, дароватый.
Он
их ропот услыхал
И
с участием сказал:
— Не вините безрассудно
Вы
родителей своих.
Слова
нет, что жить вам трудно.
Но
ведь это не от них.
Вы
б не лучше поступили,
Твердо
я уверен в том.
Кабы
вы бы сами были
В
положении таком.
Чтобы
больше вы не смели
На
судьбу свою роптать,
Я
хочу на самом деле
Вашу
твердость испытать.
Завтра
вы ко мне придите,
Я
вам дам особый дом.
В
нем живите, как хотите,
Не
печальтесь ни о чем.
У
меня работать в поле
Вас
не будут принуждать.
Жить
вы будете на воле,
Сладко
есть и отдыхать.
Ваше
платье очень худо —
Я
велю другое дать.
И
к столу четыре блюда
Ежедневно
подавать.
Ешьте
все вы на здоровье,
Кроме
блюда одного.
А
потом оно закрыто.
Ну
и что им до него.
Им
теперь уж все довольно —
Их
оставила нужда,
Только
мучает невольно
Любопытство
иногда.
Раз,
сидя за этим блюдом,
Стефанида
говорит:
— Что ж за кушанье под спудом
Тут
секретное стоит?
Кабы
это было можно
Заглянуть
туда глазком,
Или
с края осторожно
Хоть
лизнуть бы язычком.
Ведь
от этого не будет
Нам
с тобою ничего.
Да
оно и не убудет,
Если
взглянем на него.
— Так, пожалуй, это можно,
—
Ей на то Пахом сказал.
—
Посмотри, но осторожно,
Чтоб
хозяин не узнал.
— Да не бойся, не узнает,
—
Говорит ему жена.
И
поспешно открывает
Блюдо
тайное она.
Видят
чудо — не варенье и не пышки.
Кто
представит их испуг?
Две
проворненькие мышки
Быстро
выскочили вдруг.
Стефанида
испугалась,
Крышку
на пол уронив.
И
сама чуть не упала,
Крышку
вдребезги разбив.
Крышка
вдребезги разбилась,
Мышки
спрятались под стол.
В
это время дверь открылась
И
сам барин к ним вошел.
— Так-то слово вы сдержали, —
Грозно
крикнул он на них. —
И
не вы ли осуждали
Прародителей
своих.
Тут
подал он наставленье,
Им
полезное сказал.
И
назад опять в селенье
Перебраться
приказал.
И
пошли они, вздыхая,
В деревенский
домик свой,
Как
изгнанники из рая,
С
сокрушенною душой.
Путь
их к хижине убогой
Им
теперь не весел был.
А
Пахом жену дорогой
Будто
правый все корил.
— Да уж полно плакать,
не
поможет, —
Наконец
сказал он ей.
Осуждать
так всякий может,
Да
не сделает умней.
Вопросы: · Какое определение злу могли бы дать вы? · Если Бог создал все добрым, то как и когда появилось зло? · Может ли, на ваш взгляд, служитель зла быть счастлив? · В чем заключалось грехопадение первых людей? · Какую самую главную ошибку допустила Ева? · Почему гибельно вступать с демоном даже в самый небольшой контакт? · В чем же состояла причина падения наших прародителей? Валерий Духанин |
|
|