Приветствую Вас Гость | Пятница, 19.04.2024, 13:01 | ||||||||||||||||
Главная | Регистрация | Вход | RSS | |||||||||||||||||
Никольский храм | |||||||||||||||||
Последствия падения прародителей (окончание)(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)
Рождаясь, человек обречен на наследие греха. Преподобный Макарий Великий повествует об этом так: «Видимый мир, от царей и до нищих, весь в смятении, в нестроении, в борьбе, и никто из них не знает тому причины, то есть этого явного зла, произошедшего вследствие Адамова преслушания, этого жала смерти; потому что прившедший грех, как разумная некая сила и сущность сатаны, посеял всякое зло: оно тайно действует на внутреннего человека и на ум, и борется с ним помыслами; люди же не знают, что делают сие, побуждаемые чуждою некою силою, напротив того, думают, что это естественно, и что делают сие по собственному своему рассуждению». В падшем человеке живет внутренний источник греховных движений и помыслов. Это называется первородным грехом. Его наследовали все люди. Первородный грех - внутреннее активное злолюбивое начало в человеке. Активность его напрямую связана с доступом в сердце человека лукавых духов. По свидетельству преподобного Макария Великого, «как скоро Адам преступил заповедь, — змий вошедши стал властелином дома, и он при душе, как другая душа... вошедши в душу, он стал ее членом, он прилепился даже к телесному человеку, и в сердце струится множество нечистых помыслов». В каждом потомке Адама в определенной степени действует дьявол, с момента зачатия человека он разрушает его естество и склоняет его волю ко злу. Где грех, там и дьявол, а от прародителей все человеческое потомство унаследовало состояние греховное. «Адамову роду, — говорит тот же святой, — невозможно было бы до такой степени совратиться в порок и лукавство, если бы не вошла в него предварительно закваска порока, то есть грех - эта какая-то умная и мысленная сила сатаны». Грех — диктатор Враг, занявший крепкий некогда город, пытается полностью закрепить свое могущество внутри его стен. Он тщательно разыскивает спрятанные богатства и нагло присваивает их себе. Деспот-победитель старается подорвать оставшиеся силы жителей, беспрекословно подчинить их своей власти. Город подвергается разорению. Грех, вошедший в естество падшего человека, влечет людей к постоянной духовной деградации. Он внушает душе лукавые, злые мысли, навязывает недобрые чувства, понуждает к дурным делам. Грех извращает естественные способности человека, а все жизненные потребности пытается превратить в пороки. Невидимый враг стремится действия душевных и телесных сил человека исказить, направить на вред самому человеку. Молодец
пошел пеш дорогою, —
а
Горе под руку под правую
научает
молодца богато жить,
убити
и ограбити,
чтобы
молодца за то повесили
или
с каменем в воду посадили.
Повесть
о Горе-Злочастии
Неправильное действие душевно-телесных сил, превратившись в дурную привычку, становится греховной страстью. «Страстями называются свойства человеческие в их болезненном состоянии, производимом падением. Так, способность питаться превращается в наклонность к объядению и лакомству; сила желания — в прихоти и похоти; сила гнева, или душевная энергия, — во вспыльчивость, ярость, злобу, ненависть; свойство скорбеть и печалиться — в малодушие, уныние и отчаяние; естественное свойство презирать унижающий естество грех — в презрение к ближним, в гордость, и прочее» (преподобный авва Исайя). А теперь попытаемся выделить основные греховные страсти, согласно учению о них Святых Отцов Православной Церкви (IV-VIII веков), опытно познавших борьбу с ними и победивших их. Основные греховные страсти Искушение нас лукавыми духами и возникновение затем греховной страсти совершается в основном по восьми следующим направлениям, каждое из которых — совокупность многих греховных наклонностей: ЧРЕВОУГОДИЕ — неумеренное стремление к наслаждению едой и питьем, предпочтение более вкусу пищи, нежели ее пользе, желание поплотней поесть, пристрастие к изысканным напиткам. Как
говорил Гамлет:
Что
значит человек,
Когда
его заветные желанья —
Еда
да сон? Животное — и все.
Наверное, самый пагубный из всех видов невоздержания — это пьянство. Вы все видели пьяных и их поведение. Трагедия этой страсти в том, что начинающий пить человек, как правило, не подозревает, что же с ним может случиться. Один крестьянин рассказывал о себе: «Мне было три года. Отец мой находился в услужении у помещика, который был мне крестным отцом. Я часто бывал в барских комнатах. Помещику от нечего делать пришла фантазия потешиться видом пьяного ребенка. И он начал поить меня вином. Я пил с удовольствием, напивался пьян, куролесил, а мой крестный покатывался со смеху. Когда мне было лет шесть, мы жили в уездном городе, на квартире у одной старухи-пьяницы. Как, бывало, мать со двора, так старуха снарядит меня в кабак. Куплю косушку и распиваем ее вместе. Конечно, мне перепадало немного, так что мать долго не замечала, а когда заметила, то эту квартиру мы оставили. Но я уже втянулся и так нуждался в водке, что стал просить и плакать. Мать не знала, что и делать. Отец поступил просто: выдрал меня как следует. Что ни говори, но это старое средство оказалось верным: до семнадцати лет я не пил водки, а когда попробовал ее, то уже не нашел ее такой вкусной, какой находил в детстве». Пьяный способен на какие угодно грехи. Поэтому святитель Тихон Задонский замечал: «Никто не бывает так любезен дьяволу, как в пьянстве пребывающий». Пьяный легко попадает во власть нечистого. В этом смысле уместно привести воспоминание писателя Алана Маршалла: «Однажды вечером две сиделки ввели в нашу палату пьяного, доставленного в больницу полицией. Я смотрел на него с удивлением и испугом, потому что он был во власти какой-то силы, с которой не мог совладать. Его била дрожь, из раскрытого рта вяло свисал язык. Когда его проводили через открытую дверь, он посмотрел на потолок и закричал: — Эй, ты, что ты там делаешь? А ну, слезай! Сейчас я с тобой разделаюсь! — Там ничего нет, — сказала одна из сиделок...» БЛУД — добрачная половая жизнь, нарушение супружеской верности (прелюбодеяние), принятие нечистых помыслов и наслаждение ими, мысленное воображение разврата, воспроизведение блудных ощущений в теле. Блуд — это осквернение красоты и чистоты человека. Однажды блаженный Иоанн Мосх (VI—VII века) увидел знаменитую блудницу, проходившую в сопровождении поклонников мимо храма. Священники потупили очи долу, чтобы избежать соблазна, а святой Иоанн пристально смотрел на нее, пока она не скрылась за углом. Когда священники подняли глаза, Иоанн сказал: «Я смотрел на нее и благодарил Бога, создавшего эту дивную красоту, и плакал о том, что она пребывает в такой степени поругания и нечистоты». СРЕБРОЛЮБИЕ — жажда богатства, увлечение роскошью, ненасытное желание приобретать движимое и недвижимое имущество, скупость, жадность, присвоение чужого, а также жестокость по отношению к нуждающимся. В печальной легенде Гауфа «Стинфольская пещера» рыбак до того заболел сребролюбием, что решил обратиться за помощью к дьяволу. «Лучше мне попасть в ад, чем и впредь видеть эти голые стены и жить в нищете», — произносит несчастный. Демоны указали ему на место затонувшего корабля с сокровищами и предложили нырять. Нырнув раз, он достал ларец с золотом. Ему показалось мало. Нырнув вторично, он уже не вынырнул. ГНЕВ — вспыльчивость, ненависть к кому-либо, вражда, память обид, желание мести, осуждение ближних, клевета, быстрое возбуждение на спор, жестокость в словах и делах. Как
жар
Горячки,
он в крови моей клокочет.
Избавь
меня от этого огня.
Пока
он жив, нет жизни для меня...
Гнев,
иссуши мой мозг! Соль слез моих,
В
семь раз сгустясь, мне оба глаза выжги!
В.
Шекспир, «Гамлет»
Так безобразен и смертоносен для нас гнев. ПЕЧАЛЬ — это огорчение, тоска, отсутствие надежды на Бога и неблагодарность Ему, малодушие, безысходная неудовлетворенность жизнью, ропот. Шекспир словами одного из героев описывает печаль Ромео: Он
бродит и росистый пар лугов
Парами
слез и дымкой вздохов множит.
Однако,
только солнце распахнет
Постельный
полог в спальне у Авроры,
Мой
сын угрюмо тащится домой,
Кидается
в свой потаенный угол
И
занавесками средь бела дня
Заводит
в нем искусственную полночь.
Откуда
этот неотступный мрак?
Хочу
понять и не пойму никак.
УНЫНИЕ — это лень ко всякому доброму делу и особенно к молитве, внутреннее расслабление, беспечность и бессилие души, равнодушие ко всему святому, небрежность и неблагоговение, праздность, желание чрезмерного сна и неги, пустословие, бесчувствие, ожесточение и отчаяние. Одинок
я — нет отрады:
Стены
голые кругом,
Тускло
светит луч лампады
Умирающим
огнем...
М.
Лермонтов
ТЩЕСЛАВИЕ — это желание и поиск славы среди людей, любовь к похвале, почестей, хвастовство, незнание собственных недостатков, излишнее внимание к своим красоте и достоинству, зависть к другим, лукавство, лицемерие, притворство. Писатель Оскар Уайльд (1854-1900) в романе «Портрет Дориана Грея» описывает, как художник создал удивительный портрет красивого молодого человека Дориана. Как же герой встретил свое изображение? «Дориан, не отвечая, с рассеянным видом, прошел мимо мольберта, затем повернулся к нему лицом. При первом взгляде на портрет он невольно сделал шаг назад и вспыхнул от удовольствия. Глаза его блеснули так радостно, словно он в первый раз увидел себя. Он стоял неподвижно, погруженный в созерцание, смутно сознавая, что Холлуорд что-то говорит ему, но не вникая в смысл его слов. Как откровение пришло к нему сознание своей красоты». ГОРДОСТЬ — эгоцентризм, любовь только к себе, ложное сознание своего превосходства, признание доводов собственного ума за мерило истины, поиск удовлетворения только своих желаний, сознательное противление Богу, отвержение веры, мнение о собственном всесилии, дерзость, хула на все святое, самообожествление. Пушкин описывает эту самую коварную страсть в исповеди вымышленного поэта: Мне
богом было — я, любви предметом — я,
В
я заключалися и братья и друзья,
Лишь
я был мой и царь, и демон обладатель...
Страсти — идолы Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Ничто не причиняет нам столько страданий, как действующие в душе страсти. Все другие бедствия действуют отвне, а эти рождаются внутри; отсюда и происходит особенно великое мучение. Хотя бы весь мир огорчал нас, но если мы не огорчаем сами себя (подчинением какой-либо страсти), то ничто не будет для нас тяжким». И гордость, и привязанность к земным интересам, и плотские пороки, и все остальные греховные страсти порабощают человека. По замечанию святого Тихона Задонского, «страсти есть внутренние идолы в сердце человека». Эти идолы требуют поклонения себе, они запрещают обращаться к Богу. Однажды преподобный Макарий, проходя с иноками (монахами) через Египет, услышал слова отрока, который говорил своей матери: — Матушка! Один богач любит меня, а я ненавижу его, а такой-то бедный ненавидит меня, а я люблю его. Услышав это, святой Макарий удивился. Иноки спросили его: — Что значат эти слова, что ты, отец, им удивился? Старец ответил: — Действительно, Господь наш богат и любит нас, а мы не хотим Его слушать, а враг наш, дьявол, беден и ненавидит нас, а мы любим его скверны! Поэтому, кто желает достичь духовной свободы, тому придется бороться с самим собой, с теми страстями, которые буквально приросли к нам, словно стали нашей второй природой. В этом смысле христиане говорят: самая трудная победа — это победа над самим собой. Но Бог поможет одолеть любую страсть. Победившему — и награда велика. Итак, вперед, к победам! Вопросы: · Что же такое грех и почему он лишает человека счастья? · Какие последствия в человеческом естестве произвело грехопадение? · Что такое тление естества? · Как вы понимаете термин «первородный грех»? · Какое определение греховной страсти дадите вы? · Какими
основными страстями невидимый враг искушает человека? |
|
|