Приветствую Вас ГостьЧетверг, 25.04.2024, 21:58

Свт.НиколайНикольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Преподобномученицы

великая кн. Елисавета и инокиня Варвара

кн. Елисавета и ин. ВарвараПервого ноября 1864 года в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории родилась принцесса Елизавета. Кстати, одна из сестер Елизаветы — Аликс стала впоследствии русской императрицей Александрой Федоровной и вместе с супругом своим царем Николаем II прославила Бога мученической смертью.

Все, знавшие Елизавету с детства, отмечали ее любовь к ближним. Как говорила впоследствии сама Елизавета Федоровна, на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги Елизаветы Тюрингенской, одной из ее предков, в честь которой она и была названа. Протестантская семья Людвига IV воспитала в Елизавете доброту и сострадание — душевные качества, которые прекрасны в любом человеке, но только в православии возрастают в совершенство духа — чудо святости. Прекрасно образованная и воспитанная, Гессенская принцесса считалась еще и самой красивой невестой Европы, и из многих вариантов замужества для Елизаветы избран был брат царя Николая II великий князь Сергей Александрович. В 1884 году они обвенчались, хотя невеста оставалась лютеранкой, а жених был православным, и только 1891 году Елизавета решила принять православие, избрав своей небесной покровительницей праведную Елизавету, мать Иоанна Крестителя.

Как и сестра ее Александра Федоровна Елизавета восприняла святую веру всей душей и всем сердцем, далеко превзойдя искренним благочестием окружавших ее русских людей. Муж ее также был человеком исключительной доброты и милосердия, но он, назначенный генерал-губернатором Москвы, вынужден был решительно повести борьбу с терроризмом. 18 февраля 1905 великий князь был убит взрывом бомбы, брошенной террористом Иваном Каляевым.

Выразительно рисует характер обоих супругов то обстоятельство, что кучер великого князя, также тяжело раненый, придя в себя, спросил прежде всего, здоров ли Сергей Александрович: казалось, что собственные страдания ни мало его не беспокоили. «Это он направил меня к Вам», — отвечала Елизавета Федоровна. Она посетила приговоренного к смерти убийцу своего мужа с единственной целью призвать его примириться с Богом. Горем были поражены все слуги, подчиненные, все знавшие убитого, сама же великая княгиня проявила удивительное самообладание. Горе, казалось, сделало ее чуть более серьезной и сосредоточенной, но, на самом деле, трагедия перевернуло всю ее жизнь.

Вскоре после гибели мужа княгиня продала ценности и на вырученные деньги основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель — подобие монастыря с особым уставом. Елизавета Федоровна и прочие сестры обители, дав обет проводить девственную жизнь по иноческому примеру в труде и молитве, самоотверженно служили страждущим: ухаживали за больными, немощными.

Она сама посещала, наполненные бродягами, ворами и беглыми арестантами притоны Хитрова рынка, стараясь забрать беспризорных детей, в приюты. В госпиталь обители направляли самых тяжелых пациентов со всего города, и здесь совершались настоящие чудеса. Однажды к ним поступила женщина со сплошным ожогом всего тела, кроме ступней и ладоней. Уже началась гангрена. Ежедневно Елизавета Федоровна по пять часов перевязывала несчастную, платье княгини пропитывалась при этом невыносимым запахом гниения так что его приходилось каждый раз проветривать. В конце концов, к изумлению специалистов, безнадежная больная выздоровела.

Вообще, самые сложные случаи Елизавета Федоровна старалась брать на себя. Почти все, кому пришлось умирать в ее госпитале, умирали буквально у нее на руках. Она же обычно читала Псалтирь по усопшим. 2 апреля 1910 года Елизавета Федоровна приняла монашеский постриг и стала настоятельницей Марфо-Мариинской обители. Личная аскеза этой урожденной принцессы была достойна древних монахов-подвижников: Сон 2-4 часа в сутки на деревянной кровати без тюфяка, крайне скудный стол. Из всех украшений великая княгиня оставила себе только деревянный крест на белой ленте.

В Москве ее знали и любили все: сочетание царственного происхождения, глубокого благочестия, удивительно доброты, самоотверженности и внешней привлекательности сделали ее настоящей легендой, народной любимицей. Но настроение толпы меняется быстро. Во время первой мировой войны появился слух, что в обители у Елизаветы Федоровны укрываются германские шпионы, и сама она помогает немцам. 1 марта 1917 года сразу после падения монархии революционеры явились арестовывать княгиню, которая приняла их со спокойной приветливостью. Устроили обыск, но ничего подозрительного не нашли, а увидев, в каких условиях живут сестры, даже похвалили их и ушли ни с чем. «Очевидно, мы не достойны еще мученического венца», — сказала настоятельница сестрам.

После Октябрьской революции германское правительство добилось у большевиков разрешения на выезд Елизаветы, но сама она категорически отказалась уехать, сообщив, что решила разделить судьбу России. Своим друзьям она об этом говорила кратко: «Буди воля Господня».

Первое время большевики как будто благоволили к Марфо-Мариинской обители, даже помогали продуктами и медикаментами. Совершенно неожиданно на Светлой седмицы 1918 года Елизавета Федоровна была арестована, ей сообщили, что она будет работать в Перми сестрой милосердия. С настоятельницей разрешили поехать двум сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Сохранились два письма великой княгини, написанные по дороге в Пермь. В первом она пишет своему духовнику, что охранники-латыши, по началу обращавшиеся с ней грубо, стали гораздо мягче, вследствие чего их заменили русскими. Во втором она просит патриарха Тихона ходатайствовать перед властями, чтобы ей разрешили вернуться к вегетарианской пище, так как она совершенно отвыкла от животной.

Из Перми Елизавету Федоровну и несколько других членов царской фамилии перевезли сначала в Екатеринбург, где уже жила под арестом семья государя Николая II, а вскоре, 20 мая 1918 г. — в Алапаевск. Здесь великая княгиня с послушницей Варварой и шесть великих князей были размещены в «Напольной школе» под надзором, но с некоторой свободой: им позволяли ходить в церковь, монахиням подавалась особо приготовленная пища, дозволялась переписка. Однако, в Москве уже решено было истребить всех, кто мог претендовать на Российский престол.

21 июня положение узников резко изменилось к худшему — у них отобрали личные вещи и деньги, прогулки вне школьной ограды были запрещены. В это же время келейниц Великой княгини Варвару и Екатерину разлучили с Елизаветой Федоровной, перевезли в Екатеринбург и предложили им идти на свободу. Когда обе сестры стали умолять оставить их с Великой княгиней, большевики стали пугать их пытками. Тогда сестра Варвара сказала, что готова дать подписку, что желает разделить судьбу с Великой княгиней и ее возвратили в Алапаевск

3(16) июля 1918 года в Екатеринбурге приняли мученическую смерть святой государь Николай Александрович, его семья и верные слуги. А через двое суток в ночь на 5(18) июля алапаевских узников: великого князя Сергея Михайловича; сыновей вел. князя Константина Константиновича — Иоанна, Константина и Игоря; князя Владимира Палея; инокиню Варвару (Яковлеву) внезапно вывезли за город на старую шахту Нижняя Селимкая, в восемнадцати километрах от Алапаевска. Им завязали глаза подвели их к шахте и ругаясь прикладами столкнули вниз. Елизавета Федоровна при этом громко молилась, говоря: «Господи, прости им, не знают, что делают!» Чтобы скрыть следы преступления большевики бросили в шахту несколько гранат, а сверху навалили мусора. Днем, проезжавший мимо крестьянин слышал доносившееся из под земли Херувимскую песнь; о пении мучениками церковных гимнов свидетельствует и один из палачей — Рябов.

11 октября, после того как Белая армия заняла Алапаевск, тела убитых были извлечены из шахты. Тело великой княгини упало не на дно, а на выступ в 15 метрах от поверхности земли. Там же найдено тело великого князя Ивана Александровича, разбитая голова которого была перевязана апостольником Елизаветы. Плоть святой мученицы совершенно не подверглось тлению. Пальцы ее правой руки были сложены для крестного знамени. Рядом лежали две неразорвавшиеся гранаты. Останки мучеников сначала были погребены на месте, в Алапаевске. При приближении красных летом 1919 года, их перевезли в Читу в женский Покровский монастырь, а оттуда в 1920 году — в Пекин, где все они, кроме Елизаветы и ее послушницы Варвары нашли последнее пристанище. По желанию сестры, принцессы Виктории тела великой княгини и Варвары обрели упокоение 15 декабря 1920 года в Иерусалиме у храма святой Марии Магдалины, на освящение которого в 1888 году присутствовала Елизавета Федоровна со своим мужем. 1 мая 1982 года, после канонизации св. мучениц Зарубежной Русской Православной Церковью, мощи из склепа-усыпальницы были перенесены в сам храм.

В 1992 году Русская Православная Церковь причислила Елизавета Федоровну и инокиню Варвару к лику святых мучеников. В 2000 году они включены в Собор новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших в годы гонений. Память совершается преподобномученицы великой княгини Елизаветы и инокини Варвары 5(18) июля — в день их кончины.

ТРОПАРЬ, глас 4:

Кротость и смирение и любовь вселивши в душу свою, усердно послужила еси страждущим, страстотерпице святая княгине Елизавето, таже с верою претерпела еси страдания и смерть за Христа, с мученицею Варварою с неюже моли о всех любовию почитающих вас.

КОНДАК, глас 4:

От славы царственная, вземши крест Христов, прешла еси к славе небесней, моляшися за врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице Елизавето, с Варварою мученицею. Тем же молите о душах наших.

Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz