Приветствую Вас ГостьЧетверг, 28.03.2024, 13:54

Свт.НиколайНикольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Тайна земной жизни Христа (продолжение 2)

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

<<< Начало

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их» (Мф. 7: 15-20).

Вам, конечно, не раз встречались люди «приятной» наружности, с сияющими улыбками, которые бесплатно предлагают разноцветную литературу, брошюрки, листочки, наперебой рассказывают вам о Боге и о вашем спасении. При этом для достижения счастья, даруемого этими «пророками», необходимо одно маленькое условие: не ходить в православный храм и не участвовать в церковных Таинствах. Правда, теперь есть и такие, вроде сайентологов, которые говорят: ходи, куда хочешь, только верь во всем нам.

Лжепророки — это самозванцы, выдающие себя за посланников Божиих, проповедников истины. Они, как кажется, открывают глаза на потрясающие вещи, но, по сути, поворачивают людей спиной ко спасению. Плоды их таковы, что, создавая вокруг себя некую общину — секту, они заключают человека в темницу ложных представлений о Боге и о дарах Божиих.

«Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7: 21-27).

Вам также часто приходилось слышать, что некоторые экстрасенсы, целители и психотерапевты, пытаясь совершать чудеса, упоминают имя Божие, произносят молитвы и порой советуют сходить в храм. Но, оказывается, все это еще не значит быть со Христом и служить именно Богу.

Необходимы внимательность и осторожность. Со Христом только тот, кто верен Ему, кто не подменяет действие Его благодати своими оккультными силами.

«И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7: 28-29).

Чудеса

Любовь Спасителя к людям проявлялась постоянно. Ублажая нищих, плачущих, гонимых, призывая искать в первую очередь духовных благ, Христос Сам ни разу не обрек последовавших за Ним на скудость в чем-либо. Напротив, Он обильно покрывал нужды идущих к Нему, часто совершая такие чудеса, которые не повторит собственной силой более никто во Вселенной. К Спасителю шли душевно надломленные, одержимые, больные, увечные, умирающие, голодные. и никто не остался без утешения и реальной помощи.

«И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы» (Мф. 8: 2-3).

Болезнь проказы — одна из самых жутких и неисцелимых. Это процесс медленного гниения, умирания еще живого человека. Но распад естества вмиг прекратился от прикосновения Христа — Источника жизни. Значит, болезни — не дамоклов меч и не кара свыше. Сам Господь хочет нашего исцеления («...хочу, очистись...»). И не только хочет, но и может подать и подает его («...и он тотчас очистился...»).

Поэтому «куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нем); исцелялись» (Мк. 6: 56).

Человечество, увидев обилие чудес Христа, пришло в недоумение: Он превзошел по силе действия всех врачей и достижения медицины всей истории мира, да еще при этом исцелял даром.

Требовалось ли для таких исцелений что-то со стороны самого человека? Да, ведь недостаточно просто иметь лекарство, важно правильно принять его. Упомянутый прокаженный произнес удивительные слова: «если хочешь». Он упразднил в себе действие эгоистической воли, предал себя полностью в руки Божий. Спаситель, видя его смирение пред Богом, а значит, желание освободиться от грехов, уврачевал его душу и тело. Только те, «которые прикасались к Нему, исцелялись», сила Христова целительна всегда и везде, но человеку важно открыть себя этой силе, приблизиться ко Христу.

У одного царедворца сильно заболел сын и уже находился при смерти. Этот царедворец разыскал Спасителя и обратился к Нему со словами: «Господи! приди, пока не умер сын мой». Однако Спаситель сразу сказал: «Пойди, сын твой здоров». Евангелист Иоанн, один из ближайших спутников Христа, при этом замечает: «Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров». Оказалось, что находившийся при смерти юноша выздоровел в момент произнесения Господом целительных слов (Ин. 4: 46-53).

Богочеловек исцелял совершенно просто, без малейшего усилия, эмоционально-волевого напряжения, магических действий или заклинаний. Последнее используют личности, неспособные в действительности лечить, таковые ищут экстрасенсорного состояния для воздействия на других — а у больных при временном облегчении тела покрывается ранами душа. Христос же исцеляет на самом деле, избавляет от болезней одним словом, одним Своим желанием, потому что Он — Бог во плоти и, значит, не может не исцелять. Господь Иисус Христос — единственный, Кто исцеляет Самим Собой, Своей Собственной силой, благодатью. Потому что Он Сам — Источник истинной жизни и подлинного здоровья души и тела.

Спаситель ищет встречного движения человеческого сердца. «По вере вашей да будет вам», — сказал Он двум слепцам, поверившим, что Господь дарует им прозрение (Мф. 9: 27-30). Именно вера открывает двери нашего сердца Богу, соделывает способным принять от Него дар исцеления. Часто Господь помогал некоторым по вере и просьбе других людей. Так Он возвращает здоровье сыну упомянутого царедворца, дочери одной иноплеменницы (Мф. 15: 22-28), парализованному, которого принесли четверо друзей (Мк. 2: 3-12). На последнем случае следует остановиться внимательней.

«Пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю, где Он находился и, прокопавши ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои». Христос оказывает милость несчастному, видя веру тех, кто принес его. Значит, среди людей возможно ходатайство пред Богом одних за других. Спаситель благословляет молитву за другого человека, особенно когда тот находится в болезни или беде.

В приведенном случае содержится еще одно удивительное чудо. Какое? — Людям наконец-то стали прощаться грехи. Скептики, услышавшие слова Христа расслабленному, совершенно справедливо подумали: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» А Спаситель доказал, что Он и есть Воплотившийся Бог, тем, что прочитал их мысли (то есть Он всеведущ), и тем, что одним словом исцелил расслабленного (то есть Он всемогущ): «Для чего так помышляете в сердцах ваших?.. Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел пред всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали».

Потому-то люди толпами шли к Спасителю, что с Ним они ощущали облегчение души. Его присутствие снимало груз с сердца, Его слова возвращали смысл жизни, Его дела отворяли очищенному Им же человеку врата вечности.

Сборщик подати, почитавшийся врагом своего народа, на кроткий призыв Господа: «Следуй за Мною» (Мф. 9: 9) — оставляет все накопленное и становится апостолом, написавшим затем Евангелие. Блудница, с плачем кающаяся о прошлых падениях, слышит отрадные слова Спасителя: «Вера твоя спасла тебя; иди с миром!» (Лк. 7: 50). Уверовавший разбойник, уже преданный смертной казни, сподобился принять Божественное определение, которого удостоится далеко не каждый: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 43). Души людей воскресали от прикосновения благодати, исходившей от Христа.

Древние демоны, чувствуя, что «Свет пришел в мир» (Ин. 3: 19), стали покидать насиженное место в сердцах человеческих. Их тирания оказалась настолько ничтожной перед Христом, что «духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты — Сын Божий» (Мк. 3: 11). И даже, чтобы, оставив человека по велению Христа, войти в свиней, бесы вынуждены рабски просить позволения (Мк. 5: 2-13). «Приносили к Нему всех больных и бесноватых... И он исцелил многих страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос» (Мк. 1: 32, 34). Лесть падших ангелов, как неспособная быть проповедницей истины, пресекалась мгновенно.

Дела Спасителя произвели изменения в общем миропорядке. Он показал, что стихии могут вновь повиноваться людям. Так, Христос повелевает ветрам и морю (Мф. 8: 26), Сам ходит по водам (Мк. 6: 48), претворяет воду в вино (Ин. 2: 7-11), а пять хлебов и две рыбы умножает до возможности насытить пять тысяч человек (Мк. 6: 41-44).

Заметим, что все это совершал Он не ради актерства, рекламы или честолюбия, а по реальной необходимости для конкретных людей, часто запрещая провозглашать о чуде.

Светильник, переносимый ночью из комнаты в комнату, везде разгоняет мрак. Так и Христос, пришедший в наш сумрачный мир, повсюду творил чудеса: исцелял, укреплял, возрождал. Он показал свою победу над тем, что более всего пугает человека, — над смертью! Она теперь уронила свой скипетр и действует только до времени.

Спаситель, сказавший: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11: 25), подтвердил это самым делом. Как-то «Иисус пошел в город, называемый Наин; и с ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова: и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7: 11-15).

Как некогда слово Творца произвело на свет жизнь, так и теперь вочеловечившийся Вседержитель возвратил жизнь умершему. Одним словом Спаситель воскресил также дочь начальника синагоги (Мк. 5: 22-24, 35-43) и Лазаря, близкого Ему человека, который находился в гробу уже четыре дня (Ин. 11: 1-45). Некогда Господь воскресит и каждого из нас для вечной жизни, а действительность этого Он подтвердил воскрешением людей при Своей земной жизни. Отныне скорбь о покидающих наш мир небезутешна.

Кто принимает Христа?

«Когда Господь был на земле пресвятою плотию, — многие видели Его и, вместе, не видели. Что пользы, когда человек смотрит телесными очами, общими у него с животными, а ничего не видит очами души — умом и сердцем?» — спрашивал святитель Игнатий (Брянчанинов).

Солнце не может не греть. Так и Господь обильно благотворит человечеству, подавая каждому по вере все необходимое. Однако Его слова: «ты выздоровел; не греши больше» (Ин. 5: 14) — люди с радостью примут, только исключив их вторую половину...

В чем же состоял смысл пришествия Христа? В том ли, чтобы поражать всех чем-то необычным? — Нет. В Своих чудесах Спаситель хотел показать, что только в общении с Богом — здоровье, радость, счастье, а значит, надо идти к Нему. Во Христе невидимый и неосязаемый Бог стал доступен людям, но нет от этого никакой пользы, если человек не хочет соделать доступным Ему свое сердце.

Однажды, находясь в Иерусалимском храме, Господь сказал: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12). Смысл данных слов проходит сквозь все Евангелие: спасает не учение Христа, а Сам Христос. Необходимо не просто согласиться с правильностью заповедей, необходимо принять личность Богочеловека, вступить с Ним в личное духовное общение.

Давайте зададимся вопросом: трудно ли принять человека, который любит нас и делает все для нашего благополучия? Оказывается, трудно, если мы сами не любим его. Есть и еще вопрос: можно ли не любить Бога, Который даровал нам жизнь и хочет подать вечное счастье?

В древней мифологии рассказывается о прекрасном юноше Нарциссе, который однажды посмотрел в воду и, увидев свое отражение, уже не смог оторвать глаз. Человек, пораженный гордостью, неспособен подарить свою любовь кому-либо другому. Он находится в оковах самолюбования, его сердце не видит Бога. Перед взором гордого — духовный мираж собственных достоинств.

Нужен ли Спаситель тому, кто не считает себя погибающим? «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19: 10). Но кто видит себя совершенным и самодостаточным, тот посчитает Христа в своей жизни лишним.

Вы заметите, что Евангелие точно изображает, как человеческий мир неодинаково относится ко Христу. Произошел парадокс: человек стал судьей, какое место занять Богу в его жизни. Наиболее уважаемый, элитный слой общества — фарисеи — не приняли Спасителя. Фарисеи по меркам человеческим были достойны похвалы: они ратовали за укрепление нации, охраняли традиции, заботились о благоденствии родного государства, порицали преступность и поощряли нравственность. Но им оказался не нужен Сам Бог, ставший ради них человеком.

Почему же почитаемые в обществе люди отвергли Христа? Потому что не хотели признать, что они сами нуждаются в Нем, что их душа должна быть очищена, а сердце преображено. Фарисеи — это «просто порядочные люди», которые делают свое «добро», но не видят необходимости лично для себя в Спасителе.

Есть такое высказывание: самая страшная болезнь — невидение своих болезней. Как выздороветь тому, кто не идет к хорошему врачу и не хочет принять давно проверенное лекарство? «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3: 19). Кто слишком привык к грязи, в которой лежит, тот не захочет очиститься.

Христос пришел открыть человеку глаза на его внутренний мир. Только увидевший свое действительное состояние захочет измениться к лучшему «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12). Христа приняли люди, которые желали чистоты своего сердца. Человек вдруг понимал, что сам собой он не сможет стать лучше и чище, и во Христе он находил для себя величайшую силу. Эти люди всем сердцем следовали за Ним, становились ближайшими апостолами, учениками, а затем исповедовали Истину, не страшась мук и смерти. Потому что воплотившаяся Истина даровала им свободу души — от греха, а затем и жизнь вечную.

«Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37), — сказал нам Сам Господь Иисус Христос.

Смысл апостольства

В Евангелии есть один интересный и важный момент, суть которого часто упускается многими из вида. Христос не только Сам исцеляет, духовно возрождает, преподает Божественное учение, возводит души человеческие к Небу. Еще Он избирает особых учеников и последователей, посредством которых люди могли бы обратиться к Нему. Господь избрал ближайший круг двенадцати, а затем еще семьдесят апостолов.

Апостол — с греческого «посланник». Этим именем выражается то, что Господь послал Своих учеников с проповедью спасения во все стороны света.

Несмотря на доступность Спасителя всем людям, двенадцать учеников были ближе к Нему, чем семьдесят, а семьдесят ближе, чем все другие.

Не всегда апостолы превосходили по духовному уровню простой уверовавший во Христа народ: среди ближайших учеников нашелся вор и предатель; многие из них временно колебались в вере. И все-таки Богочеловек устанавливает иерархичность отношения людей к Нему. Господь видел способность некоторых усваивать Его слово в большей мере и доносить это слово до других людей. «Видя толпы народа, Он (Христос) сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам своим: "Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою"» (Мф. 9: 36-38).

Не каждому для обращения к вере должен явиться непосредственно Сам Христос. Богу угодно, чтобы люди обращались к вере посредством людей. Господь избирает апостолов, видя их искренность и готовность к такому служению. Он специально воспитывал их, чтобы они были способны приводить к Спасителю других, утверждать их на пути духовной жизни. Поэтому далеко не все селения посещал Сам Христос, многие места Его благодать достигала посредством апостолов. «И, призвав двенадцать, начал посылать их по два» (Мк. 6: 7), позже посылаются также семьдесят учеников.

«Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10: 1). Господь от Своей Собственной силы уделяет апостолам, чтобы они несли ее во все концы мира. «Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду» (Лк. 9: 6). Апостолы, с помощью благодати Спасителя, располагали души людей к принятию Христа, тем самым являлись для многих путеводителями к вечной жизни.

Стремление к Богу, сокрытое в глубинах души падшего человека, посредством апостолов освобождалось, находило направление к Небесному Отцу, а не к обольстителю в облике истины. Именно апостолы, как носители благодати Христовой, помогали людям освобождаться от духовного рабства падшим ангелам. Своими силами обрести благодать Христову невозможно. В основном она подается Господом через тех, кто эту благодать уже имеет.

Конечно, всегда находились самоуверенные «искатели истины», твердившие: «Мне не нужны посредники в общении с Богом». Таковые оставались одиноки в своем гордом представлении о самих себе. Они отвергали реальную помощь Божию, подаваемую посредством людей, тщеславно думая, что для их спасения им должен являться Сам Бог. А ведь Господь и так звал их к Себе, при помощи людей, уже достигших богообщения. Христос сказал Своим ученикам: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10: 16).

О том, как Господь помогает людям посредством людей, повествует такой интересный случай.

Некоторая женщина, придя в церковь, увидела у входа маленькую девочку лет восьми. Девочка держала в руках письмо и робко осматривалась по сторонам.

— Что ты здесь делаешь, дитя мое? — спросила женщина.

Девочка не ответила. Тогда женщина взяла ее за руку, стала ласково разговаривать с ней и попросила показать письмо. Девочка рассказала, что ее родители тяжело больны, в семье еще четыре ребенка и все погибают от голода. На письме было написано: «Милосердному Богу», и в нем выражалась просьба прислать домой что-нибудь поесть. Девочка объяснила, что священник не раз говорил: когда мы чего-нибудь просим у Бога, то всегда получаем просимое; молитв она не знала и поэтому написала свою просьбу к Богу на бумаге, чтобы оставить в церкви. Женщина сказала:

— Дай мне это письмо, я знаю, что надо сделать, чтобы Господь Бог услышал твою молитву.

Девочка возвратилась домой с легким сердцем и с твердой верой, что Господь обязательно поможет. Перед сном она горячо помолилась, чтобы Он скорее ответил на ее письмо. Утром она отворила дверь и ахнула: там стояла полная корзина хлеба и других продуктов, а сверху лежало письмо, в котором было написано, что Бог все это посылает ей и что скоро кто-то придет повидаться с ее родителями.

Перед обедом пришел доктор и прописал лечение родителям. А затем появилась та самая женщина — она принесла немного денег, которые собрала у знакомых, рассказав им историю письма. Вскоре вся семья поднялась на ноги. Может быть, кто-то скажет, что все это произошло по обыкновенному течению жизни. Но в том и проявляется мудрость Промысла Божия, что Он управляет нашими судьбами посредством земных обстоятельств. Как верно сказал писатель Лесков, "для нас все равно, какими путями Господь человека взыщет и из какого сосуда напоит, лишь бы взыскал и жажду утолил".

Окончание >>>

Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz