Приветствую Вас ГостьЧетверг, 25.04.2024, 04:12

Свт.НиколайНикольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Закон Твой - утешение мое (окончание)

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

7. Не прелюбодействуй.

Девство есть одно из самых драгоценных сокровищ человека. И это сокровище Господь подает всем даром. Не случайно в каждом юноше и девушке сокрыто глубокое чувство святыни своего пола. Поэтому растление святыни — катастрофа человеческой жизни. Это всегда карается укорами совести, человек ощущает, что теряет крайне важное и драгоценное в жизни. Потеря невинности отражается даже на лице, красота такого человека утрачивает свежесть, на ней проявляется печать порочности.

Грехами против данной заповеди являются:

      блуд — добрачное половое сожитие;

      прелюбодеяние — супружеская измена;

      кровосмешение — вступление в брак близких родственников;

      извращения — плотское удовлетворение, избегающее деторождения:

      блудные помыслы.

Все блудные грехи основываются на отсутствии настоящей любви к другому. Это очень важный момент. Любящий видит в другом высочайшую ценность, а не средство к удовлетворению своих страстей. Подлинная любовь благоговеет перед целомудрием любимого: до законного брака она не допустит телесной близости, а в браке сохранит взаимную верность.

В трагедии Пушкина «Каменный гость» нецеломудренный дон Гуан так увлекся замужней Доной Анной, что убивает ее мужа. На свидание с любовницей он с цинизмом и гордостью приглашает мраморную статую убитого. И статуя пришла и смертельно сдавила руку преступника. Так и каждого блудника преследуют неприятности, скорби, а порой смертельные болезни.

Один поселянин просил преподобного Кирилла Белоезерского помолиться о его больном товарище, у которого из уст и ноздрей текла кровавая пена. Но старец, милостивый ко всем, на этот раз, по духу прозорливости, не позволил больному находиться даже за оградой обители. Другу же сказал: «Поверь мне, чадо, что болезнь эта приключилась в наказание за его прелюбодейство. Если пообещает исправиться, верую, что Господь его исцелит, если же нет, то еще больше пострадает». Когда передано было это больному, он устрашился обличения и обещал исправиться. От чистого сердца исповедал он все свои согрешения святому и, по его молитве, исцелился не только телесно, но и душевно, приняв епитимию для очищения грехов.

8. Не кради.

В начале XX века в Троице-Сергиевой Лавре жил благочестивый человек по имени Николай. С сорока лет он по болезни не вставал с постели.  За чистоту души, терпение и смирение Господь одарил его прозорливостью. В частности, за десять лет до революции он со скорбью предсказывал, что царя не будет, что Лавру закроют, а монахов разгонят. Однажды пришел к Николаю молодой человек. И вдруг Николай снял с него шапку и сказал: «Не отдам, не твоя, — твоя за вагоном валяется». Оказалось, что, когда молодой человек приехал в город и вышел из вагона, то увидел на земле пьяного, а рядом новую шапку, взял ее себе, а свою бросил за вагон. Так Господь даже людям открывает подобные грехи, тем более Сам Он все видит. Человек ответит за кражу.

Жизнь вора — постоянное смятение. Его душа то сгорает от зависти, видя чье-то имущество или богатство, то довольствуется нечистой радостью, добившись в своем деле успеха, то теряется в страхе быть пойманным, то погружается в глубокое уныние, поскольку полученное со временем перестает удовлетворять.

Кто крадет — тот всегда поступает украдкой. Он перестает быть свободной личностью. Воровство — постоянное неудовлетворение своим положением, самим собой, всем миром. Эти люди всегда несчастны. Иногда представители преступного мира говорят, что, воруя, они вершат правду, освобождают богатых от нечестной прибыли. В таком случае вор, приобретая чужую нечестную прибыль, берет на себя и чужие грехи.

Против данной заповеди погрешают также те, кто дает в долг с огромными процентами, кто не желает помочь неимущему, хотя располагает такой возможностью, кто исполняет свою должность небрежно, а получает полную плату, и кто, будучи здоров и имея способности к работе, живет за счет милостыни.

Жил в одном селе крестьянин, который на каждый праздник посещал богослужение. Однажды в день памяти святителя Николая его жена так торопилась закончить дела, что забыла запереть дверь. Мимо проходил известный всему селу вор. Заметив незапертую дверь, он вошел и начал собирать все, что было там ценного. Он уже связал все в узел, как вдруг сквозь прикрытую дверь входит сам святитель Николай в полном архиерейском облачении. Святой сказал: «Как?! Люди, любящие Бога, поспешили в храм, забыли запереть свою хижину, а ты воспользовался этим. чтобы похитить их достояние, приобретенное трудом?» Затем святитель ударил вора рукой по щеке и тот моментально ослеп. Он не мог найти выхода. Хозяева, вернувшись из церкви, застали  вора дома, и он с плачем рассказал о происшедшем. Вор был осужден на поселение в Сибирь. При этапировании он проходил мимо села и решил зайти в храм, где стоял образ святителя Николая. Здесь он со слезами помолился святому, каясь в своем грехе. А когда он поцеловал икону святителя, его глаза прозрели.


9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Каждый человек ищет друга. И каждый хочет найти друга искреннего, верного, который никогда и нигде не подведет. Наверное, кто-то хочет увидеть такого друга в каждом из нас. Знаете ли вы, как снискать уважение и любовь окружающих? Да для этого и не нужно каких-либо приемов или особого искусства. Пусть само сердце подскажет: уважение, и любовь других достигаются лишь открытостью, честностью, прямодушием. Из этих качеств складывается целостность личности, которая не скажет другу в лицо одно, а потом, за глаза, другое.

Самое ужасное в дружбе и просто в общении с людьми — двуличие. Вспомните коварный совет леди Макбет из трагедии Шекспира:

...Ты должен,

Всех обмануть желая, стать, как все:

Придать любезность взорам, жестам, речи,

Цветком невинным выглядеть и быть

Змеей под ним.

Двуличный постоянно носит маску. Он — актер в этой жизни, причем исполняющий отрицательную роль. Такой, желая снискать уважение многих и строя интриги, всегда оказывается внутренне одинок — без друзей. Более того, будучи лукав в общении с людьми, он не окажется прямодушен пред Богом. Ведь если истина и правда исходят от Бога, то подлость, клевета и ложь — порождения дьявола. Каким хочешь, чтобы был твой друг, таким стань, прежде всего, сам!

Данная заповедь означает также: не высмеивай чужие недостатки. Одно дореволюционное издание повествует, как в некую школу ходил мальчик с отвисшей кривой губой. Когда он говорил, то делал некрасивые гримасы. Многие смеялись и издевались над ним. А особенно сильно обижал его один школьник. Как-то обидчик шел в школу и той же дорогой проезжал крестьянин на телеге с косой в руках. Этой косой он нечаянно задел мальчика по лицу, отрезав кусок губы и разрезав рот. Когда рана зажила, то лицо этого мальчика стало гораздо безобразнее лица товарища, над которым раньше многие насмехались.

 

10. Не желай дома ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Если шестая, седьмая и восьмая заповеди запрещают наносить вред ближнему делом, а девятая — словом, то десятая запрещает вредить ему даже мыслью.

Можно сказать совершенно уверенно, что в этой жизни счастлив тот, кто не завидует. Один бедный крестьянский сын как-то увидел богатую господскую карету и подумал: «Ведь бывают же такие счастливцы, что в карете разъезжают! А я вынужден босиком ходить. Если вы с этим барином хоть на час судьбой поменяться, то-то бы счастье!» В это время открылись дверки кареты и мальчик с ужасом увидел, как оттуда, с помощью двух слуг, выбрался безногий хозяин. Юный крестьянин перекрестился и уже не желал себе чужой судьбы. Зависть — ржавчина человеческой души, она съедает сердце, не дает ему ни минуты покоя. Но надо быть честными перед самими собой: наше сердце не свободно от греховных страстей, в том числе и от зависти. Поэтому, когда заповедь Божья запрещает желать что-либо принадлежащее другому, тем самым она призывает бороться и побеждать в своем сердце дурные желания.

 

Мир перед пришествием Спасателя.

Далеко не все древние люди грелись возле Закона Божия. Большинство замерзали, находясь вдали от Источника духовных света и тепла. На земле царствовали меч и человеческая хитрость. Великие монархии — Египетская, Вавилонская, Персидская — поочередно господствовали и исчезали. Александр Македонский пытался соединить их в одну державу на почве греческой культуры, но со смертью Александра (323 г. до Р.X.) его империя распалась на несколько частей, которые все стали добычей Рима. Перед пришествием Спасителя на земле господствовала Римская империя, простершаяся от Египта до Британии.

Рим собирал все лучшее в тогдашнем мире. Каждый раз, завоевывая новые земли, столица империи принимала местные языческие божества и вводила их в свой пантеон (храм для различных божеств). Бесконечное разнообразие религиозных культов вело к убеждению, что истинной религии не существует. Безумие язычества доходило до обожествления римских императоров — людей часто порочных, утопающих в блуде, преданных гневу, жестокости.

Римский писатель Светоний (70-140 гг. по Р.Х.) в своей книге «О жизни цезарей» описал судьбу двенадцати первых императоров от Цезаря до Домициана, что охватило период примерно с 100 года  до Р.X. до времен первых ростков христианства в империи. При характеристике каждого властителя Светоний подмечал как их положительные, так и отрицательные черты. Обратите внимание на то, что императоры посмертно обожествлялись. Какими же были эти люди-боги?

Гай Юлий Цезарь — «На целомудрии его единственным пятном было сожительство с Никомедом, но это был позор тяжкий и несмываемый, навлекавший на него всеобщее поношение… На любовные утехи он, по общему мнению, был падок и расточителен. Он был любовником многих знатных женщин... И в провинциях он не; отставал от чужих жен: это видно хотя бы из двустишия, которое распевали воины в галльском триумфе:

Прячьте жен: ведем мы в город лысого развратника.

Деньги, занятые в Риме, проблудил ты в Галли.

Тем не менее Цезарь ставил свое изваяние рядом со статуями римских божеств.

Октавий Август — подавив один из мятежей и взяв много пленных, всех, кто просил о пощаде, обрывал словами: «Ты должен умереть!» Он также жил с чужими женами. Устраивал тайные пиршества, в которых участники одевались богами и богинями, а сам он изображал Аполлона. «Глаза у него были светлые и блестящие; он любил, чтобы в них чудилась некая божественная сила, и бывал доволен, когда под его пристальным взглядом собеседник опускал глаза, словно от сияния солнца». Однако «перед громом и молнией испытывал он не в меру малодушный страх: везде и всюду он носил с собою для защиты от них тюленью шкуру, а при первом признаке сильной грозы скрывался в подземное убежище».

Тиберий — испытывал безмерную страсть к вину, так что порой соучастникам в пьянстве раздавал самые высокие должности. Удалившись на остров «Капри, оказавшись в уединении, он дошел до того, что завел особые постельные комнаты, гнезда потаенного разврата...» Сюда собирались девочки и мальчики для самых постыдных целей. Он был крайне скуп и отбирал имущество по самым пустым и бесстыдным наговорам. Проявлял крайнюю жестокость к собственной матери и к сыновьям, умертвил своих внуков. Дня не проходило без неоправданной казни.

Гай Калигула — с лучших изображений греческих богов он повелел снять головы и поставить изображение собственной головы. Сам становился между идолами, принимая божественные почести от посетителей. Посвятил себе особый храм, где поставил свое изваяние, назначил жрецов и установил жертвы. Его любовь к казням дошла до того, что он воскликнул: «О, если бы у римского народа была только одна шея!» Он жалел, что его время не отмечено никакими всенародными бедствиями.

Клавдий — император, изгонявший первых христиан из Рима. Был недоверчив и труслив, верил почти каждому доносу. Один доносчик сказал, что видел сон, будто кто-то убил императора, затем он же указал на мнимого убийцу, которого Клавдий тут же и предал казни. Отличался рассеянностью и бездумностью. Приговоренных к смерти и уже казненных он иногда приглашал на следующий день на совет или на игру в кости, а так как они не являлись, то обзывал их через посланных сонливцами. «До еды и питья был он жаден во всякое время и во всяком месте... От стола он отходил не раньше, чем отяжелев и взмокнув, и тут же ложился навзничь, чтобы во сне ему облегчили желудок, вставив перышко в разинутый рот».

Нерон — «твердо был убежден, что нет на свете человека целомудренного и хоть в чем-нибудь чистого и что люди лишь таят и ловко скрывают свои пороки: поэтому тем, кто признавался ему в разврате, он прощал и все остальные грехи». Наверное, это был самый распущенный император. Его безнравственность дошла до того, что он справил свадьбу с мальчиком, а затем и сам вышел замуж за мужчину.

Остальные языческие императоры не поднимались выше общего духовного уровня. И хотя многие из них жили уже по Рождестве Христовом, все они остались людьми эпохи дохристианской.

Человечество задыхалось от духовной пустоты, искало ВЫХОДА в оргиях наслаждений либо в самоубийстве. Последнее почиталось лучшим способом избавления от невыносимого положения, а порой признавалось за подвиг. Впрочем, принятию такого ужасного способа часто препятствовал инстинкт самосохранения.

Тогда люди обращали свой взор к надежде на лучшее будущее. Распространялась вера, что откуда-нибудь должно прийти спасение, если не от людей, то свыше. По свидетельству историков Светония и Тацита, ходила молва, что на востоке скоро появится могущественный царь, который покорит весь мир. А римский поэт Вергилий воспевал младенца, который должен был восстановить золотой век.

Это совпадало с тем ожиданием Избавителя мира, Мессии, которое  с веками сильнее нарастало в богоизбранном народе, а посредством иудеев распространялось и среди язычников. Ожидание Мессии у евреев стало настолько живо, что сами их правители принимали власть лишь условно, «доколе восстанет Пророк вечный» (1Мак. 14: 41).

Правда, многие хотели видеть в Спасителе всемирного завоевателя, который покорит иудеям весь мир и установит на земле вечное еврейское царство. Лишь редкие люди жаждали увидеть Того, Кто освободит человечество от рабства греху, подаст мир возмущенной душе и дарует человеку вечное Царство Божие.

 

Вопросы:

Как вы думаете, нужны ли людям вообще какие-либо заповеди?

Почему истинная вера в Бога может быть только одна?

Что такое кумир и в чем его опасность?

Зачем людям дано имя Божие?

Почему важно хоть сколько-то времени уделять общению с Богом?

Почему, на ваш взгляд, отвергающий родителей не может быть долголетен?

Какие виды греха против 6-й заповеди вам известны?

В чем заключается особенная опасность греха аборта?

Почему истинная любовь несовместима с добрачной половой жизнью?

Какой, на ваш взгляд, отпечаток накладывает на душу человека грех воровства?

Как вы понимаете смысл 9-й заповеди?

Согласны ли вы с утверждением, что счастлив тот, кто не завидует?

Как можно охарактеризовать в целом состояние мира перед пришествием Спасителя?

(Валерий Духанин)

Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz