Приветствую Вас ГостьЧетверг, 23.11.2017, 18:07

Свт.НиколайНикольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Житие

преподобного Зосимы (Верховского)

Память его празднуется 1 ноября (14 ноября по новому стилю)

Зосима и ВасилискРодители старца Зосимы происходили из древнего дворянского рода. Однако они более заботились о нетленном, вечном богатстве, нежели о преходящем, временном.

Их жизнь была украшена многими христианскими добродетелями: благотворительностью, усердием к церковным Богослужениям и домашней молитве, чтением духовных книг. В семье Верховских было три сына и шесть дочерей.

24 марта 1768 года Бог утешил супругов Верховских рождением третьего сына. В этот день Церковь празднует память Преподобного Захарии, в честь его и нарекли младенца при Крещении.

С самых юных лет обнаружились добрые свойства мальчика. Когда мать его читала вслух жития Святых, то жития Преподобных пустынников особенно занимали душу его: он не только хорошо понимал их, но и разгорался духом подражать подвижникам.

Несколько раз Захария посещал Брянских пустынников, подвизавшихся под руководством Старца Адриана, иеромонаха Площанской Пустыни, и проживал у них некоторое время. И теперь все свое старание он обратил на то, как бы скорее освободиться от мира и переселиться к инокам-отшельникам. Для этого он отправился в Петербург, где получил полное увольнение от службы и, завершив все мирские дела, уехал в пустынные Брянские леса. Это было в 1789 году.

Захария уже не застал на Брянской Земле отца Адриана, который к тому времени переселился в Коневскую обитель. Начальник брянских пустынножителей завещал свою келлию Преподобному старцу Василиску, в котором видел истинное смирение, здравое духовное разсуждение и горячее желание подвижнической жизни. В отдалении от отца Василиска жили и другие старцы пустынные.

Отшельники встретили Захарию с радостью, и когда узнали, что он решился непременно остаться в пустынных лесах, то единогласно говорили ему: блажен бы ты был, добрый юноша, если бы отец Василиск принял тебя в ученики. Слыша все это, благоразумный юноша просил старца принять его в послушание, но Преподобный, как искусный и опытный духовник, советовал ему положить начало монашеской жизни в каком-нибудь общежительном монастыре, чтобы испытать себя прежде в послушаниях монастырских и в обществе многих братий научиться терпению и смирению. Утвердив, наставив и утешив молодого воина Христова, Старец Василиск отправил его в Коневскую обитель под управление отца Адриана.

С великой радостью и отеческой любовью встретил Захарию начальник Коневской обители и принял его в число братии. Вскоре Захария принял иноческий постриг с именем Зосима. Будучи учеником Старца Адриана, молодой инок всей душой старался подражать настоятелю монастыря в простоте и смирении.

Все чаще вспоминал молодой инок Брянские леса и Преподобного старца Василиска. Прожив в Коневском монастыре почти три года, отец Зосима неотступно и со слезами стал просить отца Адриана отпустить его в пустыню Брянскую к отцу Василиску. Но через некоторое время отец Адриан сам посетил пустынников Брянских и убедил своего ученика Василиска переселиться в Коневец.

Когда Старец Адриан со своими спутниками прибыл в Коневецкую обитель, то в трех верстах от монастыря, на уединенном пустом месте повелел выстроить две келлии, одну недалеко от другой. С молитвой и благословением отпустил он на безмолвие Старца Василиска, поручив его духовному руководству инока Зосиму.

Отец Зосима пребывал в совершенном повиновении к Преподобному Василиску, никогда ничего не предпринимая без его воли и благословения, не утаивая от него даже самого малого помысла. Бдением, всенощными трудными работами он немилостиво изнурял юную плоть свою, имея стремление к безстрастию безплотных Ангелов. Скрытно от всех, кроме Старцев Василиска и Адриана, три года отец Зосима непрестанно носил на теле грубо сотканную из грив и хвостов лошадиных острую власяницу, от которой глубокие раны не заживали на теле его.

Вскоре пустынники сделались славны, и Коневский остров стал наполняться посетителями. Преподобные Василиск и Зосима возжелали уехать на Афон или в пустынные пределы Молдавии, но старец Адриан просил их задержаться до времени его увольнения на покой. Он испросил себе увольнение от настоятельства, и, приняв пострижение в Великий образ Ангельский, переселился на покой в Москву, в Симонов монастырь. Отъезжая же из Коневца, Старец рассказал Василиску и Зосиме о том, что в областях Сибири есть много необитаемых пустынь, где можно было им нести подвиги отшельнические.

Уклонившись от желания братии избрать Зосиму настоятелем обители, Преподобные отцы испросили увольнение из монастыря для принятия подвигов отшельнических. Но по различным обстоятельствам того времени не суждено было инокам попасть на гору Афонскую. И тогда, воспоминая совет духовного отца своего Адриана, они обратились мыслью в пределы Сибири.

Добравшись до Тобольска, Преподобные объезжали пустынные места той земли, и первую зиму провели в лесной землянке, устроенной ими в сорока верстах от ближайшей деревни. В следующем году подвижники обрели новое место для своих подвигов, где выстроили две келлии.

Зосима и ВасилискОсенью отшельники собирали урожай с небольшого огорода, пекли травяной хлеб, варили похлебку и овощи на всю зиму. Дабы не отвлекаться заботами о хлебе насущном и освободить время для молитвы, в зимнее время они отрубали топором мерзлой пищи, разогревали в печи и трапезничали.

Изредка посещали пустынников Боголюбивые миряне. Некоторые из них имели желание поселится в том месте. Вскоре, недалеко от пустыни, где подвизались Преподобные, образовалась женская общежительная обитель. По благословению Преподобного Василиска, Старец Зосима принял на себя заботы по благоустроению в ней жизни монашеской.

Вскоре монастырь был переведен в уединенное место близ города Туринска, где прежде была мужская обитель. Туда же после двадцатилетнего подвига в пустыни переехали Преподобные Василиск и Зосима. В восьми верстах от монастыря они выстроили для себя келлию.


Много трудов положил для устроения обители Преподобный Зосима. Однако вскоре среди сестер начался ропот, и Старец был вынужден удалиться в Московские пределы, в Верейский уезд. Там он принял участие в устроении другой женской обители, названной им в честь образа Божией Матери Одигитрия. Близ этой обители он проживал до самой своей кончины. Незадолго до отшествия ко Господу Преподобный принял постриг в Великую схиму.

Основанный Старцем Зосимой Одигитриевский монастырь просуществовал до закрытия в 1920-х годах. В 2000 году монашеская жизнь в этой обители была возобновлена. В этом же году старец был канонизирован как местночтимый святой Московской епархии, а на Архиерейском Соборе 2004 года прославлен общецерковно.

Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный хостинг uCoz