Название: О
милости Божией.
В следующих трех беседах открывается отношение Бога к человеку,
который поражен грехом, побежден им и находится в отчаянной ситуации. Книги
пророков Осии и Ионы, ясно открывают отношение Бога к падшему человеку.
В «Книге пророка Осии» важно сделать акцент на то, что Господь
повелевает пророку взять себе в жены блудницу и показать его мучения и
сердечные сокрушения, когда пророк всеми средствами, пытается ее спасти и
привести к любви и счастью (выкупает ее, когда она себя продает (Ос. Гл. 3).
Так и Господь заботится о своем падшем, прелюбодейном народе: «Посему Я
поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий
свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели
всесожжений. Они же, подобно Адаму,
нарушили завет и там изменили Мне» (Ос.6.5-7).
В «Книге пророка Ионы» важно подчеркнуть два момента:
*во-первых,
нельзя убежать от Лица Божия, ибо там смерть и разрушение;
*во-вторых,
Господь может отменить свое решение и изменить его, если человек покаялся
и сотворил плод достойный покаяния.
Здесь важно показать отличие пророков библейских от предсказателей,
гадателей, провидцев, колдунов и т.д. языческих. Пророки библейские возвещают
волю Божию человеку или народу для того, чтобы он принял ее и изменился,
покаялся и исправился. Поэтому даже угроза наказания отдельного человека или
народа – условная, т.е. зависящая от ответа человека Богу. В то время как
языческие предсказания – это констатация неизбежного факта, например известная
легенда «Песнь о вещем Олеге», где волхвы предсказывают Олегу смерть от коня
своего. Олег верит им, и эта вера оказывается для него роковой. Также можно
привести множество других примеров, особенно на Греческой трагедии, она вся
построена на неизбежности, роке, фатуме – человек не способен изменить
обстоятельства своей жизни и в результате гибнет.
Структура беседы:
1.Понятие о милости и жертве.
Бог являет Свою Милость, руководствуясь сострадательной любовью:
Исх 33:19; Пс 102:8-13; Ис 55:3.
Человек ничем не заслужил этой Милости, он не имеет на нее
никакого права: Рим 3:24; 11:6; Еф 2:8,9; ср. Втор 7:7,8.
Однако Бог многомилостив: Исх 34:6; Пс 85:15; Иоил 2:13.
Божья Милость подобна росе и дождю: Притч 16:15; 19:12; она
необходима каждому человеку для счастья и благополучия. Божья Милость велика и
могущественна: Пс 116:2, она поддерживает нас: Пс 93:18. Еврейские слова «хен» и «хесед» переводятся как «милость». при этом «хен» означает «благосклонность»,
«расположение» по отношению к определенному человеку: Быт 19:19; 39:21;47:29, а
«хесед» – поступок, вознаграждающий кого-либо за преданность и верность,
за оказание помощи: Быт 24:12; 40:14; 1Цар 20:8,14,15. Слово «хесед» также
означает свидетельство любви. Поэтому Милость Божия – это область где человек
может жить.
Жертва также концептуальное понятие всей Библии. С древнейших
времен Жертвы играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в
разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл – от
примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения
благодарности, преданности ему или демонстрации собственной ничтожности. Пророк
Осия говорит, что милость к другим и есть главная жертва, а знание Бога
(знание Его воли, следование ей во всей жизни своей) выше всесожжения – основной
и главной жертвы Ветхого Завета.
2. Образ
пребывания Ионы «во чреве китове» три
дня и три ночи.
Когда человек убегает от Бога он попадает в ад, чрево кита –
это образ ада, а нахождение там пророка Ионы символично предвосхищает схождение
во ад Господа нашего Иисуса Христа. Господь ищет и хочет спасти каждого
человека: «ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет,
чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и
посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления
всех» (1 Тим. 2.3-6)
3. Возможность
покаяния и спасения всех людей.
Однако спасение человека – это дело не только Господа, но и
человека, который может упорствовать во зле, и, если он поражен страстями,
прелестью и гордыней, он будет противодействовать спасающей благодати Божией.
Поэтому очень важно на этой встрече подвести сознание оглашаемого к личной
ответственности за свое спасение, и за спасение тех, кого Господь вверил в его
попечение. С этой встречи надо начинать больше говорить о личной ответственности
человека перед Богом. Надо показывать, что есть возможность спасения всех
людей, но от нашего выбора также зависит какое количество людей прибегнет к спасительной
благодати Божией.
|