Приветствую Вас ГостьСуббота, 20.04.2024, 00:18

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Каталог статей

Главная » Статьи » Закон Божий 21 беседа

19. Духовная жизнь
(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Как говорил Андерсен, «дойдя до конце нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь». И приветствуя победителей в чтении, терпеливо дошедших до этой страницы, мы дерзаем сказать, что далее вы еще глубже познаете то уникальное явление в мире, о котором мы уже как-то робко упомянули. А теперь представьте, что вам подарили огромную сумму денег для покупки иномарки, а вы вдруг все растеряли. Это — трагедия. Такого не должно происходить. Так и дар спасения души необходимо не только принять, но и сохранить. Бог сделал для вечной жизни человека все, и в Церкви для этого также есть все. А что же сам человек? Стоит проявить некоторое усердие и ему.

Если же у кого-то возник вопрос: почему и как? — этому посвящены несколько следующих страниц. У кого же вопросов не возникло и кто твердо знает, в чем выражается усердие человека, тот может уверенно приступать к следующей, не менее интересной главе.

А впрочем, не спешите и вначале ответьте на такой вопрос: вы хотите быть счастливыми?

Вы хотите быть счастливыми?

      Конечно, ведь этого все хотят.

      Тогда что же такое счастье? Не стоит ломать голову, каждый хоть немножко, порой неосознанно, но чувствует, что кроется за этим теплым, всем знакомым словом.

Счастье — это когда ты любим и взаимно любишь и когда любящие друг друга рядом. Если муж горячо любит жену, а жена — мужа, то он счастливы. Если дети любят родителей, а родители — детей, они — счастливы. Если люди любят друг друга, они — счастливы. Потому что когда в твоем сердце любовь и ты знаешь, что любят тебя, то у тебя есть всё — полнота жизни, радость, свет, счастье. Такая любовь сильней всех встречающихся невзгод, так как невзгоды действуют со стороны, а любовь изнутри согревает сердце.

Есть земное счастье, когда любят здесь, на земле. В таком случае оно бывает коротким и имеет конец. Но счастье может быть и небесным, а значит, вечным: когда любят Бога — Небесного Отца — и чувствуют, что любит и Он.

Как счастлив тот, кто верит свято
В ученье чистое Христа.
Его душа, как даль заката,
И безмятежна, и чиста.
Всем сердцем ощущая Бога,
Влекомый к светлым небесам,
Он говорит: «Где Бог — там счастье,
Бог в Небесах — и счастье там».

Современный нам старец отец Кирилл, при встрече с которым люди чувствуют удивительную любовь, тепло, мудрость, прошел Вторую мировую войну. В освобожденном Сталинграде он как-то среди развалин дома из мусора поднял книгу. Отец Кирилл рассказал об этом: «Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе — книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война, почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие — у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события. Такой мне бальзам на душу оно давало. Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся. Дошел до Австрии. Господь помогал и утешал. А после войны привел меня в семинарию». Так человек услышал весть высшей, небесной любви и откликнулся на нее, а затем приобщил к этой вести и многих других.

Но если это так, то почему столько людей, хотя и знают о Боге и Евангелии, но испытывают глубокое внутреннее одиночество, оказываются перед какой-то бездной, думают, что ниоткуда не будет помощи? Тогда ощущается, насколько мы далеки от счастья. Почему?

Если обитель счастья — сердце, то, может быть, в нем хранится разгадка этой проблемы?

Что написано на сердце человека?

В жизни вы можете наблюдать духовный закон: «Ничто не проходит бесследно» Все, что вы делаете, говорите или даже просто желаете и думаете, — отпечатлевается в вашем сердце. Ум способен удерживать лишь малую долю встречаемого. Рассудочная память, подобно ситу, задерживает только самое крупное. Но сердце хранит письмена всего, что прошло через душу, с чем соприкоснулся ваш внутренний мир.

А что такое сердце? — Это не просто один из телесных органов но еще и средоточие духовной жизни, сердцевина человеческой душе;

На это важно обратить внимание. Состояние сердца — зеркале внутреннего мира человека, того, чем он живет на самом деле В сердце суммируется все, что мы помышляем и чувствуем. От этот оно либо сияет как солнце, подавая свет и тепло окружающим, либо, уподобляется черной дыре, способной только поглощать на своей пути все.

Можно привести такое сравнение. Легкие засоряются от частот вдыхания выхлопных газов и пыли. А сердце — когда окунается в дурные, нечистые мысли. Легкие исцеляются, вдыхая свежий, чистый воздух — в лесах или у моря. А сердцу легко и свободно от добрых, чистых мыслей и чувств. Выходит, многое зависит от мыслей и чувств человека?

Что за важность — мысль?

В современном мире мысль признается за что-то неважное. Законы осуждают лишь преступное дело или изредка слово, а не преступную мысль, — последней они не в силах запретить или как-то препятствовать.

Но с чего начинается любое преступление? — С мысли! Потому и совершаются злодеяния, что прежде в душу запал дурной помысел или дурное чувство.

А высочайшее творчество, гениальные открытия и просто чистые, добрые поступки — с чего начинаются? С глубокого и невидимого вдохновения, родившегося в тайниках души.

Если вам скажут, что сердце бывает нейтральным в отношении добра или зла, то это неправда. Сердце — это алтарь души, а алтарь всегда чему-либо посвящается. Даже безразличие ко всему есть посвящение себя духу апатии. И вновь повторимся: человек — это храм, в котором сердце — священный алтарь, где приносятся жертвы в виде чувств, желаний, стремлений.

Как говорил преподобный Макарий Великий, «Бог есть наивысшая красота». И кто в глубинах сердца обращается к Богу, тот соприкасается с вечной, доподлинной Красотой, Которая украшает человека нетварными драгоценностями. Но если эта Красота отсутствует в душе, значит, там — безобразие. А разве может такая душа быть счастлива?

Итак, «больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4: 23), — так заповедал нам Господь в Священном Писании.

Познай самого себя

Герой древней мифологии царь Эдип долго искал, кто же виновен в бедах страны. И после мучительных поисков оказалось, что виновен он сам. Действительно, часто разгадка всех наших несчастий кроется в нас самих!

Итак, необходимо познать себя. Теперь это, пожалуй, самое трудное занятие. Все средства массовой информации, весь ритм современной жизни направлены на внешние переживания, на принятие огромного потока разных сведений. При этом растревоженное сердце остается без глубинного знания; полученный объем информации оказывается огромным, но, как воздушный шар, пустым внутри. Пытаясь разобраться в происходящем, человек приходит к бессмыслице и разочарованиям.

Разве возможно понять происходящее, если от нас сокрыты его причины? А причины внешних событий находятся внутри самого человека. Поэтому, как мы поймем смысл того, что вовне, если не знаем того, что внутри нас? Еще древние философы задачей жизни ставили познание себя.

Человек — малый космос, познать свой внутренний мир — значит, найти ключ к разгадке смысла Вселенной. Потому что, только познав себя, можно научиться изменять себя, а через это — и внешний мир. Церковные же писатели указывали даже большее: «Хочешь ли познать Бога? Познай прежде себя самого» (авва Евагрий).

Помните, мы говорили, что человек — такое уникальное существо, с которым не сравнится ничто в видимом мире. Все оказывается гораздо ниже нас, либо потому, что не имеет жизни — природа минералов, либо потому, что не имеет души — царство растений, либо потому, что не имеет разума — животный мир.

Глобальные катаклизмы и разыгравшиеся стихии уступают воле и силе людей. Человек обладает свободной волей — в этом также его превосходство и вместе с тем ответственность за собственные действия. Однако парадокс: самим собой человек, — этот уникум природы, — распоряжается совершенно бессмысленно и жестоко. Он может губить свое здоровье, уничтожать собственное потомство, истреблять себе подобных и оказывается часто хуже животных и бездушной материи. Царь стал вести себя как жалкий раб и преступник. Почему?

Есть такая притча. Один господин, отправляясь в путь, оставил в своем винограднике двух сторожей — слепого и хромого. Он думал. что ни тот, ни другой не смогут оборвать ягоды винограда. Но когда слепой узнал от хромого о богатствах сада, то придумал следующее: он посадил на себя хромого и заставил его рвать ягоды.

Хозяин виноградника заметил следы хищения. Сторожей позвали на допрос. Тогда слепой стал слагать вину на хромого, говоря, что без него он не мог бы найти и дорогу к винограду. А хромой стал обвинять слепца, без которого он никак не мог бы достать виноград. Господин виноградника велел снова посадить хромого на плечи слепого и одинаково наказать обоих.

Слепец — это душа человека, а хромой — его тело. Оба повреждены грехом, и оба часто соглашаются делать недоброе.

Совершенно очевидно, что, хотя каждый желает счастья, поступки изобличают испорченность, болезненность человека — венца творения.

Итак, что же мы можем познать, познавая самих себя?

Что происходит в душе?

Теперь заглянем внутрь собственной души поглубже. То, что мы увидим, мудро описывает святитель Феофан Затворник (1894): «Видали вы, как туман стелется по долине? Вот это точный образ мыслей наших. Все они ползают и стелются по земле. Но кроме этой низкоходности, они еще бурлят непрестанно, не стоят на одном, толкутся, как куча комаров летом... Под ними лежит сердце, и от них в сие сердце непрестанно падают удары и производят соответственное себе действие. Какая мысль, такое и движение сердца. Отсюда то радость, то досада, то зависть, то страх, то надежда, то самоуверенность, то отчаяние одни за другими возникают в сердце. Остановки нет и порядка никакого, так же, как и в мыслях. Сердце непрестанно дрожит от чувств, как осиновый лист».

Наверняка каждый из вас заметит, что часто желал не делать зла ни себе, ни ближним, но делал это, словно вопреки всякому здравому смыслу. И сколько бы раз ни приходилось сожалеть и раскаиваться, вновь и вновь мы повторяем свои ошибки.

Сколько мук доставляют душе человека страсти зависти, гордости, уныния, мести, которые все возникают почти что на пустом месте. Какая-то внутренняя закваска греха и порока примешана к нашему сердцу.

Точное определение страстям дает святитель Феофан: «Путник в горах видит пещеру, вход в которую прикрыт разросшеюся травою, внутри — мрак. Приложив ухо, он слышит там шипение змей, рычание и скрежет зубов диких зверей — это образ нашего сердца... Справедливо один из подвижников, внимательных к себе, созерцал сердце человеческое полным змей ядовитых, которые суть страсти. Когда загорается какая-либо страсть — это то же, как бы змей выходил из сердца и, обращаясь на него, уязвлял его своим жалом. И когда выползает змей — больно, и когда жалит — больно...»

Разве может быть человек счастлив, нося в себе самом невидимый, мучительный огонь?

Горит, а мы того не знаем,
Трещит — не ощущаем жар,
И даже не подозреваем,
Что есть невидимый пожар!
А он вовсю бушует рядом —
Огонь грехов и дым страстей, —
Увы, не различимый взглядом
Для согрешающих людей.
Что платим, то и получаем —
Все ближе, ближе, ближе жар.
А мы, увы, не замечаем
Этот невидимый пожар!
Е. Санин

Кто уврачует душу?

Итак, внимательный и правдивый взгляд в глубь собственной души всегда открывает ее испорченность. Мы глубоко повреждены духовно — это очевидно. А что из этого следует? Помните, в фильме «Приключения Электроника» главный герой как-то сказал:

      Я могу развивать скорость до трехсот километров в час. Двойник Электроника Сережа Сыроежкин обрадовался:

      Так тебя надо на мировые соревнования! Но Электроник ответил:

      Мне не нужны призы. Я хочу человеком стать.

У каждого из нас задача намного легче, потому что Электроник был робот, а мы — уже люди. Нам всего лишь надо стать человеком в том подлинном смысле, в каком он создан Богом, а создан он был духовно красивым, сильным, вечным, счастливым.

У величайшего святого, преподобного Симеона Нового Богослова, есть такая мысль: «Чтобы пришел Врач, надобно призвать Его; чтобы призвать, надобно увидеть болезнь и почувствовать ее». Только тот, кто увидел недостатки своей души, увидел все безобразие греха, захочет освободиться от этого.

Однажды к известному шотландскому доктору Джемсу Симпсону (1811-1870), который открыл анестетические, обезболивающие свойства эфира и хлороформа, подошел молодой человек, чтобы похвалить его за великие открытия. Доктор сказал:

      Молодой человек, величайшие открытия, которые я когда-либо сделал, это, во-первых, то, что я сознал себя грешником и, во-вторых, что Иисус Христос — мой Спаситель.

Грех, поселившийся в душе, не может быть побежден одной только силой души. Необходимо особое духовное лекарство — помощь свыше. Освободить душу может только Тот, Кто Сам не имеет греха и Кто победил грех на Кресте Своими страданиями — Христос Спаситель. Только принятие благодати Божией способно уврачевать сердце от всякого недуга, изгнать из него всякую греховную змею.

Паскаль говорил: «Познание Бога без познания своей греховности приводит к гордости. Познание своей греховности без познания Бога приводит к отчаянию. Познание же Иисуса Христа приводит на верный путь, так как в Нем находим мы Бога».

Итак, испорченность души человека видна. Кто может исцелить душу — ясно. Остается последний вопрос: как?

Открой сердце Богу

Современный духовник и старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) предлагает совет: «Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле — очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешать в самых маленьких и легких делах. Это самый простой и легкий способ войти в духовный мир и приблизиться к Богу».

Древний великий скульптор Фидий ваял статуи изумительной красоты. Однажды его спросили, как он достиг такого совершенства? Фидий ответил: я беру камень и отсекаю от него все лишнее. Так и сердце человеческое станет чистым, свободным, красивым только тогда, когда от него будет отсечено все лишнее — греховное и порочное.

В душе возникают дурные мысли и чувства — не принимай.

Невидимый враг клонит тебя ко греху — обратись ко Господу.

Если Бог создал небо и землю, сотворил человека с его удивительной душой, неужели Он не сможет исцелить и очистить сердце, водворить в нем покой и мир?

Человек потому не испытывает полноты счастья, что помнит о Боге только поверхностно, как о чем-то постороннем. «Сын мои. отдай сердце твое мне» (Притч. 23: 26), — говорит Господь. Кто примет Его не одним умом или логикой холодного рассудка, а самым сердцем — тот становится счастлив.

Иногда в отношении Церкви высказывают два, причем противоположных друг другу, упрека.

Первый — что Церковь будто пресекает любую инициативу человека, подавляет его самостоятельность.

Второй — что Церковь не может механически помочь человеку который, например, сходил раз в храм, поставил свечку, прочитал дома молитву, а страсть (допустим, винопития) не пропала. Как же так?

На самом деле, Церковь ценит исключительность каждого человека и хочет, чтобы человек увидел в себе дары Божий, смог раскрыть их и приложил собственные силы для победы над всем дурным в себе Потому и Господь не избавляет человека от страсти механически, чтобы он проявил свою свободную волю, показал, что он действительно хочет и ищет помощи. И когда желание человека становится горячим, исполненным веры, тогда Бог избавляет его.

Святой Иоанн Златоуст говорил: «Если будем памятовать, что везде предстоит Бог, все слышит, все зрит — и не только дела и слова наши но и намерения и помышления наши, в таком случае мы ничего беззаконного не дерзнем ни сделать, ни сказать, ни помыслить».

А если не только памятовать, но и обратиться к Нему с искренней, чистой душой, от всего сердца? К Тому, Кто нам ближе всех. Ведь Он не стыдился назвать Себя нашим Отцом!

Итак, если вы будете с Ним, то станете дети Неба и вечности!

Бесценное сокровище души

Каждый из вас обладает уникальным даром — свободной волей. Этот дар подобен прочным, крепким дверям дома, ключ от которых находится в руках хозяина — человека. Сам Творец не дерзает войти сквозь двери человеческого сердца, если они закрыты наглухо. Господь смиренно ждет, когда мое «я» благоволит открыть себя навстречу Красоте, Добру, Вечности. Господь не заставляет, но кротко зовет человека к себе, как добрая мать зовет вернуться беспутного сына, — и тогда сердце стонет от пустоты глупого, бессмысленного существования.

Теперь давайте вспомним, что произошло с Каем, который необдуманно привязал свои санки к саням Снежной Королевы. «...Санки его точно приросли к большим саням и продолжали нестись вихрем. Кай громко закричал — никто не услышал его! Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы. Кай весь дрожал, хотел прочесть "Отче наш", но в уме у него вертелась одна таблица умножения». Бедный Кай! Сколько ему еще пришлось натерпеться! А когда самоотверженная Герда оказалась в ледяных пределах Снежной Королевы без башмаков и рукавиц, то именно молитва «Отче наш» помогла ей преодолеть нечеловеческие преграды.

Действительно, в жизни бывают случаи, когда внезапная опасность мгновенно пробуждает человека и он вдруг произносит из самого сердца: «Господи, помоги!» Тяжелые обстоятельства способны подвигнуть человека к поиску Бога. А молитва, — обращение к Небесному Отцу, — рождает в душе живую веру, и человек уже точно чувствует: Господь всегда рядом и только в Нем — спасение от всякой беды.

Но подтвердит ли наши слова не сказка, а реальная история?

В XIV веке, во время правления в Москве великого князя Дмитрия Донского, у татарского хана заболела любимая жена — Тайдула: она потеряла зрение. Хан послал в Москву к князю грамоту с приказом прислать в Орду святителя Алексия (1378), Московского митрополита: «Мы слышали, что есть у вас служитель Божий, который если о чем попросит Бога, Бог слушает его. Пришли его, пусть он исцелит жену мою. Если не пришлешь, пойду я опустошать землю вашу».

Князь передал волю хана святителю Алексию. Сначала митрополит смутился, но вера и надежда на Бога придали ему духовную силу.

Святитель зашел в храм к гробнице святого митрополита Московского Петра помолиться. Во время молебна вдруг сама собой зажглась церковная свеча. Подкрепленный этим знамением, святитель отправился в далекое и опасное путешествие. Прибыв в Орду, он отслужил молебен над больной Тайдулой, совершил водоосвящение и окропил святой водой глаза царицы. Тайдула прозрела. С тех пор она покровительствовала Русской земле, а святой Алексий возвратился домой со славой и богатыми дарами хана.

Так чистая, искренняя, полная веры молитва отвратила от родины грозящую беду.

Если бы каждый из нас смог научиться такой молитве!

Научи меня молиться,
Добрый Ангел, научи!
И твоим благоуханьем
Чувства черствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!
Дай моей молитве крылья,
Дай полет мне в высоту;
Дай мне веры беспредельной
Чистоту и теплоту!
Категория: Закон Божий 21 беседа | Добавил: о_Михаил (31.12.2010)
Просмотров: 1483
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz