Приветствую Вас ГостьСреда, 24.04.2024, 14:29

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Каталог статей

Главная » Статьи » Закон Божий 21 беседа

20. Путь христианина
(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)
Для страждущей души моей
Искал я на земле врачей,
Искал я помощи, отрады:
Моим болезням были рады.
 
Надежда тщетна на друзей
Моих минувших счастья дней:
Они со мною пировали —
И одаль встали в дни печали.
 
Не утушит тоски вино!
Напрасно сердцу утешенья
Искать среди самозабвенья:
Грустней пробудится оно.
 
И в развлеченьи нет отрады!
Нет прочной в нем тоске преграды:
Еще веселья слышен шум,
А грусть, как ночь, туманит ум.
 
Испытан я судьбой, врагами,
Изранен многими стрелами:
Пытали клеветой меня,
Предательством был мучен я.
 
И долго, долго я томился...
Но наконец сквозь толщу туч,
Сквозь мрак суждений мира, луч,
Луч света радостный пробился.
 
Прозрел я, ожил. Оживленный,
Святою верой просвещенный,
Спокойно совершаю путь,
Которым к вечности идут.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 Что ожидает каждого?

Вы дарили кому-нибудь розы? Или, может быть, дарили вам? Как они красивы собой, какую доставляют радость! Но... имеют шипы и быстро увядают. А не подобна ли им жизнь человека? Если спросить людей, какой период жизни они считают самым счастливым, то многие ответят: «Детство! Потому что тогда я жил без бед и печалей, я радовался и наслаждался жизнью». Да, в детстве почти никто не испытывает забот и проблем. Но человек взрослеет. С годами на плечи ложится тяжелое бремя и никуда не деться от бед.

Некий инок, одолеваемый множеством скорбей, сказал сам себе: «Уйду отсюда». С этими словами он начал надевать сандалии на ноги и внезапно увидел в углу как бы другого человека, который, также обуваясь, сказал ему: «Из-за меня ли ты уходишь отсюда? Во всяком месте, куда бы ты ни пошел, я уже буду прежде тебя».

Один высокообразованный, почтенный человек имел двух красивых дочерей, шестнадцати и девятнадцати лет. В них он не чаял души. Казалось, они — постоянное украшение, продолжение жизни самого отца. Но неожиданно младшая погибает от тифа; от нее заражается старшая и также умирает. Отец неделю не выходил из уединения...

Дар жизни, оказывается, насколько бесценен, настолько и хрупок.

Скорбь, словно нож, поражает сердце. Пронзая душу, страдания переворачивают все внутри, заставляют смотреть на жизнь совсем иначе. То, что до этого волновало и развлекало, мгновенно блекнет, становится бессмысленным и жалким. И потихоньку возникает вопрос: есть ли в страданиях смысл?

 Есть ли в страданиях смысл?

Если вы читали документальную повесть «Живый в помощи» Виктора Николаева, — автор прошел афганскую войну и другие горячие точки, и только став православным, смог познать смысл происходившего, — вы вспомните тот трагичный случай, когда в руки душманов попал наш офицер Сергей.

Его, избитого, с надломленным позвоночником, подвели к яме, на краю которой лежали трупы двух его друзей. А в яме... Там кишели громадные арычные крысы, жаждавшие человеческого мяса. Ужас и отвращение, отразившиеся в глазах Сергея, вызвали в среде душманов невероятное ликование. И весь смысл этой нечеловеческой радости можно было выразить фразой:

— Где Ты, Бог, если Ты позволяешь нам вершить такое?! Сквозь многие-многие века проносится этот вопрос. Кто-то задает его — со злорадством, кто-то — с отчаянием.

Преподобный Антоний как-то особенно недоумевал над глубиной судов Божиих. Он молился и говорил: «Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой?» Долго он так размышлял, и был ему голос: «Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это — душевредно».

Человек подобен однодневной бабочке, которая за краткий миг своего бытия постигнет ли мудрость Того, Кто над нами, Кто правит вечностью?

Но здесь остановимся.

А разве можно объяснить страдания с позиции отвержения Бога?

Если отвергнуть Господа, то — тем более безутешны скорби. Тогда в наших бедах — полная безысходность, а жизнь человека — сплошная бессмыслица. «Жить без Бога — страдать без утешения», — сказал один из старцев XX века архимандрит Тихон (Агриков).

 Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат.
Кто б ты ни был, не падай душой.
Пусть неправда и зло полновластно царят
Над омытой слезами землей,
Пусть разбит и поруган святой идеал
И струится невинная кровь, —
Верь: настанет пора — и погибнет Ваал,
И вернется на землю любовь!
С. Надсон

 Только с признанием Бога становится виден в страданиях смысл, появляются силы к преодолению их.

Если есть Бог, то скорби — бессильны. Потому что любая скорбь временна, а Бог вечен. Каждый верующий знает: за сумраком несправедливостей откроется свет вечной, блаженной жизни.

И разве не стоит немножко потерпеть здесь ради вечности?


 В годину зла, во дни лишений
Ты должен все перебороть.
Не попускает искушений
Нам выше наших сил Господь.
 
Оставят все — Он не оставит,
Все предадут — Он не предаст,
Обманут люди — Он наставит,
Все отберут, а Он — подаст!
 
В годину зла, во дни лишений
Себя и душу не сироть.
Среди врагов и искушений
Ты не один, с тобой — Господь!
Е. Санин

 Так где же был Бог?

Страдавший за грехи всего человечества, победивший зло Своим Воскресением, Он был здесь же, рядом и укреплял воина Сергея. Он укреплял его не поддаться на льстивое предложение «духов» столкнуть трупы друзей в яму с крысами. Он укрепил его в последний миг жизни кинуться в яму, обхватив руками главаря банды и предателя-переводчика. Подвиг духа русского воина стал казнью для банды. А вскоре базу душманов постигло жестокое возмездие и ни один не избежал наказания.

Если мы не видим воздаяния и знаем массу примеров безнаказанности, то только потому, что мы не всевидящи и не всеведущи. Нам и не нужно этого видеть. Есть Тот, Кто знает, когда и что кому воздать. Для нас более важен другой вопрос: может быть, человеку полезно страдать?

 Может быть, человеку полезно страдать?

Почему родители не всегда покупают детям игрушки, которые они просят? Потому что покупка многих игрушек не всегда идет ребенку на пользу и некоторые дети из-за этого вырастают избалованными. Так и Бог не всегда избавляет от скорби даже молящихся, чтобы человек стал осмотрительнее, духовно чище, выше, опытней.

Бывают лекарства, горькие на вкус, но принятие их внутрь приносит значительное облегчение. Так и в страданиях, принимаемых с верой и молитвой ко Господу, совершается очищение души от бремени страстей и грехов.

Господь попускает испытания жизни, чтобы пробудить в людях сердце. А.И.Солженицын, за плечами которого десятилетия концлагерей и испытаний, писал: «Согнутой моей, едва не подломившейся спиной дано было мне вынести из тюремных лет этот опыт: как человек становится злым и как — добрым. В упоении молодыми успехами я ощущал себя непогрешимым и оттого был жесток. В преизбытке власти (а он был в армии офицером. — Автор) я был убийца и насильник. В самые злые моменты я был уверен, что делаю хорошо, оснащен был стройными доводами. На гниющей тюремной соломке ощутил я в себе первое шевеление добра».

Кто никогда не страдал, тот не вспомнит про Бога, самоуверен и тратит дни жизни во вред своей вечной душе. Господь избавляет от греховных страстей болезнями и скорбями.

«Скорби рождают смирение», — сказал святой Исаак Сирин. А где смирение, там воцаряется глубокий духовный мир, душе возвращается детская, чистая радость.

 

Когда душа твоя истерзана страданьем
И грудь полна тоской, безумною тоской, —
Склонись тогда пред Тем с горячим упованьем,
Кто — кротость и любовь, забвенье и покой.
Откинь в уме твоем возникшие сомненья,
Молись Ему, как раб, с покорностью немой —
И Он подаст тебе и слезы примиренья,
И силу на борьбу с безжалостной судьбой...
С. Надсон
 

Да, в страданиях человек познает свою немощь. Оказывается, есть достаточно скорый предел нашим силам. И многие, достигнув этого предела, поняли: жизнь человека в руках Того, Кто ее дал. Скорбь открывает глубочайшую истину — без Бога невозможно истинное счастье. Если нестрадавший человек думает о Боге, и то изредка, как о чем-то отвлеченном, не имеющем к нам близкого отношения, то в страданиях вдруг открывается, какую величайшую нужду в Боге мы испытываем.

Архимандрит Тихон (Агриков) говорил об этом так: «Страдание творит чудеса. Оно почти как таинство, со своей невыразимой внутренней силой. ...Молодой человек, без страха и благоговения прикасающийся к святыне, не чувствительный к духовному озарению, рассеянно погруженный в свои страсти, как только коснулось его страдание, стал серьезным, тихим и молитвенным. Жизнь — это громадная мастерская, в которой души закаляются в горниле страданий и готовятся на Небо».

Итак, истинно верующий не тот, кто, став верующим, перестал страдать, но кто в самых страданиях остался верен.

Иеромонах Серафим (Роуз) поведал об одной своей встрече: «Около года тому назад (то есть в 1980 году) был у меня долгий разговор в поезде с одним молодым американцем. Встретил он меня, казалось бы, случайно (хотя, конечно, случайностей в жизни не бывает) и сказал мне, что учит русский язык. Он искал веру, побывал в разных так называемых христианских группах, не нашел ничего, кроме лицемерия и обмана, и готов уже был совсем отказаться от поисков. Но тогда он услышал, что в России люди гонимы и страдают за свою веру «А там, где страдание, — думал он, — там, возможно, есть нечто истинное и нет такого обмана, как у нас в Америке». И вот он стал учить русский, чтобы поехать в Россию и встретить там настоящих христиан. Мне, священнику Русской Православной Церкви, было удивительно слышать это, так как он никогда ранее не видел православного пастыря и даже ни разу не был на православном богослужении. У нас был долгий разговор о вере, и я увидел, что его чаяния были абсолютно здравыми: мысль о том, что страдание, должно быть, свидетельствует об истинном, в то время как наша эгоистичная жизнь с удобством порождает обман».

Ничто так не утешит в скорби, как обращение с молитвой ко Господу. Молитва в страданиях всегда живая и искренняя, и в скорби человек наиболее способен воспринять близость Господа к нам. Он молится уже не как чужой для Бога, его сердце в едином покаянном зове обращено к Небесному Отцу. Потому и Господь часто помогает скорбящим, — в трудностях жизни подает силу духа, в неисцелимых болезнях — исцеление, а посреди всеобщего разврата — чистоту и любовь.

 Как относиться к болезням?

Скажите, а не пытались вы когда-нибудь заболеть, например простудиться, чтобы избежать контрольной, к которой не подготовились, или чтобы просто отдохнуть от школы?

Порой мы ищем болезней во избежание неприятных нам случаев. А знаете ли, что, действительно, болезнь — это иногда избавление от еще большей неприятности, например от греха? Порой человек находится на грани соблазна либо его душу уже колеблют страсти, — и случившаяся болезнь вмиг отрезвляет его. Господь видит сердца и намерения людей, а потому знает, кому и когда попустить недуги.

Преподобный Нифонт однажды увидел во сне двух ангелов, которые несли душу человека на Небо. Навстречу им выступили злые духи и спросили: «Почему вы эту душу не отдаете нам? Ведь она наша». Тогда явился ангел-хранитель и сказал: «Подлинно, человек этот был грешник. Но когда он стал болеть, тогда со слезами исповедовал Богу свои грехи и усердно просил о помиловании, желая начать добрую жизнь». Так ангелы удержали душу у себя.

Вместе с тем, как мы уже говорили с вами, в Церкви есть особое таинство, направленное на врачевание недугов. Господь даровал Церкви духовную силу исцеления. Благословляется обращение и к традиционной медицине.

Но если человеку полезно болеть, тогда зачем искать дара здоровья? А затем, чтобы вновь полученные силы употребить на добро. Ведь именно для этого нам и дается здоровье.

В Священном Писании есть такие слова: «Ибо мы и отцы наши такими болезнями страдаем; а Ты, ради нас — грешных, назовешься милосердым. Если Ты пожелаешь помиловать нас, то назовешься милосердым, потому что мы не имеем дел правды» (3 Езд. 8: 30-32).

Выздоровление полностью вверяется в руки Создателя, Который знает, что для человека лучше.

Один праведный пустынножитель заметил, что его больной ученик часто вздыхал. Подвижник сказал ему: «Не малодушествуй, сын мой! Тело твое, изнуренное недугом, может быть спасительным врачевством для твоей души. Если ты, по делам твоим, подобен железу, то огонь страдания очистит тебя от ржавчины, если же ты — золото, то огонь придаст блеска твоей добродетели».

 

О жизнь! Ты миг, но миг прекрасный,
Миг невозвратный, дорогой;
Равно — счастливый и несчастный
Расстаться не хотят с тобой.
 
Ты — миг, но данный нам от Бога
Не для того, чтобы роптать
На свой удел, свою дорогу
И дар бесценный проклинать, —
 
Но чтобы жизнью наслаждаться,
Но чтобы ею дорожить,
Перед судьбой не преклоняться,
Молиться, веровать, любить.
А. Апухтин

 Поможет ли экстрасенс?

Итак, не всякая болезнь вредна человеку. Господь недугами тела врачует душу, подобно как хирург болезненной операцией избавляет человека от смертельной опасности. Что будет, если хирургу запретят совершать операцию? Есть люди, которые пытаются препятствовать Богу спасать человеческую душу. Кто же это? Они известны всем вам.

К современному церковному писателю игумену N. однажды пришел человек, наделенный «особыми» способностями, — экстрасенс. Между ними состоялся такой диалог:

       Расскажи, пожалуйста, когда и при каких обстоятельствах появились у тебя сверхъестественные способности?

      Это было в заключении. Я отбывал в лагере срок за кражу мотоцикла. Молодой был и глупый, и очень отзывчивый. Дружбу считал самым важным в жизни и для друзей готов был на все. Как-то они попросили, чтобы я выкрал для них мотоцикл покататься. У меня было убеждение, что другу нельзя отказать ни в чем. Я украл для них мотоцикл, а вскоре меня арестовали... Однажды утром, как всегда перед перекличкой и разводом на работы, нас построили на площади у бараков. Вдруг кто-то заметил приближающуюся эскадрилью НЛО. И охрана, и заключенные задрали головы вверх, с удивлением наблюдая необычное зрелище: множество тарелок пролетало над нами четким строем, образуя треугольник, причем каждая «тарелка», строго соблюдая дистанцию по отношению к другим, совершала плавные колебательные движения по вертикали. С этого дня я и обнаружил, что со мной что-то произошло.

      Что же именно ты почувствовал?

      Вначале я заметил, что стоит мне о чем-то подумать, как это тут же сбывается. Ну, например, ведет нас конвой на работу, вдруг у меня появляется мысль: «Вот этот сейчас споткнется». И точно, конвойный, на которого я смотрю, спотыкается и падает. В другой раз: «Начальник заболеет». И действительно, он заболел! Все это продолжалось изо дня в день, так что меня начали считать чуть ли не пророком. Затем неизвестно откуда и почему у меня появилось ощущение, что если я подержу руку над больным местом, то человеку станет легче. Так и произошло. Теперь у меня свой кабинет в поликлинике и нет отбоя от пациентов. Деньги сыплются сами. Не знаю, куда их и девать. Иду по коридору, а люди сами суют мне деньги в карман халата, лишь бы я их принял.

      Есть ли у тебя какое-либо медицинское образование?

      Все мое образование — восемь классов средней школы. Первые четыре года учился хорошо, а потом стал лениться — едва школу закончил.

      Знаешь ли ты, где находятся почки, печень, поджелудочная железа?

      Нет, конечно. Анатомию я не изучал.

      Каким же образом тебе удается ставить правильный диагноз?

      Просто внутри себя я слышу голос, который говорит мне — что у человека болит, и даже иногда называет его имя, возраст и прочее. Сами представляете, какое удивление бывает у человека, когда я называю его вдруг по имени, а потом перечисляю болезни, которыми он болел, хотя за несколько минут до его прихода я ничего о нем не знал.

      Не пытался ли ты задать «голосу» вопрос, кто он?

      Несколько раз я спрашивал его об этом, но он ни разу мне не ответил.

      Как же ты лечишь?

      Я считаюсь травником и в основном лечу травами.

      Ты хорошо в них разбираешься?

      Раньше совершенно ничего о них не знал, но голос научил, когда какую траву собирать, как заготовлять и т. п.

      Ну а как ты готовишь из них лекарства от той или иной болезни?

      Очень просто. Голос говорит мне, например: «Возьми такую-то и такую-то траву, запарь их в глиняном горшочке, капни в настой несколько капель крови летучей мыши, скажи такие-то слова (часто это совершенно непонятная абракадабра), а затем вылей содержимое на землю. Плюнь туда и скажи то-то и то-то. Собери влажную землю в баночку, добавь оливкового масла и скажи больному, чтобы привязывал к больному месту, пока не выздоровеет». Бывают, конечно, и другие указания и рецепты. Я все делаю, что мне говорит голос и... удивительное дело, человек выздоравливает.

      Что же стало тебя смущать в твоей столь успешной практике?

      Очень часто мне становится известно, что бывших моих пациентов начинают буквально преследовать несчастья, а некоторые из них сходят с ума. Я не знаю, является ли это результатом моего лечения, но меня все это очень настораживает. А кроме того, мне стало подозрительно, почему голос, который обеспечил мне такой высокий общественный статус и заработок, никогда не отвечает на вопрос, кто он?

Сразу скажем, что человек этот наконец смог понять, кто скрывался за «голосом». А благодаря христианской жизни и регулярному участию в церковных таинствах ему удалось освободиться от навязчивых «способностей».

Есть люди, у которых вдруг открываются «сверхъестественные способности». Они начинают предсказывать, ставить диагнозы и, как кажется, исцелять. Их называют экстрасенсами.

Что же стоит за таким явлением?

У святого Афанасия Александрийского есть такие слова: «Если бы великий демон, дьявол, изобретатель злобы, достойный сам по себе всякой ненависти, тотчас открывал себя, то каждый отгонял бы его как змия, как дракона, как льва, ищущего похитить и пожрать кого только можно. По этой причине он прячется и прикрывает себя, лукаво присваивает себе имя, вожделенное для всех человеков (то есть имя Божие), чтобы обмануть человеков ложною наружностию, и уже обманутых заковать в свои цепи. Как кто-либо, желающий увлечь чужих детей в рабство себе, принимает в отсутствие родителей их подобие и, при посредстве этой хитрости обманув горящих любовью к родителям сынов, уводит их далеко и погубляет несчастных, — так и нечестивый демон, извивистый и лукавый дьявол, не дерзает показываться кому-либо таким, каков он есть: зная же, сколько человеки любят истину, принимает на себя личину правды, и этим средством изливает яд свой в последователей своих».

Выходит, не всякий «дар свыше» — от Бога!

Демон — первоклассный психолог, он видит проблемы и болезни людей, да и сам часто наводит их. Своими знаниями он может поделиться и с человеком (готовя ему гибель души). Поэтому осененный такими познаниями иногда, конечно, чувствует состояние другого человека, видит его болезни и даже может снять боль, но никогда — освободить человека от греха. А все проблемы у людей случаются именно из-за греха. Так демон ловко скрывает себя и обманутые борются уже не с настоящим врагом, а с ветряными мельницами.

Продолжение >>>

Категория: Закон Божий 21 беседа | Добавил: о_Михаил (04.09.2010)
Просмотров: 679
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz