Приветствую Вас ГостьЧетверг, 25.04.2024, 15:02

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Каталог статей

Главная » Статьи » Закон Божий 21 беседа

5. Пути богопознания
(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

А теперь мы станем подражать искателям жемчужин. Но будем нырять не в морскую соленую и не в речную пресную воду. А станем погружаться в глубины познаний - за духовным, бесценным бисером, который украшает душу человека невиданной красотой. Мы обратим внимание на христианство. Ведь мы живем в стране с тысячелетней христианской историей. Эта вера завоевала величайшие империи мира - не мечом, а заповедью любви. Христианство было постоянно гонимо, но никогда не умирало, напротив, давало жизнь другим. Его избрали князья русские, потому что оно возвышало душу народа и сплачивало, укрепляло Русь. И сегодня миллионы людей признаются, что христианство освятило их жизнь. Рассуждая о христианстве, мы подразумеваем Православие. Почему? - вы догадаетесь по завершении всех поисков. Пусть этот поиск будет добровольным движением вашей души. Итак, именно вам вверяем весы и чаши суда. А первый шаг на пути богопознания мы совершим вместе.

ПУТИ БОГОПОЗНАНИЯ

Когда человек оказывается в незнакомой местности, ему необходимо осмотреться, чтобы выбрать верный ориентир пути.

Но для начала зададимся вопросом: куда обращается взор человека?

Куда обращается взор человека?

Помните из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»? «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на Божьи звездочки, — что пчелки роятся!

Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза. Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились». Что могло так глубоко поразить их?

А какие чувства охватывают ваши души, когда вы смотрите в голубой либо усеянный звездами небосвод? Почему созерцание бескрайнего неба ложится на сердце ощущением чего-то величественного, прекрасного, вечного и вместе родного и близкого нам?

Знаете ли, что само слово «человек» (по-гречески «антропос») означает «обращающий взор вверх»? Такое наименование присвоено каждому из нас не случайно. В самой природе человека есть глубокая потребность обращать духовный взор к Небу, стремиться к познанию Всевышнего.

Однако чаще людей привлекает познание необычных явлений природы, наука, искусство или культуры разных стран. Но не большего ли внимания заслуживает познание мира невидимого, духовного, в особенности же Самого Бога — Творца всего существующего?

Философ Кант (1724-1804) говорил: «Вечно новым и постоянно возрастающим удивлением и благоговением наполняет мою душу звездное небо надо мною и закон нравственности во мне». Потому что звездное небо свидетельствует о Создателе. Пока человек не разучился удивляться, он будет стремиться познавать все таинственное, сокровенное. Поверьте, в Боге кроется много таинственного, неизведанного, но при этом такого, что чем более открываешь, тем более твоя жизнь становится интересней, свободней, радостней.

При этом важно уточнить одну тонкость. А что такое познание?

А что такое познание?

На языке Священного Писания познание чего-либо значит не просто поверхностное ознакомление, а познание на опыте, проникновение в самую суть предмета или явления.

К примеру, познать страдания — значит испытать их в собственной жизни. Познать любовь — значит полюбить на самом деле. Познать грех — значит согрешить реально.

В этом смысле познание кого-либо означает вступление с ним в личные отношения, ближайшее приобщение к жизни другого. Поэтому познание Бога есть приобщение к Его жизни, обретение личного богообщения.

Когда вы желаете поближе познакомиться с другим человеком, то заводите с ним разговор, пытаетесь в беседе стать ближе к нему. Общаясь с другим, вы уже обретаете определенное единство, так как общение предполагает общность. Так, и если вы хотите познать Бога, обратитесь к Нему со своей просьбой. Он — Личность, любит каждого, способен исполнить желание любого человека. Лишь бы это желание было чистым. Чрез личное обращение к Богу возможно общение с Ним, а богообщение и есть богопознание.

Уверовавший в Бога стремится самым сердцем постигнуть Того, Кто открывает истинный смысл жизни и дарует жизнь вечную. Богопознание при этом — не единичный акт, но поскольку Сам Господь вечен, велик, бесконечен, то и познание Его есть бесконечный процесс духовного возрастания человека. Можно сказать, что это единственный путь к подлинному счастью и радости.

Но таких путей два

Христианство указывает нам на существование двух путей богопознания: естественного и сверхъестественного. Оба ведут к верному знанию о Боге. Но первый путь подает менее глубокие понятия, естественное познание Бога доступно всем без исключения. Это знание, открывающееся людям из самой природы, из познания самих себя и всех дел Божиих.

Второй путь богопознания — сверхъестественный. Он превышает обычные способности и силы нашего ума. Это Божественное Откровение, то, что Бог Сам явил о Себе людям. Такое знание о Боге более совершенно, оно содержится в Священном Писании (то есть Библии) и Священном Предании.

Ломоносов писал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие, в другой — Свою волю. Первая — видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его, признавал Божественное всемогущество. Вторая книга — Священное Писание; в ней показано Создателево благоволение к нашему спасению... Обе обще удостоверяют нас не только о бытии Божием, но и о несказанных к нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры!»

Итак, приоткроем первую книгу.

Естественное богопознание

Как мы уже говорили, созданный Богом мир содержит в себе удивительную красоту, разнообразие и гармонию, и из этого познаются могущество, мудрость и красота Творца. Основатель монашества Антоний Великий (351) говорил: «Бог создал человека, чтобы он был зрителем и благодарным истолкователем Его дел и, познавая творения Божий, он видел Самого Бога и прославлял Создавшего их для человека».

В IV веке по Р. X. в финикийском городе Илиополе жил некто Диоскор, человек богатый и знатный. Он был язычником, то есть не верил в одного Всемогущего Бога, а признавал многих богов, идолам которых поклонялся. Диоскор имел дочь Варвару, отличавшуюся поразительной красотой. Желая скрыть красоту дочери от чужих глаз, Диоскор поместил Варвару в высокой башне. Находясь в одиночестве, чистая душой девица любовалась окружающим миром из окна. Прекрасные зори, солнечные лучи, закаты солнца и сверкающие звезды заставили ее глубоко задуматься.

      Кто сотворил это? — невольно вырвалось из ее сердца.

Ей пытались указать на бессмысленных истуканов, сделанных мастерами. Но душа Варвары уже сияла удивительным открытием:

      Один должен быть Такой Бог, Которого создала не рука человеческая (и не придумало воображение. — Автор), но Сам Он, имеющий Собственное бытие, рукою Своею создал все. Один должен быть Тот, Кто простер широту неба, утвердил основания земли и просвещает свыше всю вселенную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд, а внизу — украшает землю различными деревьями и цветами и напояет реками и источниками. Один должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всех промышляет.

 
Она смотрела на созвездья,
И для нее в какой-то миг
Они вдруг стали как известье
О Том Творце, что создал их.
 
И солнца яркое горенье,
И моря блеск, и ширь полей,
И шум садов, и все творенье —
Все о Творце сказало ей.
 
Тот мир, что виден был ей с башни,
Как книгу, Бог открыл пред ней,
И сладок стал ей плен домашний,
И одиночество родней.
 
Господь для сердца, не для слуха,
Ей открывал Свои дела,
И благодать Святого Духа
Живым огнем в нее вошла.
 

Так современный поэт Виктор Афанасьев, ныне монах Лазарь, описал в стихах то, что произошло с Варварой. А подобное происходило не только с ней.

Христианин способен видеть Творца сквозь всю природу, как сквозь стекло, вера — проводник этого зрения. Чрез красоту видимого мира верующий познает невещественную красоту Создателя.

Не случайно святой Василий Великий (1379) именовал Вселенную училищем, в котором разумные души обучаются боговедению. Отсюда познанию Бога должно помогать углубление в науки. Астроном поймет величие Божие, зная необъятные просторы Вселенной; геолог — постигая смену эпох на земле; биолог — наблюдая тайны жизни в ее самых разнообразных формах.

Не познать Творца из созерцания окружающего мира — все равно что ничего не видеть в ясный полдень.

Знаменитый шведский естествоиспытатель и биолог Карл Линней (1707-1778) свидетельствовал: «Вечный, Великий, Всеведущий и Всемогущий Бог прошел мимо меня! Я не видел Его в лицо, но Его отражение охватило мою душу и погрузило ее в благоговение! Я тут и там замечал следы Его в Его творениях.

Во всех Его делах, даже самых малых и незаметных, какая сила, какая мудрость, какое невообразимое совершенство!  Я наблюдал,  как одушевленные существа идут друг за другом непрерывною цепью, примыкая к царству растительному, растения сцепляются с царством минеральным, уходящим во внутренность земного шара, между тем как этот шар кружится в неизменном порядке около Солнца, дающего ему жизнь. Наконец, я видел Солнце и все другие светила, всю звездную систему, бесконечную, неисчислимую в своей беспредельности, движущуюся в пространстве, повешенную среди вечной пустоты Первым Непостижимым Двигателем, Существом существ, Причиною причин, Вождем и Хранителем Вселенной, Господином и Работником всякого дела в мире! Итак, справедливо верить, что есть Бог, Великий и Вечный, не порожденный никаким существом, Который сотворил это всемирное дело и водворил в нем порядок. Он исчезает из наших глаз, хотя и наполняет их светом. Лишь одна мысль постигает Его, лишь в этом глубочайшем святилище сокрыто Его величие».

О чем говорит естество человека

Помимо видимого, внешнего мира, причины к богопознанию содержатся в самом естестве человека.

Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь — конечно, есть и Ты!
Ты есть! — природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть — и я уж не ничто!
Г. Державин, ода «Бог»

Каждый из нас представляет собой целый космос, хотя сосредоточенный в совсем небольшом, ограниченном телом пространстве. Мы приобщены к удивительному дару жизни, имеем возможность думать, познавать, радоваться, общаться, быть свободными, счастливыми. Естество наше состоит из души и тела, человек находится в точке соприкосновения миров духовного и физического. В само естество изначально вложена способность творить, созидать. Мы несем на себе следы Божественной премудрости и всемогущества.

Поэтому человеку так легко и свободно на сердце, когда он обращается с молитвой к Богу.

Также, если мы обращаем внимание на свою судьбу, часто можно видеть действия Промысла Божия, то есть Его заботу о нас. Особенно это бывает в те моменты жизни, на которые мы сами влиять не в силах. Случается, что планирование будущей жизни и желание осуществить свои планы, как потом оказывалось, явно вело к худшему. Но все почему-то вдруг поворачивалось вопреки нашей воле, и нам давалось лучшее. Отсюда верующий человек познает, что Господь хранит его, ограждает от возможных ошибок, исправляет их и направляет человека к истинному благу.

Несовершенство первого пути

Естественное богопознание, как вы видите, сообщает человеку представление о Боге как Творце и Промыслителе. Оно показывает, что Господь заботится о нас.

Это познание подводит к необходимости постоянно помнить о Боге, обращаться к Нему с молитвой. Однако оно неспособно подать более глубокого знания о Нем.

История показывает, что далеко не все, идя путем естественного познания Бога, достигали чистого, истинного знания о Нем. В мире царит грех, он наложил отпечаток и на всю вселенную, и на естество человека. В природе уже нет первичной гармонии, в ней случаются катаклизмы, царит страдание. На всем живом лежит печать старения и смерти. Ум человека постоянно клонится к земному, он мало способен к богопознанию.

Что же необходимо для чистого, правильного познания Бога?

Сверхъестественное богопознание

Как-то древний индийский правитель Ашока проделал следующий эксперимент над группой детей. Он содержал их со дня рождения в полной изоляции от языковой среды. Лица, ухаживавшие за детьми, в их присутствии не произносили ни единого слова. В результате, достигнув сознательного возраста, дети издавали лишь нечленораздельные возгласы и крики.

Способность речи органично присуща человеку. Но человек не произнесет слова, пока кто-то извне не раскроет в нем этот дар. Точно так же душе свойственно познавать Бога. Но этот дар важно раскрыть. Никто не имел бы достоверного знания о Боге, если бы Он Сам не открыл Себя людям. «Бога без Бога познать не можем», — говорил святитель Тихон, епископ Задонский (1783).

Одного лишь желания познать Бога и даже стремления к Нему нам недостаточно. Как бы люди ни рассуждали о Небесном Отце, наблюдая окружающий мир, самих себя и судьбы своей жизни, их рассуждения не всегда поднимутся выше уровня жалких догадок. Человек часто уподобляется страннику, шествующему по душной пустыне, томимому жаждой, а о воде знающему только понаслышке.

Необходимо, чтобы Сам Бог открыл Себя человеку, напоил его реальным общением с Собой. «Душа никогда не может возвышаться к боговедению, если Сам Бог, снисшед, не коснется ее и не поведет к Себе», — говорил святой Максим Исповедник (VII век по Р. X.).

Общение с Богом и есть истинное богопознание.

Первый шаг к этому общению всегда совершает Бог. Его обращение к человеку называется — Божественное Откровение.

Божественное Откровение

Что же это такое? Божественное Откровение есть особое, таинственное воздействие Божие на человека, сообщающее верное знание о Боге, о самом человеке и о нашем спасении.

Оно называется сверхъестественным, так как его источник — не что-либо сотворенное, но Сам Бог, находящийся превыше какого-либо естества. Только Он может дать людям духовные истины, превышающие познавательные силы нашего разума и относящиеся к спасению человека.

Издревле Создатель открывал Себя людям святым, праведным, чья воля была направлена к познанию Его воли. Это библейские праотцы Авель, Енох, Ной, Авраам, пророки Моисей, Давид, Исайя, апостолы Иоанн, Петр, Павел и многие другие. Некоторые из них записали данное им Откровение Божие. Так постепенно из многих книг появилось Священное Писание. Библия записана пророками и апостолами под воздействием Духа Божия. Поэтому Священное Писание называется также словом Божиим, что оно есть слово Самого Бога, записанное святыми людьми на человеческом языке.

Духовные истины Священного Писания, особенно относящиеся к Богу и спасению человека, как вы увидите далее, уникальны, они не имеют аналогов в учении других религий. И это подтверждает, что христианство, по сути, не могло заимствовать что-либо из плодов творчества человеческого ума. В этом отношении даже Жан Жак Руссо (1712-1778) говорил: «Взгляните на книги философов, как они ничтожны против Библии. Возможно ли, чтобы такая удивительная и вместе с тем простая книга была делом рук человеческих?»

Божественное Откровение — сердцевина христианства и его чистый исток.

О Священном Писании, или Библии

Встречалась ли вам такая книга, которая, сколько ни перечитывай, всегда остается интересной и познавательной? Наверное, даже самый занимательный роман надоест повторением своего сюжета. Великий немецкий философ Иммануил Кант признавался: «Все книги, которые я читал, не дали мне того утешения, которое мне дало слово Божие». А многие люди замечали, что Священное Писание, чем больше его читаешь, тем больше оно обогащает и умудряет.

Когда умирал английский писатель Вальтер Скотт (1771-1832), то он обратился к своему зятю Локхарду со словами:

      Сын, принеси мне книгу.

В доме была большая библиотека, и смущенный зять переспросил:

      Какую книгу, сэр? Умирающий ответил:

      Есть только одна Книга. Сын, принеси мне ее.

Тогда Локхард понял, что просит писатель. И он принес ему Библию.

Слово «Библия» греческое и означает — «книги». Это имя указывает на то, что Священное Писание составляют многие книги, всего — 77. Мы называем их Священными потому, что они написаны по Божественному вдохновению и указывают путь к святости, то есть особой духовной близости к Богу.

Эти книги записывались на протяжении более 1600 лет, что составило жизнь 60-ти поколений. Они писались более чем 40 авторами из всех слоев общества, среди которых — цари и крестьяне, военачальники и рыбаки, философы и пастухи, государственные деятели и врачи, поэты и ученые. Писались на разных языках, в различных местах на трех континентах: Азии, Африке и Европе. Но при этом все они говорят об одном: о том, как человек потерял Рай — свое блаженство и счастье и как к этому Раю можно вернуться.

Библия — это не сборник отвлеченных догматов, не свод моральных запретов и правил. Библия хранит в себе тайну общения человека с Богом, такую тайну, которая открывается искренно ищущему. Каждый увидит в Библии самого себя, причины своих ошибок и падений, опору своих надежд. Священное Писание — это ключ к раскрытию сокровищ души человеческой. Оно запечатлевает путь человека к Богу и обретение Бога искренней, верующей душой.

«Всё здесь написанное заключает в себе великое богатство мыслей... В Писании нет ни одного слога, ни одной черты, в глубине которой не заключалось бы великого сокровища», — говорил святитель Иоанн Златоуст (407). Поэтому, когда француз-вольнодумец Лагарп был брошен в тюрьму с ежедневной угрозой смерти и ему попала в руки Библия, то, прочитав ее, он обратился к Богу, а выйдя из тюрьмы, стал защитником христианской веры.

Священное Писание состоит из двух частей — Ветхого и Нового Заветов, хотя и является единым целым. Ветхий Завет носит подготовительный характер, он повествует об отношении всего мироздания к Творцу, о потере человеком своего богоподобного достоинства, о скитаниях и поиске утраченного Бога. Ветхий Завет предвещал о грядущем Спасителе и запечатлел первые духовно-нравственные заповеди людям.

Сердцем же всего Божественного Откровения является Новый Завет, и прежде всего Евангелие, в котором запечатлен образ Господа Иисуса Христа, явленный в событиях Его земной жизни, в Его делах и словах. Только во Христе Бог действительно, во всей полноте явил Себя людям.

Слово Евангелие значит благая весть. Это весть о том, что человеку возвращается вечная жизнь, радость, счастье.

«В сравнении с Библией все человеческие книги являются малыми планетами, которые свой свет и блеск получают от Солнца» (Р. Бойль).

«Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии. Сколько раз уже отшатывалось от него человечество и сколько раз обращалось. Несколько раз совершит человечество свое кругообращение... несколько мыслей совершит... оборот мыслей... и возвратится вновь к Евангелию, подтвердив опытом событий истину каждого его слова. Вечное, оно вкоренится глубже и глубже, как дерева, шатаемые ветром, пускают глубже и глубже свои корни» (Н. В. Еоголь).

«Мне нужен был... непостижимо высокий идеал веры. И, принявшись за Евангелие, которого я никогда еще сам не читал (а мне было уже 38 лет от роду), я нашел для себя этот идеал» (Н. И. Пирогов).

«Вы хорошо поступаете, что ищете единственного успокоения в Евангелии, потому что это неиссякаемый источник всей истины, которую разум никогда в другом месте не найдет» (И. Кант в письме Ю. Штиллингу).

«Не помню, чтоб когда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством... Во все возрасты, при разных событиях я возвращался к чтению Евангелия, и всякий раз его содержание низводило мир и кротость на душу» (А. И. Герцен).

«И что это за книга, Библия! Величественная и обширная, как мир, укоренившаяся в глубинах Вселенной и восходящая до таинственной лазури небес!.. Воистину — это слово Божие, тогда как все другие книги мира выражают только свое человеческое искусство». — «Я уже высказался по поводу превращения, которое, по отношению к Божественным делам, произошло в моей душе. Своим освящением я обязан просто чтению одной книги. Книги? Да, это старая, очень старая книга... и эту книгу называют просто Библией. С полным правом ее называют также Священным Писанием» (Г. Гейне).

«Новый Завет есть лучшая книга, какую когда-либо знал или будет знать мир» (Ч. Диккенс).

Продолжение >>>

Категория: Закон Божий 21 беседа | Добавил: о_Михаил (23.09.2010)
Просмотров: 1101
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz