(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)
А теперь мы станем подражать искателям
жемчужин. Но будем нырять не в морскую соленую и не в речную пресную воду. А
станем погружаться в глубины познаний - за духовным, бесценным бисером, который
украшает душу человека невиданной красотой. Мы обратим внимание на
христианство. Ведь мы живем в стране с тысячелетней христианской историей. Эта
вера завоевала величайшие империи мира - не мечом, а заповедью любви.
Христианство было постоянно гонимо, но никогда не умирало, напротив, давало
жизнь другим. Его избрали князья русские, потому что оно возвышало душу народа
и сплачивало, укрепляло Русь. И сегодня миллионы людей признаются, что
христианство освятило их жизнь. Рассуждая о христианстве, мы подразумеваем
Православие. Почему? - вы догадаетесь по завершении всех поисков. Пусть этот
поиск будет добровольным движением вашей души. Итак, именно вам вверяем весы и
чаши суда. А первый шаг на пути богопознания мы совершим вместе.
ПУТИ
БОГОПОЗНАНИЯ
Когда человек оказывается в незнакомой
местности, ему необходимо осмотреться, чтобы выбрать верный ориентир пути.
Но для начала зададимся вопросом: куда
обращается взор человека?
Куда
обращается взор человека?
Помните из рассказа И. С. Тургенева
«Бежин луг»? «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани,
— гляньте на Божьи звездочки, — что пчелки роятся!
Он выставил свое свежее личико из-под
рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза.
Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились». Что могло так
глубоко поразить их?
А какие чувства охватывают ваши души,
когда вы смотрите в голубой либо усеянный звездами небосвод? Почему созерцание
бескрайнего неба ложится на сердце ощущением чего-то величественного,
прекрасного, вечного и вместе родного и близкого нам?
Знаете ли, что само слово «человек»
(по-гречески «антропос») означает «обращающий взор вверх»? Такое наименование
присвоено каждому из нас не случайно. В самой природе человека есть глубокая
потребность обращать духовный взор к Небу, стремиться к познанию Всевышнего.
Однако чаще людей привлекает познание
необычных явлений природы, наука, искусство или культуры разных стран. Но не
большего ли внимания заслуживает познание мира невидимого, духовного, в
особенности же Самого Бога — Творца всего существующего?
Философ Кант (1724-1804) говорил: «Вечно
новым и постоянно возрастающим удивлением и благоговением наполняет мою душу
звездное небо надо мною и закон нравственности во мне». Потому что звездное
небо свидетельствует о Создателе. Пока человек не разучился удивляться, он
будет стремиться познавать все таинственное, сокровенное. Поверьте, в Боге
кроется много таинственного, неизведанного, но при этом такого, что чем более
открываешь, тем более твоя жизнь становится интересней, свободней, радостней.
При этом важно уточнить одну тонкость. А
что такое познание?
А
что такое познание?
На языке Священного Писания познание
чего-либо значит не просто поверхностное ознакомление, а познание на опыте,
проникновение в самую суть предмета или явления.
К примеру, познать страдания — значит
испытать их в собственной жизни. Познать любовь — значит полюбить на самом
деле. Познать грех — значит согрешить реально.
В этом смысле познание кого-либо
означает вступление с ним в личные отношения, ближайшее приобщение к жизни
другого. Поэтому познание Бога есть приобщение к Его жизни, обретение личного
богообщения.
Когда вы желаете поближе познакомиться с
другим человеком, то заводите с ним разговор, пытаетесь в беседе стать ближе к
нему. Общаясь с другим, вы уже обретаете определенное единство, так как общение
предполагает общность. Так, и если вы хотите познать Бога, обратитесь к Нему со
своей просьбой. Он — Личность, любит каждого, способен исполнить желание любого
человека. Лишь бы это желание было чистым. Чрез личное обращение к Богу возможно
общение с Ним, а богообщение и есть богопознание.
Уверовавший в Бога стремится самым
сердцем постигнуть Того, Кто открывает истинный смысл жизни и дарует жизнь
вечную. Богопознание при этом — не единичный акт, но поскольку Сам Господь
вечен, велик, бесконечен, то и познание Его есть бесконечный процесс духовного
возрастания человека. Можно сказать, что это единственный путь к подлинному
счастью и радости.
Но
таких путей два
Христианство указывает нам на
существование двух путей богопознания: естественного и сверхъестественного. Оба
ведут к верному знанию о Боге. Но первый путь подает менее глубокие понятия,
естественное познание Бога доступно всем без исключения. Это знание,
открывающееся людям из самой природы, из познания самих себя и всех дел Божиих.
Второй путь богопознания —
сверхъестественный. Он превышает обычные способности и силы нашего ума. Это
Божественное Откровение, то, что Бог Сам явил о Себе людям. Такое знание о Боге
более совершенно, оно содержится в Священном Писании (то есть Библии) и
Священном Предании.
Ломоносов писал: «Создатель дал роду
человеческому две книги. В одной показал Свое величие, в другой — Свою волю.
Первая — видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность,
красоту и стройность его, признавал Божественное всемогущество. Вторая книга —
Священное Писание; в ней показано Создателево благоволение к нашему спасению...
Обе обще удостоверяют нас не только о бытии Божием, но и о несказанных к нам
Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры!»
Итак, приоткроем первую книгу.
Естественное
богопознание
Как мы уже говорили, созданный Богом мир
содержит в себе удивительную красоту, разнообразие и гармонию, и из этого
познаются могущество, мудрость и красота Творца. Основатель монашества Антоний
Великий (351) говорил: «Бог создал человека, чтобы он был зрителем и
благодарным истолкователем Его дел и, познавая творения Божий, он видел Самого
Бога и прославлял Создавшего их для человека».
В IV веке по Р. X. в финикийском городе
Илиополе жил некто Диоскор, человек богатый и знатный. Он был язычником, то
есть не верил в одного Всемогущего Бога, а признавал многих богов, идолам
которых поклонялся. Диоскор имел дочь Варвару, отличавшуюся поразительной
красотой. Желая скрыть красоту дочери от чужих глаз, Диоскор поместил Варвару в
высокой башне. Находясь в одиночестве, чистая душой девица любовалась
окружающим миром из окна. Прекрасные зори, солнечные лучи, закаты солнца и
сверкающие звезды заставили ее глубоко задуматься.
— Кто
сотворил это? — невольно вырвалось из ее сердца.
Ей пытались указать на бессмысленных
истуканов, сделанных мастерами. Но душа Варвары уже сияла удивительным
открытием:
— Один
должен быть Такой Бог, Которого создала не рука человеческая (и не придумало
воображение. — Автор), но Сам Он, имеющий Собственное бытие, рукою Своею создал
все. Один должен быть Тот, Кто простер широту неба, утвердил основания земли и
просвещает свыше всю вселенную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд,
а внизу — украшает землю различными деревьями и цветами и напояет реками и
источниками. Один должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо
всех промышляет.
Она
смотрела на созвездья,
И
для нее в какой-то миг
Они
вдруг стали как известье
О
Том Творце, что создал их.
И
солнца яркое горенье,
И
моря блеск, и ширь полей,
И
шум садов, и все творенье —
Все
о Творце сказало ей.
Тот
мир, что виден был ей с башни,
Как
книгу, Бог открыл пред ней,
И
сладок стал ей плен домашний,
И
одиночество родней.
Господь
для сердца, не для слуха,
Ей
открывал Свои дела,
И
благодать Святого Духа
Живым
огнем в нее вошла.
Так современный поэт Виктор Афанасьев,
ныне монах Лазарь, описал в стихах то, что произошло с Варварой. А подобное
происходило не только с ней.
Христианин способен видеть Творца сквозь
всю природу, как сквозь стекло, вера — проводник этого зрения. Чрез красоту
видимого мира верующий познает невещественную красоту Создателя.
Не случайно святой Василий Великий
(1379) именовал Вселенную училищем, в котором разумные души обучаются
боговедению. Отсюда познанию Бога должно помогать углубление в науки. Астроном
поймет величие Божие, зная необъятные просторы Вселенной; геолог — постигая
смену эпох на земле; биолог — наблюдая тайны жизни в ее самых разнообразных
формах.
Не познать Творца из созерцания окружающего
мира — все равно что ничего не видеть в ясный полдень.
Знаменитый
шведский естествоиспытатель и биолог Карл Линней (1707-1778) свидетельствовал:
«Вечный, Великий, Всеведущий и Всемогущий Бог прошел мимо меня! Я не видел Его
в лицо, но Его отражение охватило мою душу и погрузило ее в благоговение! Я тут
и там замечал следы Его в Его творениях.
Во
всех Его делах, даже самых малых и незаметных, какая сила, какая мудрость,
какое невообразимое совершенство! Я
наблюдал, как одушевленные существа идут
друг за другом непрерывною цепью, примыкая к царству растительному, растения
сцепляются с царством минеральным, уходящим во внутренность земного шара, между
тем как этот шар кружится в неизменном порядке около Солнца, дающего ему жизнь.
Наконец, я видел Солнце и все другие светила, всю звездную систему,
бесконечную, неисчислимую в своей беспредельности, движущуюся в пространстве,
повешенную среди вечной пустоты Первым Непостижимым Двигателем, Существом
существ, Причиною причин, Вождем и Хранителем Вселенной, Господином и
Работником всякого дела в мире! Итак, справедливо верить, что есть Бог, Великий
и Вечный, не порожденный никаким существом, Который сотворил это всемирное дело
и водворил в нем порядок. Он исчезает из наших глаз, хотя и наполняет их
светом. Лишь одна мысль постигает Его, лишь в этом глубочайшем святилище
сокрыто Его величие».
О
чем говорит естество человека
Помимо видимого, внешнего мира, причины
к богопознанию содержатся в самом естестве человека.
Тебя
душа моя быть чает,
Вникает,
мыслит, рассуждает:
Я
есмь — конечно, есть и Ты!
Ты
есть! — природы чин вещает,
Гласит
мое мне сердце то,
Меня
мой разум уверяет,
Ты
есть — и я уж не ничто!
Г.
Державин, ода «Бог»
Каждый из нас представляет собой целый
космос, хотя сосредоточенный в совсем небольшом, ограниченном телом
пространстве. Мы приобщены к удивительному дару жизни, имеем возможность
думать, познавать, радоваться, общаться, быть свободными, счастливыми. Естество
наше состоит из души и тела, человек находится в точке соприкосновения миров
духовного и физического. В само естество изначально вложена способность
творить, созидать. Мы несем на себе следы Божественной премудрости и
всемогущества.
Поэтому человеку так легко и свободно на
сердце, когда он обращается с молитвой к Богу.
Также, если мы обращаем внимание на свою
судьбу, часто можно видеть действия Промысла Божия, то есть Его заботу о нас.
Особенно это бывает в те моменты жизни, на которые мы сами влиять не в силах.
Случается, что планирование будущей жизни и желание осуществить свои планы, как
потом оказывалось, явно вело к худшему. Но все почему-то вдруг поворачивалось
вопреки нашей воле, и нам давалось лучшее. Отсюда верующий человек познает, что
Господь хранит его, ограждает от возможных ошибок, исправляет их и направляет
человека к истинному благу.
Несовершенство
первого пути
Естественное богопознание, как вы
видите, сообщает человеку представление о Боге как Творце и Промыслителе. Оно
показывает, что Господь заботится о нас.
Это познание подводит к необходимости
постоянно помнить о Боге, обращаться к Нему с молитвой. Однако оно неспособно
подать более глубокого знания о Нем.
История показывает, что далеко не все,
идя путем естественного познания Бога, достигали чистого, истинного знания о
Нем. В мире царит грех, он наложил отпечаток и на всю вселенную, и на естество
человека. В природе уже нет первичной гармонии, в ней случаются катаклизмы,
царит страдание. На всем живом лежит печать старения и смерти. Ум человека
постоянно клонится к земному, он мало способен к богопознанию.
Что же необходимо для чистого,
правильного познания Бога?
Сверхъестественное
богопознание
Как-то древний индийский правитель Ашока
проделал следующий эксперимент над группой детей. Он содержал их со дня
рождения в полной изоляции от языковой среды. Лица, ухаживавшие за детьми, в их
присутствии не произносили ни единого слова. В результате, достигнув
сознательного возраста, дети издавали лишь нечленораздельные возгласы и крики.
Способность речи органично присуща
человеку. Но человек не произнесет слова, пока кто-то извне не раскроет в нем
этот дар. Точно так же душе свойственно познавать Бога. Но этот дар важно
раскрыть. Никто не имел бы достоверного знания о Боге, если бы Он Сам не открыл
Себя людям. «Бога без Бога познать не можем», — говорил святитель Тихон,
епископ Задонский (1783).
Одного лишь желания познать Бога и даже
стремления к Нему нам недостаточно. Как бы люди ни рассуждали о Небесном Отце,
наблюдая окружающий мир, самих себя и судьбы своей жизни, их рассуждения не
всегда поднимутся выше уровня жалких догадок. Человек часто уподобляется
страннику, шествующему по душной пустыне, томимому жаждой, а о воде знающему
только понаслышке.
Необходимо, чтобы Сам Бог открыл Себя
человеку, напоил его реальным общением с Собой. «Душа никогда не может
возвышаться к боговедению, если Сам Бог, снисшед, не коснется ее и не поведет к
Себе», — говорил святой Максим Исповедник (VII век по Р. X.).
Общение с Богом и есть истинное
богопознание.
Первый шаг к этому общению всегда
совершает Бог. Его обращение к человеку называется — Божественное Откровение.
Божественное
Откровение
Что же это такое? Божественное
Откровение есть особое, таинственное воздействие Божие на человека, сообщающее
верное знание о Боге, о самом человеке и о нашем спасении.
Оно называется сверхъестественным, так
как его источник — не что-либо сотворенное, но Сам Бог, находящийся превыше
какого-либо естества. Только Он может дать людям духовные истины, превышающие
познавательные силы нашего разума и относящиеся к спасению человека.
Издревле Создатель открывал Себя людям
святым, праведным, чья воля была направлена к познанию Его воли. Это библейские
праотцы Авель, Енох, Ной, Авраам, пророки Моисей, Давид, Исайя, апостолы Иоанн,
Петр, Павел и многие другие. Некоторые из них записали данное им Откровение
Божие. Так постепенно из многих книг появилось Священное Писание. Библия
записана пророками и апостолами под воздействием Духа Божия. Поэтому Священное
Писание называется также словом Божиим, что оно есть слово Самого Бога,
записанное святыми людьми на человеческом языке.
Духовные истины Священного Писания,
особенно относящиеся к Богу и спасению человека, как вы увидите далее,
уникальны, они не имеют аналогов в учении других религий. И это подтверждает,
что христианство, по сути, не могло заимствовать что-либо из плодов творчества
человеческого ума. В этом отношении даже Жан Жак Руссо (1712-1778) говорил:
«Взгляните на книги философов, как они ничтожны против Библии. Возможно ли,
чтобы такая удивительная и вместе с тем простая книга была делом рук
человеческих?»
Божественное Откровение — сердцевина
христианства и его чистый исток.
О
Священном Писании, или Библии
Встречалась ли вам такая книга, которая,
сколько ни перечитывай, всегда остается интересной и познавательной? Наверное,
даже самый занимательный роман надоест повторением своего сюжета. Великий
немецкий философ Иммануил Кант признавался: «Все книги, которые я читал, не
дали мне того утешения, которое мне дало слово Божие». А многие люди замечали,
что Священное Писание, чем больше его читаешь, тем больше оно обогащает и
умудряет.
Когда умирал английский писатель Вальтер
Скотт (1771-1832), то он обратился к своему зятю Локхарду со словами:
— Сын,
принеси мне книгу.
В доме была большая библиотека, и
смущенный зять переспросил:
— Какую
книгу, сэр? Умирающий ответил:
— Есть
только одна Книга. Сын, принеси мне ее.
Тогда Локхард понял, что просит
писатель. И он принес ему Библию.
Слово «Библия» греческое и означает —
«книги». Это имя указывает на то, что Священное Писание составляют многие
книги, всего — 77. Мы называем их
Священными потому, что они написаны по Божественному вдохновению и указывают
путь к святости, то есть особой духовной близости к Богу.
Эти книги записывались на протяжении
более 1600 лет, что составило жизнь 60-ти поколений. Они писались более чем 40
авторами из всех слоев общества, среди которых — цари и крестьяне,
военачальники и рыбаки, философы и пастухи, государственные деятели и врачи,
поэты и ученые. Писались на разных языках, в различных местах на трех
континентах: Азии, Африке и Европе. Но при этом все они говорят об одном: о
том, как человек потерял Рай — свое блаженство и счастье и как к этому Раю
можно вернуться.
Библия — это не сборник отвлеченных
догматов, не свод моральных запретов и правил. Библия хранит в себе тайну
общения человека с Богом, такую тайну, которая открывается искренно ищущему.
Каждый увидит в Библии самого себя, причины своих ошибок и падений, опору своих
надежд. Священное Писание — это ключ к раскрытию сокровищ души человеческой.
Оно запечатлевает путь человека к Богу и обретение Бога искренней, верующей
душой.
«Всё здесь написанное заключает в себе
великое богатство мыслей... В Писании нет ни одного слога, ни одной черты, в
глубине которой не заключалось бы великого сокровища», — говорил святитель
Иоанн Златоуст (407). Поэтому, когда француз-вольнодумец Лагарп был брошен в
тюрьму с ежедневной угрозой смерти и ему попала в руки Библия, то, прочитав ее,
он обратился к Богу, а выйдя из тюрьмы, стал защитником христианской веры.
Священное Писание состоит из двух частей
— Ветхого и Нового Заветов, хотя и является единым целым. Ветхий Завет носит
подготовительный характер, он повествует об отношении всего мироздания к
Творцу, о потере человеком своего богоподобного достоинства, о скитаниях и
поиске утраченного Бога. Ветхий Завет предвещал о грядущем Спасителе и
запечатлел первые духовно-нравственные заповеди людям.
Сердцем же всего Божественного
Откровения является Новый Завет, и прежде всего Евангелие, в котором запечатлен
образ Господа Иисуса Христа, явленный в событиях Его земной жизни, в Его делах
и словах. Только во Христе Бог действительно, во всей полноте явил Себя людям.
Слово Евангелие значит благая весть. Это
весть о том, что человеку возвращается вечная жизнь, радость, счастье.
«В
сравнении с Библией все человеческие книги являются малыми планетами, которые
свой свет и блеск получают от Солнца» (Р. Бойль).
«Выше
того не выдумать, что уже есть в Евангелии. Сколько раз уже отшатывалось от
него человечество и сколько раз обращалось. Несколько раз совершит человечество
свое кругообращение... несколько мыслей совершит... оборот мыслей... и
возвратится вновь к Евангелию, подтвердив опытом событий истину каждого его
слова. Вечное, оно вкоренится глубже и глубже, как дерева, шатаемые ветром,
пускают глубже и глубже свои корни» (Н. В. Еоголь).
«Мне
нужен был... непостижимо высокий идеал веры. И, принявшись за Евангелие,
которого я никогда еще сам не читал (а мне было уже 38 лет от роду), я нашел
для себя этот идеал» (Н. И. Пирогов).
«Вы
хорошо поступаете, что ищете единственного успокоения в Евангелии, потому что
это неиссякаемый источник всей истины, которую разум никогда в другом месте не
найдет» (И. Кант в письме Ю. Штиллингу).
«Не
помню, чтоб когда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством... Во все
возрасты, при разных событиях я возвращался к чтению Евангелия, и всякий раз
его содержание низводило мир и кротость на душу» (А. И. Герцен).
«И
что это за книга, Библия! Величественная и обширная, как мир, укоренившаяся в
глубинах Вселенной и восходящая до таинственной лазури небес!.. Воистину — это
слово Божие, тогда как все другие книги мира выражают только свое человеческое
искусство». — «Я уже высказался по поводу превращения, которое, по отношению к
Божественным делам, произошло в моей душе. Своим освящением я обязан просто
чтению одной книги. Книги? Да, это старая, очень старая книга... и эту книгу
называют просто Библией. С полным правом ее называют также Священным Писанием»
(Г. Гейне).
«Новый
Завет есть лучшая книга, какую когда-либо знал или будет знать мир» (Ч.
Диккенс). Продолжение >>>
|