Приветствую Вас ГостьЧетверг, 25.04.2024, 09:54

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Каталог статей

Главная » Статьи » Закон Божий 21 беседа

18. КРАСОТА ЦЕРКВИ
(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)
Родная Церковь, Мать Святая,
Тебя создал Господь Христос.
Он Сам, за жизнь твою страдая,
Позор Голгофский перенес.
 
Ты правды Божьей утвержденье,
Столп вечный истины святой;
Ты — город мира и спасенья,
Оплот твердыни неземной.
 
Ты со Христом всех единенье,
К блаженству в небе путь святой;
В тебе одной для всех спасенье,
Блажен с тобою род людской.
 
О, православная ограда,
Навек пред Богом Ты чиста,
Ты всех спасаемых отрада,
Невеста дивная Христа.
 

С момента Воскресения Христова тирания дьявола ниспровергнута, Свет вечной, Божественной жизни вошел в наш мир и озарил человечество. А чтобы люди могли приобщиться к этому свету, Господь основал Церковь. В ней человек обретает спасение.

 Как родилась Церковь?

Миновало пятьдесят дней по Воскресении Христа, десять по Его Вознесении. Апостолы вместе с Матерью Спасителя находились в одном из домов Иерусалима. Они молились, ожидая исполнения слов Господа перед Его Вознесением: «...через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым... Вы приимете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями даже до края земли» (Деян.1:5,8.).

Внезапно в утренние часы сделался шум с неба, словно от сильного ветра. Тогда «явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» (Деян. 2: 3-4).

 Почему Господь ниспослал Святого Духа в чувственном, зримом виде? Потому что это явление — начало преображения мира видимого. А что означали пламенные языки? То, что ученикам Христовым дается сила проповедовать спасение во всех народах. Наконец, сам образ огня означал, что Божественная благодать опаляет грехи, очищает душу, она освящает и согревает сердце человека.

Когда в темную комнату заносится яркий светильник, мрак исчезает. Апостолы, будучи исполнены Духа Святого, почувствовали себя словно заново рожденными. Они ощутили неизреченную легкость и беззаветную радость. Господь попалил в их душах всякий грех, изгнал все тени адского мрака, возродил их сердце. Что-то невероятно светлое, отрадное, жизнерадостное, вечное, чистое засияло в их душах. Иначе и не могло быть, потому что благодать Божия открывает в человеке удивительное, сокровенное содержание, о котором он сам не знал.

Тогда апостолы стали понимать языки и наречия других народов (Деян. 2: 4-11). Так человеку, с наитием Духа Святого, возвращено древнее райское ведение. Благодаря этому дару, апостольская проповедь привлекла к свету веры бесчисленный сонм людей из разных племен и сословий. Этот дар свидетельствовал о главном — во Христе люди научились понимать друг друга.

Так на земле родилась Церковь — единство людей в благодати Духа. Святого. Отныне тот же Дух, что живет в Сыне Божием, живет и в возрожденных Им людях. Теперь Господь Иисус Христос — Глава обновленного человечества, а христиане — Его тело (Еф. 1: 22-23). Насколько тесна связь главы и тела, настолько тесно единство Христа и Церкви. Здесь, на земле, мы можем приобщиться в Церкви вечному Богу. Нисшедший Дух Святой объединил как человека с Богом, так и людей друг с другом.

Церковь - это совокупность христиан, живущих и умерших, соединенных верой, любовью, всем, что даровал нам Христос. Также и ангелы участвуют в жизни земной и небесной Церкви.

У Николая Васильевича Гоголя в его «Выбранных местах из переписки с друзьями» есть такие слова: «Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его. Это Церковь, которая, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, это Церковь, которая вся со своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена прямо с неба для русского народа, которая одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши, которая может произвести неслыханное чудо в виду всей Европы, заставить у нас всякое сословие, звание и должность войти в их законные границы и пределы и, не изменив ничего в государстве, дать силу России».

Поскольку Господь основал Церковь, ниспослав людям Духа Святого, и спасение людей совершается Духом Святым, то в Церкви есть особая, весьма важная и замечательная молитва. Она называется — «Царю Небесный».

 Царю небесный

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Душе истины — Дух истины, Дух правды;
Иже — Который;
Сый— Существующий, находящийся;
вся исполняяй — все наполняющий;
сокровище благих— сокровищница, вместилище всех благ, всякого добра;
Подателю — Податель жизни;
прииди и вселися в ны — приди и вселись в нас;
от всякия скверны — от всякой нечистоты, то есть от грехов;
Блаже— Благой, добрый.
 

В этой молитве мы обращаемся к Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. Называем Его Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, вместе с Отцом и Сыном царствует над всем миром.

Святой Дух — Утешитель, так как утешает людей в их скорбях и несчастьях.

Он — Дух истины, поскольку учит всех только истине, правде и тому, что полезно для нашего спасения.

Как Бог, Он находится везде и является Источником благодеяний, Источником всего доброго и хорошего, что только нам нужно иметь. Дух Святой — Податель жизни, то есть всё от Него получает жизнь, только Им живет и движется, а людям Он подает жизнь духовную, святую и вечную.

Поэтому христиане словами «прииди и вселися в ны» просят, чтобы Дух Святой всегда пребывал в нас, как в Своем храме, а для этого очистил от всякого греха и соделал святыми, достойными Его даров.

Обыкновенно эта молитва Святому Духу читается перед всяким делом, учебой или в начале других молитв, чтобы получить от Господа небесное благословение.

 Священная иерархия

А каким образом благодать сохраняется в Церкви до наших дней? Ведь она была дана Господом конкретным людям, в частности святым апостолам.

Да, ученики Христа стали первыми священнослужителями. Именно апостолы, будучи возрождены Духом Святым, приобщали уверовавших во Христа людей к жизни Церкви. Они возглавляли молитвенные собрания, утверждали других в духовной жизни. Апостолы явились проводниками Божественной благодати, стали теми каналами, через которые благодать Духа Святого изливалась в мир.

Но земная жизнь апостолов должна была завершиться. Что же должно было стать с данной им благодатью?

От одной, уже догорающей свечи можно возжечь другие свечи. Так и апостолы поставляли себе преемников, передавая им благодать.

Среди христиан для этого избирались наиболее достойные. Апостолы передавали им дар благодати посредством молитвы над ними и возложения рук на голову посвящаемого. Одновременно поставляемым передавалась и чистота вероучения.

Лица, избираемые и посвящаемые для служения Церкви, называются духовенством, так как совершают духовное служение в этом мире.

И вы, конечно, неоднократно слышали, что в Православной Церкви духовенство делится на белое и черное. Белое — это духовенство женатое. Причем вступление в брак возможно только до принятия священного сана, но никак не после. А черное — это духовенство монашеское, безбрачное, которое составляют христиане, принявшие на себя особые обеты ради служения Богу.

Православное духовенство еще называется священной иерархией. Иерархия с греческого языка значит священноначалие, она несет в этом мире миссию освящения людей, приобщает их к святости Божией.

 Степени иерархии

От самих апостолов ведут начало три степени иерархии. Это епископская, пресвитерская (священническая) и диаконская степени», которые не равны между собой по данным им дарам благодати и по своим полномочиям.

 — Епископы (с греческого — блюстители) — непосредственные преемники апостолов и продолжатели их дела. Они ответственны за чистоту веры своей паствы, за ее нравственное совершенство и за благоустройство церковной жизни. Епископы могут посвящать новых епископов и низших священнослужителей, они — главные совершители священнодействий.

Епископ называется также архиереем (то есть началосвященником, старшим в священстве), а если он прославлен в лике святых, то — святителем.

Епископ управляет церковью определенного территориального масштаба, которая называется епархией. В зависимости от значения епархии епископ может называться архиепископом или митрополитом (что еще выше). Эти звания также даются как почетное отличие и как награда за особые заслуги.

Некоторые епископы не имеют самостоятельной области управления, а являются помощниками старших архиереев. Они называются викарными епископами.

Архиерей, управляющий церковью целой страны, то есть Поместной Церковью, называется патриархом (отценачальником). Патриарх — предстоятель Поместной Церкви, избираемый и поставляемый Поместным Собором, то есть собором Церкви от всей страны.

Так, например, святитель Тихон (Белавин; 1865-1925), патриарх Всероссийский, который возглавил Русскую Церковь в тяжелейшее время 1917 года, был избран следующим образом. Участники Поместного Собора путем тайного голосования выбрали трех кандидатов. Из них патриарха должны были избрать одни епископы, но они отказались от своего права, решив положиться на Господа. Тогда в переполненном храме Христа Спасителя, который вмещал 12 000 человек, на трех одинаковых листках были начертаны имена кандидатов. Листки свернули и положили в особый ковчежец, который был поставлен у алтаря пред взором всего народа. Во время богослужения рядом с ковчежцем поставили чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. По окончании службы из алтаря вышел слепой старец — затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексий. Он долго молился перед иконой Матери Божией, а вместе с ним молился весь храм. Наконец, осенив себя троекратно крестным знамением, старец вынул из ковчежца жребий. Листок развернули и прочитали:

      Митрополит Московский и Коломенский Тихон.
      Аксиос (с греческого — достоин)! — выдохнул храм.
      Аксиос! — возгласил старший митрополит
      Аксиос! Аксиос! Аксиос! — запело духовенство, хор и весь народ.

По древней традиции, в сан епископа возводятся представителя только черного духовенства, то есть монашествующие.

       Пресвитеры (с греческого — старейшины), или иереи, что буквально переводится как священники, а в монашестве иеромонахи. - совершают богослужения и Таинства, помогают в духовной жизни обращающимся к ним людям, но не могут посвящать других в священные степени.

В качестве почетного отличия перед остальными, за заслуги или долголетнее служение, а также в связи с особыми возлагаемыми полномочиями, священники могут носить звания в белом духовенстве — протоиерея и, что крайне редко, протопресвитера, а в черном духовенстве — игумена и архимандрита.

       Диаконы (с греческого — служители), а в монашестве — иеродиаконы не совершают Таинств, но помогают при их совершении епископу или священнику. Их почетными званиями являются в белом духовенстве — протодиаконы (первые диаконы), а в черном духовенстве — архидиаконы (старшие диаконы).

Несмотря на то, что сан диакона — низшая степень священства он также требует высоты духовной жизни посвящаемого.

 В «Достопамятных сказаниях» — книге, посвященной жизни и учению древних святых монахов, — приводится такой рассказ. Авва Феодор будучи в скиту, не хотел принимать диаконского служения и скрывался в разных местах. Старше однажды привели его и говорят: «Не отказывайся от диаконства». Авва Феодор ответил им «Дайте мне помолиться Богу, не откроет ли Он, должно ли мне стоять на месте служения». Молился он Богу и говорил: «Если есть воля Твоя, чтобы стал я на место диаконского служения, открой мне это!» И был показан ему огненный столп, простиравшийся от земли до неба, и голос говорил: «Если ты можешь быть таков, как этот столп, пойди и служи». Услышав это, Феодор решил не брать на себя диаконского служения. Когда пришел он в церковь, братия, поклонившись ему, сказали: «Если ты не хочешь служить, то, по крайней мере, держи чашу (во время причащения людей)». Но он и этого не принял, говоря: «Если вы меня не оставите в покое, то уйду отсюда». После этого они оставили его в покое.

 Апостольское преемство

С ранних времен Православная Церковь строго следила за непрерывностью апостольского преемства, то есть, чтобы каждый новый епископ получал посвящение от законных епископов, посвящение которых непрерывно восходило бы к самим апостолам.

Еще святой Ириней Лионский (середина II века) перечислял по порядку Римских епископов, а историк Евсевий Кесарийский (IV век) указывал, что все поместные древнехристианские Церкви хранят списки своих епископов в их непрерывной преемственности.

И до сих пор Церковь строго следит за законностью посвящения. Таким образом, каждый православный священник, которого вы встретите или с которым будете беседовать, имеет на себе ту же благодать, что и святые апостолы.

 Путь священнослужения

Старцы, собравшись, согласились между собой представить патриарху для рукоположения во пресвитера авву Иакова. Авва, услышав об этом, бежал в Египет. Отцы поспешно отправились за ним в погоню. Так случилось, что они пришли на то же поле, на котором скрывался авва Иаков. Было уже поздно, наступила ночь, и старцы расположились тут для ночлега, а бывшего при них осла пустили на траву. Осел, ходя по полю, к утру пришел на то место, где скрывался авва. И старцы, начав утром искать осла, вместе с ним нашли, к своему удивлению, и авву. Они хотели связать его, но он не допустил до этого, сказав: «Я уже не убегу. На это есть воля Божия. Не уйти мне от нее, куда бы ни убежал».

Вступление на путь священства — особое призвание. Это нелегкий путь, потому что священнослужитель ответствен пред Богом не только за себя, но и за людей, о которых он должен духовно заботиться. Порой вступающий на этот путь не знает, с какими трудностями и опасностями он столкнется. Но данная священнику благодать поможет преодолеть любое искушение. Часто священнослужители наделены от Бога особыми духовными дарами. Остановимся на нескольких примерах.

Вы, конечно, неоднократно слышали о святом Иоанне Кронштадтском (1829-1908). Это был удивительный человек с глубокой верой. Будучи студентом Петербургской Духовной академии, он однажды особенно размышлял, чему посвятить свою жизнь. И после этого во сне увидел себя священником, служащим в кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности еще никогда не был. Так все впоследствии и устроилось. По особому Божиему указанию в супружестве отец Иоанн сохранил девство, посвятив себя служению Богу и людям. Его особое внимание было обращено на жителей Кронштадта — места административной высылки порочных людей. Местные предавались всем человеческим слабостям, но посещения отца Иоанна, — а он ухаживал за больными и раздавал бедным все, что имел, порой включая собственные сапоги и теплую одежду, — производили на них удивительное, неотразимое действие.

 Один ремесленник рассказал о своей встрече со святым Иоанном Кронштадтским: «Мне был тогда годов 22-23. Теперь я старик, а помню хорошо, как видел в первый раз батюшку. У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру сбирала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребенок серьезно слушает. Мне все кажется, батюшка был, как Христос на картинке «Благословение детей». Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются... да глаза батюшки ласковые и серьезные меня остановили: стыдно стало... Опустил я глаза, а он смотрит — прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не смею передать все, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что, где дети, там всегда и тепло и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все оправдывал, только мне было не до оправдания. Ушел он, я сижу и молчу... Не плачу, хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит... И вот с тех пор я человеком стал...»

 Почему же люди, общаясь с отцом Иоанном, духовно преображались? Потому что чувствовали его близость к Богу, через него благодать действовала на окружающих. А дар чудотворений привлек к нему людей со всей России. Молитвой и возложением рук отца Иоанна исцелялись больные, лечить которых отказывались врачи. Это происходило как наедине, так и при большом стечении народа, а иногда заочно, по просьбе, изложенной в письме или телеграмме. С постелей поднимались парализованные, у слепых открывались глаза, нечистая сила покидала одержимых. Святой исцелял не только православных, но и мусульман, евреев, приезжих иностранцев.

Неверующая интеллигенция и пресса специально замалчивали эти чудеса. Но народ шел толпами к отцу Иоанну. А поскольку он ежедневно совершал Литургию, то собор, вмещавший до пяти тысяч человек, ежедневно был полон. Как-то отца Иоанна спросили, каким образом он достиг такой известности. Он ответил: «Ничего другого я не имею, кроме благодати священства, которая получается всяким иереем при рукоположении; возгревай ее и будешь совершать еще большее и славнейшее».

В то же время в Москве известностью пользовался протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908), мудрый духовник (руководитель в духовной жизни), который видел насквозь душу приходящего к нему человека, а потому всегда давал безошибочный совет. Даже потеряв в конце жизни зрение, он не переставал принимать людей у себя дома.

Около Сергиева Посада в Гефсиманском скиту общим доверием и любовью пользовался иеромонах (священник-монах) Варнава (Меркулов; 1831-1906). Двери его бедной кельи были открыты для всех. Миряне и монахи, молодые и старые, ремесленники и профессора — все находили у благодатного старца разрешение своих проблем. Однажды на исповедь к нему пришел сам император Николай II. Кстати, преподобный Варнава заранее предсказывал революцию, десятилетия безбожия, а затем возрождение Церкви.

В Оптиной пустыни (возле города Козельска) существовала цела» плеяда духовных руководителей, которые теперь все причислены; к лику святых. Обратим внимание на одного из них — преподобного Амвросия (1812-1891). Его пятидесятилетний монашеский: путь был полон болезней, но при этом он исцелял своей молитвой других. Господь наделил его даром прозорливости, то есть способностью видеть сокровенное, события прошлой и будущей жизни человека.

 Одна вдова часто видела во сне своего покойного мужа, который о чем-то просил ее. Не зная чем помочь ему, она обратилась с этим вопросов к старцу Амвросию. Помолчав некоторое время старец сказал: «Твой муж должен был деньги, тут он назвал одно имя, — этот долг его тяготил. Заплати этому человеку, и душа твоего мужа успокоится». Женщина нашла названного человека, возвратила долг, после чего покойный не стал больше беспокоить ее.

Некий иконостасный мастер приехал к настоятелю монастыря получить деньги за выполненную работу. Отец Амвросий под разными предлогами три дня задерживал его отъезд из обители. Мастер скорбел, так как к нему на дом должны были приехать выгодные заказчики, но нарушить слово старца он не решился. Каково же было его удивление, когда, возвратившись домой он обнаружил, что заказчики тоже задержались на три дня. Однако главное обнаружилось через несколько лет. Работник этого мастера на смертном одре сознался, что в те дни хотел убить хозяина, чтобы забрать деньги, которые тот вез из монастыря, и для этого три ночи караулив его под мостом. «Не быть бы тебе в ту пору живым да Господь за чьи-то молитвы отвел тебя от смерти без покаяния...», — были последние слова умирающего.

Продолжение >>>

Категория: Закон Божий 21 беседа | Добавил: о_Михаил (23.08.2010)
Просмотров: 690
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz