Приветствую Вас ГостьПонедельник, 25.05.2020, 11:38

Свт.НиколайНикольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Духовная жизнь (продолжение)

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Ложная мысль

Мы уже говорили, что началом всякого зла является принятая ложная мысль. В церковном сборнике «Пролог» рассказывается о видении одного старца, которому дано было наблюдать, как среди заполнявших храм людей бродили бесы. Подходя то к одному, то к другому, они нашептывали им свои мысли, нарушая их внутренний покой. Каждый из нас несет на себе отпечатки греха и поэтому в мире духовном к нам ближе всего падшие ангелы. Они легко вкладывают в нас свои помыслы, мечтания и ощущения, которые мы часто принимаем за собственные, если рассеянны.

Древний святой авва Матой говорил: «Сатана не знает, какой страстью будет побеждена душа; он сеет, но не знает, пожнет ли. Сеет он помыслы блуда, помыслы злословия и также другие страсти. К какой страсти склонной покажет себя душа, ту и внушает он ей».

Нередко человек после бурного всплеска, например страсти гнева, говорит, что на него «нашло что-то». Ясно, что душа просто поддалась наваждению демона. Иногда обольщение невидимого врага бывает совсем незаметно, так что весь день человек предан глупым, пустым мыслям, носится умом туда и сюда. Дьявол словно катается на мыслях нашего ума, не защищенного памятью о Боге.

Как распознать козни врага!

Многовековой духовный опыт Церкви помогает распознать любые козни врага. Этот опыт выражен в наследии святых отцов и подвижников.

Обратите внимание на такое замечание святителя Игнатия (Брянчанинова): «Ясные признаки пришествия к нам и действия на нас падшего духа суть внезапно являющиеся греховные и суетные помыслы и мечтания, греховные ощущения, тяжесть тела и усиленные скотские требования его, ожесточение сердца, надменность, тщеславные помыслы, отвержение покаяния, забвение смерти, уныние, особенное расположение к земным занятиям. Пришествие к нам падшего духа всегда сопряжено с ощущением нами смущения, омрачения, недоумения».

Если человек чувствует внутри себя дискомфорт, если возникшие мысли и чувства принесли смущение, значит — близка опасность. Любая греховная страсть воспринимается человеком, особенно поначалу, как что-то неестественное, постороннее, чуждое. В этом смысле австралийский писатель Алан Маршалл вспоминал о себе: «Люди настойчиво твердили, что я храбрец, и я принимал эту похвалу с тайной гордостью, хотя и испытывал при этом чувство какой-то вины».

На греховных мыслях не стоит сосредотачивать внимания: дьявол отступит, когда человек безразличен к нему. Так, авва Исайя спросил авву Пимена о нечистых помыслах. Авва Пимен ответил: «Если сундук с платьем будет оставлен без попеченья, то платье со временем истлеет; так и помыслы, если не будем исполнять их на самом деле, со временем исчезнут или как бы истлеют».

Другой брат сказал авве Пимену: «У меня много помыслов, и я в опасности от них». Старец вывел его на воздух и сказал: «Раскрой свою пазуху и не впускай ветра!» — «Не могу этого сделать», — отвечал брат. — «Если сего не можешь сделать, — сказал старец, — то не можешь остановить и прилива помыслов; но твое дело противостоять им».

В одном из сказаний о Добрыне Никитиче повествуется, как богатырь пожалел Змею Подколодную, поверив, что она больше не будет делать зла. А Змея опять принялась за свое. Когда же он решил окончательно умертвить ее, то она, едва увидев его, умерла сама. Так и если жалеть дурной помысел, он только больше повредит душе. А если противостать ему, он вскоре погибнет.

Искренняя и усердная молитва Богу и посещение храма (особенно участие в Таинствах Исповеди и Причащения), словно солнечные лучи, рассеют в душе всякий мрак и разгонят приражения демонов.

Необузданный конь воображения

Главою на руку склонен,
В забвении глубоком,
Я в сладки думы погружен
На ложе одиноком;
С волшебной ночи темнотой,
При месячном сиянье,
Слетают резвою толпой
Крылатые мечтанья...
А. Пушкин, «Мечтатель»

Если всадник не станет сдерживать ретивого коня, то скоро упадет. Так и вольные фантазии способны довести до полного душевного расстройства.

Лермонтовский герой Печорин признавался: «В первой молодости моей я был мечтателем; я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге».

Итак, не стоит увлекаться бесплодными фантазиями. Кто фантазирует, тот подражает дьяволу, потому что первым дьявол стал мечтать о своем мнимом величии. Любая фантазия — антипод действительности, пустота. А зачем смотреть в пустоту?

Часто враг буквально транслирует на воображении человека серии надуманных «фильмов» ужаса, боевиков. Но самые любимые его картины — блудные, эротические.

Уместно будет в данном случае привести слова преподобного Нил Синайского: «Демон принимает на себя лице женское (а для кого-то мужское. — Автор), чтобы обольстить душу к смешению с ним. Облик образа женщины (или мужчины. — Автор) принимает на себя бесплотный демон, чтобы похотливым помыслом ввести душу в блуд. Не увлекайся же не имеющим существенности призраком, чтобы не сделать чего-либо подобного и плотию. Обольщены бывают духом блуда все такие, не отражающие крестом внутреннего прелюбодеяния».

В истории монашества известен такой случай. Один старец пришел в скит с сыном, который еще питался молоком и не знал, что такое женщина. Когда мальчик достиг мужского возраста, то демоны представили ему ночью женские образы. Он открыл это своему отцу. Старец подивился. Случилось однажды сыну быть с отцом в Египте, Увидел он там женщин и говорит своему отцу «Вот те самые, которые ночью приходили ко мне в скит». Старец отвечал ему: «Это сельские иноки, сын мой, они имеют иной вид, чем пустынники». При этом старец удивился, каким образом в скиту демоны могли показать ему женские образы? И тотчас возвратились они в свою келью.

Другой случай подобен первому, но еще более красноречив. Некто пришел в скит, чтобы быть монахом. При нем также был сын-младенец, только что отнятый от груди. Когда сын достиг юношеского возраста, демоны начали нападать на него и беспокоить. Он сказал отцу: «Пойду в мир, потому что не могу выдерживать плотского вожделения». Отец утешал его. По прошествии некоторого времени опять говорит юноша отцу: «Я не в силах выдерживать вожделения, отпусти меня, пойду в мир». Отец отвечал: «Еще раз послушай меня. Возьми с собой сорок хлебов и пальмовых ветвей на сорок дней и пойди во внутреннюю пустыню, пробудь там сорок дней, и воля Божия да будет». Послушавшись отца, юноша ушел в пустыню.

Он оставался там и проводил время в подвиге и работе, плетя веревки из сухих пальмовых ветвей и питаясь сухим хлебом. Когда он пробыл там двадцать дней, то внезапно увидел, что некое дьявольское привидение приближается к нему. Оно остановилось близ него в образе женщины-эфиоплянки неприятнейшей наружности и смердящей. Не будучи в состоянии перенести ее смрад, он отталкивал ее от себя. Она сказала ему: «Я та, которая представляется сладкой в сердцах человеческих. По причине твоего послушания и подвига Бог не дозволил мне обольстить тебя, но явил тебе мое зловоние». Он встал, воссылая благодарение Богу, возвратился к отцу и сказал ему: «Уже не хочу идти в мир, я узнал действие дьявола и его зловоние». Открыто было и отцу о всем этом, он отвечал сыну: «Если б ты пробыл все сорок дней во внутренней пустыне и вполне сохранил заповеданное мной, то увидел бы еще большее».

Кто услаждается представлениями блуда, эротических образов, тот впрыскивает в душу яд духовной грязи.

Принятие демонских образов означает принятие самих демонов! Совокупление с бесами и есть беснование.

А если воображать святое?

При переходе через пропасть по узкому мосту нельзя оступаться как влево, так и вправо. Остерегаться воображения следует не только в отношении нечистых картин. Во время молитвы ни в коем случае не стоит представлять в уме образы Спасителя, Божией Матери, Ангелов, святых и т. д.

Подобное представление не есть познание мира духовного, это всего лишь личное воображение человека. То есть воображающий видит не истину, а личину истины. В таком случае душа тонко обманывает себя «духовными» картинами, происходит не молитва, а самоуслаждение образами.

Порой представляемые картины получают чрезвычайную живость и привлекательность. Человек уже совсем не молится (хотя бы и произносил слова молитв), весь отдан плодам своего больного воображения. Иногда невидимый враг сам льстит человеку, вкладывает в его ум, казалось бы, святые образы. А когда душа совсем потеряет бдительность, демон способен явиться ей в виде ангела, святого или даже Христа. Подобные видения всегда тешат любопытство и тщеславие человека, несут высокоумие, самомнение, нечистую радость.

О пагубности подобных явлений повествуют такие случаи.

В одном монастыре жили отец с сыном. Отец возмечтал о своих духовных достоинствах и впал в самообольщение. Многократно являвшегося ему беса он принимал за светлого ангела. Когда враг увидел, что монах в его руках, то предложил ему заклать сына в жертву Богу. «И ты, — сказал, — сподобишься такой же чести, как Авраам». Безумный внял дьявольскому наущению и начал готовить веревку и точить нож. Хорошо, что сын вовремя заметил это и спасся бегством.

В другом, более трагичном случае обольщен был уже сын. Он жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был прельщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его родной отец. Однажды, отправляясь к сыну, он взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился к сыну и сказал ему: «Вот дьявол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей». Отец пришел, по обычаю, а сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его. Немедленно напал нечистый дух на отшельника и удавил его.

Пытается враг обольщать людей и в наши дни. Одна женщина поведала о случившемся с ней искушении: «В этом грехе я уже каялась пред священником: меня обманул сатана. Я молилась прел иконой, и внезапно икону осиял свет полукругом, как радуга. Меня это очень обрадовало. "Значит. Господь слышит меня, принимает мои молитвы", — подумала. Я тогда еще ничего не знала о кознях сатаны, о том, что дьявол обманывает неопытных. Увидев, что я прельстилась сиянием около иконы, он опять сделал так, что как будто от иконы сияет свет. Я стала еще больше молиться, желая опять увидеть это сияние. Конечно, сияние вновь повторилось, и еще раз, и еще. А я все больше молилась, думая, что угождаю Богу своими молитвами. Наконец, от иконы или как бы от иконы послышался голос. Чей? Я думала, Божий. Потом голос повторился. Он стал говорить мне, что нужно делать, и я делала, не задумываясь. Мне казалось, что я исполняю поручения Господа нашего Иисуса Христа. И вот этот голос сказал мне, чтобы я пошла и сделала блуд... И только потом до меня дошло, какая я неразумная! Ну, разве может Бог посоветовать грешить? Или послать на грех? Нет, конечно, нет. Я опомнилась и побежала в церковь каяться. Батюшка мне выговорил. Сказал, как нужно поступать. Сказал, что мой грех от самомнения, от того, что я подумала, будто стала духовной, что я угодна Богу, — вот Бог и наказал меня — оставил со своим умом, со своими силами, и дьявол без труда одолел меня».

В наше время демоны нередко являются в образе инопланетян, летающих тарелок, проявляют свое присутствие в виде полтергейста, домовых, барабашек и т. д. Такие видения иногда потворствуют самолюбию человека, а иногда наводят на него животный страх.

Освящение жилья и участие в Таинствах Церкви освобождает от власти подобных явлений. А кто внимателен к себе и в самой молитве не развлекается образами, кто заключает ум в слова молитвы, того никогда не обольстит невидимый враг.

Самая опасная ошибка

С одной из скал на Южном берегу Крыма связана такая легенда. Когда-то давно здесь появился отшельник. До этого он был жестоким, беспощадным воином. Но ужасные видения стали мучить его, и он решил как-нибудь искупить свою вину. Отыскал в скалах пещеру и поселился в ней. Питался дикими плодами, лишь иногда позволяя себе немного рыбы, которую ловил в море. Он думал изнурить себя постом так, чтобы не иметь сил даже вспомнить прошлое.

Миновали годы. Новое поколение знало отшельника как человека чистой жизни. В народе прослыл он мудрым. Пастухам, которые иногда встречали его, казалось, что вокруг его головы светилось сияние. Наконец и сам старик забыл многое и стал считать, что так, как он живет в пещере, он жил всегда. Никогда никаких преступлений не совершал, а значит, и никакого раскаяния испытывать не должен. На людей он теперь смотрел, как на существа низшие и порочные. Тут-то и приступили к нему два злых духа.

Один обернулся кошкой. В ненастную погоду он стал мяукать и царапаться в дверь пещеры. Старик не распознал наваждения врага и пустил кошку внутрь. Она мурлыкала у огня свои песни, и потихоньку неспокойствие стало закрадываться в сердце отшельника, а затем проснулось в нем и прежнее негодование. Он вышвырнул кошку из пещеры, но злому духу уже удалось вывести из себя отшельника.

Наступила очередь второго духа. И когда однажды старик закинул сеть в море, то вытащил не рыбу, а девушку, едва прикрытую остатками одежды. Стал приводить ее в чувство, а она приоткрыла глаза, вскинула руки и поцеловала отшельника. Проснулось в отшельнике прошлое, жадно привлек он красавицу к себе... Засмеялись злые духи. прокатился громом их смех. Но здесь вмешался Высший Суд и превратил всех троих в прибрежные скалы.

Догадались ли вы, в чем была основная причина падения отшельника?

Да, ошибкой малоприметной, но, пожалуй, самой опасной является мнение о себе как об уже достигшем определенного совершенства. Возмечтавший о себе начинает видеть всех вокруг несравненно хуже себя. Здесь царит поддельное ощущение духовного совершенства, по сути — наслаждение своей гордыней. А поскольку такой человек теряет благодать Божию, то он становится уязвим для любого греха.

Этому подвержен также тот, кто, едва уверовав, уже считает себя спасенным и говорит: «Зачем мне ходить в храм, если Бог у меня в душе?» Причем несчастный буквально чувствует себя в «благодати», наслаждается своим состоянием.

Иногда и кто ходит в храм способен уклониться к признанию себя «особенным». Так или иначе, мнящий о себе уверен в своем духовном достоинстве, мечтает о своей исключительной близости Богу.

Но насколько мечта далека от истины, настолько мнение о своем совершенстве далеко от совершенства истинного.

Кстати, упомянутая скала «Отшельник» в 1931 году во время шторма была разбита сильным морским прибоем. Так и мечтающий о себе, даже если будет прочен как камень, легко обращается в жалкие обломки. Ведь он — без Бога.

Ревность не по разуму

Иногда только что обратившийся к вере начинает горячо и ревностно вводить в свою жизнь духовные правила и подвиги воздержания. Будучи не готов еще к осмысленному их несению, он неразумно измождает собственный организм, а порой доставляет лишние скорби родным и близким.

Об этом повествует следующий, немного смешной случай из жизни преподобного Иоанна Колова. Он оставил мир в юном возрасте. Со своим родным братом Даниилом удалился в скит, где оба приняли монашество. Они разместились на жительство в одной келье и подвизались в посте и молитве. По прошествии некоторого времени Иоанн сказал брату: «Я решился нисколько не заботиться о теле, не хочу употреблять пищу и питие, приготовленные на огне, но хочу пребывать в этой пустыне без попечения, подобно бесплотному ангелу». Сказав это, он тотчас снял одежду и нагой вышел из кельи в пустыню. В эту ночь был сильный мороз. Не стерпев холода, Иоанн возвратился в келью к брату и начал стучаться в двери. Брат, желая вразумить его, долгое время не подавал голоса, потом сотворил молитву и сказал: «Кто там стучится так настойчиво в мои двери?» Иоанн отвечал: «Это — я, твой брат Иоанн, не могу вынести мороза и возвратился послужить тебе». Даниил отвечал: «Не прельщай меня, демон! Уйди, я не отворю тебе. Как смеешь говорить, что ты — мой брат? Разве не знаешь, что брат мой — ангел, что он небрежет о теле, что он не нуждается в пище? Уйди от меня!» Иоанн сотворил молитву и сказал: «Я — брат твой Иоанн! Ныне узнал, не стерпев мороза, что на мне плоть». Когда он покаялся, то брат отворил дверь и принял его в келью, при этом сказал: «Брат! На тебе плоть, для нее ты должен трудиться о пище и одежде».

Необходимо помнить: путь духовной жизни предполагает рассудительность и постепенность. Нам никогда не взять высоких планок, если прежде не научимся брать планки более низкие, посильные. Правильная духовная жизнь не причинит ущерба собственному здоровью и не подорвет отношений с близкими.

Последняя ошибка

Наконец, заметим еще одну, последнюю, ошибку. Она случается, когда человек ослабевает на своем духовном пути и проявляет веди только внешне, механически, без участия сердца.

Слова парят, а чувства книзу гнут,
А слов без чувств вверху не признают.
В. Шекспир, «Гамлет»

Бог не нуждается в бессмысленном выполнении человеком религиозных обязанностей. Он ищет сердца человеческого, чтобы она свободно, добровольно обратилось к Небесному Отцу.

Такое сердце найдет счастье.

Духовное руководство

В древности, в каждом войске, отличавшемся благородством, существовало правила: первые ряды занимали опытные воины, закрывая собой новичков и плохо обученных солдат. Тем самым недавно вступивший в войско избегал лишней опасности, перенимал навыки более совершенного воина.

Чье сердце обратилось к Богу, тот бросил вызов падшим ангелам. Итак, вы объявили им невидимую духовную войну. Однако и в этой брани возможна ли победа без помощи людей более опытных, которые бы предостерегли от опасностей, научили, как правильно вести невидимую брань? Раз козни и уловки падших ангелов бесчисленны, то вступивший на путь духовной жизни сразу ли распознает искушение врага?

Как невозможно самому перейти незнакомое болото, так невозможно преодолеть искушения врага без помощи духовно-опытного человека.

Не стоит стесняться подходить с вопросами к священнослужителям. Господь призвал их вести людей к Небесному Царству. Порой Сам Бог говорит посредством священника, так как его служение основано не на земной грамотности, а на поданной ему благодати Духа Святого. Священника, который постоянно помогает вам в духовной жизни, зовут духовником.

Но духовно-опытный батюшка поможет не только советом.

Геракл, как ни был крепок, не мог самостоятельно справиться с гидрой лернейской, у которой на месте каждой срубленной головы вырастали две новые. Понадобилась помощь Иолая, который умело прижигал гидре шеи. А духовник, поверьте, сам и отрубит, сам и прижжет все главы и шеи невидимых чудовищ, которые посягают на вашу вечную жизнь. Через духовника на человека действует благодать — реальная сила Божия. А кто может быть сильнее Бога?

Душу человеческую способно облагораживать не только живое общение с духовными людьми, но и общение с ними посредством их письменного слова.

Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2020 | Бесплатный хостинг uCoz