Приветствую Вас ГостьПонедельник, 10.08.2020, 12:21

Свт.НиколайНикольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Тайна земной жизни Христа (продолжение)

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

<<< Начало

Третье искушение

Угнетаемый поражениями, лукавый переносит Иисуса Христа в Иерусалим и ставит на крыле храма с предложением: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лк. 4: 9-11).

Это самое сильное искушение. Оно направлено на внутреннее само-возношение, тщеславие и гордость. Искуситель предлагает Господу поразить мир чудом и легко увлечь всех за Собой. Но тогда побежденное воображение людей оставило бы их сердце без свободной веры в Бога и искренней любви к Нему.

Людям легче понять чудеса Христа, чем Самого Христа. Ведь намного интересней рассматривать новогодний фейерверк, огни дискотеки и чудеса иллюзионистов (а равно быть прикованным к экрану телевизора), чем заглядывать в глубины собственной души, тем более обращать взор к невидимому Богу. Вы знаете, что некоторые говорят: «Мы поверили бы в Бога, если бы Он совершил для нас явное чудо». Но есть интересный вопрос: должен ли Бог исполнять приказы нашего самолюбия? «Не искушай Господа Бога твоего» (Лк. 4:12), — отвечает Спаситель. Ни на мгновение Христос не уступил лукавому. Да и само искушение предлагалось Ему не в виде помыслов или сильно гнетущего чувства, как это бывает у нас. Человеческое естество во Христе духовно здраво с момента Воплощения. Поэтому искушение предлагалось Ему так же, как и первозданным людям — со стороны, извне. В чем не устоял Адам, в том оказался прочен Христос. Живя в человеческом естестве, Спаситель являет верность человека воле Божией, тем самым врачуя ошибку Адама и слабость воли каждого из нас. Богочеловек являет молниеносную, бескомпромиссную победу над древним искусителем. «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17).

О чем учил Христос?

Я зрю Христа передо мною.
С толпою бедных рыбаков
Он тихо мирною стезею
Идет меж зреющих хлебов.
Благих речей Своих отраду
В сердца простые Он лиет,
Он правды алчущее стадо
К ее источнику ведет.
А. Толстой

Святость жизни Христа и глубину Его учения не объяснить с позиции Его воспитания в детстве, национальной принадлежностью или культурно-историческими факторами. Ничто внешнее не довлело над Ним, и характер Его, как Человека, не формировался под влиянием увиденного и услышанного. Христос не проходил путь поиска смысла жизни, и Его человеческий ум не строил планов спасения людей. С младенчества Богочеловек уже обладал глубочайшим всеведением, Он точно знал, откуда и зачем пришел в этот мир.

Поэтому Евангелие нельзя читать как обычную книгу. Недостаточно просто сопереживать Христу и тем более давать этическую оценку, даже самую высокую, Его словам и действиям. Напротив, сквозь учение Спасителя должно оценить самого себя, начать переживать за участь собственной души. Потому что в Евангелии не столько мы узнаем о Христе, сколько Спаситель Сам обращается к каждому из нас.

«Евангелие дает человеку утешение, в каком бы положении и в каких бы условиях он ни находился. Христос притягивает к Себе все человечество...

Без учения Христа у человека будут пороки и бедствия, заблуждения, мрак, отчаяния, смерть. Исполняя учение Христа, люди могут освобождаться от этого. Во Христе — вся наша добродетель и блаженство. Без учения Христа люди заели бы друг друга, мир сделался бы адом и развратился бы» (Блез Паскаль).

Зададимся вопросом: почему за Христом шли толпы людей, готовые находиться при Нем без жилья и питания все время?

Двери человеческого сердца откроет только любовь. Душа измученного грехами и невзгодами оттает от духовного тепла. В Спасителе люди почувствовали глубину Божественной любви и необычайное духовное тепло. Слово Христа поражало каждого, Его слушали все — как откликнувшиеся на Его любовь, так и Его неприятели.

«Увидев народ, он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 1-12).

Эти слова Спасителя называются заповедями блаженств. Они требуют особого глубокого рассмотрения, чему мы посвятим следующую главу. Но обратите внимание, насколько эти заповеди удивительны. В них предлагается блаженство, радость, награда на небесах.

Христос открыл людям глаза на уникальность души человеческой. Душа дороже всего мира, потому что она — от Бога, и она — бессмертна. Самое страшное, что может сделать человек, — это погубить свою душу.

«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 13-16).

Соль предохраняет продукты от гниения. Так и человек призван охранять мир от духовного, нравственного разложения. И как все мы любим и радуемся свету, который дает жизнь, так должно с радостью творить добро, явить свет добра в собственной душе.

Вы заметьте, что Спаситель даровал людям совершенно новое понятие о Боге, такое понятие, которого не было ни в какой другой религии или учении. Оказывается, Господь Бог — наш Небесный Отец. А кто еще может так радоваться и любить нас, как наш отец (конечно, надо учесть, что далеко не все родившие ребенка ведут себя достойно имени отца).

Если Бог — Отец наш, то насколько же наша жизнь должна быть чистой. Быть детьми Божиими — это одновременно высочайший дар и величайшая ответственность.

«Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховное судилище); а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:21-24).

Вы, наверное, согласитесь, что многие проблемы среди людей происходят из-за напрасного гнева и нежелания примириться с другим.

Геенною называлась долина к югу от Иерусалима. Здесь во времена нечестивых царей иудейских стоял медный идол Молох с головой быка в царской короне. Руки у него были протянуты так, как будто он принимал от людей жертву. Внутри идола разводили огонь, и когда весь идол накалялся, то на руки ему нечестивые родители бросали в жертву живых детей, которые тут же и сожигались. Впоследствии, когда иудеи вернулись к истинному Богу, они с ужасом вспоминали эти жертвы и с отвращением смотрели на самое место, где они совершались. Поэтому в долину Геенну стали выбрасывать : всякие нечистоты; тут совершались смертные казни; тут валялись трупы казненных и воздух был заражен нестерпимым зловонием. Во избежание заразы здесь постоянно горел огонь, на котором и сожигались трупы. Вот это-то ужасное место, всем внушавшее отвращение и ужас, могло напоминать собою место вечных мучений адских, где, по слову Спасителя, червь не умирает и огонь не угасает. Вот почему Спаситель, желая дать понятие об ожидающих грешника ужасах адских, называет вечные мучения именем геенны огненной.

Христос показал: надо быть внимательным к происходящему в собственной душе.

«Сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5: 27-30).

Представьте, если бы пред всеми обнаружилось все, что каждый человек имеет в своих мыслях. Тогда многим стало бы стыдно за зловонную нечистоту, допущенную в сердце и ум. А Бог видит человека насквозь. Он хочет, чтобы человек был свободен от какой-либо духовной грязи.

Святой Афанасий Великий объяснял: «Любодействует с женщиной в сердце тот, кто согласен на дело, но препятствуют в том или место, или время, или страх гражданских законов. Не всякий взгляд на женщину грех, но взгляд, соединенный с внутренним желанием совершить с нею грех прелюбодеяния».

Как же «отсекать себе члены»? Это образ, указывающий на то, что всё незаконно влекущее к себе, если ведет ко греху, должно быть отсечено. Например, если кто-то привык смотреть непристойные фильмы, журналы, фотографии и картинки, которые влекут к соблазну, то лучше все это отсечь.

«Сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся... Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных... Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 38-42, 44-45, 48).

Возможно, кому-то эти слова покажутся странными, неисполнимыми. Как это, не противиться злому, любить своих врагов? Что выйдет из этого?

Но разве можно огонь погасить огнем? Месть часто служила причиной гибели многих невинных людей. А великодушие и незлобие часто врага превращало в друга.

В 1918 году в Смоленске был убит епископ Макарий (Гневушев) и еще тринадцать человек. На пустыре их построили спиной к свежевырытой яме, расстреливали по очереди, приставляя винтовку ко лбу. Епископ был последним, он молился о каждом расстреливаемом. Когда очередь дошла до него, у красноармейца дрогнула рука. Макарий увидел страх в глазах палача и сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твое. Твори волю пославшего тебя!» Несколько лет спустя этот красноармеец оказался в больнице для душевнобольных. Каждую ночь он видел во сне убитого святителя, благословляющего его. «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе как мог он узнать, что у меня захолонуло сердце? А ведь он узнал и благословил из жалости и теперь из жалости является ко мне, благословляет, как бы говоря, что не сердится. Но я-то знаю, что моему греху нет прощения. Божий свет мне стал не мил, жить я недостоин и не хочу». Так незлобие убитого пробудило  в убийце сознание, чувство своего великого греха. Впрочем, любовь и прощение своих личных врагов не значит, что мы не должны защищать других людей. Я должен стерпеть обиды, причиненные лично мне, но за другого обижаемого должен заступиться. Однажды сарацины-мусульмане попрекнули святого Кирилла, просветителя славян, что христиане выходят воевать против них. Святой ответил: «Христос велел нам любить врагов, но Он же заповедал нам: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Поэтому мы терпим обиды, причиняемые каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не склонили благочестивых к своим богомерзким делам».

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного... И, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно... Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися...» (Мф. 6: 1, б, 16).

Слова «пред людьми» выражают не обстановку, при которой не стоит совершать добродетели, а намерение.

Бывают  ситуации,  когда необходимо  помолиться или подать милостыню и в присутствии других. Но христианин совершает это не для того, чтобы все обратили на него внимание. Добро, делаемое напоказ, ради корысти или собственной славы — уже не добро.

«Комната», в которую надо войти для тайной молитвы Богу, есть наше сердце, в глубинах которого должно совершаться общение с Господом.

«Молитесь же так:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь» (Мф. 6: 9-13).

Отче — Отец;
Иже еси на небесех — Сущий (который есть) на небесах;
да святится — да будет свято, да прославляется;
яко — как;
насущный — необходимый для существования;
даждь — дай;
днесь — сегодня;
остави— оставь, прости.

Эта молитва называется Господней, потому что ее подал людям Сам Господь (в Иерусалиме, в Гефсимании есть монастырь, на стенах которого эта молитва написана на шестидесяти языках мира, в том числе на русском). Если же Он Сам даровал людям молитву, значит, Он любит человека и готов помочь нам в любом деле или в любой ситуации. Кто с верой обращается к Богу, тот уже услышан.

«Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения» (Мф. 6: 8). Тогда зачем же молиться? Чтобы выразить собственное желание быть с Богом, желание принять от Него помощь, и чтобы очистить свой внутренний мир. Без чистоты невозможно общение с Богом.

В молитве Господней мы обращаемся к Богу: Отче наш, то есть называем Его Отцом всех людей — все призваны ко спасению, радости, счастью.

В этой молитве христиане

      прославляют Бога: «да святится имя Твое»;

      испрашивают духовных благ, высших правды, любви, мира: «да приидет Царствие Твое»;

      предают себя в руки Божий: «да будет воля Твоя»;

      просят необходимого и для телесной, и для духовной жизни: «хлеб наш насущный даждь нам днесь»;

      испрашивают прощения своих грехов с обещанием самим прощать других: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» — грехи названы долгами, потому что Господь дал человеку силы и способности для добра, а мы часто обращаем это на грех и так становимся должниками пред Богом;

      просят оградить от соблазна, влекущего ко греху: «и не введи нас во искушение»;

      и избавить от всякого зла, от его виновника — дьявола и от всех его козней: «но избави нас от лукаваго»;

      наконец, вновь прославляют Бога: «яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь».

Эту молитву христиане читают каждый день. Принято также читать ее перед каждой трапезой. Молитва Господня уберегла многих от наваждений невидимого врага и от трагичных ситуаций в жизни.

«Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15).

Некоторые, жалуясь на свою судьбу, иногда говорят: «Почему Бог так жесток ко мне?» А всегда ли сами люди милосердны к другим?

«Спаситель тебя самого — виновного — делает судиею над самим собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь о себе суд, такой же суд и Я произнесу о тебе. Если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние, хотя Мое тебе благодеяние будет на самом деле несравненно важнее твоего. Ты прощаешь другого потому, что сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, ни в чем не имея нужды» (святитель Иоанн Златоуст).

Некто Исаак-монах рассказывал случай из своей жизни: «Однажды я поссорился с братом и стал гневаться на него. Сидя как-то за рукоделием, я вспомнил о ссоре, раскаялся и думал: "Что мне делать?" В это время вошел ко мне какой-то юноша и, не сотворив, как следовало, крестного знамения, сказал: "Ты согрешил и тревожишься, доверься мне и будешь спокоен". Я понял, что это дьявол, и ответил: "Уйди, ибо ты не от Бога". Он же говорит: "Жаль мне тебя: дело свое ты губишь, а все-таки ты мой". "Нет, — говорю, — не твой я, дьявол, а Божий". Он сказал: "Тех, кто гнев держит и зло помнит, Бог передал нам. А ты уже три недели гневаешься на своего брата". Услышав это, я тотчас же пошел к брату, поклонился ему и примирился с ним. Что же? Возвратившись домой, я увидел, что дьявол, не потерпев моего примирения, из злобы, сжег мое рукоделие и рогожу, которую я обыкновенно подстилал, когда молился».

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 19-21, 33-34).

Ты приобрел сокровище земное,
К чему восторг? Ничтожно это все!
Ты потерял сокровище земное,
К чему печаль? Ничтожно это все:
Здесь, на земле, как ты, ничто не вечно,
Ищи того, что прочно, бесконечно.

Разве удовлетворит человека хоть что-то земное? И не временные ли, земные блага часто становятся причиной величайших трагедий?

Три путешественника нашли на дороге драгоценную находку. Надлежало разделить ее поровну. Находка была так велика, что часть каждого была бы весьма значительна. Но в спутниках возникли жадность, коварство и зависть. Каждый думал, как бы завладеть всем сокровищем. Один из них отправился в ближайший город купить припасов. Двое оставшихся договорились убить третьего, когда тот вернется, чтобы разделить между собой его часть. Между тем отправившийся решил отравить их ядом, чтобы богатство досталось ему. Когда он вернулся, то немедленно был убит своими спутниками, а они, в свою очередь, поев принесенную пишу, оба умерли. Драгоценная находка осталась на месте ждать других.

На самом деле, в таком положении оказываются все, кто гонится за земными сокровищами. В итоге жизненного пути сокровища остаются на земле, а душа несчастного оказывается мертва для вечности.

Как же собрать себе сокровище на Небе? Что это за сокровище?

А каким образом человек может попасть на Небо?

Только с помощью Божией, с помощью Его благодати, которая очищает сердце человека, делает его одновременно мужественным и добрым. Небесное сокровище и есть благодать Духа Святого, которую необходимо обрести за время земной жизни. Если же человек видит главные ценности жизни, свое сокровище только в земном, то как его сердце обратится к Богу?

Поэтому Господь просит прежде всего земного искать Царства Божия и правды его, — то есть чтобы над сердцем не властвовали грех, страсти, мелкие земные интересы. Для жизни достаточно столько, сколько покрывает необходимые нужды. Господь не оставит человека, который ищет Царства Божия, близости к Небесному Отцу.

«Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7: 1-5).

В одном монастыре жил инок, проводивший, как казалось, нерадивую жизнь. Наступил его предсмертный час, и все сокрушались о его загробной участи. Но вдруг на лице умирающего просияла улыбка. Окружающие попросили открыть причину радости. Инок поведал, что увидел ангелов, пришедших со списком его грехов, но ради того, что он никогда никого не осудил и ни к кому не питал злобы, разорвавших список.

Один брат спросил авву Пимена, как может человек не говорить худо о ближнем? Старец сказал: «Если человек находит в себе недостатки, то в брате своем видит совершенства. А когда сам себе он кажется совершенным, тогда, сравнивая с собой брата, находит его худым».

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7: 7-11).

Но почему же мы не всегда получаем просимое?

Святитель Иоанн Златоуст привел мудрое сравнение: «Вы, будучи отцами, дожидаетесь просьбы своих детей; и когда малые дети просят ножа или горячих угольев, не даете им, потому что знаете, как вредно дать им это, а когда будут просить полезного, то охотно даете».

Часто человек просит неполезного для себя, а иногда думает, что молитва не услышана, тогда как она услышана намного лучше, чем мы могли бы представить.

Мать блаженного Августина — Моника — много переживала о сыне, так как в юности он отличался распущенностью. Она молилась Богу не допустить путешествие сына в Италию, где в развратном Риме его подстерегали опасности. Но путешествие состоялось, и именно в этой стране Августин уверовал во Христа и исправил свою жизнь. Таким образом, молитва матери была с избытком услышана, хотя внешне казалось обратное.

Сам блаженный Августин впоследствии написал: «Не унывайте и вы, когда просите и не получаете; не думайте, что око Божие отвратилось от вас. Врач не всегда дает больному то, чего он просит, а предписывает ему, чего не просит. Он не позволяет приятной для больного пищи, дабы потом все позволить, когда тот выздоровеет».

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7: 12).

Данные слова Спасителя не нуждаются ни в каких пояснениях, толкованиях, дополнениях. Они нуждаются в одном — в исполнении.

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 13-14).

Для того, чтобы согрешить, порой не нужно никаких усилий.

Напротив, для чистой, праведной жизни необходима борьба, и в первую очередь с самим собой, со своими слабостями и дурными привычками. Далее борьба с соблазнами, идущими извне, стойкость в постигающих тебя неприятностях. Ведь в мире много такого, что может поколебать веру человека, сломать его душу.

За чистоту своего сердца необходимо сражаться. Это и есть узкий путь.

Продолжение >>>

Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2020 | Бесплатный хостинг uCoz