По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, этот
праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Этимологически слово
радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном
круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает
христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться
их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью
и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому
мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью
стоим у гроба усопших».
Именно на Радоницу существует обычай празднования
Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства,
где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищим на помин
души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они
и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог
мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать
кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть
до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек
умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой
и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
www.pravmir.ru
|