Приветствую Вас ГостьЧетверг, 25.04.2024, 12:53

Свт.НиколайНикольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Духовная жизнь (продолжение)

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Что же такое молитва?

Молитва есть общение души человеческой с Богом, она — опора во всякой беде, основа любого успеха. По словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, молитва есть златая связь человека с Богом. Детям свойственно желание видеть своих родителей и с радостью беседовать с ними. А любому человеку свойственно радоваться при беседе с Богом, духовном общении с Ним.

Если бы человек видел и понимал, какая опасность грозит душе, далекой от Бога, то он молился бы непрестанно.

Одна молодая супруга, когда ее муж отсутствовал, ночью вдруг проснулась от непонятного чувства. Она совершенно точно услышала, как кто-то вкрадчиво, но уверенно приближается к кровати, ложится рядом на постель. Неописуемый ужас охватил душу молодой женщины. Она ощутила, как могильный холод повеял от неизвестного. Но самым страшным оказалось то, что она не могла пошевельнуть и пальцем — тело оцепенело. Рука не поднималась для крестного знамения. В уме промелькнуло: «Надо молиться». И совершенно точно ей был мысленный ответ: «Не надо». А она уже не могла пошевельнуть языком. В уме прочитала «Отче наш» — могильный холод вмиг развеяло. Искуситель исчез. А на следующий день вдруг неожиданно лопнуло зеркало (хотя к нему не прикасались), напомнив о случившемся ночью.

У нас есть действительные, настоящие враги, желающие навеки погубить нашу душу — демоны. Они готовы без всякого спроса проникать в храм человеческого сердца, — уловками и обманом, — превращать душу в рабу страстей. Они стремятся похоронить в человеке дары благодати, полученные в Крещении и других Таинствах. Тогда, если демоны удерживаются в сердце до конца нашей жизни, душа по разлучении с телом оказывается полностью в их власти.

Представьте себе чугунный котел. Когда он лежит без дела, по нему бегают разные насекомые. Но если накалить котел на огне, то на него не опустится ни одна муха со своими бактериями. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступна дурному воздействию демонов. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу — и всё внутри успокоится, встанет на свое место.

Важно учесть и еще кое-что. Протоиерею Максиму Козлову одна девочка задала вопрос: «Раньше мне снились сны про бесов. Они были разные и очень жуткие. Папа мне сказал, что, если появляется бес, его надо крестить. Я так и сделала, но он никуда не делся. Это очень страшно, когда у тебя остается последняя надежда на Бога, а Он не помогает. Почему?»

Отец Максим ответил: «Такие сны у современных отроков и отроковиц в основном бывают от усиленного смотрения телевизора, от разного рода барабашек, черепашек-ниндзя и прочих по-учительных персонажей. Если месячишко-два поживешь с молитвой да без телевизора или хотя бы лишь с добрыми, спокойными передачами, то, глядишь, бесы сниться перестанут. Господь помогает тогда, когда мы сами не можем справиться, когда нет наших сил и ты просишь: "Господи помоги! Я уже не могу больше с этим бороться." И просишь искренне, с глубочайшей верой. Тогда Господь обязательно поможет. Ты ведь еще и сама можешь побороться с этим искушением, а не автоматом освободиться от него: раз — и как рукой сняло. Ну а если просишь, чтобы тебе Господь помог, то и сама должна все делать для того, чтобы а быть от этого искушения подальше. Вот и посмотри — всё ли ты для этого делаешь».

Тепло молитвы

Окружающая нас жизнь покрыта льдом антипатий, неприязни, страстей. Противостоять этому можно только двумя способами: либо самому превратиться в бесчувственную, холодную глыбу, отвечая злом на зло, либо молиться Господу, Который в любой ситуации даст сердцу Божественные силу и тепло, от которых будут теплеть и окружающие нас люди.

Святой Епифаний Кипрский, находясь в пустыне, попал в руки разбойников. Те начали издеваться над Епифанием, злословить его, а один, слепой на один глаз от рождения, замахнулся мечом, чтобы отрубить святому голову. Но в эту самую минуту Епифаний помолился о своем враге — и, по его молитве, у разбойника прозрел больной глаз. Радости разбойника не было предела, а остальные взмолились к святому о прощении их. Исцеленный последовал за Епифанием, стал его учеником и принял святое Крещение с именем Иоанна.

Об удивительном действии молитвы говорит преподобный Серафим Саровский: «Бог есть огонь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Итак, если ощутим в сердцах своих холод, который от дьявола, ибо дьявол холоден, то призовем Господа. Он придет, согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит хлад доброненавистника».

Для молитвы Господу вовсе не нужно особого красноречия или эмоционального возбуждения. Господь слышит простое, искреннее слово, исходящее из верующего сердца. Молитва исключает искусственность и фальшь, здесь нет места актерству. В молитве мы поставляем себя пред Богом такими, какие мы есть на самом деле, и просим, чтобы Он очистил нас и сделал лучше. Молитвой мы открываем Господу все тайники своей души, всецело вверяем себя Его освящаю-щей силе. А значит, Господь — Его небесные святость и мир — вступают а в нашу личную жизнь, душа соприкасается с вечностью.

Молитвы святых

Не стоит забывать о молитвах, составленных святыми, — сборники таких молитв называются молитвословами. Порой мы не знаем, как и о чем просить Господа. Святые угодники посвятили себя всецело служению Богу, и они достигли многих благодатных даров. Поэтому в составленных ими молитвах верно отражены тот дух и то настроение, те просьбы, с которыми необходимо обращаться ко Господу. Даже великие поэты молились их молитвами!

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны.
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв.
Сложили множество божественных молитв.
Л. Пушкин

...Один еще совсем юный человек, только что придя к вере и Церкви, заинтересовался молитвословом. От слов древних молитв веяло величием и тишиной. Юноше понравились церковнославянские фразы, хотя он еще не полностью понимал их смысл. С интересом, сидя за столом, прочитал он вечерние молитвы, а затем лег спать. Сон был необыкновенно спокоен, и на следующий вечер он опять за столом прочитал молитвы. Затем он вдруг поймал себя на мысли: «Почему я просто читаю, — ведь это же беседа с Богом». И поняв это, он поднялся из-за стола, закрыл дверь в комнату и встал перед иконами. Теперь он вкладывал в читаемые слова свое личное обращение к Богу. А смысл вдохновенных фраз подсказывал, с каким чувством, с каким сердцем важно обращаться ко Господу. Юноша стал молиться утром и вечером. Он чувствовал, как молитва укрепляет его, очищает его сердце от всего недоброго, злого. Впоследствии молитва часто помогала ему. Так молодой человек научился молиться, просто заглянув в молитвослов.

Важно запомнить краткие молитвы, и во всех непредвиденных, сложных ситуациях жизни они будут сами возникать в уме, приобщать помощи Божией. В результате и ситуация исправится, и уравновесится внутреннее состояние души.

Первая мысль

С древности известна закономерность: какая будет после ночного сна твоя первая мысль, так пройдет весь день. Мысль, преданная заботам, суетная, означает, что ты не удержишься от круговорота проблем. Мысль рассеянная предвещает, что все будет валиться из рук. Но если первую мысль посвятить Богу, обратиться к Нему с внимательной молитвой, то весь день пройдет под небесным благословением.

Христианин, поднявшись утром, произносит: «Господи, благослови!» и осеняет себя крестным знамением: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Существуют особые утренние молитвы. Так, с первых секунд принимается духовная сила к преодолению любых испытаний. Также молитва перед сном предвещает полноценный отдых душой и телом. Она отгонит бессонницу или тревожные сны. Как необходимо умываться утром и вечером, так необходимо умывать и свой духовный лик — молиться Господу.

«Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать», — говорил святитель Григорий Богослов. Потому что без Бога мы не могли бы сделать ни одного вздоха.

Если не сможем уделить время молитве Богу, оно будет непременно занято грехом, бессмыслицей или его займут болезни и скорби. Жизнь человека есть духовная война, на которой решается его вечная участь. Здесь нельзя быть беспечным. Любая мысль или чувство сердца, отданные греху, означают поражение перед невидимым врагом, который желает разорить наш внутренний мир. Напротив, каждый помысел или чувство, освященные молитвой Богу, становятся нашей личной победой на пути к вечному, небесному счастью.

Наконец, можно заметить и следующее. Иногда человек думает: «Зачем мне понуждать себя на долгие церковные молитвы? Лучше буду молиться тогда, когда душа сама попросит». И таким образом человек соглашается на погружение себя в суету повседневной жизни, когда душа редко-редко захочет молиться. Путь к Богу — это постоянное движение души вперед, постоянный поиск лучшего, светлого, небесного, а значит, поиск молитвы. Но где научиться молитве, как не там, где молитва ежедневно возносится — в храме! Поэтому чем чаще христианин посещает храм, тем сильней и чище его личная молитва.

Перекрещу тебя в дорогу.
Теперь иди, плыви, лети,
Спеши к далекому порогу, —
Господь хранит тебя в пути!
Господь хранит тебя в напасти,
Господь хранит тебя от бед,
В минуты горести и счастья,
В дни поражений и побед.
Господь хранит и, слава Богу,
Ведет к Себе тебя, храня...
Перекрещу тебя в дорогу.
И ты перекрести меня!
Е. Санин

Не устарел ли пост?

При императоре Феодосии Младшем близ Царьграда поселился монах, вышедший из пустыни Египетской. Однажды император, проходя мимо его хижины, вздумал зайти к нему и постучал в дверь. Инок отворил и, не зная, кто его гость, принял императора за воина. Сотворив молитву, царь сел и повел беседу с иноком. «Как живут, — спросил он, — отцы египетские?» — «Слава Богу, — отвечал старец, — и молят о вашем спасении». А затем, в свою очередь, спросил: «Не хочешь ли съесть что-нибудь?» — «Хочу», — был ответ. Инок поставил хлеб, масло (растительное), соль и воду. Гость пил и ел. После трапезы он сказал старцу: «Знаешь ли, кто я?» — «Бог тебя знает», — отвечал монах. — «Я царь Феодосии». Инок поклонился ему. Царь продолжил: «Блаженны вы, иноки, свободные от суеты мирской! Вот я и рожден от царя, но поверь мне, за всю свою жизнь не вкушал я пищи с таким наслаждением, с каким ныне вкусил у тебя». — «А знаешь ли, отчего это?» — спросил старец. — «Отчего? — «Оттого, что мы, монахи, с молитвой и благословением приготовляем пищу, потому сладким делается и худое брашно. У вас же много труда несут изготовляя ее, но благословения не спрашивают, потому и вкусная пища становится невкусной» Свидание окончилось, но после того царь стал оказывать старцу особенное уважение. Последний: же, не терпя славы человеческой, вскоре снова удалился в Египет.

«Гордый человек! ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем» а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка», - писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Душа каждого из нас находится в теснейшей связи с телом, поэтому состояние тела напрямую влияет на состояние души. И если в Раю у человека душа господствовала над плотью, то теперь у нас плоть господствует над душой.

С древности известно, что каждый вид питья и пищи имеет свое воздействие на организм. Пища способна не только поддерживать нашу деятельность, но и препятствовать ей. Вы сами назовете блюда, котрые услаждают и разгорячают, расслабляют и утяжеляют организм.

Еда способна все больше привлекать к себе внимание, порабощать желудок, а значит, склонять душу к земному и тленному. Когда желудок пресыщен, ум становится ленив, а сердце грубеет, разве способен человек в таком состоянии чисто и искренно молиться Богу?

В древнем Патерике рассказывается. Взалкал (почувствовал голод) однажды утром некий брат и боролся со своим помыслом, чтобы не вкушать пищи до третьего часа. Когда настал третий час, он решился терпеть до шестого. Когда же наступил шестой час, он размочил хлеб и, присев вкусить, опять встал и сказал: «Потерплю до девятого часа». Настал и девятый час, и старец, сотворив молитву, увидел силу дьявола, как дым выходящего из его недра. Таким образом миновала его алчба (голод).

Путь духовной жизни предполагает победу над своими страстями через преодоление нашей чувственной зависимости. Здесь Церковь предлагает давно проверенное средство — пост.

«Когда царь собирается взять неприятельский город, — говорил преподобный Иоанн Колов, — он прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Тогда граждане, будучи утеснены голодом, покоряются царю. То же бывает и с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, то беспорядочные желания изнемогут».

Вспомните противоположный пример казаков из «Тараса Бульбы» Гоголя. Сечь, хотя и молилась в церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, однако не хотела и слышать о посте и воз-держании. Не от этого ли оказался ослаблен их внутренний дух, что выразилось в примере предательства и в конечном поражении казаков?

Представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой — трудится рабочий с отбойным молотком. Разберете ли вы мелодию скрипки? Или увидите только движение смычка по струнам? Так и в жизни человека: все внешние впечатления, земные удовольствия не дают услышать голос Небесного Отца. Кто сумеет остановить отбойный молоток страстей, тот услышит слово Божие, вступит в общение с Ним. На это направлен пост. Он погашает привязанность к чувственным удовольствиям, чтобы человек насладился духовными истинами.

Пост есть рассудительное отношение к пище. Оно основано на многовековом знании действия ее на наше естество.

Когда наступает время поста, христианин ограничивает себя в употреблении пищи животного происхождения, а также хранит меру в самом количестве еды. Дары мира растительного, принимаемые организмом, оказывают более легкое действие и не провоцируют в естестве движение низких, грубых страстей.

Есть такой образ. Легкое судно скоро переплывет море, а обремененное большим грузом — может затонуть.

Пост — не только телесное воздержание

«Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел», — говорил святитель Василий Великий. Пост - это ограничение себя во всем, что приземляет духовно-нравственные стремления человека. В пост положено воздерживаться от супружеских отношений, легкомысленных развлечений и суетных, ненужных забот. Именно в это время следует отказаться от таких вредных привычек, как курение, сквернословие и злоупотребление алкоголем.

Пост есть воздержание внешних и внутренних чувств от недозволенных впечатлений. «Пусть постятся не одни уста, но и зрение и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела, — пишет святитель Иоанн Златоуст. — Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные дела. Пусть постятся глаза — зрение есть пища очей. Всего нелепее было бы воздерживаться от пищи, а глазами пожирать то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не пожирай же глазами своими сладострастия. Пусть постится слух; а пост слуха в том, чтобы не внимать злословию и клевете. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздерживаемся, а братьев наших угрызаем и съедаем. Злословящий пожирает тело брата, угрызает плоть ближнего».

Пост погашает привязанность к скотоподобным наслаждениям, помогает покорять духу плоть. Без поста невозможно восстановить в нашем естестве ту райскую гармонию, при которой все чувства и желания тела находились в полном повиновении душе.

Доставляемое постом чувство голода избавляет человека от самодовольства и самомнения, открывает ему его немощь, заставляет чаще вспоминать о Боге. Если не научимся ограничивать себя в потребностях желудка, то как наша воля сможет побеждать более сильные страсти?

Остерегайся ошибок

Если человек впервые приступил к какой-либо деятельности или в его жизни наступил новый этап, то избежит ли он ошибок? В какой-то мере ошибки необходимы и даже полезны, так как преодоление их делает человека более опытным. И в то же время ошибки — знак опасности, так как показывают нашу неустойчивость и способность уклониться от истины.

В особенности это касается духовной жизни. Здесь каждая ошибка ведет к потере общения с Богом.

Преподобный Антоний Великий рассказал своим ученикам: «Целый год молился я, чтобы мне были показаны места праведных и грешных. И вот увидел я огромного черного великана, который поднимался до облаков и доставал руками до неба, под ним было озеро, величиной с море. Потом увидел я человеческие души, они летали, как птицы. Те, которые перелетали через руки и голову великана, были охраняемы ангелами. А те, которых он ударял своими руками, падали в озеро. Дошел до меня голос: "Те, которых ты видишь перелетающими через голову и руки великана, — это души праведников: ангелы охраняют их в раю. А те, которых черный великан ударяет руками, погружаются в ад, потому что увлеклись пожеланиями плоти и предались памятозлобию"». Итак, невидимый враг пытается соблазнить души людей, склонить их к какой-нибудь духовной ошибке.

«Кто огня не бережется, тот скоро обожжется», — гласит народная пословица. Необходимо быть особо внимательным к своему спасению. Оплошности в духовной жизни сначала трудноразличимы. А ведь самая страшная ошибка — незамеченная. Она потому и страшна, что остается неисправленной.

Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz