Приветствую Вас ГостьСуббота, 27.04.2024, 04:15

Свт.НиколайНикольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Красота Церкви (окончание)

Святые иконы

Вспомните, как вы когда-либо ехали в автомобиле и сидели на заднем сиденье. Рулевой устремлен взором вперед. Возможно ли при этом общаться с ним лицом к лицу? Оказывается, возможно. Как? Посредством зеркальца впереди салона. Зеркало дает точное отображение, образ другого. И обращаясь к этому образу, вы несомненно обращаетесь к отраженному человеку.

Икона - это образ Христа Спасителя, Его Пречистой Матери, ангелов или святых. Причем на иконе изображается не детально точный физический портрет, но облик, духовно преображенный, просветленный благодатью Божией, ставший выше земных страстей и эмоций, достигший мира небесного; он называется лик.

Через икону мы общаемся с Тем, Кто изображен на ней. Поэтому, когда христиане с глубоким благоговением молятся перед иконой и целуют ее, то они обращаются не к доске, краскам и творчеству иконописца, но к Тому, о Ком икона свидетельствует.

Кто-то может спросить: а почему в Ветхом Завете не было иконопочитания, даже существовал запрет делать какое-либо изображение того, что на небе, на земле или в воде, поклоняться этому и служить?

Потому что люди быстро начинали обоготворять окружающие предметы и изображения. Помните, когда Моисей принимал от Бога закон на горе Синай, то народ, испугавшись длительного отсутствия своего вождя, решил вылить золотого тельца и поклоняться ему.

Вместе с тем в Ветхом Завете присутствует начало и прообраз иконопочитания. Когда Господь повелел Моисею устроить ковчег завета, чтобы там хранились скрижали — каменные пластины с заповедями. то пророк услышал буквально следующее: «Сделай из золота двух херувимов (ангелов высшего чина): чеканной работы сделай их на обоих концах крышки... там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» (Исх. 25: 18, 22).

Значит, Господь благословил возможность изображать небожителей с помощью человеческого искусства. И ветхозаветный храм был также украшен святыми образами: «Сделал (Соломон) в давире двух херувимов из масличного дерева... И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов» (3 Цар. 6: 23, 28-29). Подобных изображений не было более нигде, они носили исключительно религиозное употребление.

Но разве можно изобразить Бога, Который не имеет никакого вещественного вида, образа и очертания?

Потому-то в Ветхом Завете и не изображали Всевышнего, что «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1: 18).

Но в Новом Завете: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3: 16).

Бесплотный воплотился и Невидимый стал видим! Теперь Он уже Сам говорит ученикам: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели» (Мф. 13:17); «видевший Меня видел Отца (Ин. 14: 9). Невозможное в Ветхом Завете осуществилось в Новом. Всевышний, родившись на земле, стал видим, зрим, осязаем, а значит, и изображаем.

Вы помните, что одной из первых икон стал нерукотворный образ на Туринской плащанице. Христос подарил людям Свою икону и тем самым благословил иконопочитание. Удивительно, как образ Господа на Плащанице соответствует православной традиции написания лика Христа!

Если бы вы жили во времена Спасителя, то неужели не захотели бы сфотографировать Его, как фотографируете тех, кто дорог и близок вашему сердцу? Но фотографии тогда не было. И христиане сохранили образ Господа посредством красок.

Подобно тому как свет проходит в дом через окно, Господь подает Свои благодать, дары и милости посредством иконы.

Священные изображения напоминают, что мы не одиноки, рядом — Бог и святые Его. Икона побуждает человека к общению с миром небесным, предостерегает от греха, приближает к познанию Всевышнего.

Один художник как-то обратил особое внимание на православные иконы. А потом он оказался в секте кришнаитов, которые предлагали ему вступить в их общину. Но, увидев слащавые кришнаитские изображения, он тут же почувствовал всю их фальшь. Художник вспомнил глаза Богородицы на Владимирской иконе, неземной лик архангела Гавриила с иконы «Ангел Златые власы», и этого было достаточно, чтобы навсегда прийти в Церковь.

Икона — свидетельство небесной истины. Но теперь вернемся к предмету нашей беседы и поговорим о том, что видно на иконостасе.

 О том, что видно на иконостасе

Итак, вы находитесь перед алтарем — символом духовного Небесного мира. Это невидимая нам область, где пребывает во всей Своей славе Господь, а с Ним — святые ангелы и праведные люди. Как это постичь?

Часто человек воспринимает духовные истины посредством вещественных образов. Иконостас, который, как кажется, закрывает от нас алтарь, на самом деле раскрывает нам смысл и значение алтаря. Посредством линий и красок иконостас предлагает вашему взору духовный, Небесный мир. Иконостас раскрывает всю суть Священной истории. Здесь выражена идея единения миров Небесного и земного, стремления человека к Богу и Бога к человеку.

Духовные истины излагаются пред вами поэтапно, на протяжении ярусов, или рядов (иначе, чинов), из которых традиционно складывался православный русский иконостас. Господь постепенно, словно по ступенькам, низводил к людям с Небес спасение.

Первый сверху ряд называется праотеческий. Это образ самых древних святых, которые жили еще до Закона, принятого Моисеем. Хотя это был первый этап скитаний человечества вне Рая, праотцы жили глубокой надеждой и верой. Они держат в руках свитки, на которых начертаны пророчества о грядущем Христе. В центре ряда — икона Троицы как символ предвечного совета о спасении людей. Над иконой и, соответственно, над всем рядом — святой крест как символ осуществления этого спасения.

Второй сверху ярус — пророческий. Пророки — это собор святых, уже получивших Закон, при свете которого богоизбранный народ шел к своей главной цели. Пророки предвозвещали о Пресвятой Деве, от Которой родился Христос. Поэтому в центре яруса находится икона Матери Божией с Богомладенцем.

Третий ряд — праздничный. Наконец, перед нами Новый Завет — праздник всего человечества! Иконы отражают события-праздники, связанные в основном с земной жизнью Христа и Его Пречистой Матери. Какие именно, вы сможете рассмотреть сами и описать другим (а понять иконы возможно, познакомившись с текстом Евангелия).

Четвертый — деисусный чин, или Деисис (с греческого — моление). Это основное звено иконостаса, и часто иконы здесь самые большие по размеру. Деисис — моление всей Церкви ко Христу. Мы все предстоим пред Ним: Он видит тайники нашей души и слышит молитву любого человека. В центре ряда — икона Господа, как Небесного Царя, Вседержителя и Судии, а справа и слева — образы Богоматери и Иоанна Крестителя в молитвенном обращении к Спасителю. Далее, обыкновенно, иконы архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и других святых, тоже обращенных ликами к Спасителю. Те, кто принят Господом на Небеса, ходатайствуют о нас и хотят, чтобы мы тоже достигли спасения.

Пятый, нижний, ряд — местный. В центре, перед вами — Царские врата, названные так потому, что через них на Литургии проходит Сам Царь славы — Христос для преподания верным Своих Святых Таин. Итак, Сам Небесный Царь готов выйти к вам прямо навстречу. Лишь бы вы готовы были принять Его.

Священнослужители проходят через царские врата лишь во время некоторых, особенно важных моментов богослужения.

На самих царских вратах вы видите икону Благовещения Божией Матери — с этого события Бог пришел в наш мир, земля приняла долгожданную весть спасения. Здесь же иконы четырех евангелистов, а иногда — святых Василия Великого и Иоанна Златоуста, записавших богослужение Литургии. Пред царскими вратами диаконы во время службы возглашают от лица всего народа ектении — прошения.

Справа от царских врат располагается икона Спасителя, а слева — Богородицы. В этом ряду ставятся храмовая икона, то есть того праздника или святого, в честь которого освящен храм, и иконы местночтимых святых — которые наиболее почитаются в данной местности. (А знаете ли вы, какие святые почитаются у вас?)

В местном ярусе есть еще северные и южные врата (или двери), называемые также диаконскими, поскольку во время богослужения через них проходят в основном диаконы. На дверях полагаются иконы святых диаконов, либо архангелов, поскольку небесные силы сослужат в храме при совершении Таинств.

Наконец, над царскими вратами вы видите икону «Тайная вечеря», а в некоторых храмах теперь помещается более древняя икона «Евхаристия».

Вот эта-то икона и подсказывает нам о том особенном... Но, может быть, сначала вы сами захотите ответить на важный вопрос: что человек ищет в храме?

 Что человек ищет в храме?

Почему люди приходят в храм? Разного возраста, уровня образования, социального положения — идут, молятся, крестятся, выстаивают долгие службы — как будто им за это деньги дают. — Почему?

В одном селении жили двое портных, хорошо знакомых друг с другом. Один имел большую семью: жену, детей, престарелых родителей. Он был благочестив и ежедневно ходил на богослужение, в церковные праздники не принимался за работу. Труды его всегда были вознаграждаемы, хотя он не славился искусством в своем ремесле. Жил он не только достаточно, но имел еще избыток.

Между тем другой не имел семейства, был искусен в своем деле, трудился гораздо более своего соседа, сидел за работой и в воскресенье и в другие праздничные дни, проводил часы богослужения за шитьем, так что про церковь и не вспоминал. Однако его усиленные труды не были успешны и едва-едва доставляли ему насущный хлеб.

Однажды, побуждаемый завистью, второй портной сказал семейному другу: «Как это ты обогатился от своих трудов, тогда как и трудишься меньше, и семейство имеешь больше, чем я? Для меня это непонятно и даже подозрительно!..» Добрый портной решил вразумить своего знакомого. «Я хожу каждый день в церковь, — сказал он, — и каждый день нахожу там какую-либо значительную монету, золотую или серебряную. Но я не завистлив, готов поделиться с тобою тем, что найду, если ты согласен ходить со мною в церковь».

И они действительно стали вдвоем ходить в храм. Получилось так, что Божественная служба полюбилась и невольному посетителю храма. Он мало-помалу привыкал к молитве и до того разгорелся усердием к богослужению, что уже не принимался за свою работу прежде церковной молитвы. Через небольшое время его труды увенчались успехом. Увидев счастливую перемену в своем знакомом, благочестивый портной сказал ему: «Теперь ты на себе испытал, что неложно слово Божие: ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33). Вот то сокровище, которым я желал поделиться с тобою».

 Иногда, еще будучи посторонним для храма, человек смотрит на символику богослужения и на образ жизни верующего с непониманием, со скепсисом. Но когда он открывает для себя жизнь храма, то вдруг знает, что Церковь — это родник мудрости. Это подобно тому как ребенок, еще не научившись читать, думает о книге как о чем-то ненужном, но когда начинает понимать смысл слов и предложений, его уже не оттянуть от книги.

Оказывается, в храме можно найти ответ на любой вопрос и любая твоя проблема будет здесь разрешена. Человек входит в храм под гнетом невидимого груза, а выходит свободным и радостным. Церковь делает человека мудрым. Она помогает увидеть свою душу, открыть в себе много нового, о чем человек ранее даже и не подозревал.

Отчего в нашем мире человек бывает жестоким, отталкивающим, безобразным? От греха. А в храме человек совлекается греха и, значит, становится красивым. Ходить в храм — это не значит отказываться от всех радостей жизни, напротив — приготовлять себя к непрестанной радости. Храм освобождает человека от того, что мешает ему быть счастливым — от зла.

Никакая скорбь не может сокрушить христианина, потому что у него всегда есть отрада, отдушина — в храме. И радость христианина более полная. Ведь когда у вас легко и чисто на душе, тогда вы счастливы. А эта чистота, этот мир души подаются в храме. Как же это совершается?

Однажды, когда у философа Сократа наступил день рождения, к нему пришли ученики с поздравлениями и подарками, какие кто мог достать. А один юноша, подойдя последним, сказал: «Я беден, но дарю тебе единственное, что имею, — себя самого в твое полное распоряжение». Сократ ответил: «Твой дар — самый драгоценный из всех, которые я получил. Я принимаю его, но только для того, чтобы, обучив тебя, затем вернуть тебя тебе же самому, но в лучшем виде».

Так и в храме человек вверяет всего себя Богу, и Господь обновляет его, освобождает от внутреннего гнета, от слабостей.

Но есть и нечто большее. В храме Бог вверяет человеку Свою благодать.

Наверное, самое великое в этом мире — жертвовать собой ради другого. А Господь пожертвовал Собственной жизнью для спасения всех людей.

В храме совершается удивительное Таинство, в котором Господь предлагает людям теснейшее единение с Собой. Это — Евхаристия.

Бог, Источник всякого блата, дарует людям возможность принять Его в самих себя, причаститься Ему, соединиться с Ним. Люди, достойно причастившиеся, имеют внутри себя свет, жизнь, радость. Они не испытывают внутренней пустоты. Их сердце исполняется добра и духовной силы, так что теперь они становятся способны укреплять и других.

И в какой-то момент человек ощущает, что Бог всегда рядом. Он тебя видит и слышит, невидимо заботится о тебе. Господь — Податель вечности, Он дарит человеку Свою благодать, дарит людям бессмертие. А если с тобой Бог, то уже ничто не сможет сломить тебя.

В храме люди, пришедшие каждый со своими нуждами, становятся ближе друг другу, потому что получают от Бога, — общего Небесного Отца всех людей, — одну благодатную помощь. Как капли дождя собираются в один поток или как свет многих свечей сливается в одно сияние, так и общая храмовая молитва есть светоносный поток надежды и веры, устремленный к Небу. И даже человек, еще не умеющий молиться, но все же пришедший в храм, оказывается включенным в это сияние, потому что Господь подает благодать Свою даром. В храме вместе с людьми молятся ангелы и святые, поэтому в богослужении участвует вся полнота Церкви земной и небесной.


За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.
 
Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.
 
Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь —
Полюбил я тоской журавлиного
На высокой горе монастырь.
 
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
 
Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом Спасителя
За погибшую душу мою.
С. Есенин

Вопросы:
Можете ли вы рассказать, что есть Церковь и когда она появилась ?
Зачем необходимо священство?
Расскажите о трех степенях иерархии.
Что такое апостольское преемство ?
Какие примеры священнослужителей вам запомнились ?
Что такое Таинство ? Сколько в Церкви основных Таинств и зачем они нужны ?
Можете ли вы, рассказать о каждом Таинстве в отдельности?
Что такое храм ?
Помните ли вы смысл символики внешнего и внутреннего вида храма ?
Что такое икона и в чем ее значение ?
Можете ли вы рассказать о смысле и содержании иконостаса ?
А для чего люди ходят в храм ?
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz