Приветствую Вас ГостьПятница, 19.04.2024, 17:36

Свт.НиколайНикольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Путь христианина (продолжение 4)

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Выбор пути

Обыкновенно большинство школьников ждут выпускной день как прекращение каторги.


Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
А. Пушкин

Наконец-то завершится однообразный ритм жизни, прекратятся ненужные переживания, уйдут в прошлое эмоции учителей и головные боли над учебниками. Сдача последних экзаменов представляется как дверь к долгожданной свободе, жизненным успехам.

Но разве сама жизнь не подобна постоянным зачетам и экзаменам? Едва успел разобраться с одними проблемами, разрешить возникшие трудности, как уже подступают новые и надо готовиться к решению их. Еще не закончилась учеба в школе, как уже необходимо думать о дальнейшем пути. Кем я стану, какую профессию избрать, чтобы это вело к благополучию моему и моей семьи?

Вы правы, избирать надо ту работу, которая доставит полную обеспеченность семейных нужд. Человек несет ответственность за свою семью, от его труда зависит ее достаток. Но, с другой стороны, если искать работу только ради заработка, то вы никогда не будете ею довольны.

При постройке Шартрского собора трое работяг с утра до вечера возили одинаковые тачки с камнями. И как-то им задали один и тот же вопрос: чем они заняты? Первый, вздохнув, сказал: «Несу этот проклятый труд». Второй печально произнес: «Зарабатываю себе на жизнь». А третий вдруг радостно ответил: «Воздвигаю прекрасный собор». Эти трое исполняли одну и ту же работу, почему же счастлив был только один?

Сама цель жизни состоит вовсе не в том, чтобы только наслаждаться ею, а в том, чтобы вносить в нее смысл и радость и чтобы к этой радости были причастны другие. Кто поступает именно так, тот всегда и везде будет счастливым и радостным.

Да и разве есть в душе человека четкий критерий обеспеченности? Ведь сколько бы много человек ни стремился заработать, ему будет хотеться все большего.

«Смотрите, берегитесь любостяжания (любви к приобретениям), ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12: 15), — сказал Христос.

Более богат тот, кто менее других привязан к деньгам. И счастлив тот, кто при любом достатке сохраняет доброе расположение души.

 В «Прологе» рассказывается такая история. Некий старец, придя в одно селение, чтобы продать свое рукоделие, встретил простолюдина, который, окруженный нищими и убогими, возвращался с работы в свой дом. Старец вместе с другими вошел к нему, и простолюдин омыл всем ноги, всех накормил, напоил и успокоил. Узнав, что это был камнесечец Евлогий, который каждый день всю заработанную плату делил с бедными, старец подумал, что если бы этот человек был богат, сколько бы он сделал добра! И стал молить Бога, чтобы Он дал Евлогию богатство. Молитва старца была услышана, и Господь сказал ему: «Евлогию лучше оставаться так, как теперь. Но если хочешь, Я дам ему богатство, только поручишься ли за него?» — «Да, Господи, — отвечал старец, — от рук моих взыщи душу его!» На другой день Евлогий, по обычаю придя на работу, начал ударять мотыгой в каменную скалу и, пробив отверстие, увидел в скале пещеру, наполненную золотом. Задумался Евлогий и решил золото тайно перенести домой. И вот уже нищие забыты, а Евлогий по ночам возит к себе золото. Затем он удалился в Византию, купил дворцы, сделался вельможей.

Прошло два года. Однажды старец видит во сне, что Евлогий изгоняется от лица Господня. Ужаснулся отшельник и пошел в то селение, где в первый раз встретил Евлогия. Долго ища и не находя его, он обратился к одной старице с вопросом: «Нет ли у вас в селении какого нищелюбца?» Старица сказала ему: «Увы, был у нас один такой, камнесечец, но теперь он стал вельможей и ушел от нас». Старец воскликнул: «Что я сделал, ведь я убийца!» Он сел на корабль и отправился в Византию. Найдя дом Евлогия, он сел у его ворот и стал ждать выхода хозяина. Дождался: выходит Евлогий, окруженный рабами, гордый, надменный. Старец пал перед ним и воскликнул: «Помилуй, я что-то хочу сказать тебе!» Но Евлогий вместо ответа приказал бить старца. Встретил он в другой раз Евлогия и опять был бит. В третий раз ему также нанесли раны. В отчаянии он решил вернуться домой, сел на корабль и тут упал без чувств. В это время во сне он снова видит Господа с гневным лицом, окруженного ангелами, и Господь повелевает им изринуть старца от Своего лица как виновника в погибели Евлогия. Но явилась Матерь Божия и стала умолять Господа о прощении. Тогда Господь сказал старцу: «Впредь не проси того, чего не должно. Я возвращу Евлогия в его прежнее положение». Радостный проснулся старец и со слезами возблагодарил Господа и Пречистую Его Матерь. Что же случилось? Умер в Царьграде царь Иустин, любивший Евлогия, а новый приказал отобрать его имение в казну, а самого его убить. Евлогий бежал и наконец достиг своего села. Первым его делом было пойти к скале, не найдется ли в ней опять золота. Но золота не нашлось. Тогда он пришел в себя и через некоторое время вновь сделался нищелюбцем и страннолюбцем. Старец, узнав об этом, прославил Бога.

 Господь в душу каждого человека вложил определенные дары. Открыть их в себе — значит, оправдать собственную жизнь, увидеть ее ценность и смысл, найти путь к радости.

То есть важно увидеть свое призвание. А что это такое? Призвание к чему-либо — это особый внутренний зов, который верно подсказывает, к чему стремиться и что искать, и сопровождается особым творческим вдохновением. Это такое осмысление жизни, когда появляются ориентиры и ты пытаешься достичь важную для тебя цель. Этот внутренний зов, голос, надо уметь услышать, а для этого необходима чуткость к тому, что происходит внутри.

Посмотрите внутрь собственного сердца, откликнитесь на его зов. Пусть выбор пути ответит поиску вашего сердца, тогда этот выбор будет не угнетать, а питать и укреплять вашу жизнь. А чтобы не ошибиться и не принять за истинную цель иллюзию, важно очистить свое сердце.

Если же мы все равно не знаем, куда направить собственную жизнь, как быть?

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам», — сказал Сам Христос (Мф. 7: 7).

Но если просить, надо знать, что, как и у кого.

В сказке «Холодное сердце» угольщик Петер Мунк мечтал о большом заработке и более высоком положении. Он обращается со своей мечтой к лесному духу Стеклянному Человечку — положительному персонажу сказки. Человечек тогда мудро заметил: «Что вы, люди, за странное племя! Редко кто из вас бывает доволен тем положением, которое занимает по рождению и воспитанию». А когда Петер все же настаивал на своем: просил лошадь и повозочку, то Человечек совсем изумился: «Лошадь! Повозочку! Ума, ума — вот чего следовало тебе пожелать, простого человеческого разумения, а не лошадь и повозочку!» Действительно, даром полученный завод привел Петера к беспечности и он стал ходить в трактир. Завод пришел в упадок, Петер продал его в полцены, а вскоре и вовсе разорился.

Итак, задумаемся, что же действительно следовало бы нам просить у Господа?

По крайней мере, мы можем молиться, чтобы Он вразумил, просветил и Сам направил нашу жизнь ко благу.

Вы знаете, что до революции в школах преподавался Закон Божий. На экзамене одного малолетнего воспитанника спросили:

      Какая молитва нужнее и важнее всех прочих?

      Молитва Господня, — с кротостью ответил отрок, — та молитва, которой научил нас Сам Бог.

      А какое прошение кажется тебе необходимее других?

      Да будет воля Твоя, — сказал мальчик.

      Почему же так?

      Потому, что я сам не знаю, что для меня лучше и полезнее, поэтому и надо мне во всех случаях говорить Богу: «Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли!» Одно то хорошо и полезно человеку, что бывает с нами по воле Божией, какова бы она ни была!

 Бывает, после усердной молитвы все удивительным образом проясняется. Господь через людей, через обстоятельства жизни приводит человека к пути, на котором он наслаждается собственной работой.

Выбор пути, освященный благословением Божиим, не бывает ошибочным. И еще важно помнить: для хорошей профессии необходимо учиться. Вновь экзамены, вновь переживания, — но благодаря им жизнь в свое время принесет добрые плоды.

 В поисках развлечений и отдыха

В IV веке некий охотник, ловя в пустыне диких зверей, увидел, как авва Антоний шутил с братиями, — и соблазнился. Ему казалось, что святой не должен давать себе никаких послаблений. Старец заметил смущение охотника и сказал: «Положи стрелу на лук свой и натяни его». Он сделал так. Старец говорит ему: «Еще натяни». Тот еще натянул. Опять говорит: «Еще тяни». Охотник ответил: «Если я сверх меры натяну лук, то он переломится». Тогда старец сказал: «Так и в деле Божием; если мы сверх меры будем напрягать силы братий, то они скоро расстроятся. Потому необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии». Охотник, услышав это, пришел в сокрушение и пошел от старца со многою пользою. А братия, подкрепившись, возвратились в свое место.

Да, силы человека не безграничны и иногда наступает момент, когда надо полностью сменить деятельность, дать естеству отдых (когда вы прочтете этот параграф, непременно отвлекитесь). Издревле человек находил для этого различные формы творчества, игры, путешествовал или просто гулял. Всегда признавалось, что лучший отдых — на природе.

Впрочем, стоп! Каждый сам определяет, какой для него отдых лучше. Не так ли?

А вдруг мы не всегда свободны в выборе? Или окажется, что какая-то форма отдыха просто навязана нам? Тогда это уже настоящая зависимость и ни о каком отдыхе не может быть речи! Не лучше ли разобраться? Попытаемся?

А теперь внимательно посмотрите на этот специально обустроенный угол в вашем доме, на это самое почитаемое место в комнате. Что там так уютно восседает?

 Телевизор!

Догадывался ли изобретатель Зворыкин, что его труды доставят современным людям?.. О древних мифических существах, горгонах, говорили, что посмотревший в их лицо превращается в камень. Телевизор превзошел горгон. Превзошел коварством, ибо человек перед экраном остается живым, но при этом словно каменеет. Преподобный Максим Исповедник говорил: нет вещей дурных по природе, но есть вещи дурные по употреблению. Оставляя без спора эту истину, заметим: голубой экран зачаровал зрителя — и поработил его душу!

Представьте, что ваш дом полон гостей, все ведут оживленную беседу, интересуются друг другом. Но достаточно нажать волшебную кнопочку на пульте управления, и глаза всех невольно устремляются к потоку посторонних образов. Устремляются и вбирают все без разбора, забыв о близких. За несколько часов вы получите столько впечатлений, сколько в нормальной жизни за несколько месяцев.

Но разве это так плохо?.. А что будет с желудком человека, который за день съест столько, сколько положено съедать за неделю?

Кстати, психиатры и психологи считают, что основными болезнями детей в XXI веке будут болезни от телевизора и компьютера.

А один психолог ради научного эксперимента три дня подряд смотрел современные ему остросюжетные боевики. После этого он поехал на трамвае домой. Когда его кто-то случайно задел, он почувствовал едва преодолимое желание развернуться и с размаху ударить толкнувшего. На счастье, психолог сумел совладать с собой. А как вы думаете, откуда у него возникло такое странное желание ударить?

Но как же быть с добрыми, глубокими, идейными фильмами и с такими передачами, как «В мире животных», «Вокруг света» и т.п.? Несомненно, они достойны вашего внимания. Только современное телевидение — это такое поле, где семена цветов и сорняков брошены вместе, а, как известно, сорняк заглушает цветы. Чем заполнены телевизионные программы? Пожалуй, вы вместе с великим поэтом скажете, что там

 

...современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.
А. Пушкин, «Евгений Онегин»

 

Телевизор привел в ваш дом толпы людей, фантастических призраков, тех, с кем вы не хотели бы встречаться в реальности.

Когда какой-либо грех постоянно перед глазами, он теряет свою отвратительность. А поскольку всякое зрелище вызывает сопереживание, то постепенно увиденная грязь становится естественной для души.

Телевидение — это мир впечатлений и образов. Поверьте, что мы во многом думаем и поступаем так, как об этом увидели по телевизору. Телевизор внедряется в психику человека, задает ей определенный тип мышления и поведения.

Почему же люди так завороженно смотрят в этот экран и даже бабушки не желают умирать ранее просмотра последней, 1030-й, серии какой-нибудь теледрамы?

Потому что в фильмах люди видят осуществление несбывшихся надежд: счастья, романтической любви, удачного итога скитаний, победы над врагами и злом. Просматривая фильм, человек сопереживает героям, приобщается к их успехам, но все это так и остается фантазией. Кино есть игра в действительность и пародия истины. А реальная жизнь постепенно уходит на второй план. Стремление к действительному личному счастью погашено переживанием иллюзий. Именно поэтому после просмотра яркого, насыщенного фильма для многих собственная жизнь представляется серой и скучной.

Впрочем, у телевизора есть одно величайшее достоинство. Он способен показать степень крепости нашей воли. Имея дома телевизор, вы обладаете прекрасным тренажером упражнения силы воли. Попытайтесь-ка неделю не смотреть ни одной передачи. Поверьте, вы скоро почувствуете, что в этом подвиге не обойтись без помощи усердной молитвы. И когда в этой неравной борьбе с теледиктатором вы обретете наконец долгожданную свободу, то вам откроются совершенно новые, удивительные стороны жизни.

Допустим, что так. Но ведь есть еще нечто другое, что близко телевизору, но одновременно весьма отличается от него. Это явление называется — компьютерные игры.

 Компьютерные игры

Разве они не упражняют интеллектуальные способности? Разве они не есть усовершенствование различных видов народных игр? Несомненно, усовершенствование! Только всегда ли за играми, привитыми народу, стоит добро и польза? Не так давно во Владимирской области со священником Виктором Ц. произошел такой случай. Он пришел в дом знакомых людей и застал их за игрой в карты. «Чем же вы тут занимаетесь?» — возмутился он. Собрав карты со стола, священник решительно бросил их в печку. Раздался оглушительный взрыв, которого не ожидал никто, включая самого батюшку. В печи образовалась щель толщиной в палец. Это стало уроком для всех.

Значит, есть игры, где на кон ставится человеческая душа? Да, и эта душа проигрывается при любом исходе игры.

Но как же быть с развитием умственных способностей?

А посмотрите внимательно: победители компьютерных игр — самые ли умные люди?

Превзойти своих сверстников в нажатии кнопок и управлении пультом еще не значит стать мудрым и открыть в себе творческие способности. Любая игра — это искусственная реальность, и человек здесь учится тому, чего в настоящей жизни просто нет и быть не может.

Приведем такое сравнение. Игра в шахматы изначально была задумана для обучения военной стратегии, как имитация военных действий. Но удивительно: ни один великий полководец не был знаменитым шахматистом и ни один великий шахматист не стал знаменитым полководцем. Или вы думаете, что Суворов выиграл бы в шахматы хоть у одного современного чемпиона? А современный чемпион достиг бы хоть одной победы Суворова?

Как же так?

Законы игры и законы жизни кардинально различные.

Правила любой, в том числе компьютерной, игры не вписываются в условия реальной, ни в чем не повторимой жизни. Мир этих игр упрощен, и навык виртуальных побед не выйдет за пределы экрана. Поэтому погрязнуть в компьютерных ребусах — значит, бесконечно отстать от жизни.

Более того, человек привыкает жить реальностью по ту сторону экрана, сам становится телеперсонажем, фишкой компьютерных игр. Он с головой уходит в несуществующий мир, в котором царят космические войны, поединки со всевозможными врагами и присутствует собственная гибель. А что будет с психикой человека, если она постоянно живет иллюзией? Ведь компьютер обладает удивительной гипнотической способностью, так что человек, сев за него на 20-30 минут, поднимается уже через 6-8 часов. И довольный игрок, уничтоживший сотни страшилищ, возвращается к своим делам с истощенной нервной системой.

В таком случае вопрос остается открытым: какой отдых — лучший?

Какой отдых — лучший?

Как же проводить свой досуг? А неужели вы думаете, что здесь вам предложат один общий шаблон? Душа каждого слишком неповторима, чтобы навязывать ей нечто общее. Сердце ищет простора, свободы, гармонии. И именно на этом поиске основывалось творческое вдохновение, изливавшееся в форме музыки, песни, в различных видах искусства.

Досуг многим людям помог открыть в их душе заложенные Богом дары и способности. Итак, отдых способен не только отвлечь вас от утомительной деятельности, но и помочь найти в вас самих нечто важное, интересное. Да не подведет вас ваша интуиция!

Со своей стороны поделимся следующим.

Человек — венец творения. В каждом из нас есть потребность наслаждаться природой. Цивилизация высушивает все внутренние силы человека, а чистая, открытая природа вдохновляет и укрепляет. Кто пребывает в ее тишине, тот изумляется красоте, вложенной Творцом в окружающий мир.

Побыть наедине с самим собой — вот чего так не хватает современному человеку. Теряясь во внешних впечатлениях, человек не замечает голос и поиск собственной души. А что может быть страшнее, как не слышать самого себя?

«Молчание возлюбите и уединяйтесь, сколько возможно, чтобы быть во единении с Господом», — говорил святитель Феофан Затворник. Отдых способен стать еще одним шагом к Богу. А в каком случае этот шаг действительно возможен, вопрос уже к вам!

 Продолжение >>>

Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz