Приветствую Вас ГостьЧетверг, 25.04.2024, 07:54

Свт.НиколайНикольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Пути богопознания (продолжение)

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Еще один важный момент

Необходимо учесть и еще один важный момент. Не все одинаково воспринимают Священное Писание и не всегда читающий слово Божие сразу правильно поймет его сакральный, священный смысл.

По-разному к Евангелию относятся человек неверующий и человек, пришедший к вере, тот, кто только хочет познавать Бога, и тот, кто уже стяжал определенные духовные плоды. Нам крайне важно обращать внимание на духовный опыт тех, кто реально достиг богопознания. Ими являются святые. Они просвещены Самим Богом и, значит, поняли истины Священного Писания во всей их глубине.

Святые предлагают правильное понимание слова Божия в своих письменных произведениях — творениях. Изучение духовного наследия святых открывает дверь к верному осмыслению слова Божия. Насколько трудно понять учебник без учителя, настолько трудно понять Библию без руководства святых людей.

Об этом так писал величайший богослов XIX века епископ-подвижник, святитель Игнатий (Брянчанинов).

«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно?

Святой Дух, произнесший чрез пророков и апостолов слово Божие, истолковал его чрез Святых Отцов. И слово Божие, и толкование его — дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь!..

Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его... Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения Святых Отцов! Это — мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию Святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний».

Писания святых, а также богослужебное творчество и весь строй православной жизни составляют Священное Предание, которое хранит сам дух и смысл Священного Писания, доносит и усваивает этот дух и смысл каждому шествующему по пути богопознания.

Впрочем, вы наверняка теперь задаетесь вопросом: кто такие святые?

Кто такие святые?

Святые — это люди, близкие Богу. С одной стороны, они такие же, как и каждый из нас. Но в один момент они серьезно задумались: «Для чего я живу на этом свете? К чему стремлюсь? Где буду потом?»

В начале IV века в Сирии жил некий юноша Ефрем. Его родители были бедные, но они искренно верили в Бога. А Ефрем страдал раздражительностью, мог из-за пустяков вступать в ссоры, он предавался худым замыслам, но главное, стал сомневаться, что Бог заботится о людях.

Однажды Ефрем запаздывал домой и остался ночевать возле стада овец с пастухом. Ночью волки напали на стадо. А утром Ефрема обвинили, что он подвел к стаду воров. Его посадили в темницу. Затем туда бросили еще двоих: одного обвиняли в прелюбодеянии, а другого — в убийстве, причем также безвинно. Ефрем много размышлял над этим. На восьмой день он услышал во сне голос:

      Будь благочестив и уразумеешь Промысл. Перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал и по себе дознаешь, что эти люди страждут не несправедливо.

Ефрем вспомнил, как некогда со злым умыслом он выгнал из загона чужую корову и она погибла. Заключенные с ним поделились, что один участвовал в обвинении женщины, оклеветанной в прелюбодеянии, а другой видел тонувшего в реке человека и не помог. Ефрем решил с этой поры изменить свою жизнь. Все трое вскоре были отпущены на свободу. А Ефрем вновь во сне услышал голос:

      Возвратись в место свое и покайся в неправде, убедившись, что есть Око, над всем надзирающее.

Отныне Ефрем был крайне внимателен к собственной жизни, много молился Богу и достиг святости.

Святые потому и стали святы, что, во-первых, увидели свою неправедность, удаленность от Бога. А во-вторых, они глубоко ощутили, что никакое добро невозможно совершить без Бога. К Нему они обратились всей душой.

Им пришлось много бороться со злом, и прежде всего в самих себе. В этом — их отличие от обыкновенных героических личностей. Герои пытаются изменить мир путем внешней борьбы за справедливость. А святые влияют на мир путем внутреннего его преображения и начинают это преображение с самих себя. Если ПетрI, хотя и был волевым человеком, сокрушался: «Усмирил стрельцов, осилил Софью, победил Карла, а себя превозмочь не могу», то святые сумели победить себя. Потому что они полагались на Бога. А кто может быть сильнее Бога? Его благодать искореняла в их душах все темное, а затем просветила их ум и сердце к видению удивительных тайн.

Святые — это те люди, которые увидели замысел Божий о себе и воплотили этот замысел в собственной жизни.

Святой боговидец, пустынник Антоний Великий сказал: «Бог благ и только благое творит, пребывая всегда одинаковым, а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, — по сходству с Ним, а когда становимся злыми, отделяемся от Него по несходству с Ним. Живя добродетельно — мы бываем Божиими, а делаясь злыми, — становимся отверженными от Него».

Святые искореняли в собственных душах все злое даже на уровне мыслей и чувств, поэтому их души стали близки Богу.

К сожалению, мы пока не можем дать исчерпывающего определения святости. Это понятие станет более ясным при наших дальнейших поисках. Заметим только, что подвиги святых различаются друг от друга. В зависимости от этих подвигов, святых называют по-разному. Например:

преподобные — это святые из лиц монашеских, отказавшихся от супружеской жизни и посвятивших себя особым духовным подвигам;

праведные — кто прославился добродетельной жизнью в миру и честном супружестве;

мученики — кто были мучимы и умерщвлены за веру в истинного Бога;

исповедники — кто страдал, исповедуя веру, но не был умерщвлен;

святители — святые из священнослужителей — епископов;

благоверные — святые из князей, царей, правителей.

Мы сказали, что святые были просвещены благодатью Божией, поэтому у вас теперь вполне естествен вопрос: что такое благодать?

Что такое благодать!

Вы наверняка замечали, что у каждого человека есть какой-то особый дух, свое особое внутреннее  настроение,  даже  состояние, которое ощущается другими. Это состояние способно влиять на окружающих. Если человек — тяжелого духа, то общаться с ним или даже просто присутствовать рядом тяжело. В качестве примера обратите внимание на следующий отрывок из автобиографической повести австралийского писателя Алана Маршалла:

«Когда он (учитель) наказывал ученика, никто в классе не занимался. Мы только смотрели в растерянном молчании, напуганные приступом гнева, который не могли ни понять, ни объяснить. Его покрасневшее лицо и изменившийся голос казались нам свидетельством каких-то страшных замыслов, и мы тряслись от страха на своих партах».

Маршалл дает характеристику сельскому учителю, который не отличался любовью к другим, то есть был явно тяжелого духа. Этот дух, словно холодная, темная сила, парализует окружающих. Жизнь замирает от соприкосновения с людьми такого духа.

А теперь обратите внимание на иной пример — из автобиографии митрополита Вениамина (Федченкова). Он рассказывает о своей поездке к старенькому батюшке отцу Исидору в Сергиев Посад, при которой ему сопутствовал молодой парень Иван, потерявший руку Во время пути они успели несколько раз поссориться. Наконец, спутники попадают к старцу:

«...В это время вошел и Иван. Мы только что пред входом раздраженно о чем-то говорили с ним. Но как только он увидел отца Исидора, с ним произошло какое-то чудесное превращение: он улыбался радостно, сделался милым и с любовью подошел к батюшке. Отец Исидор ласково благословил его.

      Садись, брат Иван, садись, — спокойно и любезно указал он на стул.

Иван сел, все молча, улыбаясь.

      Ах, брат Иван, брат Иван! — грустно, сострадающе-ласково сказал батюшка, — как тебя Бог смирил, а ты все не смиряешься!..

Батюшка особенно примечал людей несчастных, выброшенных из колеи жизни, как говорится — потерянных. Какой-то бывший московский адвокат, исключенный не за хорошие дела своею корпорацией, хотел покончить с собой, но был пригрет батюшкой и спасался им. Всякие бедные, нищие из Сергиевского Посада встречали в нем покровителя. Нередко он не в урочное время ходил к ним, чтобы утешить, как-нибудь помочь. Зимою из рук кормил мерзнущих воробьев. Вот к нему-то, как к солнцу теплому, и привел Бог несчастного калеку. И с той поры Иван так привязался к батюшке, что собственно им, можно сказать, и жил.

      Я всем лишний, — говорил он мне много, много после, — только один батюшка Исидор любил меня...

«Как тебя Бог смирил!» Скажи это я, была бы буря злобы, упреков, ссоры. Но когда это было сказано от любящего сердца отца Исидора, то Иван ни слова не промолвил, только наклонил покорно голову, и, улыбаясь, молчал».

Так добрый, любвеобильный дух человека способен преображать, оживлять других.

Приведенные примеры послужат для нас образным описанием. Дело в том, что Божия благодать согревает душу человека духовным теплом. Благодать несет свет, любовь, жизнь всему существующему. Все добрые качества, которые есть у людей, вся светлость, чистота и благородство их духа, — только малое отражение величия Духа Божия — Его благодати.

Само слово благодать означает благой, добрый дар, потому что Бог подает только доброе. И светлые качества духа людей — это также Его, Божий дар.

Благодать - это спасительная сила Божия, которая подает людям жизнь, радость, внутреннюю крепость.

А что необходимо для принятия благодати?

Ищи Господа

Великий русский святой, преподобный Серафим Саровский (1759-1833) сказал: «Ищи Господа, но не испытывай, где Он живет». Эта мысль проходит сквозь все духовное наследие Православия. Жизнь не будет иметь полноценного смысла, пока душа не найдет Бога, не вступит с Ним в ближайшее личное общение.

Однако обретение Бога не означает нахождение чего-то физического, материального, пространственного. Для богообщения не нужно летать в космос или изобретать сотовый телефон. Что же для этого нужно?

Известный старец, преподобный Силуан Афонский (1866-1938) рос в семье православного русского крестьянина. Отец любил оказывать гостеприимство странникам. Однажды к ним пришел неверующий человек и стал спорить о вере. Мальчика особенно поразили его слова: «Где Он, Бог-то?» И будущий преподобный подумал: «Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога».

Он повзрослел и как-то услышал подробный рассказ о жизни уже покойного подвижника Иоанна Сезеновского (1791-1839) и о том, какие чудеса происходят на его могиле. Рассказ так глубоко запал в душу Силуана, что он подумал: «Если он святой, то, значит, Бог с нами и незачем мне ходить по всей земле — искать Его».

Бог совсем недалеко от каждого из нас. С Ним можно реально встретиться, как это было с каждым святым. Если Он преобразил их души и они могли познавать Бога, значит, то же самое возможно и в нашей жизни.

Но уточним еще один важный вопрос: существуют ли пределы познания?

Существуют ли пределы познания?

Пытались ли вы когда-нибудь заглянуть вдаль, за горизонт? Если пытались, то наверняка вам известно, что сколько ни приближайся к горизонту, никогда не достигнуть эту линию «соприкосновения» неба и земли. Так и в постижении Бога невозможно достичь конца.

Богопознание составляет то совершенство, которому нет предела. При этом святые отцы единогласно свидетельствуют: мы можем постигнуть Божий свойства, Его проявления в этом мире, можем приобщиться благодати Господа, но сущность Божия - непостижима.

Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображения бессильны
И тени начертать Твоей...
Г. Державин, ода «Бог»

 Нам открыто, что Бог существует, и Его Собственное Откровение даже указывает, Каков Он. Но никто, нигде и никогда не постигнет и не сможет узнать, что такое Бог в Самом Себе.

«Сущность Божия выше всякого ума и выше всякого человеческого ведения», — говорит святитель Василий Великий (IV век по Р. X.).

Человек не вполне понимает сущности даже материальных вещей. Наши органы чувств улавливают лишь отдельные качества, свойства предметов. Подробное исследование материи открывает, что она делится на молекулы, атомы, электроны, мельчайшие частицы-волны, и далее — бесконечная пропасть неизвестного. Время мы измеряем годами, днями, минутами, оно являет постоянные перемены в мире. Но что есть время в самом себе — никто постичь не может. Если же от нашего ведения ускользает сущность пространственного и временного, то как можно познать сущность Того, Кто — вне пространства и времени? «Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум не вмещал совершенно, ни голос не обнимал Божией сущности», — писал друг Василия Великого святитель Григорий Богослов.

Как же Его познать?

О Боге Священное Писание говорит, что Его «никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим. 6: 16). Существо Божие навеки останется тайной. Христианин благоговеет пред этой тайной, осознавая величие, святость, неприступность Господа Бога.

Может быть, кто-то спросит: если существо Божие непостижимо, то зачем и рассуждать о Нем?

Но если нам не выпить всю реку, то неужели не брать из нее воду той мерой, которая соответствует нам? Если невозможно смотреть открыто на солнце, то разве не нужно пользоваться его светом? И когда вы входите в прекрасный сад и не можете съесть всех плодов, то значит ли это, что следует выйти из сада голодными?

Тайна непостижимости Бога не означает духовное одиночество человека. Пусть сущность Божия сокрыта от нас, но Сам Он близок каждому человеку, подобно тому как воздух, хотя и невидим, окружает нас со всех сторон и сообщает кислород, необходимый для жизни. Так и .Бог может даровать Свою освящающую силу - благодать - любому, кто искренно Его ищет. Именно в этой спасительной силе, в Своей благодати Всевышний открывается человеку.

Кто смотрит на небо через малое отверстие и говорит: вижу небо, — тот не лжет, хотя видит лишь малую часть неба. Нам не нужно постигать существо Божие или испытывать, «где Он живет», потому что Господь и без этого всего Себя вверяет человеку, вверяет, насколько мы бываем способны Его принять и насколько наше сердце открыто навстречу Ему.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1908) утверждал: «Бог любит тебя больше, чем ты сам себя любишь, и заботится и печется о тебе более, чем ты сам можешь о себе позаботиться. Бог ближе к нам всякого человека во всякое время: ближе моей жены, отца, матери, дочери, сына, друга, ближе моей одежды, ближе воздуха, света, ближе ко мне, чем я сам себе».

Господь всегда открыт человеку, дело остается только за самим человеком. Если в комнате — тяжелый, удушливый воздух, необходимо всего лишь открыть окно, и тогда свежий воздух сам заполнит помещение.

Паскаль говорил: «Земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять ее». И русский философ Б. П. Вышеславцев утверждал: «Великое познание есть дитя великой любви». Возможно ли понять другого человека, не проявив к нему никакого внимания, сочувствия, любви? Так и Бога познать возможно, только полюбив Его и искренно обратившись к Нему.

Мы познаём Бога в той мере, в какой любим Его и в какой открываем Ему свое сердце. Там, в глубинах сердца, находятся причины веры и неверия, познания Бога или полного Его отвержения.

Как-то древнегреческий философ Фал ее (VI век до Р. X.) вышел ночью с одной старухой наблюдать звезды, но вдруг свалился в яму и стал кричать. А старуха сказала: «Что, Фалес? Ты не видишь того, что у тебя под ногами, а хочешь познать то, что в небесах».

Дальше — тайна души человеческой.

А чаши судных весов мы уже вверили вам.

«Душа моя, Господи, занята Тобою целый день и всю ночь, я ищу Тебя. Дух Твой влечет меня искать Тебя, и память о Тебе веселит мой ум. Душа моя возлюбила Тебя, и радуется, что Ты — мой Бог и Господь, и до слез скучаю я по Тебе. И хоть в мире все красиво, но ничто земное не занимает меня и душа жаждет только Господа.

Познавшая Бога душа ничем не может удовлетвориться на земле, но все стремится ко Господу и кричит как малое дитя, потерявшее мать:

— Скучает душа моя по Тебе и слезно ищу Тебя» (Преподобный Снлуан Афонский)

Вопросы:

·        Что же такое богопознание, и зачем оно необходимо?

·        Какое главное условие познания Бога?

·        Расскажите о двух путях богопознания.

·        Зачем человеку нужно Священное Писание?

·        Почему при чтении Священного Писания важно обращаться к Священному Преданию?

·        Что такое святость?

·        Какое воздействие на человека производит Божия благодать?

·        Как вам кажется, может ли человек, не познавший Бога, быть счастливым?


Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz