Приветствую Вас ГостьВторник, 26.05.2020, 06:33

Свт.НиколайНикольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


ГДЕ КРОЕТСЯ СМЫСЛ ЖИЗНИ? (окончание)

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Так продолжим поиск!

Представьте, что к вам подошел человек с приятным лицом и в опрятной одежде. Он вдруг протягивает конверт, набитый купюрами, и говорит: «Все это достается тебе, трать, на что хочешь, делись с друзьями, но знай, что завтра ты должен возвратить деньги обратно». Обрадуетесь ли вы тому, что все равно будет вскоре отнято?

А может ли насытить наши желания то, что непременно исчезнет?

В жизни каждого человека наступает момент, когда он вдруг теряет все, что имел на земле. Певец вдруг перестает петь, актер играть, поэт сочинять, писатель писать, художник рисовать и так далее...

Догадались ли вы, что это за момент бесконечного отпуска?

Конечно, мы слушаем записи песен, смотрим фильмы, читаем романы, созерцаем картины и на уроках изучаем теоремы давно ушедших людей. Плоды их творчества, научных изысканий, жизненных стремлений остались нам. Но сами-то они как же? куда ушли? и что из ценностей своей жизни забрали с собой?

Да, они внесли известный вклад в науку, философию, искусство или политику, но это становится больше достоянием уже других, пока и те не приблизятся к крайнему порогу жизни. Что же остается при самой человеческой личности, когда она покидает наш мир?

Что же человек унесет с собой в вечность?

Из века в век человечество созидало свою культуру, и люди старшие приобщали к этой культуре младших. Без этого нет истории. И, конечно, жизнь имеет значимость, если силы затрачены на приобщение детей всему лучшему, что имеется в мире. Но есть один интересный момент: если каждое поколение полагает смысл своего существования только в воспитании нового поколения, тогда все человечество в целом оказывается в каком-то бессмысленном движении по течению времени в никуда.

Каждое, исчезая, пытается передать что-то, как кажется, лучшее поколению новому, но это новое, так же скоро приблизившись к исчезновению, пытается передать опять что-то лучшее следующему. И в этой эстафете без финиша все исчезают... Где же смысл бытия в целом всех поколений? Об этом ярко пишет современный поэт Евгений Санин. Он описывает кончину парторга — партийного организатора, то есть человека, преданного идеям атеизма и материализма.

Умирал парторг. Подушку скомкав,

Он твердил, не пряча редких слез:

      Буду жить я в памяти потомков,

Песнях ветра, шелесте берез!..

Плача, мать поправила подушку,

Предложила, бедная, поесть.

Но спросил со страхом он старушку:

      Мама, после смерти что-то есть?

      Да, сынок! Ты — покрестись!

      Не надо!

Жить еще хочу я, слышишь, ты?!

Не хочу ни рая и ни ада,

Ни кошмарной вечной пустоты!

Медсестра поставила уколы,

Он затих, как лодка на мели.

А затем к нему из новой школы

Мальчики и девочки вошли.

И сказал парторг, подушку скомкав:

      Проходите, и не нужно слез.

Буду жить я в памяти потомков,

Песнях ветра, шелесте берез!..

Как вам кажется, в чем была основная причина переживаний парторга? Если человек со смертью исчезает полностью, то песни ветра и шелест берез сделают ли его жизнь осмысленной?

Итак, вопрос остается: в чем кроется смысл жизни?

 

В чем кроется смысл жизни?

Сам поиск человеком смысла жизни показывает, что смысл этот действительно существует. Корова не думает о смысле ежедневных прогулок на пастбище, и белка не будет столько мучиться над бесцельностью своих действий, когда ее посадят в колесо. Им, как животным, и не нужно этого. Человек же ищет осмысленности своей жизни, ищет так, как будто он потерял что-то для него очень важное.

И, наверное, вы согласитесь, что если вообще существует смысл жизни, он должен иметь прямое отношение к каждой конкретной личности, независимо от ее пола, национальности и возраста.

Более того, мы все находимся перед проблемой: или жизнь в целом имеет свой смысл, и тогда она должна иметь его в каждое мгновение, теперь же, прямо сейчас, а не в мечтах о светлом будущем; или же нынешняя жизнь совершенно бессмысленна, и тогда человек с его душой и чувствами — глубокая ошибка природы.

 

А как думаете вы?

В древнегреческой мифологии есть сказание о царе Эдипе, который однажды пришел к хитрому Сфинксу, чтобы отгадать его загадку. Сфинкс спросил: «Скажи мне: кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время». Эдип тотчас ответил: «Это человек! Когда он мал, когда еще лишь утро его жизни, он слаб и медленно ползает на четвереньках. Днем, то есть в зрелом возрасте, он ходит на двух ногах, а вечером, то есть в старости, он становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берет костыль; тогда он ходит на трех ногах».

В этом сказании есть глубокий смысл. Этапы человеческой жизни сравниваются с утром, днем и вечером — так быстро они проходят. Но неужели мы появились на свет лишь для того, чтобы менять количество ног, а вскоре перестать ходить вообще?

Само понятие смысла включает в себя разумность, целесообразность, оно означает, что мое существование как личности уже имеет определенную ценность. То, что я родился, живу, что-то делаю, а затем умираю — все это не просто так, оно не должно исчезнуть и оставить после себя одну пустоту. При одной лишь мысли о полном исчезновении в душе каждого из нас возникает глубокий протест: «Не хочу!» И этот протест вполне оправдан. Он ярко свидетельствует о том, что человек изначально не был предназначен для смерти. Разве нам для того лишь дан разум, чтобы осознать неразумность своего бытия вообще? Душа любого на самом деле прекрасно чувствует, что жизнь по-настоящему тогда лишь имеет смысл, когда находит отражение в вечности.

Очевидно, настоящий, истинный смысл жизни состоит только в том, что не исчезнет со смертью человека и что имеет отношение не к другим, а именно и прежде всего к этой конкретной личности, пусть даже расстающейся с земным бытием. Значит, если есть в нашей жизни смысл, то этот смысл действительным может быть только тогда, когда жизнь человека вечная.

И не просто вечная, но когда она причастна тому Доброму, Высшему, Лучшему, слабые отблески которого радуют каждого в его земном пути. Само слово счастье, которого так ищут люди, означает соучастие, одна часть с чем-либо или, вернее, с кем-либо. Так с Кем же человек может быть счастлив, и при этом счастлив вечно?

Теперь представьте, что вы заблудились в лесу (это лучше, чем пустыня Сахара, но все же...) и встречаете человека, который говорит: «Отсюда нет выхода, поэтому ты навсегда обречен остаться в этом буреломе. Давай строить шалаши, украшать себя бусами из желудей и шишек, изучать муравейники. Ведь нам все равно не видать другой жизни». Но вдруг подходит еще человек и говорит: «Поверьте, выход есть. Но чтобы достичь его, надо идти и не привязываться к этим шалашам, бусам и муравейникам. Ведь там нас ждет лучшая жизнь». Итак, может быть, стоит идти?

Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин как-то в трудные минуты написал:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

 

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?

 

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

 

Строки попали к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову; 1782-1867) (один из высших церковных чинов), прозванному Мудрым. И он ответил поэту стихотворением:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена,

 

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

 

Вспомнись мне, Забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум —

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум.

Ответ святого митрополита открыл самую суть внутренних мучений поэта. Наверное, здесь можно найти мудрую подсказку, где же кроется смысл жизни. Чтобы эту подсказку понять, подумайте, к кому обращена последняя строфа.

А Пушкин написал благодарное стихотворное послание, в котором есть такие слова:

Я лил потоки слез нежданных.

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

Вопросы:

Итак, почему же человеку хочется, чтобы в его жизни был смысл?

Есть ли, на ваш взгляд, отличие в смыслах существования человека и животного?

Что может дать полноту смысла жизни?

Как вы думаете, почему в человеческой душе живет желание бессмертия?

Кто же способен даровать человеку вечное счастье?

Валерий Духанин

Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2020 | Бесплатный хостинг uCoz