Приветствую Вас ГостьПонедельник, 25.05.2020, 18:37

Свт.НиколайНикольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Крест и Воскресение (окончание)

(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

<<< Начало

Поражение смерти

Смерть Господа на Кресте не была торжеством смерти. Да, Спаситель реально умер как человек — Его душа покинула тело. Но Господь принимает человеческую смерть, чтобы окончательно и победоносно разрушить ее господство.

Что такое смерть?

Сама по себе она не есть что-то самостоятельное, бытийное. Она не создана Богом. Изначально человек был наделен даром жизни. А утрата этого дара и есть смерть.

В грехопадении люди потеряли единство с Духом Божиим, и, как следствие, естество наше стало разрушаться до полного разъединения души и тела с истлением последнего. Победить смерть (это разрушение жизни) можно только воссозданием бытия человека Божественной силой.

Человеческое естество Христа проникнуто Святым Духом с момента Воплощения. Господь изволил принять смерть, чтобы преодолеть ее в Самом Себе и возвратить людям дар вечной жизни.

Смерти дозволено вступить в человеческое бытие Христа, но там она не находит себе места; смерть бежит оттуда, где нет греха и где — Источник жизни. Душа и Тело Христа даже по разлучении остаются проникнуты Духом Святым, они по-прежнему едины в Божестве Спасителя. Лед смерти растапливается огнем Божественной жизни. Происходит единственное и неповторимое событие во Вселенной — Христос воскресает из мертвых, воскресает Своей Собственной силой.

Бессилие ада

Когда тело Господа еще лежало бездыханным в пещерной гробнице, Его душа победоносно нисходила во ад. Если у вас спросят, а в чем больше всего выражается любовь Бога к людям, то ответьте: за человеком Бог идет к глубинам ада. Не Всевышний осуждает человека в преисподнюю, туда нас влекут наши собственные грехи.

Ветхозаветные святые томились в преисподней в ожидании Спасителя. Наконец, в обитель смерти входит Жизнь — и адский мрак разгоняется светом Христа. И все, кто еще на земле искал этот Свет, теперь приняты в его объятия.

Но не только святые были освобождены от мрачных уз. Кто только осознал необходимость в Спасителе, раскаялся в своих грехах и ждал избавления свыше, — был принят Христом.

Господь принимает истомившиеся души Адама и Евы, которые первые лишились богообщения, но дольше всех ждали его возобновления. Бесчисленный сонм душ выводится Господом из преисподних темниц к свету небесных обителей. Тирания дьявола разрушена; бесы, видя происшедшее, застыли в трусливом изумлении и ужасе.

Свет Воскресения

Тем временем на земле близкие Спасителю люди безутешно оплакивали Его кончину. Ученики пребывали в великом страхе — могли ведь схватить и их. Однако нашлись такие, кто решил открыто прийти к гробнице Христа. Это женщины. Они искренно служили Господу при Его жизни, они же не испугались присутствовать на Голгофе. И теперь их душа скорбела, что тело Господа было погребено поспешно — они не приняли участия в помазании Его миром по полному иудейскому обычаю.

Господь умер в пятницу вечером. Субботу же, согласно Ветхому Завету, надлежало соблюдать в полном покое. Поэтому после субботы, в первый день недели по календарю иудеев, рано утром женщины поспешили ко Гробу. Но произошло невероятное: гробница, которую закрыли тяжелым камнем, на которую власти наложили печать и к которой приставили охрану, чтобы не похитили Тело Христа, оказалась открытой.

Пришедшие никак не ожидали увидеть подобное, но следующее за этим оказывается еще более поразительным. Женщинам являются два ангела и говорят: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24: 5-6). Эти слова, пришедшие из мира ангельского, озарили радостной, светлой вестью:

Христос воскресе

В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И, в небе синем исчезая,
Песнь Воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
«Проснись, земля, — они вещали, —
Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес!
Проснитесь горы, долы, реки!
Хвалите Господа с небес!
Побеждена Им смерть вовеки!
Проснись и ты, зеленый лес!
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка — зацветите вновь
И воссылайте гимн душистый Тому,
Чья заповедь — любовь».
Кн. Горчаков

Весть о Воскресении Иисуса Христа быстро распространяет среди учеников. Они еще не могут поверить, но предощущение чего-то нового, отрадного, неизреченного воцаряется в их душах.

Близкие Христу люди в разное время посещают Его гробницу Апостолы Петр и Иоанн входят в открытую пещеру и видят, что плащаница лежит сложенной, а рядом плат, которым была обернута голова Христа.

Как же был отвален камень от Гроба?

Об этом повествует только один евангелист Матфей: «На рассвете... сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» (Мф. 28: 1, 2-4).

Именно ангел отворил гробницу, — но она была уже пуста. Христа в ней не было. Это-то и вызывало удивление учеников.

Догадки людей могли бы быть бесчисленны. Однако на помощь нашему неведению приходит Сам Богочеловек. Воскресший Господь начинает открывать Себя людям.

Сначала, согласно древнему преданию, Спаситель является Своей Матери. Как именно это совершилось, неизвестно — Богородица не разглашала заветных тайн Собственной жизни. Затем Христос предстает Марии Магдалине со словами: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20: 17). Победив смерть рода человеческого, Христос называет Своих близких братьями — им теперь открыты двери к Небу.

Далее Господь является еще большему числу женщин, возвещая «Радуйтесь!..» (Мф. 28: 9). Пасхальная радость начинает охватывать все большее количество учеников. Спаситель открывает Свое Воскресение самым разным людям.

Мир вам!

Особое внимание Христос уделяет апостолам. В тот же первый день Он является им сквозь закрытые двери со словами: «Мир вам!» Воскресение Христа несет человечеству неизреченный благодатный мир, потому что самое страшное уже ниспровергнуто.

«Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20: 21) — теперь апостолы и их ученики должны стать проводниками спасения, которое совершил Христос.

«Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 22-23). Своим служителям Христос уделяет от Собственных даров, в частности, сообщает дар отпущения грехов. Воскресший Спаситель подтверждает иерархичность, которую установил Он во время Своей земной жизни.

Для уяснения миссии, которую надлежит теперь нести ученикам, Господь повелел апостолам идти на одну из Галилейских гор, и там Он вновь является им. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 18-20).

Христу, как Победителю ада и смерти, принадлежит власть над всем существующим. Апостолы посылаются учить все народы, так как весь мир искуплен страданиями Христа и все призваны в Его вечное Царство. Служители Господа должны крестить людей во имя Святой Троицы для их духовного возрождения. Спасение крещеных будет основываться на их искренней верности Христу. А Сам Господь не оставит последовавших за Ним до скончания мира.

Вознесение Господа

Христос являлся ученикам в течение сорока дней по Своем Воскресении. Священное Писание сообщает, что в это время Спаситель «говорил о Царствии Божием» (Деян. 1:3). О чем же именно учил воскресший Христос? Писание умалчивает. Это — предмет Священного Предания, того, что передавалось между первыми христианами устно и впоследствии было запечатлено в жизни Церкви. В сороковой день, когда апостолы находились в Иерусалиме, Господь вывел их к Елеонской горе и обещал, что вскоре пошлет им Святого Духа. Благодать Духа станет основной силой в духовном обновлении человека. Спаситель перечислил знамения, которые будут сопутствовать истинной вере в Него. Упомянем одно: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16: 17). Если до этого темную силу гнали призыванием таких имен Божиих, открытых в Писании, как: Элогим, Адонаи, Саваоф и других, то теперь Божественная победоносная сила сосредоточена в имени Иисуса Христа. Потому что в Нем человечество соединено с Божеством, Он победил силу дьявола, попрал ад, освободил нас от смерти.

После этого Спаситель, «подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24: 50-51). Христос восходил в духовную, нематериальную сферу Царства Божия — духовное Небо.

В Своем Вознесении Господь возводит в Самом Себе человеческое естество выше ангельского мира — к Божественной славе. «Так Господь... вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16: 19), то есть воссел по правую руку Бога — этим образным выражением указывается, что Господь теперь и Своим человечеством (душой и телом, а не только Божеством) участвует в Божественных достоинстве и власти наравне с Богом Отцом.

Знаменательно, что Христос возносится с простертыми в благословении руками. Значит, и по сей день благословение Спасителя пребывает на верных Ему.

Благодатный огонь

Ежегодно накануне Пасхи в пещере погребения  Спасителя  (в Иерусалимском храме Воскресения)  совершается поразительное чудо. Православным ниспосылается удивительный огонь, явление которого поражает сознание всех, кто только знает об этом.

Еще с вечера накануне этого события гасят лампады и свечи, так что в храме, внутри которого находится Гробница, становится совершенно темно. В самой пещере на середину ложа ставится лампада с маслом и фитилем, но без огня. По краям кругом прокладывается лента, а по всему ложу — кусочки ваты. Все это осматривает полиция,  чтобы ничто самовоспламеняющееся или поджигающее не было внесено внутрь. Вход в часовню, где непосредственно находится Гроб Господень, запечатывается воском или сургучом.

С наступлением Великой Субботы совершается крестный ход, возглавляемый православным патриархом. Около часа дня процессия останавливается перед вратами кувуклии (так по-гречески называется мраморная часовня в храме Воскресения, в которой находится пещера Гроба Господня). Патриарх разоблачается до подризника (нижняя богослужебная одежда), полиция (это неправославные люди) и власти тщательно обыскивают его, чтобы у него не оказалось ни спичек, ни зажигалки. Затем снимаются печати и первосвятителя пускают внутрь кувуклии. Там патриарх приближается ко Гробу на коленях. В ожидании огня он совершает молитву. Все находящиеся в храме в это время хранят глубокое благоговейное молчание. Обычно это длится минут 7-10, хотя однажды пришлось ждать два часа.

Наконец происходит чудо — уникальное и неповторимое никакими человеческими силами. Сейчас достаточно многие посещают Иерусалим и оказываются свидетелями этого. Над кувуклией, у купола храма, становятся видны зигзаги молний или блеск света. А в это время в Гробнице на ложе появляются голубо-яркие бисеринки огня, которые, умножаясь, возжигают вату, ленту, лампаду. От ваты патриарх возжигает свечи и передает всем находящимся в храме. Всеобщее ликование охватывает тысячи людей, ставших свидетелями чуда. Поразительно: благодатный огонь, опаляя фитиль и воск свечи, не обжигает человека и не трогает одежду минут 10-15. Поэтому люди в буквальном смысле умываются благодатным огнем с пучков свеч (в каждом пучке — 33 свечи). В это время при обилии открытого огня в храме не бывает пожаров.

Знаменательно то, что благодатный огонь может принять только православный патриарх. Однажды инославные завладели кувуклией с целью получить чудесный огонь. Православные в скорби стояли снаружи. Шло время — и случилось удивительное. Пока инославные ждали огонь у гробницы, вдруг там, где стояли православные, молния ударила в колонну, и оттуда исшел долгожданный благодатный огонь. С тех пор ни одна конфессия не пыталась оспорить у православных право получения благодатного огня. Видя это чудо, один турок-мусульманин закричал: «Силен Бог христианский, и я христианин!» За этот возглас он был убит соплеменниками, тем самым исповедав свою веру мученичеством.

Так невещественный свет Воскресения Христова ежегодно являет свое присутствие в Гробе Господнем.

В XIX веке один из скептиков, как-то оказавшись возле Иерусалимского патриарха, спросил: «Откуда, Ваше блаженство, Вы изволите получать огонь в кувуклии?» Престарелый архипастырь, не обращая внимания на то, что слышалось в тоне вопроса, невозмутимо ответил: «Я, милостивый государь, изволите знать, без очков уже не чтец. Когда я впервые вошел в придел Ангела и за мною закрылись двери, там царил полумрак. Свет едва проникал через два отверстия из ротонды Святого Гроба,  слабо освещенной сверху. В приделе же Святого Гроба я не мог различать, молитвенник ли у меня в руках или что другое. Едва-едва замечалось как бы белесоватое пятно: то, очевидно, белела мраморная доска на Святом Гробе. Когда я открыл молитвенник, к удивлению моему, печать стала вполне доступна моему зрению без помощи очков. Не успел я прочесть с глубоким душевным волнением строки три-четыре, как, взглянув снова на доску, белевшую все более и более, и так, что мне явственно представлялись все четыре ее края, я заметил на доске нечто подобное мелкому рассыпанному бисеру, вернее сказать, как бы жемчуг с булавочную головку, и того меньше, а доска начала издавать свет. Бессознательно сметая изрядным куском ваты этот жемчуг, который начал сливаться подобно каплям масла, я почувствовал в вате теплоту и столь же бессознательно коснулся ее фитилем свечи. Он вспыхнул подобно пороху — и свеча горела и три образа Воскресения озаряла, как озаряла и лик Богоматери, и все металлические над Святым Гробом лампады. Представляю за сим Вам, милостивый государь, судить о моем в ту минуту душевном волнении и вывести ответ на свой вопрос».

Вопросы: 

Итак, почему же Господь шел страдать за людей?
Почему Спаситель, обладая удивительной благодатной силой, добровольно предал Себя в руки злодеев?
Что происходило на Тайной вечере?
Для чего Господь установил причащение Святых Тела и Крови?
Какой был смысл Гефсиманского подвига?
Как вы думаете, почему народ, который видел чудеса Христа и слышал Его учение, осудил Его на распятие?
Помните ли вы, какие Господь нес Крестные страдания?
В чем состоял смысл Крестных страданий Христа?
Можете ли вы рассказать о Туринской плащанице?
В чем заключалась победа Христа над смертью?
Зачем Господь нисходил во ад?
О чем воскресший Господь говорил с учениками?
В чем состоял смысл Вознесения?
Что можете вы рассказать о благодатном огне?

Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2020 | Бесплатный хостинг uCoz