Андрей Десницкий
Обряд
всеобщего прощения, которым завершается масленица и открывается Великий пост,
заставляет даже неверующих задуматься о том, что значит прощать и принимать
прощение и зачем это вообще бывает нужно.
Масленицу
в России празднуют даже неверующие — куда как интересно накушаться блинов под
водочку и повеселиться на свежем весеннем воздухе! Всерьез поститься
большинство веселящихся и не собирается, но почти все знают, что последний день
масленицы, который вводит верующих «во дни печальные Великого поста»
(А.С.Пушкин), называется Прощеным воскресеньем.
К
концу этого дня в православных храмах служится вечерня, к завершению которой
настоятель и все клирики выходят из алтаря к прихожанам и просят прощения за
все вольные и невольные обиды и огорчения. В исполнении хора звучит
пронзительный плач Адама об утерянном рае, а прихожане по очереди подходят к
священникам и просят прощения у них. На обратном пути сквозь толпу каждый
сможет сказать знакомым, полузнакомым, а то и вовсе незнакомым людям:
—
Простите меня, пожалуйста!
—
Бог простит, а ты меня прости!
Кто-то
В этот день позвонит после службы своим родным и близким по телефону, кто-то
пошлет е-mail... Техника расширяет границы прощения.
Мне
рассказывали об одном человеке, для которого главным доказательством
подлинности Православия стало как раз Прощеное воскресенье, которого
действительно нет ни у католиков, ни у протестантов. Но неверующие, к которым в
этот день обращаются с просьбой о прощении их родные и знакомые христиане,
обычно бывают очень удивлены: а чего это они? Вроде, все нормально...
В
современной светской культуре принято говорить «извините», когда наступают на
ногу или просто хотят привлечь внимание, чтобы спросить, который час. Но
просить прощения у того, перед кем действительно виноват — не принято.
Конкретная вина обычно прячется за громкими словами, за идеологическими
штампами, за экономической выгодой или политической целесообразностью, за «все
так делают», наконец...
Но
христианство, призванное воплотить Царство Небесное в обыденной жизни, говорит:
все мы виноваты перед всеми, с кем доводилось сталкиваться. Хотя бы потому, что
не смогли, да никогда и не сможем осуществить в полной мере евангельских
заповедей по отношению друг ко другу. Все виноваты, но у всех есть возможность
простить и получить прощение.
Каждый
верующий призван поставить себя на место блудного сына, который обращается к
отцу со словами: «я согрешил против неба и пред тобою». Всякий грех, всякий
промах, всякая ошибка делает человека виновным прежде всего перед Богом, и во
вторую очередь — перед ближним. Потому и на просьбу о прощении отвечают «Бог
простит», предполагая, что каждый из нас и мы все вместе находимся в одинаковом
положении перед Высшим Судьей, и мелочные обиды и недоразумения между нами сами
по себе значат не так уж и много.
Собственно,
наступающий пост есть время покаяния перед Богом. По-своему его могут
переживать и те, кто щедро сыпет зеленые купюры в церковную кружку и не
обращает никакого внимания на людей, слезами, потом и кровью которых эти купюры
оплачены. Главное — договориться с Тем, Кто наверху. Но в Евангелии мы видим
совсем другой подход: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там
вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред
жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси
дар твой» — так передает слова Христа евангелист Матфей. Почему же примирение с
Богом открывается только после примирения с людьми? Не логичнее ли, наоборот,
начинать с главного?
Ответ
на этот вопрос тоже содержится в Новом Завете, у апостола любви Иоанна:
«Бога
никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает... Кто
говорит: "я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий
брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?». Наши
отношения с ближним есть самый верный показатель наших отношений с Богом и
одновременно — школа этих отношений.
Митрополит
Антоний Сурожский рассказывал историю об умиравшей пожилой женщине, которая
пригласила его исповедать и причастить ее перед смертью, и на исповеди сказала,
что из всех людей в мире не готова была простить только своего зятя. Он
отказался читать над ней молитву о разрешении грехов, пока она отказывала в
прощении хоть одному человеку — и тем самым добился перемены. Она позвонила
зятю, помирилась с ним, позвала его к своей постели и умерла на его руках,
приняв таинства с надеждой на прощение своих грехов в вечности.
«Прощайте,
и прощены будете» — вот еще замечательные слова из Евангелия, но что означает
прощать? Для кого-то это просто ритуальное действие — рукопожатие, поцелуй,
приветливое слово, за которыми по-прежнему скрываются обида и недоверчивость.
Кто-то идет дальше и старается не вспоминать сделанного ему зла. Есть и такие,
кто, как отец из притчи о блудном сыне, сам бежит навстречу провинившемуся и
делает все возможное и невозможное, чтобы восстановить разрушенные добрые
отношения. У каждого своя мера.
Не
менее сложно, чем простить — принять прощение и поверить, что все действительно
прошло. Люди могут годами приносить на исповедь одни и те же грехи, не
разговаривать с теми, кто, как им кажется, по-прежнему что-то имеет против них.
В несении этого груза они находят свою сладость, которую иногда почему-то
называют смирением или скромностью. «Я негодяй» — эти слова ничем никому не
помогут, если не добавить к ним: «но я попробую стать лучше».
Это
будет трудно, это наложит на меня новую ответственность, но без этого прощение,
которое я надеюсь получить, остается недействительным, потому что я его на
самом деле не принимаю. Я хочу остаться таким, какой я есть.
Да,
истинное прощение — это еще и попытка перемены. Пост, который начинается сразу
после Прощеного воскресенья, для христианина как раз и служит способом достичь
этого изменения. Христиане называют это покаянием и хотят вступить в него все
вместе, никого не потеряв, и потому откладывают у порога поста то, что мешает
их единству хотя бы в рамках отдельного прихода, круга родных и знакомых. На
пути к Богу важно никого не оставить за бортом.
Покаяние
начинается с возможности прощения.
|