Православная Церковь вступает в Великий
пост. Подготовка к нему началась за три недели. Последняя неделя перед Великим
постом называется в церковном календаре сырной, а в народе эта неделя более
известна как Масленица. Масленица завершается Прощёным воскресеньем, после
которого и начинается Великий пост.
На сырной седмице устав предписывает
воздерживаться от употребления мяса, зато разрешается вкушать молоко, сыр,
масло и яйца.
До Великого поста осталась всего одна
неделя и сейчас в полном разгаре масленица, славная на Руси блинами. В это
время издревле отмечали приближающийся приход весны. Существовали специальные
названия и обряды каждого дня недели. В первый день начинали печь блины на заготовленной
с вечера опаре. Первый блин отдавали нищим — на помин души усопших родных. На
блины приглашали родственников. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими
вкусными приправами. Пир горой шел в каждом доме.
Масленичный вторник называли «заигрыши».
В среду, которую величали «лакомки», собирала гостей теща. Главным гостем был
зять, которого теща потчевала блинами и пирогами. Четверг называли «широким». В
этот день к ломящимся от масленичных яств столам прибавлялись потехи самые
разные: балаганы, качели, кулачные бои, катания на санках. В пятницу наступал
черед зятьям угощать тещ блинами — этот день так и называли «тещины вечерки». А
в субботу приглашала к себе родных молодая невестка — на «золовкины посиделки».
Невестка одаривала золовок подарками. Веселился на масленицу не только простой
народ. Москва видывала и удивительные царские увеселения, приуроченные к сырной
неделе.
«Широкая масленица» — изобретение скорее
мирское, или даже языческое, чем христианское. Трудно себе представить, чтобы,
напомнив нам о Страшном Суде, Церковь сразу же за этим благословила нас на
обжорство, пьянство и безудержное веселие. Такого благословения мы и не отыщем
ни в одном уставе. Наоборот, запретив в употребление мясных продуктов, Церковь
вплотную подводит нас к началу совершенного поста. Для человека, любящего храм
Божий, сырная седмица пронизана размышления о Страшном суде Христовом. Стало
быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной
службой, а сама масленица никак не становится временем чревоугодия.
Название Масленицы закрепилось не ранее
XVI века. Это время массовых народных гуляний, дух которых попытался воссоздать
в своем красочном фильме "Сибирский цирюльник” Сергей Михалков, показавший
утопавшую в веселье широкой Масленицы старинную Москву. В картине с некоторой
долей ностальгии воспроизведены живописные "картинки” народного праздника:
шумные выезды на санях, пестрые ярмарочные представления "пред очами векового
Кремля”, аппетитные баранки и блины с икрой и даже такая "старая русская
традиция”, как суровый кулачный бой на льду Москва-реки в окружении
разгоряченных зрелищем зрителей. Но в фильме показаны только два последних дня
Масленицы, завершающейся Прощеным воскресеньем, когда, попросив прощение у
близких, человек вступал в суровый семинедельный Великий пост внутренне
обновленным и очищенным.
В храмах уже в ближайшую среду начинают
читать великопостную молитву великого восточного подвижника IV века
преподобного Ефрема Сирина с поклонами: "Господи
и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не
даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу
Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата
моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь”.
|