Тема:
О Смысле жизни. Отвержение ложных путей и открытие вечного Смысла.
Для раскрытия вечного Смысла человеческой жизни сначала необходимо
показать ложные смыслы, то есть те смыслы, которые ведут к смерти и
безысходности в нашей жизни, при этом в большинстве своем это безобидные и, в
общем-то, часто необходимые и позитивные вещи. Любой человек ищет комфорта,
хочет быть счастливым, иметь семью, детей, и быть нужным и успешным человеком «Ибо
никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее»
(Еф.5.29). Но когда эти «безобидные» вещи становятся целью жизни, они начинают
разрушать его т.к. в самих себе не имеют источника жизни. Они могут быть лишь
задачами в жизни, но задачи не могут быть исполнены без цели христианской
жизни.
Соотнесение задач и целей в нашей жизни становится сложной
работой над собой, постоянным и ежедневным выбором, между «единым на
потребу» и всем остальным даже самым важным и необходимым с точки зрения самого
человека (пропитание, счастье, семья, работа, труд, творчество и т.д.). В этой
теме необходимо говорить о понимании и построении иерархии ценностей и целей в
своей жизни.
Беседу можно построить на раскрытии сути трех «ложных»
смыслов жизни, рассказе о проживании и отвержении этих смыслов в течение всей
жизни человека.
Три «ложных» смысла жизни:
1.Жить в свое удовольствие, смысл только в том, что приносит
удовольствие и наслаждение (гедонизм). 2.Поиск счастья (эвдемонизм).
3.Быть кому-то нужным, полезным (утилитаризм).
Жизнь ради удовольствия обычно увлекает человека в юности.
Бывает так: молодые люди хотят получать удовольствие (гедонизм), пожить
в свою волю. Говорят: «еще молодые погулять можно». Но однажды понимают, что
такой разгульной жизнью себя только разрушали. Чем больше человек «гуляет» в
молодости, тем сложнее у него складываются отношения с близкими, любимыми и
обществом в жизни. Более-менее умные люди начинают понимать это рано, и с этим
начинают бороться с юности: «От юности моея многи борют мя страсти…». Пережив
этап «гедонизма» в своей жизни, человек приходит к решению, что удовольствия не
бесконечны, и надо как-то жизнь свою устраивать. Он решает построить свое
счастье, создать семью, сделать карьеру на работе. И начинает жить чаяньем
этого счастья (эвдемонизм) или практическим устроением счастья, семьи и
быта. Проходит еще время, человек достигает лет пятидесяти и вдруг понимает,
что дети разъехались, а он опять остался ни с чем – карьера идет к закату… И на
этом этапе необходимо быть кому-то нужным, пытается построить свою жизнь из
нужности другим (утилитаризм). А потом в старости оказывается, что уже
сам никому не нужен. В основном каждый человек проходит все эти три этапа
жизни, а в конце оказывается у «разбитого корыта». Поэтому необходимо прямо
показать человеку ограниченность и тупиковость жизни построенной на этих смыслах.
И тогда он неизбежно задумается, в чем же подлинный Смысл и Цель жизни, тот
который его не разочарует.
Более глубоко разобраться в понятии Смысла Жизни помогают
– учительные книги Библии, книги так называемых «великих разоблачителей»: «Книга
Иова» и «Книга Екклесиаста, или Проповедника». Характерным является то, что эти
книги отвечали на распространенные стереотипы о смысле жизни своего времени. «Книга
Иова» акцентирует наше внимание на богатстве, как следствии богоугодной жизни. «Книга
Екклесиаста» показывает «суетность» (временность, призрачность) всего, чем живет
и чего достигает человек.
Иными словами и Иов и Екклесиаст показывают что человек заходит
в тупик, когда ищет смысл жизни внутри самой жизни. И в этом контексте можно
говорить об их чаяниях и жажде Христа, как Исполнителя ожиданий найти вечный
Смысл Жизни. Важно показать, что на терзания Иова и на пессимизм Экклезиаста
может ответить только Христос. «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог
отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил
бы руку свою на обоих нас. Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не
ужасает меня, – и тогда я буду говорить и не убоюсь Его, ибо я не таков сам в
себе» (Иов. 9. 32-35). Посредник, который исполняет надежды человека, на
смысл и утешение – Господь наш Иисус Христос. Христос – податель смысла
жизни.
Итог этой беседы, как и всех остальных – показать «Христоцентричность»
Библии, то есть то, что все тексты Библии, сюжеты и события, так или иначе,
говорят нам о Христе как ответе на все чаяния людей и надежду на спасение. В
конце беседы можно рекомендовать беседу святого преподобного Серафима
Саровского с Мотовиловым «О цели христианской жизни».
|