Название: Рождение
Церкви.
Говоря о рождении Церкви, наша задача показать ее общинное
устроение.
Господь собрал учеников, и они были вместе с Ним, а потом
вместе ожидали схождение Духа Святого, но главное то, что произошло после
Пятидесятницы: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и
никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.
Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса
Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого
нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их,
приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в
чем кто имел нужду» (Деян. 4.32-35).Весь Новый Завет пронизан таким
общинным духом, научая оглашаемого, мы должны свидетельствовать, что он
входит в Церковь Божию, как в общину.
Сегодня, очевидно сложился кризис общинной жизни, поэтому
так важно говорить оглашаемым как правильно должна быть устроена Церковь. Для
примера приведем слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Вообще, христианская
община формировалась как община единомышленников. Именно так она существовала
на протяжении всей истории Церкви. Но различного рода факторы – социальные, демографические,
связанные с урбанизацией общества, – таким образом влияют на приходскую жизнь,
что приход стал в наше время просто местом, куда люди приходят, чтобы помолиться.
В момент, когда мы все вместе поем Символ веры, людей, наверное, посещает
чувство принадлежности к этой единой реальности, которая именуется Православной
верой, люди сознают себя единомышленниками. Но вот спели Символ веры,
помолились, разошлись. Где же община? Может ли община существовать в какой-то
небольшой промежуток времени в ограниченном пространстве и исчезать, в том
числе и как социальный феномен, после прекращения этого общения? Конечно, нет.
Христианская община – это опять-таки система солидарности, система взаимодействия
и общения, которая формируется в Церкви через молитву. Вот почему сегодня так
важно развивать социальные программы наших приходов, образовательные и молодежные
программы» ( Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
11 сентября во время своей встречи с молодежью Нижегородской области во Дворце
спорта профсоюзов в Нижнем Новгороде. Ответ на вопрос, почему в России
большинству приходов не удается стать полноценной общиной верующих).
Структура беседы:
1.Пятидесятница общая и личная.
Пятидесятница – схождение Святого Духа на апостолов. Этот
день называется днем рождения Церкви. По-другому можно назвать этот день
всеобщей пятидесятницей. Личная пятидесятница – участие каждого человека в
таинстве Миропомазания, через которое человек становится, таинственным образом,
причастником общей пятидесятницы.
2.Отличие Новозаветной Пятидесятницы от Ветхозаветной.
Ветхозаветная пятидесятница – дарование народу Израильскому –
Декалога, на горе Синае через Моисея. А Новозаветная пятидесятница – дарование
народу христианскому Закона Свободы в Духе Святом (Иак. 2. 8-12).
3.Три вида служения в Церкви: молитва, диакония, миссия.
Человек, воцерковляясь, постепенно актуализирует в своем опыте
три вида служения Богу и ближнему.
Сначала он учится на богослужении (Литургия – общее дело) со
всеми вместе молиться и благодарить Бога за то, что Господь назидает и спасает
его: «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение,
есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию»
(1Кор. 14.26).
Далее, постепенно знакомясь в храме с прихожанами – братьями
и сестрами, он начинает осознавать что может помочь другим и сам получить
помощь: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
… Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак,
доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.
6.2).
И, наконец, когда окрепнет христианин, начинает понимать,
что если не будет свидетельствовать о Христе во всей жизни своей, то не сможет
спастись: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это
необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю
это добровольно, то [буду] иметь награду; а если недобровольно, то [исполняю
только] вверенное мне служение» (1Кор.9.16-17). И не просто во всей жизни
своей, но вся жизнь его становится посвященной свидетельству о Христе Спасителе.
Все виды служения народа Божьего в Церкви проистекает из
примера земного служения Господа нашего Иисуса Христа:
1.Пророческое
– знание, исполнение и возвещение Воли Божией.
2.Царское
– отношение к творению как любящего Отца, а не как узурпатора.
3.Первосвященническое
– служение принесения себя в жертву Богу.
|