Название: Путь праведных и путь нечестивых.
Содержание: Раскрытие понятий первого псалма (динамика греха).
Форма: Смысловой разбор текста 1 Псалма.
Одной из главных задач оглашения является раскрытие смысла
СПАСЕНИЯ через Слово Божие – Священное Писание Ветхого и Нового Завета.
Для этого важно показать оглашаемым целостность Библии. Поэтому,
рассказывая о каком либо Библейском термине или понятии, необходимо раскрывать
его в перспективе всей Библии. Особенно эффективным становится сравнение
понятий Ветхого и Нового Завета. Сам Господь Иисус Христос прибегал к этому
приему: «Вы слышали, что сказано древним, а я говорю вам…» (очень много
подобных сравнений можно найти у апостола Павла).
Например, самое концептуальное понятие ПУТЬ в Библии
проходит красной нитью: «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых
погибнет» (1-й Псалом).
Господь сморит на путь человека – куда направлено его
сердце.
В связи с этим важно посмотреть, как начинается земная история
человека после изгнания из Рая: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у
сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь
к дереву жизни» (Быт.3.24).
И, наконец, в книге деяний святых Апостолов: «Он был
наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе
правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав
его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень»
(Деян. Гл.18 ст.25-26).
Уже по этим трем цитатам мы видим, как раскрывается само понятие
ПУТИ. Именно с этого понятия и надо начать объяснение оглашаемым, что есть «ПУТЬ
жизни в Боге», и предложить им встать на этот ПУТЬ, вместе с
праведниками, святыми, преподобными, мучениками и наконец со всей Церковью
устремленной к Господу. Поэтому, наша задача показать ПУТЬ человека к Богу в
Библии и призвать на этот путь оглашаемого.
Первый псалом уникален своей краткостью,
композицией, образностью и выверенным
понятийным аппаратом.
Перед разбором можно рассказать какую-нибудь притчу или историю
из Библии или святоотеческого предания. Например, по теме первого псалма можно
рассказать историю о Павле Препростом, который пришел к св. Антонию Великому
учиться духовной жизни и тот дал ему три строчки первого псалма: «Блажен муж,
который не ходит на совет нечестивых, не стоит на пути грешных и не сидит в
собрании развратителей». Св. Антоний сказал юноше идти и исполнять. Павел
пришел обратно через двадцать лет, когда св. Антоний уже забыл о нем. И каково
было удивление у св. Антония, когда он узнал, что все это время Павел выполнял
его указание. Далее в патерике сказано, что за такую простоту Господь дал
особую благодать Павлу, и в тех случаях, когда Антоний не мог помочь
приходящему к нему человеку, св. Павел
всегда выручал своего учителя.
Уже после рассказа можно раскрыть основные понятия первого
псалма (подробно см. приложение:
Беседа № 1).
Путь христианина – это благочестие,
противопоставленное нечестию, греху, разврату – три состояния греха по Пс.1.
Это противостояние греху дает блаженство, т.е. счастье духовной жизни.
Важно показать динамику от нечестия к разврату, и то, что этому
противостоит Закон, данный Богом, который направляет человека к Нему. У каждого
человека есть воля и разум, поэтому главный метод по Библии поместить свою
волю в Закон Божий, но делается это через рассуждение о своей жизни, о
Законе и Воле Божией применительно к себе.
Очень важно, с первой встречи показать оглашаемому образ
жизни, к которому следует
стремиться. В первом псалме такой образ раскрывается на примере дерева
посаженного при потоках вод, образ емкий и целостный, но в северных странах недостаточно
ощутимый, т.к. вода и тень, которое дает это дерево, не являются у нас самым необходимым благом, каковым являются на
юге. Но это можно легко объяснить, параллельно раскрывая остальные примеры
этого образа – своевременный плод этого дерева, его листья, которые не увядают,
и таким образом нарисовать перед взором оглашаемого картину райской идиллии,
которую выразил псалмопевец. Эта идиллия раскрывает понятие успеха, как плод
праведной жизни. Для современного человека успех – понятие родное и близкое,
поэтому большинство сразу заинтересованно ждут, какой успех им может предложить
Церковь в этой жизни (подробно см. приложение: Беседа№1).
И, наконец, завершить тему первого псалма можно прикосновением
к понятию Суда Божия: «Посему не устоят нечестивые на суде, а грешники в
собрании праведных». Но важно с самого начала открывать учение о Суде Божьем
в его Евангельском смысле: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить
мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а
неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд
же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели
свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3. 18-19). Таким ободрением и
наставлением на ПУТЬ можно закончить тему первого псалма.
Важно в конце встречи напомнить, чтобы читали дома «Евангелие»
и другую литературу, рекомендованную по темам, и обязательно записывали
вопросы, возникающие по прочтении.
|