Приветствую Вас ГостьЧетверг, 25.04.2024, 07:11

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Каталог статей

Главная » Статьи » 12 бесед екатеринбургской епархии

1-я беседа.

Название: Путь праведных и путь нечестивых.

Содержание: Раскрытие понятий первого псалма (динамика греха).

Форма: Смысловой разбор текста 1 Псалма.

Одной из главных задач оглашения является раскрытие смысла СПАСЕНИЯ через Слово Божие – Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

Для этого важно показать оглашаемым целостность Библии. Поэтому, рассказывая о каком либо Библейском термине или понятии, необходимо раскрывать его в перспективе всей Библии. Особенно эффективным становится сравнение понятий Ветхого и Нового Завета. Сам Господь Иисус Христос прибегал к этому приему: «Вы слышали, что сказано древним, а я говорю вам…» (очень много подобных сравнений можно найти у апостола Павла).

Например, самое концептуальное понятие ПУТЬ в Библии проходит красной нитью: «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (1-й Псалом).

Господь сморит на путь человека – куда направлено его сердце.

В связи с этим важно посмотреть, как начинается земная история человека после изгнания из Рая: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3.24).

И, наконец, в книге деяний святых Апостолов: «Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. Гл.18 ст.25-26).

Уже по этим трем цитатам мы видим, как раскрывается само понятие ПУТИ. Именно с этого понятия и надо начать объяснение оглашаемым, что есть «ПУТЬ жизни в Боге», и предложить им встать на этот ПУТЬ, вместе с праведниками, святыми, преподобными, мучениками и наконец со всей Церковью устремленной к Господу. Поэтому, наша задача показать ПУТЬ человека к Богу в Библии и призвать на этот путь оглашаемого.

Первый псалом уникален своей краткостью, композицией,  образностью и выверенным понятийным аппаратом.

Перед разбором можно рассказать какую-нибудь притчу или историю из Библии или святоотеческого предания. Например, по теме первого псалма можно рассказать историю о Павле Препростом, который пришел к св. Антонию Великому учиться духовной жизни и тот дал ему три строчки первого псалма: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей». Св. Антоний сказал юноше идти и исполнять. Павел пришел обратно через двадцать лет, когда св. Антоний уже забыл о нем. И каково было удивление у св. Антония, когда он узнал, что все это время Павел выполнял его указание. Далее в патерике сказано, что за такую простоту Господь дал особую благодать Павлу, и в тех случаях, когда Антоний не мог помочь приходящему  к нему человеку, св. Павел всегда выручал своего учителя.

Уже после рассказа можно раскрыть основные понятия первого псалма (подробно см. приложение: Беседа № 1).

Путь христианина – это благочестие, противопоставленное нечестию, греху, разврату – три состояния греха по Пс.1. Это противостояние греху дает блаженство, т.е. счастье духовной жизни.

Важно показать динамику от нечестия к разврату, и то, что этому противостоит Закон, данный Богом, который направляет человека к Нему. У каждого человека есть воля и разум, поэтому главный метод по Библии поместить свою волю в Закон Божий, но делается это через рассуждение о своей жизни, о Законе и Воле Божией применительно к себе.

Очень важно, с первой встречи показать оглашаемому образ жизни, к которому  следует стремиться. В первом псалме такой образ раскрывается на примере дерева посаженного при потоках вод, образ емкий и целостный, но в северных странах недостаточно ощутимый, т.к. вода и тень, которое дает это дерево, не являются у нас  самым необходимым благом, каковым являются на юге. Но это можно легко объяснить, параллельно раскрывая остальные примеры этого образа – своевременный плод этого дерева, его листья, которые не увядают, и таким образом нарисовать перед взором оглашаемого картину райской идиллии, которую выразил псалмопевец. Эта идиллия раскрывает понятие успеха, как плод праведной жизни. Для современного человека успех – понятие родное и близкое, поэтому большинство сразу заинтересованно ждут, какой успех им может предложить Церковь в этой жизни (подробно см. приложение: Беседа№1).

И, наконец, завершить тему первого псалма можно прикосновением к понятию Суда Божия: «Посему не устоят нечестивые на суде, а грешники в собрании праведных». Но важно с самого начала открывать учение о Суде Божьем в его Евангельском смысле: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3. 18-19). Таким ободрением и наставлением на ПУТЬ можно закончить тему первого псалма.

Важно в конце встречи напомнить, чтобы читали дома «Евангелие» и другую литературу, рекомендованную по темам, и обязательно записывали вопросы, возникающие по прочтении.

Категория: 12 бесед екатеринбургской епархии | Добавил: о_Михаил (29.04.2010)
Просмотров: 871 | Теги: 12 бесед
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz