Название: Понятие о Страхе Божием, как о премудрости.
Содержание: Темы спасения в книгах Притч и Премудростей
Соломона.
Очень важно каждую встречу начинать с вопросов которые возникли
у оглашаемых из прочтения Священного Писания или из осмысления предыдущей
встречи. На основе этих вопросов необходимо выстраивать диалог о том,
как оглашаемые усваивают пройденный материал. Каждую новую тему нужно и можно
выводить из диалога возникающего из вопросов, которые оглашаемые задают в начале встречи. Например,
тема о Страхе Божьем может быть выведена из вопросов по Евангелию (если
затронуты соответствующие отрывки), или даже из того, как себя вести в храме,
или из вопроса относительно личной жизни, прошлого опыта ошибок. Более того, на
прошлом опыте оглашаемых и должна основываться вся катехизическая беседа.
Необходимо постоянно опираться на опыт жизни оглашаемых. Благодаря
этому происходит эффект узнавания и принятия оглашаемыми Евангелия и Заповедей
Божиих. Поскольку у каждого человека есть совесть и представление о Боге (пусть
даже детское, в чем-то суеверное, и где-то неправильное), мы можем использовать
этот опыт, преображая его истиной Слова Божия. Наша задача состоит в том, что
бы связать и укрепить: позитивный опыт человека, его прошлый путь – с
библейским и святоотеческим опытом, выраженным в понятных и простых историях и
рассказах. Важно чтобы у оглашаемых создалось ощущение, что так уже было с
кем-то и этот ПУТЬ доступен. Такой метод опять же будет работать на понимание
целостности Библии как откровения Бога человеку.
Вторая встреча посвящена фундаментальным понятиям «Книги
Притчей Соломоновых». Книга Притчей — является итогом нравственного учения
Ветхого Завета, морального закона и мудрости. Если человек не усвоит эти
понятия, то он не сможет понять своего отпадения от Бога и поэтому не будет
способен воспринять благую весть прощения, посылаемого нам через любовь и
благодать Господа.
На встрече необходимо раскрыть и показать взаимосвязь таких
понятий как: Страх Божий, Мудрость и Премудрость, Путь Жизни и путь смерти,
добродетель, рассуждение, трезвенность, воздержание. А также и противоположные
им понятия: глупость, нечестие, грех, разврат, а также образ праведника,
добродетельной жены, разумного юноши. Все эти явления целостно раскрыты в Книге
Питчей на самых разных уровнях и просто и сложно. Эти темы, выраженные библейским
языком, одинаково сложно воспринимаются и профессором университета, и простым
рабочим. Поэтому задача катехизатора выбрать язык, на котором оглашаемым будет
проще понять эти глубинные категории Библии. Для этого катехизатор должен
обладать культурной широтой и разбираться в различных мировоззренческих установках.
Первое и основное понятие – Страх Божий. С первых строк Книги
притчей дается определение Страха Божия, как доброго разумения в пути у всех
водящихся им, а благоговение к Богу – начало разумения («Книга Притчей
Соломоновых» гл. 1).
Страх Божий, как свойство верующей души, мы можем видеть
у всех библейских праведников. Необходимо привести примеры как Страх Божий
действует и определяет поведение людей:
*примером
является повествование о причине, которую
назвал Иосиф, что не будет мстить братьям за то, что они продали его в
рабство: «И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога» (Быт. 50.19).
*поведение
«бабок повитух» во время египетского плена они отказывались выполнять
приказание фараона, даже при угрозе смерти: «Царь Египетский повелел
повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок,
то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то
пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им
царь Египетский, и оставляли детей в живых» (Быт. 1.15-17).
*примеры
из жизни праведников:
–Иисуса
Навина: «Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног
твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал».
(Нав.5:15);
–пророка
Моисея: особенно когда Господь дал Десять Заповедей;
–псалмопевца
Давида: история его покаяния;
–царя
Соломона: построение Храма и его открытие и т.д.
Мудрость показывается в Библии как навык предвидения
последствий от возможных поступков.
Премудрость – умение видеть себя в Промысле Божьем, а
также видение мира Божия в его разумном устроении: «Который сотворил небеса
премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость
Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце – для управления
днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его»
(Пс. 135).
На второй встрече очень важно повторить библейское учение о
Пути на примере «Книги Притчей Соломоновых» (Притч. 4,10). Необходимо его
углубить и показать, что с самого сотворения человека Господь показал эти два
пути: Древо Жизни и Древо Познания добра и зла. Для полноты раскрытия образа
можно прибегнуть к древним христианским текстам, например «Дидахе или Учение 12
апостолов», «Послание Варнавы» и др. Развитие Библейских постулатов духовной
жизни через произведения Мужей Апостольских, помогают оглашаемым понимать
непрерывность православной апостольской святоотеческой традиции.
В
анализе этих текстов важно акцентировать следующие моменты:
а) постановка и достижение духовной цели в своей жизни;
б) сопереживание и сотрудничество с Богом;
в) объяснение обетов святого Крещения, которые оглашаемым
предстоит принять;
г) наш Путь – Христос: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и
истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Ин.14:6).
|