Название: Завет
– образ отношений Бога и человека.
Завет является
основой отношений между Богом и человеком. Проще всего понять современному
человеку древнее понятие «Завет» через современное понятие «договор». У каждого
Завета есть структура: благословение Завета, заповедь Завета, знамение Завета.
Как пример заключение Завета Бога с
Ноем:
1. Благословение Завета: «…вот, Я поставляю
завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, … что не будет более истреблена
всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли»
(Быт. 9.9, 11).
2. Заповедь Завета: «плодитесь и
размножайтесь, и наполняйте землю … все движущееся, что живет, будет вам в
пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душою ее, с кровью ее, не
ешьте; Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя,
взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет
кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по
образу Божию» (Быт. 9.1-6).
3. Знамение Завета: «И сказал [Господь]Бог:
вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою
душою живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке,
чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт.9.12-13).
Все Заветы, как этапы духовного взросления человека в Боге
имеют онтологическое и генетическое значение и до наших дней. Можно сказать,
что каждый, в том числе и современный человек, в своем духовном становлении, в
своем духовном пути проходит и повторяет духовные искания и ошибки своих
славных предков. Говоря о Заветах, мы должны избегать ереси «Маркионитства» –
отрицания Ветхого Завета, его фундаментального значения. Вот как об этом свидетельствует
свт. Григорий Богослов в своем 16 слове на память мучеников Маккавеев: «Желаю,
чтобы пользовались древними указаниями, но пользовались также и новыми, и
подобно пчелам, отовсюду собирали полезнейшее в состав единого сладкого сота,
дабы и через Ветхий и через Новый Завет прославлялся в нас Бог, славимый в Сыне
и в Духе, знающий Своих и знаемый своими, исповедуемый и исповедующий,
прославляемый и прославляющий в самом Христе, которому слава вовеки. Аминь».
Структура беседы может быть построена следующим образом:
1.Описание Заветов: Завет в Раю с Адамом, Завет с Ноем, Авраамом,
Моисеем, Давидом. Новый Завет Господа Нашего Иисуса Христа. Откровение о Завете
в «Откровении Иоанна Богослова».
2.Завет, как распознание и указание воли Божией, призыв к каждому
оглашаемому войти в Завет с Богом. Еще раз можно напомнить и объяснить суть
крещальных обетов.
3.Завет, как нравственный Закон в жизни человека, понятие о
ветхозаветной праведности. Пример нравственного Закона через Завет с Моисеем:
10 заповедей.
Разговор о 10 заповедях предваряет следующую тему о Смертных
грехах и противоположных им Добродетелях.
|