Приветствую Вас ГостьСуббота, 20.04.2024, 15:59

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Каталог статей

Главная » Статьи » Конспекты бесед прочитанные в разное время

О человеке, о его жизни, о спасении.

О человеке, его жизни.

Что учит православие о человеке? Это важно знать. Известны неправославные высказывания о человеке. "Человек мера всех вещей". Это сказано еще до Христа, так говорили древние греки, так учила дохристианская мудрость. "Человек – это звучит гордо", – так говорил Горький, и многие в наше время повторяли и повторяют за ним. Иные другого мнения. "Человек-то, ведь, дрянцо!" "Ах, какие ужасные люди!"... Иные: человек-пустышка. Он только ест, спит, да копается, добывая себе хлеб насущный.

Все это отчасти верно, но только... отчасти. Но православие дает нам ясное и четкое, полное и всестороннее учение о человеке. Учение о человеке называется антропология. Антропология нашего Православия создана на основании учения отцов Церкви и богослужебных текстов. А это основано на Священном Писании, на Божественном откровении.

О человеке можно говорить и плохо, и хорошо. Верно будет и то, и другое. Человек сотворен Богом в идеале хорошим, добрым, праведным. Но в результате непослушания и удаления от Бога он бывает порою злым, гадким, грешным, завистливым, ненавидящим своего ближнего. Человек – антиномия, противоречие. Вспомним, как точно сказал о человеке Г. Р. Державин – известный русский поэт 18 века: "Я царь, я раб, я червь, я Бог". Все четыре определения верны. Человек – царь вселенной, он знает и умеет многое, чего не умеют и не знают животные. Человек – раб. Увы, не только Божий, но и в своих грехов, своих страстей и дурных привычек. Человек – червь. Он пресмыкается, он смертен, ничтожен, он пойдет в землю. Но человек и бог. Лучше писать это слово в данном случае с маленькой буквы – "бог". Не настоящий, конечно, а дитя Божие, творение Божие, созданное по образу и подобию Божию, призванное войти в рай и жить с Богом. "Я царь, я раб, я червь, я бог". Так удачно сформулировал православное учение о человеке Г. Р. Державин.

И дальше Державин продолжает, размышляя о человеке и от имени человека восклицая: "Но ежели я столь чудесен, откуда произошел? – Безвестен. Но сам собой я быть не мог". Ясно, что человек сам собой возникнуть не мог. Человек признавая свое недостоинство и свою греховность, в 21-м Псалме – это уже Библия! восклицает: "Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей". Значит: я червь, а не человек, предмет насмешек и унижения людей".

Наверное, этот псалом знаком многим из нас еще с детства. В этих словах излагается мудрость о человеке. Как хорошо, что православие нам открыло, что человек – не только червь, но и дитя Божие, любимое дитя, призванное ко спасению!

Происхождение человека уходит в глубь веков. Ясно, что человек возник не сам собой, не самостоятельно. Он творение Божье! Можно понимать буквально, можно – переносно. Как бы не относиться к теории эволюции и происхождению видов, идея творения – непоколебима. И эволюция происходила с благословения Бога. И все в руках Божьих. Мы не можем точно сказать, как Бог сотворил человека, но главное сотворил. Сотворил во всяком случае из праха, из материи, как и все живое. А потом вдохнул в него, как говорится, душу живую, то есть жизнь. Да, – "сам собой я быть не мог".

Вполне естественно, что человек признает это и высказывает Богу свое признание и почитание. Бог для нас, православных, – Творец. Бог для нас – Отец. Мы поем Ему хвалу. У нас есть, помимо просительных, славословные молитвы. Мы поем величие Бога. Его красоту и Славу. Воспеваем Его Премудрость и человеколюбие. У нас есть потребность славить Его, говорить с Ним и просить Его о чем-либо.

В большинстве пособий по изучению Закона Божия в самом начале уже указывается на сотворение Богом человека. Да и сама Библия начинается с этого. В книге Бытия, в первой книге Ветхого Завета говорится, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, Божьему.

В чем же заключается этот образ Божий в человеке? Образ Божий в нас – это дух, совесть, любовь, стремление к высшему, к бесконечному. Все то хорошее, что есть в человеке– от образа Божия в нем. Но есть разница между образом и подобием. Образ дан, подобие– задано. Наше задание – становиться богоподобными, развивать и совершенствовать в себе образ Божий. Становиться лучше, чище, краше, добрее, безгрешнее, ближе к Богу. Стремиться ввысь, к бесконечному. Хотеть быть с Богом, хотеть прийти к Богу, хотеть исполнять Его волю, поступать так, как Богу угодно.

В 54 псалме есть такая фраза: "Ты уже человече равнодушный"... "Равнодушный" здесь значит не безразличный к судьбе другого, а богоподобен. У человека равная душа, такая же душа, как и у Бога, точнее богоподобная душа. Человек – образ и подобие Божье. Эта мысль заключается в псалме.

И на насмешливый вопрос безбожника в начале христианства: "Покажи мне твоего Бога?" – отец Церкви ответил: "Покажи мне твоего человека и я покажу тебе моего Бога!" Познаешь человека по-настоящему, познаешь и Бога. Можно и наоборот сказать: познаешь по-настоящему Бога, и тогда только познаешь по-настоящему человека. Познаешь его ценность и величие. Человек – образ Божий. Да и строго говоря: человек – такая же почти загадка, как и Бог.

Большинство верующих убеждено, что ангелы – выше людей, то есть, что они более совершенны и более богоподобны, чем люди. На самом деле это не так. По учению отцов Церкви, в частности, святого Григория Паламы, человек – выше ангела. Конечно, ангелы– безгрешны и бесплотны, то есть бестелесны. Мы говорим, конечно, сейчас о добрых ангелах, а не о злых, не о демонах.

Но человек – более полноценное существо. Несмотря на свою греховность, человек обладает телом, чего лишены ангелы. Образ Божий в человеке выражен ярче, чем у ангелов. Ангелы – служебные духи, посланники, вестники Божьи. Само слово "ангел" значит "вестник". Человек – дитя Божье, Божий соработник, ради которого Бог пришел в мир. Бог стал человеком, а не ангелом. Все это ничуть не умаляет ангелов, но в Божественном плане всё имеет и должно иметь свое определенное место.

А что значит само слово "человек"? Задумывались ли мы когда-нибудь серьезно над значением этого слова? Да? Нет? "Чело века". На челе, на лице написан, лежит отпечаток вечности, написан образ Божий. Вечность, конечно, – это Бог. Вот что значит "человек". В русском языке эта мысль высказана блестяще. В других языках – известных нам – этого нет. Следует отметить, что русский язык в этом смысле богаче и точнее других языков.

Каково должно быть наше отношение к человеку? С нашей, христианской православной точки зрения. Мы должны любить человека. Основа наших отношений – братская любовь. Существуют заповеди Христа о любви к человеку, которые следует выполнять как можно старательнее. Христос сказал: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 39). Апостол Иоанн– ученик Христа – пишет: "Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете... а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме; и во тьме ходит и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза" (Первое послание Иоанна 2, 9-11). И дальше читаем в этом же послании (4, 7-8): "Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога: кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь". И вновь слова Христа – на этот раз из Прощальной Беседы: "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Иоан. 15, 12).

Что значит: любить? Не делать зла, не раздражать людей, не делать им больно, не хамить. И больше того: помогать, выручать из беды, оказывать ласку и внимание. Проявлять милосердие и помощь в больших бедах. А вот высшая заповедь, которую также дает Христос в Прощальной Беседе: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (т.е. отдаст жизнь свою) за друзей своих". Более известна церковнославянская версия: "за други своя" (15, 13).

Аксиома нашей православной веры: Бог стал человеком. Иисус Христос родился 2000 лет тому назад в Вифлееме. Поэтому мы так торжественно и празднуем зимой Рождество Христово. Это великая радость для нас, людей. Бог пришел в мир, стал Человеком, чтобы спасти людей. От чего спасти? Это первое, что спрашивают люди. Мы слышали, что Церковь называет Иисуса Христа нашим Спасителем. От чего же Он спас нас? Все катехизисы обычно отвечают: от греха, проклятия и смерти.

Поясним это. Человек много грешит. Этим он нарушает волю Божью и, естественно, удаляется от Бога. Чем больше, – тем дальше. А человек призван быть с Богом. Следовательно, удаление от Бога и вражда против Бога – трагедия человека. Это удаление называется духовной смертью. Вот от этой смерти и спас нас Христос. Он взял на себя наши грехи, то есть простил и прощает их и этим дал и дает нам возможность снова приблизиться к Нему. Что говорит об этом Библия? Об этом она и говорит, только иносказательным, красочным языком, доступным любому желающему понять ее.

В первой книге Библии – в Бытии– в самом начале, в первых главах помещён следующий рассказ. Назови его повествованием, сказанием.

Бог сотворил мир: землю, солнце, растения, животных. Сотворил жизнь. В конце, как самое высшее существо, сотворил человека. Человек жил в раю, в прекрасном саду. Значит: в мире с Богом, с животным миром и... с самим собой, не зная греха, угрызений совести. Такое состояние называем мы блаженством.

Но человеку – Адаму и Еве – дана была уже первая – хронологически – заповедь. Ему было разрешено есть все плоды рая, но плоды с одной яблони было запрещено есть. Но Змий – Диавол– соблазнил людей. Уговорил их съесть запрещенный плод. И они послушали его, а не послушали Бога. Это была трагедия людей! Конечно, богами, как обещал им Змий, они не стали. Им только стало бесконечно стыдно. Они познали стыд. Познали ложь, познали грех. И были удалены от Бога, нарушив его запрет и утратили, таким образом, и, мир с Ним, эту первобытную радостную близость. С тех пор появилась отчужденность между человеком и Богом. Сам человек ее преодолеть не мог. Поэтому Бог пошел навстречу человеку, поэтому Он стал человеком, поэтому родился Христос. Все это, чтобы упразднить вражду, преодолеть удаление, примирить человека с Богом.

Конечно, вся эта трагическая история со Змием и яблоком, называемая грехопадением, изложена языком сказания. Понимать нужно умеючи. Это все произошло не только когда-то и не только с двумя людьми. Это происходит со всем человечеством во все времена. Зло входит в невинного ребенка или подростка, он становится скверным, не признает ни Бога, ни родителей. Но Бог идет ему навстречу, чтобы ребенок был снова с Ним. Так поступают и родители с детьми.

Видим: происходит грехопадение. Значит, нужно и спасение. Грех, непослушание, изгнание, удаление и отчуждение происходит почти в каждом человеке и в наше время. И Бог помогает нам преодолевать пропасть, приближаться к Нему. Бог хочет ввести нас в Свое Царство, хочет, чтобы мы были снова в раю, то есть имели бы мир с Ним и друг с другом. Мы молимся постоянно:

"Да приидет Царствие Твое! Да будет воля Твоя!"

Человек сотворен царем, призван им быть. Но он пал и превратился в червя, в раба. Но Бог восстанавливает его в его божественно-царском достоинстве. Бог дает нам возможность подняться. Этого нужно захотеть и приложить усилие. Если ты скажешь, я не хочу, мне ничего этого не нужно, – ну, что ж! Дело твое. Где-то может и Бог отступить от тебя...

Вся эта драма человечества – грехопадение и спасение – выражается "театрально" в жестах и действиях с соответствующими чтениями и пением в церковном богослужении.

В храме имеется иконостас. Завеса Царских Врат закрыта. Это показывает нашу удаленность от Бога, "изгнание из рая". Грешник стоит у закрытых врат Рая и сетует на свое положение. "Милостиве, помилуй мя, падшего!" – взывает он. Но в положенное время Царские врата отверзаются, выносится Евангелие, выносится чаша, выносится Святое Причастие, которое преподается всем желающим приступить к нему. Всё это делается, чтобы приблизить человека к Богу, сказать и показать ему, что Бог прощает его и с радостью берет его к Себе, открывая доступ в Свое Вечное Царство.

Многих смущает: как, Христос – человек? Тогда Он не Бог больше, он перестал быть Богом? Ответ Православия: Христос, стал Человеком, не перестал быть Богом! Он стал Человеком и остался Богом! Он Богочеловек! Он одновременно и Бог, и Человек. В Нем, непонятным для нашего ума образом, соединились две природы: божественная и человеческая. Поэтому Он так близок и так понятен нам, людям. И поэтому Он может явить нам Божество и приблизить нас к Богу. Приближая нас к Себе, Он этим самым приближает нас к Богу. Как соединились во Христе эти два естества, эти две природы? Это попытался объяснить Четвертый Вселенский Собор в 451 году в г. Халкидоне. Он не мог сказать точно, как. Это недоступно человеку. Но он определил это соединение путем четырех приставок "не": "неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно".

Верим ли мы в улучшение человека и человечества? Да, христианство по сравнению с предыдущим этапом религиозности человечества – язычеством и Ветхим Заветом – безусловно шаг вперед. Путем тысячелетней – для России – церковной проповеди, школ, духа христианства произошло коренное перевоспитание народа; в народе укоренился закон любви, всепрощения. Упразднились кровавые жертвы. Убийство считается смертным грехом. Изменилось многое. Срыв последних лет, однако, ставит перед нами – Церковью и верующими – новые задачи: наверстать упущенное и продолжать учить народ любить ближнего и видеть в каждом человеке брата и сестру. Поэтому мы, православные христиане, повторяем для нас очевидную истину: только Христос спасет нас. Только Он может соединить нас с Богом.

Мы думаем, что и неверующим ясно, что лучше для человека, для народа, для общества, для страны, для государства и для всего мира, если мы все будем стараться быть добрыми христианами, человеколюбивыми, милосердными, чуткими к чужому горю, мягкими в обращении друг с другом. Будет лучше всем!

Еще есть у некоторых недоумения. Например, не унижает ли христианство человека, объявляя его рабом Божиим и зависимым от Бога? Не унижает ли человека примирение с врагами, призыв первым подойти к врагу и попросить у него прощения?

Нет, не унижает, а возвышает. Христианство возвышает людей, считая их детьми Божьими. Возвышает человека, говоря об образе Божьем – хотя и потускневшем – в нём. Мы, люди, не боги – даже с маленькой буквы – и никогда своими силами не станем ими. Но Бог хочет, чтобы мы были Его соработниками и соцарствовали с Ним в Раю, и Он нас творит богами по благодати. Конечно, богами с маленькой буквы. Трудно говорить христианину о каком-либо унижении человека. Человек – дитя Божие, Христос научил нас к Богу обращаться: "Отче наш...". Мы все братья и сестры. Поэтому Христос научил нас говорить: "Отче наш...". Бог – наш общий Отец. И мы – как братья и сестры – должны любить друг друга. С такой заповедью, с такой моралью людям жить легче друг с другом. Проще поддерживать мир в семье, мир с соседями, мир на работе, даже мир в трамвае. И легче вести "борьбу за мир" в мировом масштабе. Человек человеку не волк, а брат!

А наш идеал остается по-прежнему – богоподобие, доведенное до максимального совершенства. Вхождение в Царство Небесное, вторичное вхождение в рай; Отцы Церкви бесстрашно употребляли выражение: "обожение"!

Посмотрим еще глубже в православное учение о человеке. Из чего состоит человек? Из скольких частей и из каких? Человек состоит из двух частей – души и тела. Это частично верно. Тело – понятно. Это видимая, материальная часть человека. Душа – все невидимое. Но еще точнее – как говорит большинство православных отцов Церкви – сказать: человек состоит из трех частей. Из каких? Из тела, души и духа. Правильнее то, что обычно называют душой, разделять, различать в ней: душу и дух. И то, и другое – невидимо. Но под душой мы подразумеваем душевные явления, проявления души: любовь, ненависть, гнев, ярость, ревность, нервность, сострадание, милосердие... Много чего обычного, всем известного – и верующим, и неверующим. Обычное богатство человеческой жизни со всеми ее проявлениями.

Дух – это то, что стремится к бесконечному: к божественному, высшему, прекрасному. Творческое начало в человеке, творческая деятельность. Дух – религиозная жизнь, вера, стремление к бессмертному. Дух обладает частицей бессмертного. В духе человека образ Божий, искра Божия. Дух – это то, что остается после физической смерти. Это мы часто называем душой. Точной грани между душой и духом нет, ее провести человек не в силах. Но принято говорить о бессмертии души, хотя точнее было бы сказать: духа. Но так принято. Мы молимся за упокой души. "Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего!"

Мы твердо верим в бессмертие человека, в жизнь после физической смерти. Это уже другая тема. Но скажем только: есть разница между человеком и животным. О душе человека молятся, о душе животного – нет. Животные, насколько нам известно, лишены идеи бессмертия и понятия о бессмертии. Можно говорить лишь о бессмертии человека. Когда-нибудь поговорим об этом подробнее. Мы же – на основании слов Христа – говорим о бессмертии и будущей жизни. Мы верим в воскресение! В человеке есть Божественная искра – дух, образ Божий. И она умереть не может! Она причастная вечности, ибо Бог – бессмертен и вечен!

Говоря о человеке, нужно добавить, что человек, несмотря на его внешнюю грубость,– очень нежное существо. У каждого человека – нежная душа и обращаться с ней следует очень осторожно. Беречь ее и не обижать. Мы, как слоны, ходим по душам и чувствам друг друга! Нужно проявлять осторожность, человечность, оказывать внимание, любовь и ласку. Это и будет выражение подлинной любви к ближнему.

Но нельзя отмахнуться еще от одного важного вопроса: откуда зверь в человеке? Откуда столько зла и жестокости? Почему идет разбой, грабеж, воровство? Ни одно животное не проявляет столько жестокости к себе подобному!

Одно объяснение: грехопадение, которого не знает животный мир. Отказ от Бога и обращение в другую сторону: к дьяволу. Отпадение от Бога – и служение Нечистому. Порабощение, добровольное порабощение Дьяволу! Вот в чем ужас! Ведь иначе, как дьявольщиной эту изощренную жестокость не назовешь! Иначе как цепкими лапами Лукавого не объяснишь! Об этом виде зла надо будет поговорить в другой раз.

Вспомним, что человек – образ Божий! Так где же он? Куда же он девался? Он потускнел, потемнел, стерся, заглох. Сошел до минимума. У некоторых почти исчез. Вопрос-загадка: как и до какого предела может человек в себе "успешно" подавлять образ Божий?!

Во всяком случае, наша главная задача: восстановить образ Божий в человеке. Прежде всего в нас самих. А потом и в других. Надо его оттирать, отчищать и шлифовать, как потускневшую монету, пока она снова не заблестит золотом! Злая внешняя сила завладела нами по Божьему попущению. Как справиться с ней? Одно ясно: своими силами не справимся!

Вот и ответ: нужно спасение! Спасение нужно! Спасение от Бога. Примирение, прощение. Тогда мы сможем бороться со злом в себе и в мире! Господи, спаси и сохрани! Господи, приди к нам и спаси нас!

О спасении.

Из Святой Библии мы знаем, что в результате грехопадения Адама и Евы, первых людей, смертными стали не только они, но и их потомки - все люди, но эта смерть не является концом существования человека.

Человеческая душа бессмертна, прекращается только жизнь тела, а душа продолжает жить.

В жизненном пути человека можно выделить три этапа - жизнь на земле с телом, заканчивающаяся телесной смертью, существование души без тела до Второго Пришествия Христа и воскресения мертвых и после Страшного Суда вечное блаженство или вечные страдания.

Из этих трех этапов самый важный земная жизнь - в зависимости от того, как человек ее пройдет, будет состояние его вечной жизни - блаженство или страдания. Земная жизнь - как бы испытательный срок, каким человек себя покажет, такова будет и его вечная жизнь.

Но, самое важное, что, уйдя из этой земной жизни, никто ничего не может сделать для улучшения состояния своей души в вечности. На 40 день после смерти совершается так называемый частный суд, когда душа определяется или к блаженству, или к страданиям. В этом состоянии неполного блаженства или неполного страдания души людей находятся до Страшного Суда, когда, соединившись с телом, они получают блаженство или страдания во всей полноте.

Вкратце повторю только что сказанное.

Бог сотворил мир духовный - Ангелов, которые разделились на добрых Ангелов и злых демонов, потом сотворил вещественный мир и человека, который жил в раю и был бессмертным. Но в результате грехопадения люди стали смертными - земная жизнь стала оканчиваться телесной смертью. Изменился и внешний мир - он стал неблагоприятным для человека, но Бог не оставил людей Своей заботой.

Сын Божий воплотился и Своим Учением, Страданиями и Воскресением дал людям и возможность получить вечную блаженную жизнь.

Нам возвещена будущая судьба мира: по прошествии времени Христос придет на землю, изменится вся природа, и воскреснут все люди, состоится Страшный Суд, и каждый получит по своим заслугам - по тому, как он прожил свою земную жизнь.

Нам возвещено о Втором Пришествии не для того, чтобы как- то со страхом его ждать, нет!

Нам это известно, чтобы мы знали все, что произойдет с каждым из людей, из нас. Чтоб мы знали, что наша жизнь состоит из трех этапов, что все воскреснут - и верующие и атеисты - и все дадут ответ за свою жизнь - все! Но для того, кто прожил жизнь так, как учил Христос, день Страшного Суда будет счастливейшим днем в его жизни.

Поэтому настроение православного христианина должно быть всегда радостно-оптимистичным, он, живя, как учил Христос, надеется на вечное блаженство.

Наше знание будущей судьбы мира и этапов нашей жизни обязательно должно сформировать отношение к земной жизни, к людям, к материальным благам. Ведь учение Христово часто требует, чтобы мы себя ограничивали во многом, не делали бы того, что делают все.

Мы должны вселить в себя понимание того, что единственным важным и ценным для человека является только то, что полезно для его души. Что лучше лишиться всего на земле, чем лишиться вечного блаженства. Поэтому знание о будущем мира, об этапах нашей жизни очень важно - оно формирует сознательный взгляд на жизнь и сознательное выполнение того, чего требует Христос и Церковь. Не сформировав в себе этого взгляда на мир и на свою судьбу, многое покажется непонятным и ненужным, трудно будет ограничивать себя, но утвердив в себе христианское мировоззрение, мы откроем себе окружающий мир во всей его полноте и христианская жизнь станет для нас легким и приятным жизненным путем. У нас появится даже совершенно другое отношение к смерти - это будет уже не трагичный день, каким этот день является для неверующего, теряющего в этот момент все, что имел. Наоборот, для христианина день смерти является радостным и светлым днем, когда человек избавляется от трудностей земной жизни и для него наступает радостное состояние блаженства, достижению которого он посвятил всю свою жизнь.

Задумайтесь над этим: человек неверующий всю свою жизнь старается устроить свое земное благополучие - в этом основа его жизни. Он не верит в вечное существование, постоянно трудится и в один день лишается всего и, что самое ужасное, переходит к вечным страданиям, а сколько среди неверующих хороших людей! И все они лишаются вечного блаженства.

А мы, христиане, живем, трудимся, но мы знаем, что настанет день, когда мы оставим все, что имеем на земле. Мы находимся здесь временно, основное наше существование там, у Бога, и всей своей жизнью мы стремимся, чтобы вечное бытие было бы счастливым.

Цель земной жизни человека - праведность и получение вечного блаженства, спасение души от вечных мук, спасение души от ада.

Эта цель одинакова для всех людей, независимо от того, веруют они в Бога или нет. Отсутствие веры - величайшая трагедия человека, хотя люди этого не осознают. Ведь после смерти уже ничего нельзя сделать для спасения души.

Спасение души можно получить только в Церкви. Человек вступает в Церковь через крещение и получает возможность, именно получает возможность спасти свою душу. Церковь не обещает земных материальных благ, некоторые надеются на чудо, желая избавиться от болезней или жизненных трудностей, но чудеса совершаются не так уж часто, чаще Бог неявным образом помогает людям.

Вступая в Церковь, мы получаем возможность спасти свою душу, и это самое дорогое, что можно получить в этой земной жизни, а сопутствующая духовной жизни нормализация внешних условий, а чаще просто правильное отношение к тому, что нас окружает, просто вторичный момент, сопутствующий духовной жизни.

Итак, запомним, что в Церкви мы получаем возможность спасти свою душу, а все остальное лишь вторичные последствия духовной жизни.

 

Так что же такое духовная жизнь и почему она не может быть вне Церкви?

Что представляет собой человек?

Из Священного Писания мы знаем, что человек состоит из трех частей: тела, души и духа.

Что представляет собой тело, мы прекрасно представляем.

Душа человеческая, в собственном значении термина, очень близка к телу: это то, что общего у людей и животных. Евреям было запрещено употреблять в пищу кровь животных, так как душа животного кровь его. И эти две части, составляющие человека, роднят его с животным миром, именно ими объясняется сходство инстинктов и многое другое.

Но у человека есть и бессмертный дух, тот образ Божий, который есть в каждом из нас. Мы не можем провести четкого разграничения между душой и духом человека, но если внимательно посмотрим на различие между людьми и животными, то станет ясным, что животный мир не имеет ни малейших признаков религии. Именно стремление к Богу и является проявлением человеческого духа. Культурная жизнь, наука, искусство относятся к душевной жизни, получившей развитие благодаря тому, что человек имеет бессмертную душу, одуховляющую все его существо.

Этим трем составляющим соответствуют и три сферы, на которые разбивается и сама человеческая жизнь: можно выделить телесную, душевную и духовную жизнь.

Телесная, или плотская, жизнь включает в себя то, что необходимо для поддержания существования тела: пища, одежда, кров и тому подобное.

Душевная жизнь - заключается в том, что мы называем культурной жизнью: образование, посещение театров, выставок, концертов, творческая деятельность и тому подобное.

Духовная же жизнь это все, что относится к вере, к церкви - это религиозная жизнь человека.

У каждого из нас все эти три части должны гармонично сочетаться.

Если интересы не поднимаются выше заботы о материальном благополучии, об устройстве жизни, существование носит телесный характер и человека называют плотским человеком.

Если в жизни удовлетворяются культурные потребности, человека называют душевным.

И только если удовлетворяются потребности духа: человек живет с верой в Бога, в Церкви, исполняет предписания, установленные Христом, Апостолами, Церковью, - имеет место духовная жизнь.

О соотношении этих частей прекрасно говорит святой Феофан Затворник: - "Не то сие означает, что, когда человек бывает духовен, душевность и телесность не имели бы уже в нем места, но то, что тогда духовность у него бывает господствующей, подчиняя себе и проникая собою душевность и телесность. По естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять все душевное, а тем паче все телесное, а за ними все свое внешнее, то есть всю свою семейную и общественную жизнь. И се - норма".

Если преобладает душевная или плотская часть, имеет место серьезное отклонение от полноты человеческого быгия, ". . . душевный и тем более плотяной не есть настоящий человек, каким бы красивым он ни являлся" (Феофан Затворник).

Это принципиальный и очень важный момент: наше мировоззрение и знание того, что представляет собой человек, знание о трех сторонах его жизни позволяет осознанно воспринимать во всей полноте не только внешний мир, но и дает возможность во всей полноте представить свою только жизнь такой, какой она является на самом деле, правильно определить свои потребности, их виды, но и возможность устроить жизнь так, чтобы она была гармонична и полноценна.

Но духовная жизнь - это не цель, к которой нужно стремиться, это средство, с помощью которого мы можем достигнуть цели нашей жизни - спасения души, спасения от ада и рабства диаволу.

var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Категория: Конспекты бесед прочитанные в разное время | Добавил: о_Михаил (29.06.2010)
Просмотров: 554
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz