Приветствую Вас ГостьВторник, 16.04.2024, 08:39

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Каталог статей

Главная » Статьи » Конспекты бесед прочитанные в разное время

Таинства (продолжение)

Одним из внешних проявлений нашей веры в Церковь является участие в Церковных Таинствах.

Таинства - это такие священнодействия, в которых человек получает невидимые дары Духа Святаго. Без Таинств нет и не может быть полноценной духовной жизни, без них никто не может получить спасения души, даже если будет человеком наивысшей нравственности! Это основывается на словах Христа о Крещении: "кто не родится водою и Духом, не может войти в царствие Божие" (Ин. З;5), о Причащении сказано: - "если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6. 53). Речь здесь о духовной жизни.

В Церкви совершаются семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение, Брак, Соборование, Священство.

Без четырех Таинств не сможет получить спасения души ни один человек. Эти Таинства: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение.

Таинства имеют решающее значение в духовной жизни человека. Так сказал Христос! И никакие человеческие рассуждения не могут изменить значение слов Богочеловека!!! Никакие!!!

Таинства совершаются только епископами и священниками. Простой человек не сможет совершить их, даже если прочтет те же молитвы и совершит те же действия. Святой Дух в день Пятидесятницы сошел только на Апостолов, а не на всех веровавших во Христа.

Эти дары Духа Святаго от Апостолов были переданы епископам, и через епископов при посвящении епископов передается до сих пор непрерывно от одних епископам другим. Эта передача Даров Святаго Духа называется Апостольским преемством. Епископы посвящают священников, которые при посвящении получают дары Духа Святаго, и поэтому по молитве священников совершаются Таинства.

Каждое Таинство имеет свои видимые священнодействия, которые удостоверяют, что оно совершено. В Таинстве священства при посвящении епископов три епископа возлагают на голову посвящаемого руки и этим видимым действием передают благодать Святаго Духа. Это руковозложение Православной Церкви никогда со времен Апостольских не прерывалось.

Если правильно посвященные епископы не возложили своих рук на новопосвящаемого, Святой Дух на него не снизойдет! Можно сколько угодно молиться и призывать Бога, но Святой Дух только один раз снизошел видимым образом на Апостолов и более не снисходит. И те проповедники, которые не были правильно рукоположены, обманывают себя и других, утверждая, что они имеют Святого Духа и что они дают Его другим людям.

Крещение.

Первое Таинство с которым мы знакомимся, приходя в церковь – Крещение.

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. (Мф. 28:19)

Святому Крещению предшествуют особые молитвы. В сороковой же день по рождении младенца Святая Церковь устами священника творит молитвы у постели родительницы о спасении матери и младенца, о прощении грехов, так как все мы в беззакониях зачинаемся и во грехах рождаемся (Пс. 50:7). Священник молится также о том, чтобы Господь укрепил силы матери и ее младенца, послал им ангелов светлых, сохранил их от всякого злого призора. В это же время обыкновенно нарекается священником имя младенцу в честь того свсятого, который приходится на день рождения или на день крещения, однако имя для новорожденного могут избрать и сами родители. (Особенно при этом учитывается желание матери: она во время беременности должна постоянно вопрошать Бога о имени, которое следует дать младенцу. И если это имя услышано ею в своем сердце, то следует так и назвать ребенка. Впрочем, это может быть имя и особо почитаемого в семье святого или то, на которое указывает духовник семейства).

Святое имя есть первая и самая главная собственность младенца, и дается оно ему для того, чтобы он, придя в сознание, изучил жизнь своего святого, подражал его добродетелям, призывал его в ежедневных молитвах, а святой был бы ему небесным покровителем и ходатаем пред Богом. По этому родители (или восприемники) должны приобрести для младенца иконку его святого и житие и научить его со временем молитве: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога о мне». В день же своего ангела (в день именин) надлежит отслужить святому молебен (причастится Святых христовых Тайн) и затем, по мере сил, оказать помощь бедным. День именин нужно провести свято, чтобы порадовать своего небесного покровителя.

На восьмой день по рождении (или ранее, если младенец слаб, не говоря про другие уважительные причины) совершается Таинство Крещения. Без крещения нет спасения: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Мк. 16:16), без него нельзя принадлежать к Церкви Христовой и нельзя войти в Царствие Божие (Ин. 3:5).

Крещение есть дверь в Церковь Христову, поэтому некрещеному нельзя принимать Святое Причастие и другие таинства. При крещении верующий (или младенец по вере родителей и восприемников) отрекается от диавола и всех дел его и при троекратном погружении в освященную воду во имя отца, и Сына, и Святаго Духа очищается от всех грехов, т.е. наследственного греха (Адамова) и грехов личных, и вместе с тем рождается в жизнь духовную, святую. (Крещение подобно переносу ветки с дикой яблони на культурное плодоносящее растение. При этом некогда дикая ветвь, питаясь добрыми соками, сама начинает плодоносить. Так и человек при крещении отрывается от рода, поврежденного грехопадением, и переносится в Церковь Христову, живущую благодатными Божественными энергиями).

Православное крещение едино, так как совершается один раз в жизни, подобно тому, как однажды человек рождается на свет от матери. На крещаемого надевается белая рубашка в знак его чистоты душевной, и возлагается на него крест в знак того, что он верует во Христа, за нас распятого на кресте, а еще в знак того, что он в жизни своей должен терпеливо, с надеждой на Бога нести свой крест (тяготу житейскую) до своей могилы. При мальчике восприемник (крестный отец, или кум) должен быть обязательно православный, а при девочке – православная крестная мать, так как восприемник обязуется пред Святой Церковью заботится о воспитании своих крестников в православной вере и благочестии.

Если новорожденный очень слаб, а священник живет в отдалении или находится в отлучке, то ребенок должен быть немедленно окрещен любым православным благочестивым христианином (мужчиной) или христианкой (женщиной). В таких случаях над приготовленной водой прочитываются «начальные молитвы» и «Символ веры», а затем ребенок погружается три раза в воду, как написано выше, при словах: «Крещается раб Божий (или раба, здесь нареки имя), во имя Отца, аминь (погрузи 1-й раз в воду), и Сына, аминь (погрузи во 2-й раз), и Святаго Духа, аминь (погрузи в 3-й раз).

Если ребенок не три раза погружен, или если он крещен не во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, то такое крещение недействительно и его нужно повторить в точности согласно указанному выше. Если после крещения, совершенного мирянином, слабый младенец останется жив, то священник восполнит такое крещение молитвами и совершением таинства миропомазания.

Крещенных младенцев нужно почаще носить в церковь для Святого Причастия (о чем должны заботится крестные мать или отец), исключая те великопостные дни, когда нет литургии или когда совершается литургия преждеосвященных даров.

Поднося ребенка ко Святой Чаше, нужно держать его на правой руке, разбудить, если спит, назвать его имя и заботится о том, чтобы он не махал своими ручками или ножками, во избежания прилития Святых Даров.

Миропомазание

Вслед за крещением совершается Таинство Миропомазания. «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все… Помазание учит вас всему. (1Ин. 2:20, 27)

В таинстве крещения человек рождается в новую жизнь – духовную, а в таинстве Миропомазания получает благодать, укрепляющую силы крещенного человека к прохождению этой новой жизни, благодать, дающую уразумение истин веры и ревность к приумножению добродетелей, одним словом – в миропомазании дается «…все потребное для жизни (христианской) и благочестия» (2Пет. 1:3).

В первые века христианства апостолы и их преемники епископы сообщали эту благодать всем верующим через возложение на них рук, но когда число христиан настолько умножилось, что епископу было уже невозможно на каждого христианина лично возлагать руки, тогда возложение рук заменили миропомазанием.

Святое миро непременно освящается самим патриархом в Великий четверг и затем рассылается во все церкви, чтобы священнику можно было совершить, как бы от руки епископа, святое помазание всякого христианина по образу того, как оно совершалось в Ветхом Завете над пророками и царями. Чтобы освятились мысли, чувства и действия крещенного человека, священник помазует святым миром лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги и говорит: «Печать дара Духа Святаго» (2Кор. 1:21-22).

По совершении миропомазания крещаемый и восприемник с зажженными свечами три раза обходят купель в честь Пресвятой Троицы и в знак духовной радости.

Покаяние.

В Таинстве Миропомазания «печать», или залог благодати, который крещенный обязан возрастить, чтобы не быть младенцем по вере, и восходя от силы в силу, стать «мужем совершенным» в познании Сына Божия. Возрастание это происходит постепенно.

Кроме постепенности для духовного возрастания потребна еще борьба с грехом, ибо естество наше, хотя и очищенное в крещении, не лишено свободы выбора между добром и злом.

Для борьбы с грехом Господь дает особую благодать, очищающую грехи, которая подается в Таинстве Покаяния через священников, которым дана от Бога власть вязать и разрешать грехи (Мф.18:18).

Некоторые люди покаяние смешивают с исповедью, но это не совсем правильно, так как исповедь только завершает покаяние, а истинное покаяние состоит из следующих ступеней:

1.                  Осознания своих грехов, - для чего нужно припомнить свои грехи и познать степень их тяжести.

2.                  Это – сокрушение о совершенных грехах. Эта печаль приводит кающегося в страх и трепет перед правосудием Божиим.

3.                  Решимость избежать греха, бороться с ним.

4.                  Исповедь, или свободное признание отцу духовному во всех содеянных грехах, с верой в милосердие Божие и надеждой на полное очищение исповеданных грехов.

Поэтому неправильно поступают те христиане, которые покаяние сводят к исповеди, а исповедь – к тому, что духовник у них выспрашивает грехи. Нет, кто истинно кается и прошел все указанные ступени, у того сердце полно покаянных чувств. Такой человек подобен святому пророку Давиду, видит всегда перед собой грех свой. Не духовник выпытывает у него грехи, а он сам первый говорит о них. Именно такую исповедь от грешников ищет сам Бог. Говори ты, а не духовник, и не вспомнит Господь Бог грехов твоих (Ис. 43:25).

Впрочем, еще хуже поступает тот грешник, который хотя открывает на исповеди свой тяжкий грех, но не дает обещания с ним бороться, не имеет решимости его оставить. Он не ослабляет, а увеличивает свой грех.

Плоды покаяния велики. Покаяние очищает душу от грехов, делает ее чистой, как после крещения, почему покаяние называется «вторым крещением», или же «крещением слезным».

За тяжкие грехи священник налагает на кающегося епитимию или исправительное наказание для умиротворения метущейся совести и скорейшего одоления греха.

Нельзя, прикрываясь, каяться вообще: во всем-де грешен, ибо это есть лукавство. Следует точно и ясно сказать про свой грех, раскрыть духовнику свою душу. Ведь у каждого человека есть своя болячка, своя духовная рана.

Перед исповедью и после исповеди кающийся творит земной поклон, затем целует Крест и Евангелие, которые изображают собой невидимо присутствующего Господа, приемлющего покаяние и прощающего грехи через священника.

Нельзя приступать к исповеди, наперед не примирившись со своим обидчиком и не простив ему от души согрешения по слову Господа: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). Поэтому не примерившись напрасно будет каяться, исповедовать грехи и молиться – не примет Господь ни его исповеди, ни молитв, ни подвигов покаянных. Над таким грешником и духовник не имеет права прочитать разрешительной молитвы, пока кающийся не примириться с братом своим.

Причащение.

«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое… пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26:26-28).

Таинство Покаяния обычно совершается перед Причащением. Подобно тому, как накануне великих праздников или перед приемом великого гостя дом чистится и убирается, точно так же и перед принятием святого таинства очищается и украшается дом души нашей через испытание совести и покаяние. В таинстве Причащения под видом хлеба и вина верующий принимает истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа.

Достойно принявший Святые Тайны, во-первых таинственно соединяется с самим Господом Иисусом Христом, а во-вторых, получает залог жизни вечной. Достойно же принимает Святые Тайны тот, кто очистит свою душу покаянием и приступает ко святой Чаше «со страхом Божиим и верою», пониманием того, что он – великий грешник – приемлет в себя Самого Господа.

Накануне Святого причастия должно держать особо строгий пост, воздерживаться от пищи, особенно с вечера, а после полуночи не употреблять ни крошки хлеба, ни капли воды, не курить и вообще проводить время в тишине, богомыслии и молитве.

Подходить ко Святой Чаше нужно, сделав земной поклон после молитвы «Верую, Господи, и исповедую», сложив руки на груди своей крестом, и не крестится сразу по принятии Святых Тайн, во избежание великого – греха пролития Святых Даров.

Запив «теплотой» Святое причастие, необходимо после обедни выслушать благодарственные молитвы, чтобы получив великую милость от Бога, не оказаться нам пред Ним неблагодарными людьми, а это к сожалению случается.

Недостойно причащающихся христиан еще при жизни Господь наказывает расслаблением телесным, духовным и преждевременной смертью.

Древние христиане причащались Святых Тайн каждый воскресный день, потому что проводили святую, богоугодную жизнь и душа их всегда была готова к принятию Святых Тайн.

Нормальным в современное время считается причастие не реже один раз в три недели.

В случае тяжелой болезни каждый христианин должен обязательно пригласить священника для исповеди и Святого Причастия, чтобы  не умереть во грехах и без святого напутствия – такая смерть есть великое несчастье.

Святое Причастие мы принимаем не только во исцеление души, но и тела, и люди, крепко верующие, нередко выздоравливают после святого причащения.

Брак (Венчание)

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф. 19:6)

В Таинстве Брака жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благодать Божию, освящающую их брачный союз в образе союза Христа с Церковью для супружеского счастья, для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Через эту благодать брак становится честен и ложе супружеское непорочно. В знак святости брака даются жениху и невесте зажженные свечи. Берутся от святого престола перстни и возлагаются на руки брачующихся в знак их взаимного согласия.

Непорочность их жизни три раза венчается церковными венцами при троекратном повторении благословляющей формулы: Господи Боже наш! Славою и честию венчай их!

В память чуда, совершенного Господом Иисусом Христом на браке в Кане галилейской, дается брачующимся три раза пить вино из одной чаши, чтобы они по образу этого делили между собой радость и горе, вместе несли крест жизни.

Наконец, три раза во имя Пресвятой Троицы брачующиеся обводятся около аналоя «образ круга», знаменуя этим нерасторжимость, вечность брачного союза, так как круг означает вечность.

При вступлении в брак мужу и жене необходимо занять каждому свое место. «Муж есть глава жены» (Еф. 5:23), лицо ответственное перед Богом и св. Церковью за направление семейной жизни, за ее прочность и благосостояние. Для счастья жены и семьи муж жертвует всем по образу Христа – даже жизнью «любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:28). Жена должна повиноваться мужу не потому, что она в глазах Церкви ниже мужа, так как для Церкви все равны «нет ни мужеского полу, ни женского» (Гал. 3:28), но потому, что муж является руководителем семейной жизни, он ум -, а жена – сердце семьи.

Супруги должны друг друга поддерживать, помогать друг другу, снизходить взаимно к обоюдным недостаткам и нести бремя слабейшего, его немощи. Это и значит любить истинно, по-христиански, как сказано в Библии: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2), т.е. закон любви.

Таинства Брака совершается только в церкви.

Соборование (елеосвящение)

«Апостолы многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13).

Таинство Елеосвящения совершается над тяжело больным человеком, который всю надежду возложил на Господа – «Врача душ и телес» (в современное время, поскольку боьшинство людей ныне являются духовно-душевно и телесно больными в той или иной степени, во время Великого поста к таинству соборования допускаются все желающие).

В этом таинстве и подается благодать Божия, врачующая недуги телесные и душевные (грехи, в которых больной не раскаялся по забвению на исповеди), как о том пишет святой апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавшее его елеем воимя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и воздвигнет его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

По правилам Церкви Елеосвящение совершается семью священниками собором. По необходимости таинство это может совершаться одним священником, но в таком случае он должен читать все семь молитв от лица собора пресвитеров и вычитать все семь евангелий.

Елеосвящение может совершаться. Как в храме, так и вне его  (в лечебных учреждениях или дома).

Таинству Елеосвящения предшествует исповедь, а последствует причащение больного.

Категория: Конспекты бесед прочитанные в разное время | Добавил: о_Михаил (29.06.2010)
Просмотров: 810
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz