Приветствую Вас ГостьПятница, 29.03.2024, 11:02

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Каталог статей

Главная » Статьи » Закон Божий 21 беседа

12. Поиски утраченного Бога
(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

В начале 1940-х годов на нашей планете создавались не только взрослые, но и детские концлагеря. Нацисты, порой неожиданно, отбирали у родителей детей и отправляли в далекое заточение. Иногда дети были настолько маленькие, что не могли даже запомнить свою фамилию. Родители кричали им вслед, чтобы те хоть что-то сохранили в своей памяти, так им хотелось потом найти друг друга. Они расставались навсегда.

Земля наполнилась глубокими рыданиями. Плач о потерянных родителях, жуткий холод одиночества, бесчеловечное отношение захватчиков пронизывали души детей.

На самом деле, в таком положении давно уже оказалось все человечество. Люди потеряли Небесного Отца. С момента утраты Рая земля находится в непрерывном плаче. И если скорбь о потере близкого человека — самая сильная скорбь, то утрата Бога — Отца всех людей — горе неописуемое, горе смертельное.

Можно ли спастись своими силами

Если человек упал с корабля в открытое море, то сможет ли он сам доплыть до берега? Конечно, вы приведете примеры прекрасных пловцов, которые могут долго держаться на воде. Но согласитесь, что океан еще никто из пловцов не переплыл. Поэтому упавший с корабля все же нуждается, чтобы кто-то бросил ему спасательный круг, позаботился о его здоровье и жизни, помог возвратиться на родину.

Отпав от Бога, люди неспособны самостоятельно вернуться в Рай. Никто не в силах открыть сам себе двери Неба.

Вы знаете, что в древности узников заковывали в кандалы либо приковывали прочными цепями к каменной стене. Голыми руками не разорвать эти цепи. А душа человека оказалась в оковах обольстившего его демона. Грех, поселившийся в сердце, как в собственном доме, диктует свои условия.

  Правда, на закате райской жизни человек вдруг увидел последний луч надежды — Бог предсказал, что семя жены поразит главу змея "Быт. 3: 15). Это значило, что когда-то родится Спаситель, Который сокрушит державу обольстителя. Невинный и Чистый, Спаситель прольет Свою Кровь за грехи человека и тем самым освободит его от оков змея невидимого.

И вера затеплилась в сердцах людей. Они стали приносить Богу в дар свои жертвы: телят, ягнят, различных животных и плоды своих трудов. При чтении Ветхого Завета у вас, естественно, возникнет вопрос: зачем было нужно проливать в этих жертвах кровь невинных животных? Разве нуждается Бог вообще в жертвах, тем более кровавых?

Конечно же, Бог не нуждается в жертвах. В них нуждались люди. Жертвоприношения Ветхого Завета были глубоко символичны. 77ро-ливаемая кровь невинных животных предызображала Кровь грядущего Спасителя, которая прольется за грехи всех людей и очистит их. Кровавые жертвы были свидетельством огрубевшего человека о надежде на очищение своей души в будущем.

Одновременно человек стал учиться молиться. «Тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт. 4: 26), — говорит Священное Писание. Утратив непосредственное духовное видение Творца, человек ищет Его умом и сердцем, с покаянными чувствами обращается к Нему.

Чертог Твой вижу, Спасе мой,
Он блещет славою Твоею, —
Но я войти в него не смею,
Но я одежды не имею,
Дабы предстать перед Тобой.
О, Светодавче, просвети
Ты рубище души убогой,
Я нищим шел земной дорогой:
Любовью и щедротой многой
Меня к слугам Своим причти.
П. Вяземский

Это была только надежда, потому что, какое бы добро ни делал сам человек, он не мог исцелить собственную природу. Даже величайшие праведники Ветхого Завета, весь смысл своей жизни положившие на служение Богу, не могли освободиться от греховной порчи. Первородный грех оставался в их сердце, хотя бы подавлялись все его проявления. Поэтому все ветхозаветные праведники по смерти сходили во ад, то есть место, где нет близости к Богу, место тоски и скорби. Однако и там их души хранили надежду на грядущего Спасителя.

Но давайте внимательней посмотрим на человечество, до сих пор живущее вне райских врат.

Человечество вне райских врат

К примеру, этого цветка сосуды:
Одно в них хорошо, другое худо.
В его цветках — целебный аромат,
А в листьях и корнях — сильнейший яд.
В таком же постоянном раздвоенье
И сердца каждодневное биенье.
Однако в тех, где побеждает зло,
Зияет смерти черное дупло.
В. Шекспир, «Ромео и Джульетта»

Читая страницы Ветхого Завета, вы увидите, что в роде человеческом после изгнания прародителей из Рая присутствуют две линии бытия. Обе яркие, насыщенные переживаниями бесчисленного числа людей, — и при этом противоположные друг другу.

Первая — глубокая вера в Бога, скорбь об утраченной близости к Нему и живая надежда на грядущего Спасителя. Об этом свидетельствовали молитвы и жертвы людей праведных.

Вторая — патологическая прогрессия греха. Проказа духовной нечистоты, передаваясь от поколения к поколению, развивается на душевно-телесном естестве людей, захватывает новые живые клетки и умерщвляет их. Потихоньку зло достигает невиданных размеров. Очевидный пример проявления двух указанных тенденций, двух линий бытия, заметен уже в первых детях Адама и Евы. Это известные вам Каин и Авель.

Канн и Авель

Первенцем был Каин, а затем родился Авель. Хотя они жили вместе, однако духовная жизнь братьев развивалась по двум противоположным направлениям. Когда они решили принести жертву Богу, то Авель принес в дар лучшее от своих стад, а Каин — плоды, какие придется. За этим стояло их личное духовное отношение к Богу. Господь видел их сердце, и Он принял жертву Авеля, а жертву Каина отверг. Ведь для Него ценна не величина пожертвований, а чистота доброго сердца.

Говорят, дым от жертвы Авеля вознесся к небу, а от жертвы Каина — стелился по земле. Каину следовало тогда понять, что надо быть более внимательным к своей душе. А он чрезмерно опечалился от зависти.

Господь, желая помочь Каину, сказал: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7). В этих тихих, мирных словах Небесного Отца вы откроете две истины. Во-первых, здесь указывается на глубокое духовное повреждение человека, которое, если не сдерживается, то влечет к совершению злых дел. Во-вторых, Господь не оставляет человека ни в каком искушении и всегда подаст помощь тому, кто хочет господствовать над грехом.

Каин не устоял перед натиском злых помыслов, он отверг призыв Божий. Зависть в отношении близости Авеля к Богу, нежелание самому достичь того же приводят к трагичной развязке: Каин убивает брата.

Быть может, преступные чувства Каина выразил Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери», вложив их в уста последнего:

Нет! не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить — не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой...
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство?
Нет; Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Что пользы в нем? Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Так улетай же! чем скорей, тем лучше.

Это — нетерпимость к духовной высоте другого. Нежелание самому восходить к той же высоте.

Так на земле появляется человекоубийство.

Проклятие ложится на душу Каина, он становится пожизненным скитальцем. Род каинитов — основной проводник нечестия на земле с самого начала существования людей вне Рая.

Потомки Сифа

Надежда на Бога, стремление к добру процветают в потомках еще одного сына Адама и Евы, имя которого Сиф.

Люди жили тогда более 900 лет, ведь они совсем недавно потеряли вечность. У них пока сохранялась хоть малая способность слышать голос Божий (об этом свидетельствует даже пример Каина).

Человечество быстро распространяется.

Потомки Сифа за свое благочестие и служение Богу называются в Священном Писании сынами Божиими. Яркий представитель праведного рода — Енох, который «ходил пред Богом» (Быт. 5: 22), то есть в каждый момент своей жизни хранил в сердце верность Богу, непрестанно помнил о Нем. За это Господь взял Еноха на Небо.

Однако вы знаете, что как дрожжи постепенно заквашивают тесто, так и грех постепенно охватил благочестивый род. Сыны Божий прельстились телесной красотой каиниток. Сифиты и каиниты вступают в браки. Чистый исток сливается с мутной болотной жидкостью. Праведники забывают истинного Бога, перенимают худые обычаи, развращаются.

Поэтому Господь говорит: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6: 3).

Что означают слова: «потому что они плоть»? Поскольку люди положили целью жизни удовлетворение низких, плотских желаний, то Господь назвал плотью самих людей. Человек стал неспособным к принятию Духа Божия.

А зачем Бог сократил дни жизни людей? — и чтобы вразумить их: грех не может подарить человеку вечность; и для того, чтобы за короткий теперь срок жизни человек не натворил слишком много зла.

Тем не менее грех прогрессирует в человечестве подобно раковой опухоли. «Увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» Быт. 6: 5). Эта простая фраза верно описала целую эпоху жизни древних людей. Люди в прямом смысле забыли своего Творца, так что атеизм имеет корни еще в допотопном мире. Мысли людей и чувства их сердца, словно помойная яма, стали вместилищем одних нечистот. Грех достиг своего пика. А ведь Бог видит каждую мысль человека и каждая злая или нечистая мысль, подобно острому ножу, наносит рану человеческой душе.

Богоустановленное достоинство и назначение человека были полностью им же ниспровергнуты. Тогда Господь наводит на землю Всемирный потоп.

Всемирный потоп

Не было ли это слишком жестоко? — Представьте, что кто-то заразился гангреной и его жизни грозит смерть. Лучше ампутировать больную часть тела, чтобы не погиб весь организм. Господь наводит потоп на гниющее грехами человечество. От жизни отсекаются те, кто не захотел противостоять духовной инфекции. В этом был смысл, так как для сохранения хотя бы и единственного прекрасного растения необходимо выполоть множество сорняков, чтобы последние не задавили первого.

Среди людей в то время нашелся один, который «обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6: 8) — Ной. О его жизни Библия выражается в простых и ясных словах: «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6: 9).

Ради того, чтобы вера в Бога, надежда на Спасителя и стремление к добру вообще не погасли на земле, Господь сохраняет одного святого человека и его семью (всего восемь человек: Ной с женой и три сына с женами). В этом катаклизме был спасен не самый сильный или сметливый, а самый праведный.

О ковчеге

Бог повелел Ною соорудить деревянный ковчег определенных размеров. Это было огромное четырехугольное судно наподобие дома, длиной 150 метров (больше современного футбольного поля), шириной 25 метров, высотой 15 метров, в три яруса.

(Заметим, что в XX веке неоднократно производилась реконструкция модели ковчега. Оказалось, что ковчег имел большую вместимость, чем суда с покатыми боками. А сравнительно большая длина ковчега, в шесть раз превосходящая ширину, позволяла выдерживать удары волн и оставаться на плаву.)

Господь повелел взять в ковчег животных каждого вида, по семь пар чистых (которых можно приносить в жертву) и по одной паре нечистых — для сохранения животного мира на земле. Взял Ной также запас пищи для всех на целый год.

Но неужели ковчег был способен вместить такое количество животных и пищи? На самом деле, да. Ученые подсчитали, что вместимость ковчега равнялась 520-ти железнодорожным товарным вагонам. Общая площадь трех палуб ковчега была 8 808 квадратных метров, а полный объем его — 39 500 кубических метров. На размещение пар всех видов животных оказалось достаточно чуть больше половины палубной площади. Остальное место назначалось для запасов пищи и семьи самого Ноя.

Воды потопа

Господь заранее открыл Ною день начала потопа. Ной с семьей ввели в ковчег представителей всех видов животных и птиц. После этого начался сильный дождь, не прекращавшийся в течение сорока суток. Затем вода усиливалась еще сто пятьдесят дней. Можно представить себе весь ужас людей, заставших непрерывное увеличение воды. Очевидно, подобная катастрофа была связана с Божиим воздействием на атмосферу и геосферу того времени.

Здесь есть смысл сделать некоторые уточнения. Как полагают ученые (например, Генри М. Моррис, Джон К. Уиткомб, Джозеф Диллоу), до потопа землю окутывал громадный прозрачный паровой покров. Дождей тогда не было. Как говорит Священное Писание, после сотворения мира «Господь Бог не посылал дождя на землю, ...но пар поднимался с земли, и орошал все лице земли» (Быт. 2: 5-6). Не случайно о радуге в Библии упоминается уже после потопа. Паровой покров создавал на земле равномерную парниковую температуру. То есть климатические условия во всех частях земли были одинаковые.

В данном случае интересны факты находок в полярных районах следов тропических растений и животных. В особенности поразительно обнаружение на северном побережье Сибири и Аляски останков около пяти миллионов мамонтов, замерзших несколько тысячелетий назад. Многие мамонты сохранились почти в полной целости, у некоторых находили на языке недожеванные цветы или стручки бобов. Мамонты были внезапно захвачены резким понижением температуры.

Заморозить огромное животное, причем так, чтобы кристаллы льда не образовались внутри клеток тела, возможно лишь при мгновенном наступлении крайне низкой температуры (100 градусов ниже НУЛЯ). ЭТО могло произойти только при разрушении атмосферного парникового покрова. Сорокасуточный дождь в начале потопа как раз означал разрушение паровой оболочки, а значит, и изменение климата в различных частях земли.

Можно полагать, что дальнейшее усиление воды в течение 150 дней было связано с подъемом, по воле Божией, океанского дна и опусканием материков. На это указывают и геологические данные: в земле присутствует мощный слой глины, илистого наслоения, в котором нет никаких остатков органической животной жизни. Данный слой обнаружен по всей Европе, в Северной Африке и Западной Азии. Он резко отделяет слои каменного века (палеолита) от последующих слоев: неолита, бронзового и железного века. Как полагают ученые (Мортилье, Кювье и другие), это илистое наслоение с морского дна произошло под действием мирового катаклизма, когда суша опустилась ниже уровня океана и воды затопили землю. Безграничные массы воды покрыли вершины самых высоких гор. Это значило, что потоп покрыл буквально всю планету.

Так на земле погибло все живое. Затем вода стала постепенно убывать. На седьмом месяце потопа Ноев ковчег остановился на Араратских горах. В первый день десятого месяца показались вершины всех гор. К концу года вода вошла в свои вместилища.

Весть голубя

Ной выпустил из ковчега ворона, чтобы узнать, сошла ли вода с земли, но птица улетала и прилетала обратно, не находя суши. Потом Ной выпустил голубя, и тот, тоже не найдя суши, вернулся в самые руки Ноя. Через неделю Ной опять выпустил голубя, который на этот раз принес свежий масличный лист, став провозвестником спасения и мира человека с Богом. Выпущенный вновь через неделю, голубь не возвратился, а еще через неделю Ной со всей семьей вышли из ковчега на сушу.

Животные были выпущены, они вновь наполнили землю. Ной устроил жертвенник, то есть место для принесения жертв, и совершил жертвоприношение в благодарность Богу за спасение. Господь благословил Ноя и заключил с человеком завет, обещая, что всемирного потопа больше не будет. Символом этого завета стала радуга. Завет Бога с человеком после потопа означал, что свет истинной веры на земле не погас и что Господь вновь открывает Себя навстречу людям.

Вы, наверное, удивитесь, узнав, что предание о потопе широко распространено в самых различных народах. Английский исследователь Артур Гук обнаружил, что халдеи, финикийцы, вавилоняне, фригийцы, сирийцы, персы, греки и армяне имеют более или менее согласные сказания о потопе.

Повествование фригийцев упоминает Еноха как провозвестника потопа и передает, что он плакал и молился об участи ожесточенных нераскаявшихся жителей допотопного мира. Была найдена древняя фригийская монета, на одной из сторон которой изображался, хотя и грубо, ковчег и буквы N-О, возможно, относившиеся к Ною.

Индия и Китай имеют записи о потопе, при котором спасся некто с семью членами своей семьи. Мексиканцы хранили предание о человеке, сделавшем судно для спасения при надвигающейся катастрофе.

А миф о Гильгамеше, хранимый вначале шумерами, а затем вавилонянами, хотя включает элементы политеизма, однако сохраняет много подробностей о подготовке ковчега (герой повествования носит имя Ут-напиштим), о потопе и как ковчег остановился на вершине горы, о голубе и вороне, хотя добавляет и ласточку; наконец, о жертвоприношении по окончании потопа.

Но наверняка вам теперь не дает покоя вопрос: сохранился ли и где сейчас находится Ноев ковчег?

Где сейчас ноев ковчег?

В Библии сказано, что ковчег остановился на горах Араратских. Большой Арарат — это гора высотой 5165 метров. Вершина почти на километр покрыта льдом. Поэтому, если вы решитесь отыскать ковчег, то это очень непросто. Впрочем, его уже не нужно искать. Ковчег давно найден.

Начнем с глубины веков. Еще в III веке до Р. X. вавилонский и греческий историки писали, что в курдских горах Армении лежит древний ковчег. Люди сдирали с него смолу и использовали в качестве противоядия и амулетов. В I веке по Р. X. иудейский историк Иосиф Флавий в своем труде «Иудейские древности» сообщал, что многие приносили с Арарата частицы ковчега. Об этом же свидетельствовал Феофан Антиохийский в 180 году.

Веками случайные путешественники либо усердные паломники отдирали частицы остова корабля. Но он сохранился.

Уже в XIX веке появилось несколько сообщений о наблюдении остатков ковчега. А турки рассказывали, что даже побывали внутри корабля. Это произошло в 1840 году, когда лето выдалось исключительно жаркое и верх ковчега оттаял. Турки вошли внутрь и видели верхний отсек высотой в пять метров и стойла для животных, остальные отсеки оставались заполненными льдом.

В 1916 году русский авиатор Росковицкий наблюдал ковчег, пролетая около вершины горы. Император Николай II снарядил экспедицию Академии наук, путь которой прокладывали пятьсот солдат. Корабль был найден, измерен, сфотографирован. Эти материалы были отвезены в Академию, но дальнейшая их судьба нам неизвестна.

Подобным образом в 1940-х годах один из летчиков, пролетая над Араратом, заметил на ее вершине остатки колоссального корабля, вмерзшего в высокогорное озеро.

В начале 50-х годов альпинисты предприняли две попытки отыскать Ноев ковчег, но снежные бури воспрепятствовали успеху. Поиск затруднялся и тем, что Арарат находится на стыке границ трех государств, заключивших договор о запрещении подниматься на гору.

Наконец, в 1955 году французский альпинист Фернан Наварра вместе со своим одиннадцатилетним сыном взошел на вершину горы. Он нашел ковчег вмерзшим в лед горного озера на высоте 5 километров и сумел вырезать кусок обшивки корабля. Его экспедиция проводилась без официального разрешения. На обратном пути Наварра был обстрелян пограничниками и арестован. Однако он смог доказать свое незнание о запрете посещать это место и был благополучно отпущен. Ему оставили все фотопленки и даже вырезанный кусок, который военные приняли за топливо.

Кусок ковчега подвергли радиоактивному анализу в нескольких странах. Результаты показали возраст постройки: около пяти тысяч лет. После Фернана Наварры на Арарат поднимались еще несколько экспедиций, приносивших новые свидетельства и куски обшивки. Это продолжалось до середины 70-х годов, когда турецкое правительство запретило подъем на гору.

А американский космонавт Джеймс Ирвин, включившийся в новые поиски ковчега в 1982 году, сказал: «Если пребывание на Луне заставило меня серьезнее оценить красоту Земли, этого Божиего дара, дающего возможность поддерживать жизнь, то восхождение на гору Арарат помогло мне лучше осознать покровительство Всевышнего Своему народу в этом мире и Его осуждение за грехи не только людей времен Ноя, но точно так же и сегодняшнего поколения».

Окончание >>>

Категория: Закон Божий 21 беседа | Добавил: о_Михаил (09.11.2010)
Просмотров: 609
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz