Приветствую Вас ГостьЧетверг, 25.04.2024, 14:42

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Каталог статей

Главная » Статьи » Закон Божий 21 беседа

15. Тайна земной жизни Христа
(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Однажды известного вам писателя-фантаста Герберта Джорджа Уэллса (1866-1946) спросили, какая историческая личность оставила самый заметный след в истории человечества. Уэллс ответил: «Иисус, вне всякого сомнения, занимает первое место». А великий Эйнштейн на прямой вопрос корреспондента, признает ли он историческое существование Христа, сказал: «Бесспорно! Нельзя читать Евангелие, не чувствуя действительного присутствия Иисуса. Его личность пульсирует в каждом слове. Ни один миф не наполнен такой жизнью... Лучезарный образ Иисуса произвел на меня потрясающее впечатление. Никто так не выражался, как Он. Действительно, есть только одно место на земле, где мы не видим тени, и это Личность — Иисус Христос. В Нем Бог открылся нам в самом ясном и понятном образе. Его я почитаю».

Но здесь немножко остановимся. А какое дело, спросите вы, лично нам до высказываний писателей и ученых?

Действительно, не будет пользы изучать Евангелие, если нет желания личной встречи со Христом в тайниках собственной души. Познание Христа возможно только с принятием Самого Христа.

Если же кто желает такого познания, тому предлагаем вопрос: почему Спаситель не стал императором?

Почему Спаситель не стал императором?

Ведь Он — воплотившийся Всемогущий Бог, мог бы просто взойти на трон, наказать поступающих нечестно, дать совершенное законодательство, мудро обеспечить благоденствие, так что не осталось бы голодных, войны были бы пресечены, наука, искусство, медицина процветали бы... Тогда Христос был бы более понятен человечеству... Или?..

В одной стране жил царь. Как-то раз он созвал приближенных и спросил: «Как ко мне относится народ, любит ли он меня?» В ответ послышались похвалы и самые лестные эпитеты в адрес царя. Властитель остался доволен. Но вскоре к нему подошел бедный, но мудрый человек и сказал: «Царь! Если хочешь узнать, насколько в действительности ценят тебя, сойди с престола, оставь охрану, сними драгоценности и в бедном одеянии пройдись хотя бы день по городу». Правитель пришел в гнев, однако совесть стала принуждать его последовать совету.

В одежде нищего царь с одним верным слугой вышел в город. Что же открылось им? На рынке царь услышал, как многие выражают недовольство его правлением. На улицах встречались огорченные и притесняемые. Когда же стемнело, властитель подошел к домам приближенных и стал стучаться: «Пустите, я — царь ваш». Выглядывая, видя облаченного в нищие одежды, вельможи не узнавали своего царя и говорили: «Наш царь во дворце, весь в богатстве, с охраной!» Только бедняк пустил правителя в свою жалкую хижину на ночь.

На следующее утро царь вернулся на трон и вновь вызвал приближенных. «Помните ли того одетого в бедные одежды, который стучался к вам ночью? — обратился он к ним. — Это был я. Теперь мне понятно, что на самом деле вы любите не меня, а мое положение, и восхищаетесь не моими достоинствами, как личности, а царскими властью, силой, богатством».

Итак, мирскому могуществу человек подчиняется по необходимости, а не добровольно. И если бы Христос стал земным владыкой, то люди, конечно, преклонились бы пред Ним.

Но открыли бы они Ему свое сердце?

Кто откроет свое сердце Христу?

Допустим, кто-то полностью обеспечит благоденствие людей. Но человечество устремится к такому, будучи подкуплено сладостью временных благ, сердце их останется прежним — жестоким, гордым, похотливым. Зверь, накормленный добродушным хозяином, на время перестает озираться по сторонам. Но когда-то неисправленный животный инстинкт проявится, потому что зверь так и остался зверем. Никакой государственный закон не запретит завидовать, гордиться, служить демонам. Господь для того и пришел, чтобы изменить сердце человеческое — очистить, возвысить, освятить. Для этого не требуется земное могущество, авторитет, власть, сила. Исцеляет душу Божественная благодать, а Христос — Источник этой благодати.

Ценно добровольное, свободное обращение к Спасителю. И обратится к Нему только тот, кто искренно ищет вечного небесного счастья.

Наполеон Бонапарт (1769-1821) в конце жизни писал: «Александр Македонский, Август Кесарь, Карл Великий и я сам основали громадные империи. А на какой основе состоялись эти создания наших гениальностей? На основе насилия. Лишь один Иисус Христос основал Свою империю любовью... И будьте уверены, что все они были настоящими людьми, но никто из них не подобен Ему; Иисус Христос больше, чем человек... На расстоянии тысячи восьмисот лет Иисус Христос предъявляет трудное для выполнения требование, превосходящее все другие требования. Он просит человеческого сердца... Он, безусловно, требует его и непременно выполняется Его требование. Чудно! Все, которые веруют в Него, испытывают замечательную любовь к Нему... Время, этот великий разрушитель, не в силах погасить это святое пламя... Вот это довольно убедительно доказывает мне Божество Иисуса Христа».

Предтеча Господень

О жизни Спасителя до тридцати лет нам почти ничего неизвестно. Христос не являл Себя миру, пока Его человеческое естество не достигло зрелости. Только с этого возраста, согласно ветхозаветным постановлениям, мужчине дозволялось учительствовать. Господь не нарушил никаких постановлений. Богочеловек лишь наполнил их новым духовным смыслом. Уже полгода, как иудеи слушали проповедь человека необычайной духовной силы — Иоанна Крестителя. Этот величайший в истории святой с детских лет жил в пустыне. Его отца убил царь Ирод за то, что он не отдал младенца на казнь. Помните, царь приказал убить всех детей возрастом до двух лет, желая погубить родившегося Христа. Мать Иоанна унесла ребенка в безлюдное место и через некоторое время умерла.

В пустыне Иоанн пребывал в непрестанной молитве и строгом посте. Он питался диким медом, который, поверьте, очень горек, и акридами — верхушками особого растения. Одежда его была грубая — из верблюжьего волоса; он носил кожаный пояс, как символ готовности на служение Богу и умерщвления греховных пожеланий.

Иоанн Креститель все телесные чувства подчинил душе. Он представлял собой резкую противоположность современным ему наставникам и руководителям еврейского народа.

Крещение покаяния

Иоанн был назван Предтечей Христа, потому что он предшествовал Господу Иисусу. В каком же смысле он предшествовал? Предтеча возвещал о скоро грядущем Спасителе, а чтобы сердца людей были готовы принять Его, взывал: «Покайтесь! Ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2).

Что такое Царство Небесное? К сожалению, в основном люди понимают духовное только посредством чувственных образов. Но трудно небесное объяснить земным. В земных царствах правят люди, часто несовершенные, немощные и порочные. А Небесным Царством правит Бог — Само Добро, Любовь и Истина. Это Царство приблизилось с Воплощением Сына Божия. Но войти в него могут только люди с чистым сердцем, почему Иоанн и говорил: «Покайтесь!»

К Иоанну приходили толпы людей самых разных сословий, исповедуя свои грехи. «И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же». Обратите внимание, что слова Предтечи вполне соответствовали его жизни.

«Пришли и мытари (сборщики податей) креститься и сказали ему: учитель! Что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам» (то есть Предтеча явно не одобрял коррупцию).

«Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (собственно воинское служение не было порицаемо) (Лк. 3: 10-14).

В знак того, что грядущий Господь очистит души людей, Иоанн крестил приходящих, то есть погружал в воды Иордана. При этом Креститель возлагал руку на голову погружаемого и молился, чтобы Господь в будущем спас этого человека. Как вода очищает тело от грязи, так и Христос Своей благодатью очистит душу кающегося человека. «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:8), — говорил Предтеча людям о Спасителе.

Крещение Предтечи еще не было тем святым Таинством Крещения, которое, надеемся, приняли все вы. Крещение Иоанна являлось духовной подготовкой людей к принятию Христа. Для этого требовалось раскаяние человека в своих грехах. Отсюда крещение Иоанна называлось крещением покаяния.

Согласно свидетельству Иосифа Флавия, «народ, восхищенный учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве».

Богоявление

Наконец, среди пришедших ко Крестителю, показался Тот, Кто не имеет нужды в покаянии, потому что Сам отпускает грехи, — то есть Иисус Христос. «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3: 14) — вопросил Его Иоанн. Никакая человеческая праведность не сравнится со святостью Богочеловека. Но Господь отвечает: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15).

Правда — это все, что от Бога, ибо праведен в собственном смысле только Бог. Бог повелел Иоанну крестить людей, и этому следовало повиноваться. А поскольку Христос был не только Сын Божий, но и человек, то, как человек, Он должен был исполнить все, что повелел Бог. Вместе с этим Господь принимает крещение от Предтечи, дабы показать, что Он не чуждается падшего человечества и что пришел, дабы взять грехи людей на Себя.

«Не для Своего очищения и освящения приходит Спаситель креститься в воде, но чтоб Собою освятить воду и соделать ее очистительного от скверн греховных для всех грешников в спасительном Таинстве Крещения» (митрополит Филарет (Амфитеатров) 1857).

Под небом знойной Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную нежна
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой:
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо здесь чертог
И явлен Триединый Бог.
И. Лебединский

«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился, — отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3: 21-22).

Почему Дух Святой сошел в виде голубя? Потому что эта птица всегда была символом чистоты, невинности, незлобия и кротости. А Дух Святой делает душу человеческую чистой и мирной. Но разве на Христе не было ранее Духа Святого? Конечно, был. Это схождение было необходимо, чтобы люди узнали во Христе Сына Божия. Так Бог Троица явил Себя миру. Явил не в том смысле, чтобы люди просто согласились, что Бог вообще есть. Но Господь показал, что теперь Он находится рядом с нами, так как Его возлюбленный Сын причастен человеческому естеству. И как у Иордана Спаситель стоял посреди кающихся грешников, так и во все времена, каков бы ни был грешник, если он кается — с ним Сам Христос.

Сорокадневная гора

Во Христе Бог стал настолько близок людям, что даже понес те искушения, которым обычно подвергают человека падшие духи. После крещения Господь удалился для молитвы в пустыню. (Ведь и вы, если захотите молиться, вряд ли пожелаете, чтобы за вами кто-то при этом наблюдал.) Спаситель пришел к высокой, бесплодной и обнаженной горе, которая теперь называется Сорокадневной, или горой Искушения. Ее мрачные, крутые скалы покрыты множеством пещер.

В этой дикой, безотрадной местности Христос сорок суток ничего не вкушал, соблюдая строжайший пост. Евангелие упоминает, что в это время Он «был со зверями» (Мк. 1: 13), то есть дикие животные признали в Спасителе своего господина и царя. Ведь Он не нес с Собой зла, ибо Бог есть Любовь.

Из истории Церкви известно множество случаев, когда дикие животные повиновались христианам. Из среды древнехристианских подвижников приведем следующие примеры.

Авва Павел, родом из Нижнего Египта, живший в Фиваиде, смело брал в руки керастов (африканское пресмыкающееся), скорпионов и змей. Однажды его спросили: «Скажи нам, авва, что сделал ты, что получил такую благодать?» Авва ответил: «Простите меня, отцы. Кто приобретает чистоту, тому все будет повиноваться так же, как все повиновалось Адаму в Раю, когда он еще не преступил заповеди».

Некий старец по имени Бен отличался удивительной кротостью. Однажды гиппопотам стал опустошать близкие по соседству местности. Земледельцы просили старца о помощи. Бен, придя к огромному зверю, сказал: «Именем Иисуса Христа запрещаю тебе опустошать эту землю!» Гиппопотам бросился бежать и более не возвращался. В другой раз старец так же прогнал крокодила.

Как ни удивительно, но более всего чудес было со львами. Не случайно это животное называется царем зверей. На Синае отшельник авва Сергий был назначен присматривать за лошаками. Когда он шел с ними, то на пути вдруг залег лев. Лошаки, а равно их погонщики, в ужасе разбежались. Тогда авва Сергий, взяв хлеб, подошел ко льву и сказал: «Прими благословение отцов и уйди с дороги, чтобы пройти нам». Лев взял хлеб и удалился.

В местности аввы Юлиана Столпника некий лев пожирал туземцев и странников. Старец повелел ученику: «Отправляйся за две мили отсюда к югу. Ты найдешь там лежащего льва. Скажи ему: "Смиренный Юлиан именем Иисуса Христа, Сына Божия, повелевает тебе удалиться из этой местности"». Ученик выполнил сказанное, и лев ушел.

Один старец на Иордане в знойное время вошел в пещеру, а там оказался лев, который стал рычать. Старец сказал ему: «Что оскорбляешься? Места достаточно и мне и тебе. Если же не хочешь, встань и выйди». Лев, не стерпя, вышел.

Среди львов бывали и достаточно культурные. Авва Иоанн шел по тесной дороге между двух изгородей, покрытых колючими растениями.: Навстречу ему показался лев. Они приблизились друг ко другу. Видя, что святой не собирается уступать или возвращаться, лев встал на задние лапы и прижался к изгороди. Старец смог пройти, слегка задев спину льва. Зверь тоже пошел своей дорогой.

Целая история со львом случилась у преподобного Герасима Иорданского. К нему лев пришел сам и стал ухаживать за ослом: пасти, приводить и уводить на пастбище. Однажды, когда лев спал, сарацины-купцы украли осла. Преподобному Герасиму сказали, будто осла растерзал лев. Старец в наказание заставил животное доставлять воду для монастыря. В один момент лев увидел тех самых купцов-сарацинов и с ними осла. Конечно же, осел был возвращен монахам. За это преподобный отпустил льва и тот приходил раз в неделю поласкаться к старцу. Но наступила кончина жизни святого Герасима. Лев, не найдя своего благодетеля, стал громко рычать. Его привели к могиле святого. Жалобно прорычав, лев окончил здесь свою жизнь.

Может быть, вам кажутся эти случаи невероятными. Но вот что произошло в нашей стране уже в XX веке. Да, в России нет львов, зато у нас есть медведи.

Митрополита Кирилла Казанского безбожники везли в ссылку. Стояла зима. В одну ночь митрополита выбросили из вагона на полном ходу поезда. Он упал в сугроб и не разбился. Кругом лес. Долго шел владыка по снегу и, выбившись из сил, сел на пень. Наконец почувствовал, что окончательно замерзает и стал читать себе молитвы на исход души. Вдруг видит: к нему приближается что-то очень большое и темное, всмотрелся — медведь. «Загрызет», — мелькнула мысль. Но деваться было некуда. А медведь подошел, обнюхал сидящего человека и спокойно улегся у его ног. Повеяло теплом, медведь повернулся к митрополиту животом и уснул. Святитель не выдержал, лег рядом с медведем и прижался к теплому животу. Чтобы согреться, он поворачивался то одним, то другим боком к зверю, а медведь обдавал его горячим дыханием. С рассветом митрополит услышал далекое пение петухов. Значит, где-то есть жилье. Пытаясь не разбудить медведя, он встал. Но зверь тоже поднялся и вразвалку побрел к лесу. Владыка вскоре дошел до деревни, где и оставался, пока его вновь не сослали.

Но почему пост длился сорок дней?

Число 40 в Священном Писании напоминает или наказание за грех (так, 40 дней лил дождь во время потопа, 40 лет евреи странствовали в пустыне), или покаяние (40 дней постились жители Ниневии для избежания наказания), или подготовку к особому служению (40 дней постился Моисей перед принятием от Бога заповедей).

Христос соблюдает строгий пост для победы над искусителем.

Его человеческое естество пришло в крайнюю степень голода и изнурения сил. Богочеловек мог бы не допускать этого, но ради нас несет бремя человеческих немощей.

Тогда-то «и приступил к нему искуситель» (Мф. 4: 3) с тремя искушениями, на которых обычно попадается каждый из нас.

Первое искушение

«И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лк. 4: 3). Дьявол предлагал угодить своему чреву. Первое искушение олицетворяет подчинение чувственным наслаждениям.

Казалось бы, что за грех: претворить камень в хлеб? Тем более, когда все внутри сгорает от голода. Но все дело в том, что это предлагал лукавый дух. Послушаться дьявола в чем бы то ни было, есть уже величайший грех.

Есть сказание о некоем египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, если только он совершит один какой-либо из трех грехов: убийство, блуд или пьянство. Пустынник подумал: «Человека убить — страшно. Совершить блуд — стыдно. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном». Взяв свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчемницу (что-то вроде пивного бара) и напился. По сатанинскому действию, случилось ему беседовать с бесстыдной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Тут пришел муж этой женщины и, догадавшись о грехе, стал бить пустынника. Тот начал драться и, не желая, убил его. Так, начав с пьянства, пустынник совершил блуд и убийство и погубил свой многолетний духовный труд. Только после долгого покаяния ему было дано от Бога прощение.

Верхушка айсберга представляется маленькой, основная громадина льда скрывается под водой. Так и демон вначале предлагает человеку, как кажется, безобидное («ты только посмотри туда», «только разок попробуй»), но таит за этим самые ужасные последствия.

Злое дерево злые приносит плоды,
Что бывают и добрых не хуже на вид...
Не пускай меня, Боже, в такие сады,
Где под сластью плодов яд погибели скрыт!
В. Афанасьев

Господь мгновенно отсекает предложение лукавого: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4: 4). Так Он исправляет ошибку Адама и Евы, доверившихся первому слову змия. Истинная жизнь — в следовании воле Божией, даже если под грозой находится наше телесное благополучие.

Заметим, что Христос творил чудеса только ради спасения других, страждущих, а никак не Себя.

Он добровольно терпит все страдания и лишения, при этом Его человеческая воля неуклонно следует воле Божественной.

Второе искушение

Дьявол же спешит со следующим искушением. Поставив Господа на самую высокую точку горы, он во мгновение времени показал все царства вселенной: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4: 6-7).

Это было искушение властью и богатством. Дьявол желал смутить дух Спасителя, представив, будто все существующее принадлежит лукавому. Но Господь отвечает: «Отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Лк. 4: 8).

Даже если все вокруг — враги Истины, нет оснований отрекаться от нее. Когда в Чечне нашим пленным солдатам предлагали просто снять крестик (а значит, отречься от Христа, поклониться лукавому) и получить за это жизнь и блага материальные, то находились те, кто не соглашался. Они умирали героями и мучениками. Но и поддавшиеся искушению тоже погибали. Дьявол не позаботится о благополучии своих поклонников, он хочет одного — лишить человека вечного счастья.

Евгений Родионов попал в плен в феврале 1996 года, когда чеченская война была в самом разгаре. Десять месяцев мать искала сына. Он был убит под Бамутом после трех месяцев плена в день своего рождения, когда ему исполнилось 19 лет. Чеченцы указали его могилу за огромные деньги. Мать опознала тело сына по нательному крестику...

Пленным солдатам было сказано: «Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином». Были случаи, когда солдаты не выдерживали или отрекались от веры только для вида. Но за этим их принуждали отрекаться от матери, расстреливать других солдат и т. д. Евгений от этого отказался. Его жестоко избивали, три месяца подвергали издевательствам и пыткам. Наконец, ему отрубили голову. Поразительно, но даже с мертвого они так и не сняли крестик.

Тело Евгения было привезено матерью на родину 20 ноября — в день памяти святых мучеников Мелитинских, которым за отказ отречься от Христа также отсекли головы. Один из мучеников, кстати тоже воинов, носил имя Евгений.

Ровно через три года и три месяца после смерти Евгения его убийца жалким образом погиб в Грозном.

Продолжение >>>

Категория: Закон Божий 21 беседа | Добавил: о_Михаил (22.11.2010)
Просмотров: 723
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz