Приветствую Вас ГостьПятница, 29.03.2024, 10:41

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Каталог статей

Главная » Статьи » Закон Божий 21 беседа

21. Последнии судьбы мира
(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Всеобщее умножение греха

Весь видимый мир подобен пирамиде, вершину которой увенчивает человек. Ниже его находятся животные, далее растительный мир, силы природы и неодушевленная материя. Причем эта пирамида такова, что ее прочность зависит не от основания ее, а от вершины. От поведения человека зависит состояние остальных форм мироздания. Достаточно поразить вершину, и вся пирамида начнет разрушаться.

В 79 году по Р. X. огненная лава Везувия покрыла Помпею. Сохранилось предание, которое находит причину такой катастрофы в противоестественных грехах местных жителей. В древности люди знали, что стихийные бедствия постигают мир как наказание за грехи.

В мироздании существует закономерность: добро духовно омолаживает и созидает, зло приводит в совершенную дряхлость. Испорченность человеческого сердца влечет окружающий мир к старению и смерти.

С 80-х годов XX века на планете Земля каждый день исчезает по одному виду или подвиду животных. По расчетам ученых, природных ископаемых хватит лишь до середины наступившего века. Разрушение окружающей среды растет в геометрической прогрессии. Едва появляясь на свет, люди начинают истреблять друг друга и тот мир, в котором живут.

История свидетельствует, как в человечестве с культурным развитием и научными достижениями одновременно развивается грех, каких колоссальных размеров он достигает. Грех и зло проникают с человеком везде: от расщепления атома до освоения космоса. Мы постоянно совершенствуем орудия собственного уничтожения. А рост цивилизации все более сосредоточивается на удовлетворении самых низких страстей.

Военным ведомствам известно, что страна становится стратегически слабой тогда, когда подорваны ее нравственные устои. Это можно отнести ко всему человечеству: чем менее в нем духовной чистоты, тем ближе оно к полному растлению и собственной гибели.

Когда в людях до предела оскудеют чистота и святость, когда добрые качества души: искренность, любовь, честность, верность — станут восприниматься как безумие, тогда мир приблизится к своему концу.

Полный переворот духовных ценностей на земле обнаружится со всей силой при воцарении антихриста, того, кто станет единоличным политическим и религиозным правителем мира, выдаст самого себя за бога и потребует поклонения себе как спасителю мира.

Личность антихриста

Однажды Спаситель заповедал ученикам: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят» (Мф. 24: 3-5). Как в разлагающемся трупе появляются черви, так и общество, утратившее чувство истины, рождает лжехристов и лжепророков, новых религиозных вождей.

В 80-х годах XX века некто Сергей Тороп, бывший сотрудник ГАИ города Минусинска, объявил себя Иисусом Христом (еще он называет себя Виссарионом). Он открыто выступал по телевидению, ездил по всему миру, призывая следовать за ним. Возле Торопа собрались толпы почитателей, которые бросали родных и близких, продавали дома и квартиры, приносили в дар «мессии» все свои средства.

Известен также Секо Асахара — глава секты Аум Синрикё. В своей книге «Провозглашаю себя Христом» Секо заявляет, что никогда не читал всего Нового Завета, но, прочитав только Апокалипсис, понял, что является Иисусом Христом. У него много последователей в Японии, Америке, Австралии и России.

Тем же путем идет Сан Мюн Мун, заявляя: «Я есть тот, которого вы ждали».

Наверное, многие помнят и Марину Цвигун, комсомолку-активистку, называвшую себя «Марией Дэви Христос», чьи портреты в белом покрывале пестрили на улицах и перекрестках.

Подобные лжехристы, которые были и раньше и, наверняка, будут еще, являются лишь слабыми предтечами антихриста.

Имя антихриста связано с жесточайшими гонениями, которые обрушатся на христиан. Это случится при всеобщем отступлении от веры истинной, когда безнравственность людей достигнет апогея.

Что же затаит в себе эта страшная личность?

Антихрист попытается обманом соединить все веры в одну мировую религию и провозгласит богом самого себя. Из всех государств он создаст одну тоталитарную сверхдержаву, став всемирным правителем. Его гнет будет облечен в утонченные формы лукавства, а дьявол даст ему силу совершать невиданные чудеса. Зло, живущее в роде человеческом, достигнет в антихристе предельной вершины своего развития.

Он попытается скопировать некоторые события из жизни Господа. Но сходство будет внешним и обманчивым. Так, о матери антихриста будут думать, что она девственница, тогда как она окажется исполненной противоестественных пороков. Какое-то время антихрист будет жить в неизвестности, а затем обнаружит себя проповедью нового учения и чудесами.

Его слово станет гипнотизировать людей, а чудеса при содействии дьявола окажутся высшей степенью иллюзионизма. Всем представится, что силой этого «уникального» человека мертвецы воскресают, хромые ходят, слепые прозревают, что он способен даже низводить огонь с неба!

В антихристе увидят добродушного, ласкового, мудрого, справедливого человека, способного завоевать симпатию всех людей. В момент мирового кризиса, когда человечество придет в тупик от постоянных потрясений и войн, антихрист предложит удивительное, «мудрое» разрешение ситуации. Измученные, все с трепетом примут его проект единообразного политического и социального строя во всем мире. Но на этом пути к новому, небывалому счастью необходимо будет исполнить одно совсем маленькое условие. Надо будет всего лишь признать царем, спасителем и богом самого антихриста и принять его имя или число имени — знак «три шестерки» — на свой лоб или правую руку.

В произведении Достоевского «Братья Карамазовы», в сцене о великом инквизиторе, есть такая фраза: «Видишь ли сии камни в этой нагой раскаленной пустыне? Обрати их в хлебы, и за тобой побежит человечество как стадо, благодарное и послушное, хотя и вечно трепещущее, что ты отымешь руку свою и прекратятся им хлебы твои». Не правда ли, это так похоже на ценности тех, кто потерял Бога?

Голодные и уставшие, духовно ослепшие люди выстроятся в очереди для вступления в рабство человеку, одержимому дьяволом. «И он сделал то, что всем — малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 16-17).

Существуют цветы, которые приятным благоуханием зазывают насекомых в лоно своих лепестков, но как только несчастные прикасаются к сладкой пыльце, лепестки захлопываются, превращаясь в желудок. Человечество, которое тысячелетиями горько обманывалось желанием построить счастье на земле, в последний, самый ответственный момент своей истории еще раз откажется от Неба. Приняв печать, люди станут словно безвольные, заколдованные.

А что же антихрист? Воссев на троне в специально выстроенном храме, он откроет свое истинное лицо и выступит беспощадным гонителем всех, кто не согласился поклониться ему как богу. Таковые окажутся полностью без средств существования. Кто не привык к воздержанию, не имеет духовной стойкости, вынесет ли подобное испытание?

Христиан станут умерщвлять, книги Священного Писания уничтожать, богослужение искоренять или извращать. В душах людей поселятся глубокая тоска и безысходность. От нас еще сокрыт весь ужас того времени, но Господь возвестил, что ради спасения избранных Он сделает краткосрочным царствование антихриста (Мф. 24: 22).

Предполагается, что его владычество продлится три с половиной года. В последние дни мнимое благоденствие, созданное рукой богоборца, обернется мировой разрухой, катаклизмами и голодом. Люди, жестоко обманутые, придут к нему в язвах, голодные и измученные, и обнаружат, что он не в силах им помочь. Какой же был смысл принимать его печать и поклоняться ему как богу?..

Второе пришествие Христово

Внезапно, когда человечество уже отчается ждать, когда оно будет пресыщено самозванцами,   наступит  Второе  Пришествие Христа. День и час этого события неизвестны (Мф. 24: 36). Господь премудро сокрыл их, чтобы люди всегда были готовы к встрече Его. Если в первый раз Спаситель приходил на землю в немощи и смирении — нес поругания, страдания и принял смерть от злодеев, то во второй раз Он явится во всей Своей Небесной славе. Он придет как Судья и Владыка, в сопровождении бесчисленного сонма ангелов.

«Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого« (Мф. 24: 27). Второе Пришествие Христа будет видно не в одном каком-либо месте, но сразу станет очевидно для всех. Никто не сможет укрыться от Господа, каждый окажется открыт перед Ним.

Как пух обращается в пепел от малого прикосновения к огню, так в одно мгновение с пришествием Истинного Христа рухнет держава антихриста. Многовековое древо зла, от эпохи к эпохе крепчавшее все новыми грехами и пороками, обратится в труху, окажется ничтожным и жалким в свете пришедшего Добра.

Для тех, кто любит Господа, Его Пришествие станет долгожданной встречей, исполнением надежд, прекращением тягостей и испытаний. Кто же больше привязан к миру и погружен во грехи, тому явление Господа будет мукой души, угрызением совести.

Всеобщее воскресение

День Второго Пришествия Спасителя станет последним днем земной истории. Для этого все должны будут предстать пред Господом. Христос победил смерть Своим Воскресением, и это Воскресение Он приносит в дар людям — в них Он восстановит райскую гармонию души и тела.

Действием Божественного Всемогущества воскреснут тела всех умерших людей. Священное Писание утвердительно говорит об этом: «Будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян. 24:15). Как в природе осенью все замирает, а с наступлением весеннего тепла пробуждается и оживает, так и в тот день оживут люди всех времен и поколений.

Однажды ученого Ньютона, который был верующим, спросили, как Бог может воскресить людей, когда их тела давно истлели, рассыпались в прах и перемешались с землей. Ньютон на это предложил такой опыт: взял землю, насыпал в нее металлической пыли, перемешал, а затем поднес магнит, и пыль сама отделилась от земли. «Если нам, — сказал Ньютон, — легко это сделать, то Богу, Который из не-бытия в бытие привел весь мир, нет никаких затруднений воскресить людей».

Восстановится тело каждого человека и примет тот вид, какой был у него при земной жизни. Вам известно, что гусеница умирает, завернувшись куколкой, но через некоторое время она покидает свою могилку с блестящими пестрыми крыльями, полная сил и красоты. Умерла гусеница, а воскресла прекрасная бабочка, парящая над землей. Так и у воскресших тел будут новые свойства: праведники станут нетленными, бессмертными, свободными от физических потребностей и недоступными воздействию внешних стихий.

Тела людей, которые застанут живыми тот великий день, также изменятся, станут легкими и нетленными.

Страшный Суд

Наступит Страшный Суд, который определит окончательную участь каждого человека. Но разве не правы те, кто учит о реинкарнации (перевоплощении), о том, что если человек жил плохо на земле раз, ему будет дана возможность исправиться в следующей жизни? Ах, дорогие! Если бы вы исследовали истоки такого учения, то поняли бы, что после плохой жизни человек не имеет возможности исправиться, потому что становится свиньей или чем еще хуже. В постоянных перерождениях личность утрачивается, душа не помнит, что было, и забудет, что есть сейчас.

Учение о реинкарнации — это полное обессмысливание той реальной жизни, которая нам дана.

 Почему же некоторые принимают такое учение? В основном потому, что потеряли ценность действительной жизни. Утратив значимость дарованного времени, человек начинает гадать: может, в следующий раз стану счастлив? Словно это размен монет — вдруг вытащу подороже. Или тусовка карт — авось выну лучшей масти.

Поверьте: дай такому человеку тысячу жизней, ему будет все мало, недостаточно, несчастливо! Почему? Потому что перед лицом вечности и десять лет, и сто, и тысяча, и десять тысяч одинаково незначительны. А кто не ценит то, что уже дано, тот и большего ценить не станет. Если жизнь бессмысленна сейчас, то она будет бессмысленна и потом, и через тысячу лет, и на протяжении бесчисленных жизней, которые все становятся словно дешевые камушки на нитке — бусы, надетые на шею без самого главного, — без головы.

Каждый человек — это единственная и неповторимая личность, созданная Богом для одной жизни — вечной. Эта личность не может перестать быть собой и потому не может перевоплотиться. Создатель привел каждого в бытие тогда и там, как это лучше для данного человека. Перед лицом любого родившегося открывается вся полнота и бесконечность жизни.

Есть замысел Божий о каждом из нас, у каждого есть свое, Богом определенное назначение: кто исполняет его, тот ощущает в жизни смысл, радость, счастье. Только отвергший Божий замысел переживает глубокую внутреннюю пустоту, завидует жизни других людей.

Один краткий миг способен доставить вечное счастье, если этот миг проникнут всецелым обращением к Богу. Не это ли случилось с благоразумным разбойником? И человек способен быть счастлив не только там, за порогом смерти, но уже здесь, в жизни земной. А ради этого стоит бороться с грехом, со всем недобрым, что бывает в душе.

В том-то и есть опасность веры в реинкарнацию, что она усыпляет бдительность человека в настоящей, реальной жизни. С таковым произойдет то, что случилось с самонадеянным лекарем из сказки Братьев Гримм «Смерть в кумовьях»:

«Она (смерть) схватила его своей ледяной рукой так крепко, что вырваться он не мог, и повела его в подземную пещеру. Он увидел там тысячи тысяч свечей, горящих необозримыми рядами. Одни из них были большие, другие средней величины, а были и совсем маленькие. Каждый миг одни гасли, а другие зажигались, и казалось, что огоньки все время меняют место и скачут то туда, то сюда.

      Видишь, — сказала смерть, — это людские свечи жизни. Большие — это свечи детей, средние — семейных людей в их лучшие годы, а маленькие — стариков. Но часто и у детей, и у людей молодых бывают только маленькие свечечки.

      Покажи мне мою свечу жизни, — сказал лекарь, думая, что она у него еще достаточно большая.

И указала смерть на маленький-маленький огарочек, который вот-вот готов был погаснуть, и сказала:

      Видишь, вот это твой.

      Ах, милая крестная, — сказал испуганный лекарь, — сделайте милость, зажгите мне новую, чтобы мог я насладиться жизнью, чтобы сделался я королем и мужем прекрасной королевны.

      Не могу, — молвила смерть, — прежде чем загореться новой, одна свеча должна погаснуть.

      Так поставьте мою старую свечку на новую, и она будет продолжать гореть, когда догорит старая, — упрашивал лекарь.

Притворилась смерть, будто хочет исполнить его желание, принесла новую, большую свечу; но она хотела ему отомстить и, когда ставила новую свечу, уронила будто невзначай огарок, и он погас. И тотчас лекарь упал наземь и попал теперь сам в руки к смерти».

В воскресших, преобразившихся людях будет видно, какую духовную жизнь они вели. Тогда «одни уподобятся свету, другие тьме» (святой Ефрем Сирин). Тела людей, старавшихся жить с Богом, будут чистыми, светоносными, сияющими, а тела противников Господа окажутся черными и страшными.

У воскресших откроются такие способности памяти, что они вспомнят все грехи, которые совершили делом, словом и мыслью. Более того, в тот день обнаружится пред всеми, что каждый носил в своей душе и что совершал. Станет ясно, как в зеркале, кто искренно творил добро, а кто был служителем зла.

 

О, как они, смутясь, поникнут долу,
Цари могучие земли,
Когда к Всевышнему Престолу
Они предстанут в прахе и пыли!
 
Дела и мысли строго разбирая,
Воссядет Вечный Судия,
Прочтется книга роковая,
Где вписаны все тайны бытия.
 
Все, что таилось от людского зренья,
Наружу выплывет со дна,
И не останется без мщенья
Забытая обида ни одна!
А. Апухтин

 

Так будет совершаться Страшный Суд, определяющий последнюю, вечную участь человека.

Суд Божий — это не формальное взвешивание злых и добрых дел — «что перевесит», а выявление духовного итога жизни, к чему же человек склонился — к Богу или к вечной тьме.

Великое горе постигнет тех грешников, которые не успели очистить свою душу покаянием.

Жизнь в вечности

Одна древняя легенда повествует, как возле горы Ай-Петри в Крыму жили старик со старухой. Они были так бедны, что им не на что было подготовить собственные похороны. Старик решил пойти в лес, набрать валежника, продать, купить гроб и все необходимое для похорон. С трудом, часто отдыхая, пробирался он к бурелому. Нарубив вязанку дров, отправился назад. Ему встретился источник воды и, обессиленный, старик стал жадно пить. Затем он уснул, а проснувшись, легко вскинул на плечи вязанку и быстро пошел. На пути он встретил свою старуху которая вдруг странно спросила:

      Не встречал ли ты, молодец, в лесу старика?

      Да что ты, мать, — ответил ей муж, — своего старого узнавать перестала!

      Не смейся надо мной, — сказала она, — и ты когда-нибудь таким будешь, и мой муж лет семьдесят назад был таким, как ты.

Понял тогда старик, что напился он воды из источника молодости, о котором когда-то говорил ему дед. Он объяснил все старухе, указал ей путь к источнику, а сам пошел домой. Здесь помолодевший увлекся работой и не заметил, как наступила ночь. Вспомнив про старуху, он побежал за ней в лес. Долго искал, и, уже отчаявшись, услышал в кустах детский плач. Догадался, поднял ребенка и пошел домой. Оказалось, что старуха со свойственной женщинам жадностью к молодости выпила слишком много воды из чудесного источника.

Не правда ли, человеку хочется быть всегда молодым, хочется жить вечно? А Бог на самом деле подаст человеку этот бесценный, великий дар. Господь по воскресении людей дарует им вечную молодость.

Блаженная вечная жизнь — пока во многом тайна для нас. Погружаясь в суету, оскверняясь пороками, человек неспособен постичь то, что «приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9). Известно только, что Господь готов подарить человеку неизмеримо больше, чем мы можем пожелать себе сами.

На небесах, в вечности, людей ожидает счастье, слабые отблески которого мы ощущаем в беззаветном детстве, во взаимной искренней любви, в обретении свободы от грехов и пороков. Исполнятся все сокровенные желания сердца, оно вдруг найдет то, что так долго искало. Господь подарит человеку все, согреет теплом и приобщит к совершенной радости. «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13: 43).

Там встретятся все, родные и близкие, потомки и предки, — кого на земле разлучало пространство и время, кто был похищен внезапной смертью или весь исчез в круговороте проблем, — они станут вместе, в одном свете, мире и радости. Люди будут общаться с ангелами.

Но главное, всем будет близок Господь. Его любовь покроет каждого. Его благодать откроет в душах новые способности и силы. Недостатки, которых на земле хватает каждому, исчезнут, отпадут, как шелуха. Образ и подобие Божие воссияют в людях в их первозданных красоте и свете.

Земля обновится, на ней не станет уже никаких повреждений, никакого зла. Природа окажется источником блаженства. Мир неразумных животных преобразится. Пророк Исайя описывает это в таких словах: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11: 6-9).

Вселенная станет несравненно красивей и величественней.

Блаженство или муки?

Две подруги решили съездить в один монастырь. Встретились накануне вечером, чтобы утром выехать. На ночь они молились Богу, и одна мысленно попросила Господа, чтобы ей во сне было открыто, есть ли рай и ад. Во сне ей ничего не приснилось. А утром ее подруга вдруг поделилась, что ей во сне явился то ли святой, то ли Ангел и сказал: «Передай подруге, что есть ад и рай». Итак, с реальностью не спорят.

А помните ли, как в сказке «Снежная Королева» холодная повелительница дает Каю поручение сложить изо льда слово «вечность» — тогда бы она отпустила Кая. У мальчика никак не получалось. А смысл был тот, что Королева хотела отнять у мальчика вечность, чтобы он навсегда остался в царстве мороза. Эта ледяная, не Богом созданная вечность и есть ад. Сказочник прозорливо высказался о владениях королевы: «Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда!.. Холодно, пустынно, мертво!»

Те, кто сознательно отказался от Бога, кто предпочел гордое одиночество своеволия, лишится духовных благ.

Тем не менее мало кто из людей понимает истину:

 

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья.
А. Пушкин

 

Нераскаянность и ожесточенность, желание во что бы то ни стало быть без Бога повлечет демонов и следовавших за ними людей в безрадостное существование. «Пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 46).

К одному старцу пришел человек и спросил, почему Бог не хочет простить всех и почему после Страшного Суда некоторые будут осуждены? Старец вывел человека на улицу и попросил взглянуть на солнце. Тот поднял глаза, но тотчас опустил их.

      Отчего же ты не смотришь? — спросил старец. — Разве ты не хочешь видеть солнце?

      Очень хотел бы, но больно глазам, — ответил человек.

      Вот и ответ, который ты ищешь, — сказал старец. — Нечистой душе больно смотреть, нельзя смотреть на Бога, и если бы она была введена в Рай, то ей было бы и там так же мучительно, как за стенами ада, и гораздо мучительней, чем нам сейчас смотреть на солнце, не прикрывая глаз.

Господь хочет всем подарить добрую, светлую вечность. А свободная воля падших ангелов и падших людей, сознательно уклонившихся от Бога, породила вечный огонь.

 

«Мы не вправе предполагать, что в жизни вечной все изменится механическим переключением и что человек, пришедший к итогу своей жизни с душой, кишащей червями сластолюбия, горящей огнем гнева и неприятия ближнего, замкнувшейся во льду самолюбования и эгоизма, вдруг изменится только потому, что перешагнул порог земной жизни. Что возобладает в человеке?

Те искры правды Божией и любви, которые в нем были, или страсть, злоба, эгоизм, которые стали сутью его личности? Участь окончательно определившихся во зле — вечное отвержение от Бога — избрана ими самими» (протоиерей Максим Козлов).

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни... Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22: 14. 17).

Категория: Закон Божий 21 беседа | Добавил: о_Михаил (15.09.2010)
Просмотров: 616
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz