(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)
В летописи Глинского монастыря хранится
такой случай. Подполковник гвардейской артиллерии Василий Милонов в молодости
был человеком неверующим. Служа в гвардии, отличался разнузданностью нрава,
смеялся над христианскими благочестием и святынями. Однажды, после пирушки в
кругу товарищей, Милонов вернулся к себе на квартиру и прилег отдохнуть. Не
успел закрыть глаза, как слышит голос из-за печки: «Возьми пистолет и
застрелись». Милонов осмотрел комнату, никого не нашел и подумал, что это игра воображения.
Но вновь тот же голос с прежнего места потребовал взять пистолет и застрелиться.
Встревоженный, Милонов крикнул денщика и
рассказал ему все. Денщик был верующим, сказал, что это нечистое, бесовское
наваждение и посоветовал перекреститься и помолиться Богу. Подполковник
выбранил денщика за такое «суеверие», но когда опять услышал голос из-за печки,
то все же перекрестился. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Голос
мгновенно умолк. Это поразило Милонова, в его душе произошел такой переворот,
что вскоре он подал в отставку и ушел послушником в Глинский монастырь.
На протяжении тысячелетий имя Отца, Сына
и Святого Духа совершает чудеса.
Почему? Потому что это имя Божие.
Бог есть Пресвятая Троица: Отец, Сын и
Святой Дух.
Но вначале давайте еще раз вспомним ту
непреложную истину, что Бог един по Существу.
Бог
един по Существу
В Священном Писании сказано: «Господь
Бог наш есть Господь единый» (Мк. 12: 29). То есть Бог - один и единственен.
Эта истина присуща здравому сознанию и не требует для себя специальных доводов.
Ведь Создатель владеет полнотой совершеннейшего бытия. А полнота
всесовершенства может быть только одна.
Если бы было два или более
всесовершенств, то они тем самым уже ограничивали бы друг друга, не имели бы
полной свободы, а значит, не были бы и всесовершенством. В этом смысле древний
христианский писатель Тертуллиан сказал: «Если Бог не один, то нет Бога». А
святитель Афанасий Великий добавляет: «Многобожие есть безбожие».
Итак, Господь Бог в существе Своем один
и единственен.
Вместе с тем Бог Троичен в Лицах.
Бог
Троичен в Лицах
Среди всех тайн, которые Господь пожелал
открыть людям, есть одна особенно превосходящая способности человеческих ума и
логики. В чем же состоит эта тайна? В том, что Бог един по существу и троичен в
Лицах.
Способны ли философия либо путь
естественного богопознания сами собой достигнуть этой тайны? Нет. Вера в Святую
Троицу — исключительно Божественное Откровение. Причем учение о Троице дано
единственно религии христианской, ни в какой другой религии подобного
представления о Боге нет.
Лица Святой Троицы — Отец, Сын и Святой
Дух — еще именуются Ипостасями. Они — не просто свойства, силы, явления или
действия Бога. Но три Ипостаси — это три различных Лица одного Божества.
Именно эту веру при крестном знамении
исповедуют христиане, складывая пальцы правой руки в известное вам троеперстие,
— при котором три пальца слагаются в одно целое, потому что Святая Троица:
Отец, Сын и Святой Дух — один Бог, а не три.
Как
это постичь?
В IV веке известный богослов блаженный
Августин, будучи епископом в африканском городе Иппоне, писал книгу «О Святой
Троице». Утомленный чрезвычайным напряжением ума, он вышел на морской берег.
Августин наслаждался вечерним воздухом, но не переставал думать и о предмете
своих исследований. Вдруг он заметил странного отрока на берегу, который
небольшой серебряной ложкой черпал воду из моря и выливал в углубление.
— Что
ты делаешь? — спросил его Августин.
— Хочу
вычерпать море и вместить его в ямку.
— Но
это невозможно! — сказал Августин.
— Разумеется,
невозможно, но я скорее вычерпаю моей ложкой это море и вмещу его в ямку, чем
ты своим умом проникнешь в неведомую тайну Святой Троицы и вместишь ее в свою
книгу.
Наш разум приходит в тупик перед
познанием тайны Божественной жизни. Как Господь Бог может быть одновременно
Один и Троица? К Богу вообще неприложима привычная для нас категория числа.
Ведь исчислять можно только предметы, разделенные пространством, временем и
силами. А между Лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного,
никакого сечения или разделения. Поэтому к Богу в общем-то неприменимы такие
вещественные числа, как 1 и 3. Божественная Троица есть абсолютное Единство.
Каждое Лицо Святой Троицы обладает в полноте Божественным Существом.
Поэт
П. А. Вяземский написал такие строки:
Наш
разум, омрачась слепым высокомерьем,
Готов
признать мечтой и детским суеверьем
Все,
что не может он подвесть под свой расчет.
Но
разве во сто раз не суеверней тот,
Кто
верует в себя, а сам себе загадкой,
Кто
гордо оперся на свой рассудок шаткий
И
в нем боготворит свой собственный кумир,
Кто
в личности своей сосредоточив мир,
Берется
доказать, как дважды два четыре,
Все
недоступное ему в душе и в мире?
Тайна Божественной жизни для нас
представляется чем-то внелогичным, но в самой Божественной жизни никаких
противоречий нет. Какой же вывод можно сделать отсюда? Только тот, что познать
Святую Троицу невозможно рассудочным путем. Лишь очистив ум и сердце от всех
земных впечатлений, можно возвыситься к созерцанию Троицы.
В какой-то мере к познанию Святой Троицы
нас приближает та духовная истина, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8).
Бог есть Любовь всесовершеннейшая, и это
значит, что Три Лица Святой Троицы — Отец, Сын и Святой Дух — вечно пребывают
друг с другом в единстве непрерывной любви.
Что
говорит об этом Священное Писание?
Страницы Книги жизни свидетельствуют о
троичности Лиц в Боге. Но ум человека приземлен и груб, поэтому многие
свидетельства носят прикровенный характер. Для понимания их требуется духовная
проницательность. Впрочем, есть в Писании и такие свидетельства, которые
открыто указывают на троичность Лиц в Боге. На них мы и остановимся.
В
Ветхом Завете
В книге Бытия сообщается о чудесном
явлении праотцу Аврааму: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел
при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул,
и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в
шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел
благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18: 1-3).
В образе трех Ангелов Авраам узрел
посещение Божие; святой понял, Кто пришел к нему. Данный образ Троицы нашел
свое отражение на всемирно известной иконе преподобного Андрея (Рублева).
А блаженный Августин специально обращает
внимание на этот отрывок Писания и предлагает такое замечание: «Видите ли,
Авраам встречает Трех, а поклоняется Единому... Узрев Трех, он уразумел
таинство Троицы, а поклонившись как Единому, исповедал Единого Бога в Трех
Лицах».
Со всей определенностью истина Троицы
явлена в Новом Завете.
В
Новом Завете
Во время Крещения в Иордане Господа
Иисуса Христа, Сына Божия во плоти, когда «Иисус, крестившись, молился, —
отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был
глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»
(Лк. 3: 21-22).
Так Бог Сын в человеческом естестве
принимает водное Крещение. Бог Отец свидетельствует о Нем как о Своем Сыне. А
Бог Дух Святой нисходит на Него в виде голубя, подтверждая истинность
свидетельства Отца.
Сам Господь по Воскресении заповедует
апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и
Святого Духа» (Мф. 28: 19). В данных словах Господа содержится прямое указание
на Триединство Божества.
О том же пишет любимый ученик Иисуса
Христа апостол Иоанн Богослов: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и
Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5: 7).
А апостол Павел в своем приветствии
употребляет следующее выражение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и
любовь Бога Отца и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13: 13).
Это только некоторые свидетельства в
ряду многих других. Как видите, для Священного Писания и Ветхого и Нового
Завета троичность Лиц в Боге — очевидная истина.
Ангельская
песнь Пресвятой Троице
В V веке в Константинополе случилось
сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения. Византийский
император Феодосии II собрал народ и обратился к Богу с общей молитвой. Во
время этого моления один мальчик вдруг на виду у всех был невидимой силой
поднят на небо. Через некоторое время он также невредимо спустился обратно.
Мальчик рассказал, что на небе он
слышал, как Ангелы пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный»
(приводим текст на церковнославянском языке). Так Ангелы воспевали Святую
Троицу. Народ, повторив эту молитву, добавил: «Помилуй нас», — и после этого
землетрясение прекратилось.
С тех пор ангельская песнь Святой Троице
была введена в церковное богослужение. Она употребляется почти при каждом
молении. Читается трижды: — Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный,
помилуй нас. В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы — Бога
Отца; Крепким — Бога Сына, потому что Он так же Всемогущ, как и Бог Отец, и
именно через Сына совершено спасение людей (об этом мы побеседуем позже);
Безсмертным — Духа Святого, потому что Он не только вечен, как Отец и Сын, но и
всему существующему дает жизнь, а людям — бессмертие.
Поскольку же Троица — один Бог, то и
песнь завершается обращением в единственном числе — «помилуй нас». А так как
имя Святый (то есть Святой) упоминается в этой молитве три раза, то она
называется также «Трисвятое».
В церкви после «Трисвятого» всегда
читается или поется славословие Пресвятой Троице:
— Слава
Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков.
Аминь.
Слава значит хвала, слава; ныне —
теперь, сейчас; присно — всегда; во веки веков — в бесконечные веки, то есть
вечно; аминь — истина, правда, да будет так. В этой молитве христиане славят
Пресвятую Троицу, Которая дарует людям жизнь и все блага и Которой всегда
принадлежит одинаковая вечная слава.
Поэтому, когда вы поднялись утром или
собираетесь ложиться спать, если вы отправляетесь в путь или хотите пообедать,
а равно и перед всяким делом, не забудьте осенить себя крестным знамением
(только справа налево) со словами:
— Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Произнесите с искренней верой, тогда Сам
Бог будет с вами и оградит вас от бед, как оградил вышеупомянутого
подполковника.
Соловецкий послушник М. (впоследствии
иеромонах), исполняя работу на хозяйственном дворе, был сильно изувечен дикой
коровой. В бесчувственном состоянии, с разбитой головой, ранами на лице и
повреждениями на теле он был отправлен для врачевания в монастырь. По прибытии
прежде лечения он пошел к старцу Науму, и лишь только вступил в коридор, где
находилась келья старца, как сам старец вышел к нему навстречу и с веселым
видом принял его. Не допустив высказаться о несчастье, Наум тотчас спросил
послушника:
— Что,
брат, веруешь ли, что Богу все возможно, что Он может исцелить и твои недуги?
На утвердительный ответ опять спросил:
— Твердо
ли и всем ли сердцем веруешь, что для Бога нет ничего невозможного?
После вторичного подтверждения старец
Наум налил в деревянный ковш воды и, перекрестив, подал, говоря:
— Пей
во имя Отца и Сына и Святого Духа. Послушник выпил.
— Пей
еще.
Послушник выпил, но от третьего приема
решительно отказался, говоря:
— Не
могу больше пить.
Тогда старец вылил третий ковш ему на
голову, сказав:
— Во
имя Святой Троицы будь здоров.
Вода с головы полилась на шею и по всему
телу, и вместе с тем страждущий почувствовал себя совершенно здоровым. Раны на
голове вскоре зажили, и через несколько дней послушник снова возвратился к
своей работе.
Что
важно знать о Лицах Святой Троицы
Три Лица имеют одинаковое Божественное
достоинство. Между Ними нет ни старшего, ни младшего, ни большего, ни меньшего.
И Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Дух Святой есть единый истинный Бог. У трех Лиц
одно Божественное существо, Их нельзя представлять в разрыве Одно от Другого.
Отец, Сын и Святой Дух - Троица
единосущная и нераздельная. Рассмотрим, что говорит Священное Писание,
приоткрывая непостижимую для человеческого ума тайну Троицы.
Бог
Отец
Писание в таких словах выражается о
Божестве Первого Лица: «У нас один Бог Отец, из Которого всё...» (1Кор. 8: 6);
«Благодать вам и мир от Бога Отца» (Рим. 1:7). Бог Отец не рожден. Он не имеет
какого-либо начала Своему бытию. В этом — личное свойство Бога Отца как Первой
Ипостаси Святой Троицы. Бог Отец — Источник вечных благ.
Бог
Сын
О Божестве Второго Лица Священное
Писание говорит: «Сын Божий пришел й дал нам свет и разум... Сей есть Истинный
Бог и Жизнь Вечная» (1 Ин. 5: 20). Как и Бог Отец, Сын Божий — Всесовершенный
Истинный Бог.
Часто Второе Лицо Святой Троицы называют
Словом Божиим: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
(Ин. 1:1). Почему такое имя присвоено Сыну Божию? Как в человеке от мысли
рождается слово, так и в Троице от Отца рождается Его Слово — Бог Сын. Его рождение
предвечно, то есть вне времени. Новый Завет называет Сына Божия Единородным
(Ин. 1: 14; 3: 16 и др.), потому что Бог Сын единственный, Кто рожден от Бога
Отца по естеству.
Как писал святитель Василий Великий, не
должно представлять рождение Бога Сына от Отца по образу рождения
человеческого. К Богу неприменимо ничто человеческое. Для чего же нам дано
понятие рождения Сына? Оно указывает на глубинную близость Отца и Сына, на
единство Их Божественного естества. Как у людей от человека рождается только
человек, так и от Бога рожден действительный, истинный Бог.
Рождение Бога Сына от Отца — личное
свойство Сына как Второй Ипостаси Святой Троицы.
Бог
Дух Святой
Святой Дух так же, как Отец и Сын, по
свидетельству Священного Писания, есть Всесовершенный, Истинный Бог. Книга
Деяний приводит слова апостола Петра, обращенные к человеку, который солгал:
«Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу
Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5: 3-4).
Святой Дух именуется Утешителем (Ин. 14:
16-17, 26), Духом Истины (Ин. 16: 13), Духом Божиим (1 Кор 3: 16). Отличие Духа
Святого от Бога Отца и Бога Сына состоит только в том, что Святой Дух вечно
исходит от Бога Отца. «Дух Истины, Который от Отца исходит», — говорит
Священное Писание. В этом — личное свойство Бога Духа Святого как Третьей
Ипостаси Святой Троицы.
Небольшое
замечание
Итак, Бог Отец безначален и не рожден,
Бог Сын превечно рожден от Отца, Бог Дух Святой вечно исходит от Отца. В Боге
Отце - единое начало для Сына и Духа Святого. При этом важно учесть замечание
святого Иоанна Дамаскина: «Хотя мы научены, что есть различие между рождением и
исхождением, но в чем состоит рождение Сына и исхождение Святого Духа от Отца,
этого не знаем». Такие понятия, как «рождение» и «исхождение», открыл Сам Бог
Троица в Священном Писании, и что нам открыто, о том мы и говорим. Проникнуть
же во внутреннюю тайну Лиц Святой Троицы никому невозможно.
Видимый
мир вещает о Троице
Впрочем, свойства и отношения Лиц Святой
Троицы можно отчасти постигать, всматриваясь в явления окружающей природы. Вы
все видите на небе солнце, как от него исходит свет, чувствуете, как оно дает
свое тепло. На это обращал внимание святой равноапостольный Кирилл (869),
просветитель славян: «Видите на небе круг блестящий (солнце) и от него
рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и
конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца — свет. И как от солнца
вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно
и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на
небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».
О том же свидетельствует пример огня,
также дающего свет и тепло, имеющих между собой единство и различие.
Некоторое подобие вы найдете в источнике
воды, который сокрыт под землей, но от него бьет ключ родника и далее течет
водный поток. Источник, ключ и поток неразрывно соединены между собой и, однако
же, различаются.
Аналогию вы заметите и в своей собственной
природе. По мнению многих Святых Отцов, человеческой душе присущи ум, слово произнесенное
слово есть мысль) и дух (совокупность сердечных чувств). Эти три силы, не
смешиваясь, составляют в человеке одно существо души, как и в Троице три Лица
составляют одно существо Божественное.
Впрочем, всегда необходимо помнить о
недостаточности каких-либо земных аналогий. В этом отношении важно
предупреждение святого Илария: «Если мы, рассуждая о Божестве, употребляем
сравнения, пусть не думает никто, что это есть точное изображение предмета.
Между земным и Богом нет равенства...» Аналогии из окружающей природы или из
собственного человеческого естества являются лишь некоторыми пособиями в
познании Святой Троицы, но не открывают нам самую суть Божества.
Святой
праведный Иоанн Кронштадтский, коснувшись глубин духовных созерцаний, молился:
«О, совершеннейшее Божество, сущее в трех равных, равнославных, равносильных
Лицах Божества! О, Доброта трисолнечная! О, Красота трехличная! О, Единство
всесовершенное, твердейшее, неразлучное, нераздельное! О, всесовершенное
Божество! О, всежизненное Существо!.. Светом Твоим всего меня просвети и тьму
греха отжени».
Много
веков раньше так же воспевал Бога-Троицу святитель Григорий Богослов:
«Воспеваю
Тебя, Живая Троица, Единая и единственно единоначальная, Естество
неизменяе-мое, безначальное, Естество неизглаголанной Сущности, Ум непостижимый
в мудрости, небесная Держава, непогрешимая, неподначальная, безпредельная,
Сияние неуд обозримое, но все обозревающее, от земли и до бездны ни в чем не
знающее для Себя глубины!»
О
том же молился и преподобный Симеон Новый Богослов:
«О
Отче, Сыне и Душе, Троице Святая, Благо неисчерпаемое, для всех текущее, Красота
многолюбезная, не имеющая насыщения, Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня».
Вопросы:
·
Каким же
образом, на ваш взгляд, возможно постигнуть тайну Троичности Лиц в Боге?
·
Какие
свидетельства Священного Писания о Святой Троице вы помните?
·
В каком смысле
Священное Писание называет Сына Божия Словом?
·
Что означает
наименование Сына Божия Единородным?
·
Какие аналогии
Троицы из видимого мира вам особенно запомнились?
Валерий Духанин
|