Приветствую Вас ГостьПятница, 26.04.2024, 07:04

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Каталог статей

Главная » Статьи » Закон Божий 21 беседа

8. Творение мира
(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)
Посмотри на небо и землю
и, видя все, что на них, познай,
что все сотворил Бог из ничего.
(2 Мак. 7:28)
 
О Боже! Ты — и жизнь, и свет всего творенья;
Ты в ярком блеске дня, в улыбке звезд ночных.
На что ни взглянем мы в порыве умиленья,
Ты, Господи, во всем, все — дело рук Твоих.
Когда, склоняясь, день последний луч бросает
Как бы из глубины чертогов золотых,
А небо жемчугом и яхонтом пылает, —
Вся эта красота — созданье рук Твоих.
Когда весна несет нам чары обновленья,
Не Ты ли шлешь дары из тучных недр земных?
На что ни взглянем мы в порыве умиленья,
Ты, Господи, во всем, все — дело рук Твоих.
Томас Мур

Пытливый ум человека пытается проникнуть в тайны мироздания. Чем более он узнает, тем более неизвестного открывает.

Но мы не можем не спрашивать. Узнав, что мир — создание Божие, мы уже спешим к новым, неведомым истинам. Надеемся, что вместе с нами и вы теперь задаетесь вопросом: почему же Господь создал мир?

Почему же Господь создал мир?

Была ли у Создателя причина творения Вселенной и человека? Нуждался ли Сам Бог в этой красоте видимого мира? Зачем Он создал все, что есть? Как вам уже известно, Создатель обладает полнотой совершенств. Разве способна Вселенная добавить что-то к бытию Творца? Конечно же, нет. Он ни в чем не нуждается. Поэтому никто и ничто не могло заставить Господа сотворить все существующее.

Но неужели никакой причины нет? — Есть! Созданию мира есть вполне достойная причина. «Бог есть Любовь» (1Ин. 4: 16). Любовь — это самое удивительное явление в жизни людей. И не только. Еще это самое удивительное свойство Божие. Истинная, искренняя любовь не замыкается на самой себе. Настоящая любовь всегда обращена к другому. Конечно, полнота Божественной любви заключена в единстве Лиц Святой Троицы. Но Господь пожелал сотворить мир, который был бы также способен воспринимать Его любовь и участвовать в Его блаженстве. Бог творит все единственно по любви и даже по преизбытку любви, творит совершенно добровольно, свободно. Все имеет бытие и жизнь исключительно как дар Творца. Представляете, Он мог бы нас не создавать, никого из нас тогда бы не было, мы не могли бы ни жить, ни радоваться, ни думать, ни осознавать самих себя. Но Господь нас сотворил и одарил людей всеми благами — по преизбытку Своей любви.

Замысел Божий

Вселенная во всей ее красоте и сам человек возникли отнюдь не случайно, но в соответствии с Божественным замыслом. Замысел этот был вечен, поэтому не следует думать, что мысль о мире возникла у Бога вдруг, в один какой-то момент. «Ведомы (известны. — Автор) Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15: 18), — говорит Священное Писание. В творении Господь привел к реальному бытию то, что от вечности находилось в Его мысли.

Таким образом, Любовь, Премудрость и Всемогущество Господа наделили существованием Вселенную.

Однако уже назрел новый вопрос: из чего мир возник?

Из чего мир возник?

История человечества — это постоянная борьба за жизнь. И еще, это постоянная борьба мировоззрений. В науке и в религиозно-философской мысли предлагалось множество версий, как и из чего возник мир.

Вы знаете, что вершиной науки XX века было принятие гипотезы большого взрыва: Вселенная появляется из вакуума, который стал раздуваться, или из точки, почти равной нулю.

Для дальнейших изысканий мы с вами для начала среди устойчивых религиозных представлений выделим такие, как дуализм и пантеизм.

Дуализм

Дуализм (с латинского — «двойственный») утверждает, что мир совечен Богу. Согласно такому учению, от вечности все в мире представляло бесформенную, беспорядочную массу, хаос, как бы некую эфирную «глину», из которой якобы Бог устроил Вселенную с ее законами и целесообразностью.

Таким образом, дуализм отстаивает вечность материи. А значит, это материалистическое учение обесценивает Бога как единое высшее Начало и Источник бытия.

Пантеизм

Пантеизм  (с греческого — «всебожие») считает мир истечением Божественной природы: мир возникает из Самого Божества. Одни пантеисты утверждают: весь мир и есть Бог. Тем самым они упраздняют признание Бога Личностью.

Другие пантеисты говорят: мир не имеет собственной сущности. Тем самым вторые упраздняют признание реальности самой Вселенной. Такие гипотезы выдвигал человеческий разум. И только Божественное Откровение явило следующую непостижимую истину: Мир сотворен Богом из ничего (2Мак. 7: 28).

Мир сотворен Богом из ничего

Итак, Бог именно из ничего сотворил мир. Однако сотворил не так, словно плотник, который из какого-либо материала изготавливает свое изделие. Здесь более уместен образ поэта, который творит, сочиняет гимн, поэму. Живущая в мысли идея благодаря творчеству приходит в реальность, обретает бытие, появляется на свет.

Крупнейший физик, астрофизик, астроном и космолог XX века Джеймс Джине (1877-1946) утверждал: «Примитивные космогонии рисовали Творца работающим во времени, выковывающим Солнце, и Луну, и звезды из уже существующего сырого материала. Современная научная теория заставляет нас думать о Творце, работающем вне времени и пространства, которые являются частью Его творения, так же, как художник находится вне своего холста».

Вне Бога не существовало никакого «исходного материала» для создания мира. Господь приводит в реальность Свою предвечную мысль о мире. Он творит мир Сам Собой, Своей Собственной силой, любовью и мудростью.

Мир не рожден из сущности Бога.

Господь Бог и сотворенный мир иноприродны.

В этом смысле святой Иоанн Дамаскин сказал: «Все (сотворенное) отстоит от Бога не местом, но природой». Это бесконечное расстояние между Богом и Вселенной никогда не упразднится, но оно покрывается безмерной любовью Господа к Своему творению. Поэтому можно сказать, что лучи Божественной благодати пронизывают, духовно согревают весь мир.

Мир сотворен из ничего. Это значит, что Господь все существующее привел в бытие из полного небытия.

«Люди могут делать что-либо не из ничего, а при посредстве материи, — учил святой Ириней Лионский. — Но Бог, собственно, и превосходит людей тем, что Он Сам призвал к бытию материю Своего создания, которая прежде не существовала».

До создания мира вообще ничего не было: ни материи, ни пространства, ни самого времени — нам это крайне трудно представить.

Раз не было времени, то уже становится неуместен вопрос: что было до этого? так как «было» — одна из категорий времени. Известно одно: всегда был Господь Бог.

Начальные строки Библии

Начальные строки Библии посвящены сотворению мира Богом. Описание удивительно кратко, но емко охватывает всю историю мироздания. Текст повествования очень древний (принадлежит пророку Моисею), он изложен самым простым языком. В нем отсутствуют отвлеченные понятия, столь необходимые для выражения религиозных истин. И несмотря на всю простоту, повествование не теряет своего вечного значения.

Сотворение мира не имело свидетелей. О нем мог поведать людям только Сам Бог.

Священное Писание — слово Божие. Смысл его духовен. Он усваивается в полноте лишь теми, кто очистил свои ум и сердце. И если что-то поначалу представляется неясным, необходимо проявить терпение. Здесь нам помогут толкования святых людей, исполнивших слово Божие в собственной жизни. Это важно учитывать особенно потому, что Моисей описывает творение мира не как естественную историю, но с точки зрения связи всего мира с Богом.

«Не здраво рассудителен математик, — говорил Ломоносов, — ежели он хочет Божественную волю измерять циркулем. Таков же богословия учитель, если он думает, что по Псалтири научиться можно астрономии или химии». Главная цель библейского повествования — внушить человечеству основные духовные истины о Боге, о мире и человеке.

Повествование о творении мира Богом следующее:

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. 1: 1-31; 2: 1-3).

«В начале»

После войны в Париже чествовали английского ученого Флемминга, открывшего пенициллин. На торжественном собрании было сказано много похвальных слов в его честь. Отвечая собравшимся, профессор Флемминг сказал:

— Вы говорите, что я что-то изобрел; на самом деле я только увидел, —увидел то, что создано Господом Богом для человека. Честь и слава принадлежат не мне, а Богу.

Давайте и мы увидим, что же, согласно Откровению Божию, было создано Творцом.

Как сказано, Бог сотворил все существующее «в начале».

Что есть это «начало»? Оно — первое мгновение, в которое возник мир. Именно с данного мгновения появляется время.

Вселенная сотворена вместе со временем. Само время не мыслится в отрыве от мира. Оно показывает, что все постоянно меняется, движется и течет.

«Ибо что такое время, — спрашивает блаженный Августин, — как не разные преемственные и последовательные перемены, которым с безусловной необходимостью подвергаемся все мы и весь мир?» Где нет времени, там нет и изменчивости, там царит вечность.

Однажды Пушкин, когда его попросили написать в альбом какие-нибудь стихи, написал туда стихи Державина:

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

Интересно заметить, что первое мгновение, в которое возникли пространство и время, само временем не являлось. По мысли святителя Василия Великого, «как начало пути еще не путь и начало дома еще не дом, так и начало времени еще не время и даже не самомалейшая часть времени».

То есть действие Божие при творении было мгновенным и вневременным. Вечная Божественная воля разом сотворила Вселенную. Возникает мир и начинает изменяться. Его переменчивость и означает время.

Можем ли мы мыслить себя вне пространства и времени? Течение времени непрестанно свидетельствует о себе, неумолимо «посекая» дни нашей жизни. Но если время имело начало, — спросите вы, — то будет ли оно иметь и конец? Да. Некогда подойдет тот миг, когда, согласно Божественному Откровению, «времени уже не будет» (Откр. 10: 6). Что же будет тогда? — Наступит вечность, то есть неподвижное время или вечно длящееся мгновение.

А что будет затем? — Подождем и узнаем!

А пока нам дана возможность гадать о вечности, устремим свой взгляд к Откровению Божию:

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).

О творении какого неба повествует Библия?

Под «небом» Священное Писание понимает прежде всего мир духовный, невещественный. Он выше и вне нашего земного, материального мира. То есть это — духовное небо, место обитания духовных существ, умных сущностей — ангелов. А то небо, которое вы видите над своей головой, есть, по своим красоте и величию, лишь образ неба духовного. Вначале и был сотворен духовный, ангельский мир, а затем уже мир физический — видимая нами Вселенная.

Кто же такие ангелы? — Это жители небесного, духовного мира. Они первые разумные, личностные существа, созданные Богом. Даже академик К. Э. Циолковский (1857-1935) в работе «Иная, более разряженная материя» признавал: «Всегда бесчисленный ряд почти бестелесных существ живет рядом с нами».

Природа ангелов невещественная, бесплотная. Они — духовные существа и не имеют материального тела. Поэтому ангелы не нуждаются в удовлетворении телесных потребностей. Будучи бесплотны, они меньше, чем люди, зависят от пространства и способны молниеносно передвигаться, ибо для них не существует препятствий.

Ангелы обладают сверхчеловеческими способностями ума, чувства и воли. Они могущественнее человека, их ум возвышеннее и чище нашего ума. Ангелы способны влиять на действие законов природы и на стихии нашего мира. Они не нуждаются в продолжении своего рода, так как бессмертны.

Но неужели сила и способности ангелов безграничны? Нет. Их существование полностью зависит от Бога. Духовность ангелов бесконечно ниже духовности Божией. Ангел не может сразу находиться в нескольких местах — он ограничен в пространстве и зависит от времени.

А что значит само имя «ангел»? С греческого оно означает «вестник», «посланник» и указывает на исполняемое бесплотными духами служение в отношении людей. Часто ангелы посылались Богом для возвещения людям высшей, небесной воли. Для этого ангелы принимали на себя видимый, человеческий образ. На это особенно необходимо обратить внимание, так как собственный вид ангела недоступен человеческому зрению.

«Ангелы, — пишет святой Иоанн Дамаскин, — являясь, по воле Божией, достойным людям, являются не такими, каковы (они) сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их».

Однажды А. С. Пушкин, который неоднократно испытывал колебания в вере, беседовал с графом Ланским. Оба подвергали религию, веру самым едким и колким насмешкам. Вдруг к ним в комнату вошел молодой человек, которого Пушкин принял за знакомого Ланского, а Ланской — за знакомца Пушкина.

Незнакомец начал с ними разговор и мгновенно обезоружил их своими доводами в пользу религии. Они не знали даже, что сказать, и как пристыженные дети молчали, — и, наконец, объявили гостю, что совершенно переменили свои мнения.

Тогда незнакомец простился с ними и вышел. Некоторое время они не могли опомниться и молчали. Наконец разговорились, и тут выяснилось, что ни тот, ни другой не знают, кто это был. Позвали прислугу, которая доложила, что в комнату никто не входил.

Пушкин и Ланской не могли не признать в приходе своего гостя чего-то сверхъестественного, тем более, что гость при своем появлении внушил к себе страх, обезоруживший их. С этого времени оба гораздо осторожнее высказывали свои суждения о религии. А Пушкин в своем творчестве стал еще чаще обращаться к духовной поэзии. 

Продолжение >>>

Категория: Закон Божий 21 беседа | Добавил: о_Михаил (01.10.2010)
Просмотров: 1303
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz