Приветствую Вас ГостьЧетверг, 25.04.2024, 14:49

Свт.НиколайНикольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Красота Церкви (продолжение)

Таинства Церкви

Сердце человека — удивительная, неповторимая глубина. Кто заполнит ее? Только Господь, только Его благодать насытит душу человека, дарует мир и покой. Что есть жизнь Церкви? Это встреча с Небесным Отцом, общение с Ним, а значит, непрестанное освящение человека, возвращение духовных даров, которые он некогда потерял, и приобщение к дарам еще большим.

Христианин приобщается Духу Святому посредством Таинств. Таинство - это священнодействие, в котором за видимыми знаками и символами действует возрождающая сила Божия.

Но почему так важны видимые действия в Таинстве? Если бы человек был бесплотным духом, то благодать подавалась бы в Церкви непосредственно. А поскольку мы обладаем телом, то и невидимое действие благодати сопряжено в Церкви с действием видимым.

Само слово «таинство» указывает, что оно не подлежит исследованию разумом, а принимается верующим сердцем. В Церкви семь основных Таинств. Они такие.

 Крещение

В «Повести временных лет» сказано: «...Разболелся Владимир в то время глазами, и ничего не видел, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: "Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись поскорее; если же не крестишься, то не избавишься от недуга своего". И услыхав это, Владимир сказал: "Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский!" И повелел крестить себя. Епископ же Корсунский с попами царицыными, огласив, крестили Владимира. И когда возложили на него руку, он тот час прозрел. Увидал Владимир свое внезапное исцеление и прославил Бога, говоря: "Теперь познал я истинного Бога!" Увидела это дружин» его, и многие крестились...»

Жизнь земная и временная начинается с телесного рождения, а жизнь небесная и вечная — с духовного рождения— Таинства Крещения

Вступающего в Церковь трижды погружают в освященную воду с призыванием имени Божия - Отца, Сына и Святого Духа.

Вообще вода — это удивительный символ очищения, жизни, и в то же время в пучинах вод может таиться гибель. Погружаясь в воли Крещения, человек умирает для греха и возрождается к жизни святой, вечной.

Как при крещении Самого Христа был виден Дух Святой, сходящий на Него в виде голубя, так и на каждого крещаемого нисходит Дух Святой, Который очищает человека от всех грехов.

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин.3:5), — сказал Сам Господь о необходимости Крещен

Душу человеческую можно представить как сосуд, который не терпит пустоты: если в ней нет благодати Божией, она заполняется мраком и холодом. В Крещении Господь подает человеку дар вечной жизни, освобождает от власти дьявола, от всякого греха. Поэтому часто крестившиеся ощущают по принятии этого Таинства удивительный мир и легкость души, неизреченную радость, — этот день действительно становится рождением к чему-то новому — к доброй вечности.

Сразу за Таинством Крещения следует другое Таинство — Миропомазание.

 Миропомазание

В жизни физической человеку недостаточно одного акта рождения, необходима еще и жизненная энергия, дающая движение и рост организму. Так и в духовном, христианину сразу после Крещения преподается Таинство Миропомазания, сообщающее духовную силу.

Соотношение Таинств Крещения и Миропомазания так объясняется в церковной книге «Правила исповеди»: «В Крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся силой Святого Духа, но не удостоиваемся еще принять Его в себя и соделаться Его храмами: через Миропомазание преподается нам Дух Святой со всеми Его благодатными дарами, необходимыми для жизни духовной».

Новокрещеному помазываются части тела святым миром (благовонным маслом, приготовляемым и освящаемым одними епископами — преемниками апостолов) со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

«Не думай, что это миро есть простое, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — нет — это дар Христов и дар Святого Духа: в нем есть Божественное присутствие. Видимым миром помазуется тело. Святым же и Животворящим Духом освящается душа».

Глубоко символично само помазание. А именно, крестообразно помазываются:

чело (лоб) — в знак освящения мыслей;
очи (глаза) — для освящения зрения, чтобы видеть свет истины:
уши — чтобы слышать слово Божие;
уста — для освящения речи;
руки — для освящения сил и чтобы творить дела, угодные Богу:
ноги — чтобы ходить по пути добра, правды и истины;
грудь — для освящения сердца, чтобы оно стало храмом Божиим.

Сообщенная миропомазанному благодать способна духовно просвещать и укреплять, помогает преодолевать все искушения и скорби.

В завершение Таинства священник, при молитвенном пении, трижды обводит миропомазанных вокруг купели Крещения. Число «три» символизирует полноту, а круг — вечность, чем выражается вечная сила Таинства и полнота духовной радости людей, обретших спасение.

Таинства Крещения и Миропомазания совершаются однажды в жизни и более не повторяются, потому что как физически, так и духовно человек рождается однажды.

 Причащение

«...Иисус сказал им в ответ: ...истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я — хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6: 43, 47-51).

Телесная жизнь поддерживается питанием. В нашем мире все тленно и смертно — вкушение пищи этого мира означает причастие тлению. В Церкви же предлагается нетленная, животворная пища в Таинстве Причащения.

Мы с вами уже говорили о том, что первыми из людей были причащены Самим Христом на Тайной вечере апостолы. Теперь в храмах эти Дары предлагаются для вкушения всем христианам.

Причащение - это Таинство, в котором христианин под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом, становясь причастником вечной жизни.

Совершается это Таинство на Литургии — главном православном богослужении, которое ежедневно бывает в храме в утреннее время. Причащение еще называется Евхаристией (с греческого - Благодарение), поскольку совершается в благодарение Богу за дарованное Им спасение.

 Епископу некоего города возвестили, что числа замужних жен-христианок две ведут развратную жизнь. Опечалило епископа это известие. Подозревая, что, может быть, и другие ведя себя подобным образом, он обратился с молитвой к Богу, прося разрешить его недоумение. Молитва была услышана. Так, после Божественного Жертвоприношения (совершения Таинства Евхаристии), когда присутствовавшие приступали одна за другим к принятию Святых Таин, епископ стал видеть на лице каждого состояние его души. Лица грешных мужей видел он черными, как бы выгоревшими от зноя; глаза у них были красные, кровавые. У других людей лица были светлые, а одежды — яркой белизны. Тело Господне одних, принимавши его, сожигало и опаляло, других просвещало, соделывало подобными свету; входя в уста, оно разливало свет по всему телу. После мужчин стали при ступать женщины. И между ними увидел епископодних с черными лицами, с красными кровавыми глазами, других с лицами белыми и светлыми. Вместе с другими женами подошли и те две, которые были обвинены перед епископом, тем большее обратил он на них внимание. Он увидел, что они приступают к Святому Таинству со светлым и чистыми лицами, облеченные в мантии необыкновенной белизны. Когда они сделались причастницами Таинства Христова, то как бы осветил и свет. Снова обратился епископ к молитве, умоляя Бога объяснить показанное ему в откровении Ему предстал ангел Господень и сказал: «Они раскаялись в своих поступках и отступили от них. Посредством слез, воздыханий и исповеди они соделались достойными Божественного Дара. Вдобавок дали обещание: если получат прощение в прежних грехах, никогда не позволять себе порочного поведения. За это они удостоились божественного изменения, разрешены от грехов, с тех пор живут воздержанно, благочестно и праведно». Епископ удивился не столько изменению жен — это случается со многими, — сколько дару от Бога, Который не только избавил их от вечной муки, но даже сподобил благодати. Ангел сказал ему: «Справедливо удивляешься как человек! Но Господь и Бог наш и ваш по естеству Своему благ и милосерд. Оставляющих свои греховные деяния и приступающих к Нему Он посредством исповеди не только избавляет от вечной муки, но и удостаивает почестей». Епископ спросил ангела: «Прошу тебя, объясни мне и значение различных видов, которые принимают лица согрешающих различно». Ангел сказал ему: «Те, у которых лица светлы и радостны, живут в воздержании, чистоте и правде, скромны, сострадательны и милосердны. Те же, у которых лица черны, преданы любодеянию и прочим беззакониям. Те, у кого глаза были красными и кровавыми, живут в злобе и неправде, любят обманывать, лукавствовать — это хулители и человекоубийцы». Ангел присовокупил: «Помогай тем, которым желаешь спасения. Потому и услышана твоя молитва, чтоб, просвещенный видением, ты объяснил своим ученикам грехи, чтоб исправлял их наставлениями и увещаниями, усвоял их посредством покаяния умершему ради них и воскресшему из мертвых Господу Иисусу Христу. Когда они будут приносить покаяние и обращаться к Богу, получат спасение своим душам и обилие будущих благ».

 Покаяние

Чтобы приобщиться Святым Тайнам с чистой душой, существует еще одно Таинство — Покаяние.

Спрошен был старец одним воином, принимает ли Бог раскаяние. И старец, поучив его многими словами, говорит ему: «Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его вон?» Воин говорит ему: «Нет! Но я зашью его и опять буду носить». Старец говорит ему: «Если ты так щадишь свою одежду, то тем паче Бог, разве не пощадит Он Свое творение?» И воин, убедившись в этом, отошел с радостью в свою страну.

Когда вы наливаете воду в чайник, то она кажется прозрачной и чистой. Но со временем на стенках чайника образуется толстая серая накипь. Так и в жизни человека: не всякий сразу заметит, как душу покрывает короста грехов.

Вы, конечно же, часто слышали, как некоторые говорят: «У меня особых грехов нет. Ведь я никого не убивал, не воровал, не блудил..." Но велика ли разница: привязан к плечам один большой камень или мешок мелких камней? — в обоих случаях груз повлечет ко дну.

Грех — это все, что не позволяет человеку быть с Богом, что доставляет ему муку, делает его душу безобразной. Порой люди не видят своих грехов, но последние проявляют себя чувством тоски, безысходности, ощущением внутренней нечистоты и дискомфорта (правда, некоторые настолько привыкли к своему внутреннему дискомфорту, что уже не обращают на это никакого внимания).

В Церкви есть удивительное Таинство, способное восстановить, казалось бы, совсем утраченную красоту души, вернуть человека к Богу, подать ему духовную силу. Это Покаяние. Оно — драгоценный дар, возвращающий сердцу чистоту и невинность.

Есть такая притча. Один человек очень хотел отблагодарить Бога и молился:

      Господи, что мне подарить Тебе? И вдруг Бог ответил ему:

      Мне ничего не надо. Все, что есть у тебя, и так Мое, это Я дал тебе. Но человек настаивал:

      Как же мне отблагодарить Тебя, что же мне дать Тебе?

Тогда Бог сказал: — Если ты любишь Меня, то отдай Мне твои грехи.

Покаяние — это не истязание человека, а очищение его от ненужных греховных наслоений. Это освобождение человека от того, что не его, что для него лишнее, что доставляет ему только муку и тяготу. Представьте воздушный шар: если он обременен лишним грузом, то не поднимется к небу. Так и человек. В Покаянии Бог отнимает у человека грехи и попаляет их, чтобы человек духовно возвысился.

Покаяние начинается с искреннего раскаяния о грехе и отвращения от него, совершается через исповедь перед священником, завершается молитвой священнослужителя над главой кающегося. Посредством священника грехи прощает Сам Бог.

Однажды преподобный Пафнутий Боровский сидел на церковной паперти и погрузился в тонкую дремоту. Внезапно ему представилось, будто отверзаются монастырские врата и множество людей со свечами идут в церковь, посреди которых — князь Георгий Васильевич. Князь сперва поклонился храму Божию, а потом преподобному. Равным образом и ему поклонился Пафнутий и сказал: «Ты уже преставился, сын мой и князь?» — «Действительно так», — отвечал Георгий. «Каково же ныне тебе там?» — спросил Пафнутий. Тот отвечал: «Твоими святыми молитвами, отче, благое даровал мне Бог, наипаче же потому, что когда я шел против агарян под Алексия, у тебя чисто покаялся». Когда начал звонить пономарь, преподобный очнулся от чудного видения и прославил Бога. Князь Георгий часто приходил на исповедь к преподобному Пафнутию, а своим родным говорил: «Всякий раз, когда иду на исповедь к старцу, колена у меня подгибаются от страха».

Многие люди понимают необходимость исповеди, но боятся прийти в храм. Одни не решаются рассказать все свои грехи, другие думают, что слишком привыкли к дурной жизни и исповедь не поможет им. Этот страх важно перебороть. Представьте, что у кого-то болит зуб, а человек все откладывает и не решается пойти лечить его. Зуб может сгнить и дать осложнения на весь организм. Так и откладывая покаяние, можно окончательно повредить своей душе.

Иногда человек прикрывается ложным стыдом, что он еще не готов к исповеди, к храму, что он крайне недостоин пред Богом. Да, в душу каждого вложено чувство нашего недостоинства пред Богом. Но это не значит, что раз мы недостойны, то и не надо к Богу идти. Человек никогда не приготовится полностью к исповеди, никогда не станет полностью достойным, а промедление бывает равно смерти.

Напрасно стеснение и перед священником. Мы каемся пред Богом, а священник — только свидетель. На исповеди батюшке исповедуют столько грехов, что все его личные эмоции отступают назад. Священник радуется, когда люди каются во всех своих темных сторонах жизни, потому что тогда они становятся ближе к Богу.

Бывает, человек одержим какой-то страстью, и все говорят ему, что он — величайший грешник, грязь, не человек. Но на самом деле, его душа драгоценна, дорога Богу. Потому и борет его бес, что душа имеет величайшую ценность. Важно увидеть эту ценность в своей душе, понять, что наша душа нужна Богу. Господь хочет, чтобы человек был счастлив, а за счастье необходимо сражаться. И пусть первой победой станет искренняя исповедь в своих грехах.

Христос с любовию прощает

Грехи раскаянной души,

Дотла изгладить обещает,

Но впредь — смиряйся, не греши.

Игумен Виссарион (Остапенко)

 Владимир Губанов, о котором мы упоминали вначале, рассказал, какое воздействие на него произвели первые исповедь и Причащение Святых Таин:

«Я стал верующим в тот миг, когда впервые принял Причастие. Это было в 1976 году, в сентябре. Я никогда не был атеистом, но и верующим себя назвать не мог. Однажды я прочитал в Евангелии, что человек, желающий иметь вечную жизнь, должен причащаться Тела и Крови Христа. А сначала он должен креститься. Крещеным я уже был. Но верующим?.. В школе учили детей, что Бога нет. В институте внушали, что Бога выдумали попы. Души нет. Ада и рая нет. Этот мир пуст. А того мира вообще нет. Я не очень верил этим учителям и думал: если Бог есть, Он отзовется.

Когда после чтения Евангелия я решил идти к Причастию, мне было страшно идти. Грешить не боялся, а вот исповедовать грехи страшновато.

Я никогда не думал, что дьявол может шептать на ухо, внушать ложные мысли. Я думал, что это метафора. Но именно так и было со мною, когда я шел к Причастию. Пред вратами церковной ограды это искушение кончилось. Но появился страх: "И как это я буду вместе со старушками причащаться, такой интеллигентный, образованный, московский?"

И я, грешным делом, загадал: вот если эта женщина впереди меня скажет: "Иди к Причастию или к исповеди", тогда пойду. А так — боязно.

А исповедь уже шла. Люди слушали, что им читает или говорит батюшка, потом называли свои грехи, наклоняли головы под епитрахиль (я уже знал, что этот узкий плат на священнике называется епитрахилью), крестясь, целовали крест и Евангелие и отходили, положив на тарелку кто монету, кто свечу.

— А вон исповедь идет, — сказала вдруг женщина, на которую я загадал. — Батюшка давно исповедует.

И она повернулась, обращаясь ко мне.

      Что, идти? — спросил я, как будто она была пророчицей.

      Иди, иди, — обрадованно сказала она.

И я с боязнью пошел. Впервые в жизни я шел к исповеди.

Батюшка встретил меня без радости, спросил:

      Вы готовились к Причастию?

      Как это?

      Говели?

Я опять не понял. Я подумал, что говенье и пост разные вещи.

      Вы постились? Мясо ели вчера?

      Да, постился! Я и мясо, и рыбу не ел, и масло не ел, только хлеб и чай.

Удивившись, батюшка накрыл мою голову епитрахилью. Я успел ему исповедать грехи только в общем, но он и не ждал подробностей.

      Господь и Бог наш Иисус Христос... да простит ти, чадо... Как имя?

      Владимир, — со страхом прошептал я.

      ...чадо Владимир... и аз недостойный иерей, властию Его... прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

В это мгновение, когда священная епитрахиль покрыла мою главу и иерей прочел разрешительную молитву, совершилось чудо. На меня сошла благодать. Тоньше и легче воздуха, она прошла в меня до пояса, чистая, светлая. Благодать взяла и вынула из меня грязь. Не умом, не в воображении, а телом я почувствовал, что в меня вошла сила Божия, во все поры, жилы, кости. Взяла и вылила из меня нечистоту.

Трудно описать мои удивление и радость. Я не ожидал ничего подобного, я это и вообразить себе не мог. Так вот, оказывается, почему эти бабушки ходят в храм — здесь грехи прощаются Богом, а я и не знал! Прощение свыше, от Бога ощущаешь не только душою, но и телесно.

Рука уже сама совершает крестное знамени: легко, свободно. Нет ложного стыда, что тебя увидят знакомые и осмеют. Молитва изливается сама: "Боже, не обличи меня, не посрами..." Крестное знамение уже совершается само, истово, спокойно.

"Но ведь нужно еще идти к Причастию", — со страхом подумал я.

Я направился к царским вратам и встал в очередь к Чаше. "Господи, не посрами меня", — мысленно взывал я к Богу, чувствуя страх перед первым в жизни Причастием. Первым в сознательной жизни, ибо наверное при крещении в младенчестве меня причащали.

Когда я подходил к Причастию, я не чувствовал своих ног, но колени дрожали.

— Причащается раб Божий... Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную. Аминь.

Со страхом я принял в уста свои Божественную капельку и частицу Тела Его и, как будто током, благодатью меня пронзило всего, от темени до пят. Кого хоть раз било электрическим током, поймет меня. Именно как божественным током прожгло меня всего сверху донизу, от головы до ног, сквозь кожу, сквозь плоть и кости. Как током, только не больно, а сладостно, приятно, блаженно. Я ощутил райское блаженство не только в душе, а во всем теле. Я узнал своего Творца, Его присутствие. Это Его сила. В это мгновение я стал верующим.

Я стоял, как на воздухе или на облаке. Вокруг меня не было просто людей, а были мои братья и сестры, отцы и матери. Это так просто: ведь у нас один Отец. Каждого из них окружал свет — свет вокруг голов, плеч, тел. Свет окружал Чашу с Божественными дарами. Свет исходил от священника. Свет шел из алтаря. Свет от каждой вещи в храме. Свет окружал и меня, я чувствовал свет внутри. Я уже не чувствовал тела своего, не видел и не слышал ничего земного. Это было небо. И я был на небе.

— Иди, запей, — сказали мне сочувственно, видя, что я не в себе. — В первый раз всегда сильно бывает.

Да, после Причастия запивают особенною водою, иногда ее называют теплотою. Она тоже освященная. Я запил этою водою, съел кусочек просфоры, или благословенного хлебца, который мне предложили. И, повторяю, с этого мгновения, с этого часа, с этого дня я стал новым человеком.

Я вышел из храма, как будто спустился с небес. Царствие Небесное пришло на землю. Блаженство, огненное счастье. Мне казалось, что войны на земле не будет. Никаких драк, ссор, ругани, никакого зла никому не будет вовек. Отныне новая жизнь.

Придя домой, я не знал, что мне делать. Блаженство, дарованное в Причастии, не покидало меня. Любовь к Богу была светлейшей, чистейшей — ведь Христос простил мне грехи. Я вышел на улицу, чтобы сообщить своим друзьям новость: есть Бог. Он находится везде, но живет Он в храме, Бог прощает грехи (действительно, а не мнимо). Я хотел поделиться с друзьями этим божественным богатством».

 Продолжение >>>

Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz