Приветствую Вас ГостьЧетверг, 25.04.2024, 02:39

Свт.НиколайНикольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Красота Церкви (продолжение)

Елеосвящение

В Священном Писании Нового Завета, в послании апостола Иакова есть такие слова: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, — и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14-15).

Освящающее действие благодати простирается не только на душу. Одно из церковных Таинств специально направлено на укрепление как души, так и тела человека, на изгнание из них греховных движений и устранение болезней.

Таинство называется Елеосвящением, то есть это — освящение елея (масла растительного происхождения) и семикратное помазание им с особой молитвой больного.

Еще это Таинство называется Соборованием, потому что для его совершения обыкновенно собирается несколько (в основном семь), то есть собор, священников. Но может совершить Таинство и один священник.

При совершении Таинства семь раз читаются специальные молитвы, избранные места из Священного Писания, и семь раз больной помазывается елеем, в который добавлено красное вино, как напоминание о пролитой Иисусом Христом Крови.

У каждого человека возникает вопрос, откуда берутся болезни? Часто болезни — последствия греха, они свидетельствуют, что наше естество стремится к смерти.

В Елеосвящении больному дается благодатная сила во исцеление душевных и телесных немощей, и часто тяжелейшие недуги покидают человека по принятии этого Таинства.

 Венчание

Почему люди разделены на мужской и женский пол? Так было угодно Создателю. Но вы согласитесь, что люди созданы для взаимного дополнения. Любовь объединяет оба пола, она есть основа для продолжения рода человеческого. Любовь — самое возвышенное и благородное чувство на земле.

Однако люди смертны и даже наисильнейшая в этом мире любовь обречена на кончину.

Только Бог может подарить двум любящим друг друга людям дар высшей, благодатной любви. Это происходит в Таинстве Венчания, или Брака.

В этом Таинстве жениху и невесте, при свободном обещании взаимной верности, ниспосылается небесное благословение к созиданию семьи, к рождению и воспитанию детей.

Благодать Божия способна хранить в вечности взаимную, искреннюю любовь мужа и жены по образу любви Христа к Церкви. Венчающимся подается небесная сила быть одной душой и одной плотью, чтобы их любовь была нерасторжима.

 «А почему у нас нет бессмертной души? — грустно спросила русалочка. — Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом подняться на небо.

      Вздор! Нечего и думать об этом! — сказала старуха. — Нам тут живется куда лучше, чем людям на земле!

      Значит, и я умру, стану морской пеной, не буду больше слышать музыки волн, не увижу чудесных цветов и красного солнца! Неужели я никак не могу обрести бессмертную душу?

— Можешь, — сказала бабушка, — если кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, если отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки в знак вечной верности друг другу; тогда частица его души сообщится тебе и когда-нибудь ты вкусишь вечного блаженства» (Андерсен, «Русалочка»).

 Священство

Все Таинства Церкви совершаются при непосредственном участии священнослужителей. Поэтому само посвящение в Священство также является Таинством. Это совершается на Литургии при чтении особых молитв и возложении рук архиерея на голову посвящаемого. Отсюда Таинство называется Хиротонией, то есть, с греческого, Рукоположением. Посвятив ставленника (того, кто принимает священный сан), архиерей возглашает:

«Аксиос!», на что хор и весь народ отвечают троекратным «Аксиос!», выражая свое согласие на посвящение достойного христианина.

Поставляемый получает благодать Святого Духа для служения Церкви. Так обеспечивается преемство благодати, данной апостолам, и единство Церкви из века в век. Именно посредством священства в мире живет и действует одна и та же спасительная благодать Духа Святого, ниспосланная Воскресшим Христом в день Пятидесятницы.

При этом благодать в различной мере даруется диакону, пресвитеру и епископу. И при посвящении христианина соблюдается постепенность: невозможно взойти на высшую ступень, минуя низшую.

Священнослужители Православной Церкви действуют не от себя и не сами по себе, не «вместо» или »за» Христа, но их задача — свидетельствовать, что Господь и ныне открыт людям, доносить Его благодать до каждого верующего.

На этом можно было бы остановиться, если бы в наши дни некоторые не задавали вопрос: почему женщина не может быть священником?

 Почему женщина не может быть священником?

— Не дискриминация ли это? — спросите вы. А является ли дискриминацией то, что мужчина не может рожать? Вы сами назовете ряд профессий, которые занимают, как правило, только женщины. Если считать, что священник — только тот, кто преуспел в богословских дисциплинах и администраторских способностях, то женщина могла бы занять такой пост. Но священник — представитель Христа, свидетель того, что совершает Христос. А Господь благоволил родиться на земле в человеческом естестве мужского пола.

Священство основывается не на личных достоинствах и заслугах человека, а на священстве Самого Христа. Посредством иерея действует Христос. Благодать, поданная от Господа, делает служителя алтаря образом Христа. Поэтому священником становится тот, кто подобен Господу и по своему полу.

Если так, то в чем же выражается участие женщин в служении Церкви? — В также весьма значимом: богослужебном пении, писании икон, шитье церковных облачений, в миссионерской и педагогической деятельности и даже в заведовании экономическими и юридическими вопросами. Многие женщины прославились как сестры милосердия.

Женщине не менее мужчины открыт доступ к духовному совершенствованию. А кто самый близкий к Богу человек? — Пресвятая Богородица.

Благодать Таинств

В Церкви много и других тайнодействий, направленных на освящение жизни человека от самого рождения до посмертного бытия. Подобно огню, очищающему золото от примесей, благодать Божия обновляет и освобождает подлинный лик человека – неизреченно красивый, драгоценнейший всех сокровищ мира.

Только учтем одну маленькую вещь: как в обыденной жизни встречаются воры, стремящиеся похищать все дорогое, так и в духовной жизни есть воры невидимые, желающие лишить нас дара благодати, - это падшие ангелы. Они предлагают совершить грех, сказать с раздражением, подумать дурное – и если человек соглашается, то огонек благодати, полученный в Таинствах, в его душе потухает. Он может вновь разгореться, но только при искреннем обращении к Тому, Кто этот благодатный огонь в душе возжег. Действие этого огонька не как у огня вещественного, который опаляет и разрушает, но благодать: чем более сияет в сердце, тем более укрепляет человека, соделывает его красивее, свободней, счастливей.


Храм – что это такое?
Светлым облаком сияет
На горе воздушный храм –
Точно с озера взлетает
Белый лебедь к небесам
Там, меж сосен изумрудных,
Блещет озера хрусталь.
Как молитва в звуках чудных,
Звон церковный льется вдаль…
Священник Владимир Шамонин

Представьте, что любимый человек назначил вам свидание в определенном месте и сказал: «Только там, где нас никто не будет отвлекать, где все будет способствовать близости наших душ, мы сможем с теплом, искренно общаться и я подарю тебе нечто важное». Если вы действительно любите, то прийдете в условленное место в назначенный час. И тогда вы получите тепло сердца и некий очень важный подарок. А если нет, то… То вы пойдете куда-нибудь в другие места, а для оправдания подумаете: «Я и так помню этого человека, и так хорошо к нему отношусь, а близкое общение и подарки, кто знает, нужны ли они мне…»

Не будем судить о чьем-либо выборе. Скажем о другом.

Есть место, которое для свидания с человеком назначил Бог.

Да, да вы догадались, это – храм!

Может быть, кто-то спросит: почему именно храм, когда Господь присутствует везде? Конечно, Всевидящий видит человека на всяком месте, и на всяком месте можно и нужно обращаться к Нему. Но вряд ли на базаре вы сможете помолиться Богу так, как в храме. Бог — не безликая энергия, к которой можно подключиться в любом месте. Бог — это Высшая Личность, а с Личностью надо встретиться лично.

Разве на всяком месте мы способны наиболее близко общаться с Господом, везде ли мы настроимся на чистую молитву к Нему? Если пророку Моисею для получения от Бога закона нужно было взойти на гору Синай, а апостолам для принятия Духа Святого — собраться в Сионскую горницу, то современному человеку для очищения собственной души и приобщения дарам Божиим — следует лучше прийти в святой храм.

Когда царь Соломон построил храм, то Бог сказал ему: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар. 9: 3). И по сей день во всех созидаемых храмах Господь наиболее проявляет Свое благодатное, освящающее присутствие и слышит человека во всех нуждах его.

Храм - это место, посвященное Богу, в котором собираются христиане для таинственного богообщения.

Есть нечто, что Господь подарит человеку только в храме. Это великий и важный подарок. Но об этом чуть позже.

А сейчас обратим внимание на внешний и внутренний вид храма.

 Внешний и внутренний вид храма

Сначала немножко отвлечемся и посмотрим на предметы, которые окружают нас в повседневном быту. Оказывается, они заключают в себе определенную информацию, своеобразные символы. Так, кастрюли и тарелки напоминают о питании, портфель — об учебных тетрадях или деловых бумагах, телевизор — о новостях и развлекательных программах. Все, что встречается в повседневной жизни, имеет печать тревог, забот, обыденности, однообразных развлечений. Не от этого ли многим из вас так хочется отвлечься, испытать новые чувства и впечатления?

Обыденная обстановка человека постоянно погружает его мысль в круговорот земной суеты. И только в храме каждый предмет напоминает об идеальном, неповторимом и вечном. Здесь все исполнено священных символов — от величия внешней архитектуры до глубины молитв и богослужебного пения.

Посмотрите на здание храма — это образ красоты богозданного мира, творения Божия. А величественный купол — символ духовного неба, в котором царствует Бог. Весь видимый и невидимый мир — под покровом Всевышнего. Одновременно храм символизирует и небесный город, Царство Божие, в котором люди обретают желанный покой и вечное счастье.

Присмотримся внимательней: купол похож на пылающую свечу, а это — символ пламенного стремления людей к Небесному Отцу, образ их горячей веры, любви и молитвы.

А если на храме три купола? — Это символ Лиц Святой Троицы.
Пять куполов — образ Христа и четырех евангелистов, то есть апостолов, записавших Евангелие.
Семь — в знак семи Таинств и семи даров Духа Святого.
Девять — в честь девяти чинов небесных сил — ангелов.
Тринадцать — означают Христа и двенадцать апостолов.
Тридцать три — по числу лет земной жизни Спасителя.
Сорок — столько дней пребывал Господь с апостолами после Своего Воскресения и учил их тайнам Царствия Божия (Деян. 1: 3) — в храме нам открываются эти тайны.

Купол всегда увенчивается крестом — главным символом христианства, его победы над злом.

Из века в век архитектура храма выражала основной опыт христианской жизни: с нами Бог.

Обратите внимание и на вид храма в его основании. Он бывает неодинаков. Некоторые имеют продолговатый вид наподобие корабля или, лучше, ковчега, потому что Церковь несет в себе верующих по волнам жизни в Небесное Царство.

Другие в своем основании имеют вид креста, потому что только посредством Креста Христова Церковь получила жизнь и силу.

Если в основании виден круг, то это символизирует благую вечность, к которой Церковь ведет людей, ведь у круга нет ни начала, ни конца.

А иногда в плане храма заложена восьмиконечная звезда — в этом мире Церковь, подобно звезде, сияет благодатным, Божественным светом.

Подойдем ко входу в храм. Как правило, над дверями располагается икона Спасителя, Божией Матери или кого-либо из святых. Они словно зовут нас внутрь, дружелюбно приглашают вступить под покров святых сводов.

 Что же там?

Первая сразу за дверями, совсем небольшая часть храма называется притвор. Она предваряет храм и означает человеческий мир, который еще не принял Христа, но уже призван к духовным благам. А в древности здесь молились готовящиеся ко Крещению — оглашенные, — и отлученные на время от Церкви по каким-либо великим грехам — кающиеся. Не будем останавливаться здесь надолго.

Заходим в следующие двери. Нам открывается собственно храм, или церковь, во всем внутреннем убранстве. Стены покрыты фресками на темы евангельских событий, а внизу стен и на колоннах располагаются иконы. Перед ними на позолоченных подсвечниках горят свечки, и каждая выражает чью-то надежду, искреннюю веру или горячую благодарность. Лики святых смотрят в самую душу но смотрят с теплом, с любовью и пониманием, и словно говорят: «Не бойся, ты дома». А запах ладана располагает душу почувствовать святыню совершаемого в храме.

Кто-то поначалу чувствует себя неловко здесь, где мужчине положено непременно снять головной убор, а женщине непременно надеть. Но благодатная тишина, покой и мир, царящие в храме, невольно привлекают душу, принимают ее в свои объятия, — и будто какая-то тяжесть спадает с плеч.

Да. Эта часть храма знаменует благодатное царство Христа на земле. Итак, вы в гостях у Господа. И забыв обо всех проблемах, почувствовав их ничтожность по сравнению с тем, что человеку подаст Небесный Отец, вы устремляете свой взор дальше. Ваш взгляд уже сам стремится вперед, к красивой ограде из нескольких рядов икон, что так и называется — иконостас.

За ним располагается третья часть храма, которая несколько возвышается, и называется она — алтарь (с латинского — возвышенный жертвенник). Алтарь означает высший духовный мир, Небеса, где обитает Бог в неприступном свете. Алтарь всегда смотрит на восток, поскольку на востоке был Рай, и на востоке восходит солнце, которое — образ Христа, Солнца правды. «Свет Христов просвещает всех», — произносит священник на одном из богослужений.

Алтарь также означает Рай, куда входят одни достойные. Алтарь назначен для священнодействий, поэтому туда проходят только лица посвященные, которые, подобно небесным силам, окружают престол Божий.

Но нам достаточно побыть и здесь, в средней части храма. И хотя лавочки вдоль стен предназначены в основном для старых или больных людей, но постоять в храме ради общения с Богом нетрудно.

Да, кстати, с алтарем как раз связаны те дары, которые...

Но немножко терпения. Есть вопрос, на который надо ответить пораньше:

А что видно на иконостасе?

Окончание >>>

Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz