Приветствую Вас ГостьЧетверг, 02.05.2024, 00:44

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Главная » 2011 » Декабрь » 8 » Урок в храме
11:41
Урок в храме
Сейчас трудно представить просторы нашей страны без храмов. В любом современном городе, посёлке или селе есть хотя бы маленький, но свой храм. Эти неповторимые и вместе с тем родные каждому русскому человеку сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России.
Храмы называют по-разному: соборы, церкви, часовни. Этими словами определяются разные виды храмов:
Соборы - это те храмы, где богослужение совершается священниками нескольких храмов.
Часовни - небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря.
Есть кафедральные храмы города, которые имеют особое значение. Там служит правящий архиерей.
Строительство первых храмов началось с приходом на Русь православного христианства.
Со времени Крещения Руси  и принятия Русью Православия, то есть с 988 года начался процесс активного храмового строительства. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
Откуда пришла на Русь православная вера? Святой князь Владимир при выборе веры отправил послов  в греческую землю, а точнее в Византию. Послы побывали в Софийском соборе в Константинополе. Богослужение и сам храм произвели на них такое сильно е впечатление, что они не знали, где они находятся, на земле или на небе.
Первые храмы создавали, согласно летописям, приезжие мастера - греки. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая каменная церковь - Десятинная. Жертвовать на храм всегда было доброй православной традицией. В ветхозаветные времена на нужды Иерусалимского храма каждому предписывалось отдавать десятую часть своих доходов. Ввиду особого значения новой церкви князь Владимир также жертвует на постройку храма «десятину». Церковь была разрушена во время взятия Киева монголо-татарами и стояла в руинах до XIX века. Именно по ее образцу возводились на Руси главные храмы городов и монастырей.
Постепенно русские строители овладевали мастерством возведения храмов, они освоили греческий стиль, и вместе с тем дополняли своим собственным опытом, вносили элементы славянского мироощущения. К середине XI века на Руси имелось несколько каменных Софийских соборов. Самые знаменитые - София Новгородская (1045-1052) и София Киевская (1037-1043) - стоят до сего дня и являются самыми достоверными свидетельствами духовных и культурных связей между Византией и Древней Русью в те давние времена. В Киевской Софии до сих пор сохранились прекрасные образцы византийского искусства XI века - мозаичные иконы.
Наряду со строительством каменных храмов, на Руси с глубокой древности возводились и деревянные храмы.
Для строительства деревянных церквей были все необходимые условия, так как в наших землях, преимущественно лесных, умели строить из дерева. Поэтому благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Потребность в храмах во время становления и расцвета Православия на Руси была огромной, и намного быстрее и легче было построить деревянный храм, чем каменный. В деревянном зодчестве русские мастера достигли совершенства: строили быстро, красиво, без единого гвоздя, все элементы здания скреплялись только деревом.
От византийских мастеров Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купольного храма греков: два пересекающихся под прямым углом свода, в плане своды эти образуют крест, над местом пересечения сводов возводится купол.  Залитый светом купол олицетворяет Царство Небесное, и возведение его свидетельствует о возможности общения двух миров – нашего с вами, земного и небесного мира.
Количество куполов имеет символический смысл. Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога. Позднее стали возводить храмы с несколькими куполами. Три главы символизируют Святую Троицу, пять куполов - Христа и четырёх евангелистов, семь глав - семь священных таинств Церкви, девять ставится по числу ангельских чинов, тринадцать символизируют Христа и двенадцать апостолов. Число глав могло доходить и до тридцати.
Форма куполов менялась в русском зодчестве. Более древняя - шлемовидная форма купола. Древняя Русь довольно часто подвергалась нападениям со стороны различных племён, кочевых народов, с которыми вынуждена была воевать. Поэтому шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях - защитниках Отечества. Луковичная форма купола появилась намного позже и символизировала пламя свечи. Такие луковичные главки напоминают огненные языки, устремлённые ввысь, к небесам.
Не менее знаменателен и цвет купола. Золотые купола главных храмов, посвященных Христу или православным праздникам, - символ небесной славы. Синие купола со звёздами посвящены Пресвятой Богородице и напоминают о рождении Христа от Девы Марии. Зелёные купола посвящались Троице и символизировали цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны куполами зелёного или серебряного цвета.
Над главами возвышается крест. Это говорит о том, что храм христианский, и в нём прославляется распятый на кресте Христос, Который является Главой Церкви.
Храмы имели форму: восьмиугольника, корабля, креста, круга. И действительно, православный храм, с точки зрения своего назначения, является «ковчегом» спасения для верующих людей. Форма храмов в виде корабля получила широкое распространение. Но на Руси строили храмы и в форме креста – основание спасения людей, круга – символа вечности Церкви, восьмиугольника – символизирующего Вифлеемскую звезду.
Над входом в храм, а иногда рядом с ним строилась колокольня или звонница. Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы: созывать верующих к богослужению, выражать торжество Церкви, возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей богослужений.
Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, напр., пожар. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны) и проч.
Во внешнем устройстве храма все подчинено архитектурной целесообразности и богословской символике.
Рассмотрим внутреннее убранство храма. Медленно поднимемся по ступеням, ведущим к дверям храма, и войдём в его притвор, знаменующий начальную ступень духовной жизни человека. Раньше здесь находились христиане, отлучённые за тяжкие грехи от Святого Причастия. Они смиренно просили входящих помолиться за них с надеждой на милость Божию. Да, здесь всё поражает необычностью и внутренней значимостью. Взор устремляется вперёд, к царским вратам, распахнутым во время богослужения. В их освещенном проёме вы видите образ Спасителя, облачённого в белые, сверкающие одежды.
Главная часть храма - это алтарь, где на престоле находятся святые реликвии. С правой стороны алтаря расположилась ризница, в которой хранятся священные одежды, церковные сосуды и книги, используемые во время богослужения. От средней части храма алтарь отделяется иконостасом. Возвышение, на котором находятся алтарь и иконостас, значительно выступает вперёд, в среднюю часть храма. Оно называется солеей. В середине солеи находится амвон - место, откуда священник читает Евангелие и произносит проповедь. По краям солеи расположены клиросы - места для чтецов и хора. Иногда в одном храме бывает несколько алтарей, называемых приделами. Они освящены в память каких-либо событий или в честь определённых святых…
Просмотров: 670 | Добавил: о_Михаил
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz