Приветствую Вас ГостьПонедельник, 25.05.2020, 17:52

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Каталог статей

Главная » Статьи » Конспекты бесед прочитанные в разное время

Зачем принимать Крещение? Часть 1

ДВЕНАДЦАТЬ БЕСЕД ПЕРЕД КРЕЩЕНИЕМ.

Беседа 1.

Зачем принимать Крещение?

Два пути: путь жизни и путь смерти.

Что такое спасение?

Добрый день Уважаемые слушатели.

          Cегодня мы с вами начнем цикл бесед посвященных Крещению, результатом которых должно стать принятие вами свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь.

         Наше занятие перед Крещением начнем, как это принято в Церкви, с молитвы, но сначала о том, как следует правильно креститься. Чтобы перекреститься, мы складываем три пальца правой руки большой, указательный и средний вместе, остальные два пригибаем к ладони.

·                    Тремя пальцами прикасаемся ко лбу, чтобы освятились наши мысли,

·                    осеняем грудь, чтобы освятились чувства,

·                    прикасаемся к правому и к левому плечу, чтобы освятились дела наши.

·                    Опускаем руку и наклоняем голову.

Крестясь, мы изображаем на себе знак Креста.

Это не только знак освящения - крестное знамение дает силу побеждать зло, делать добро, поэтому крестимся не только во время молитвы, но и в опасности, в горе, в радости.

Пред началом занятия мы поворачиваемся к иконе и читаем молитву "Отче наш", главную молитву, которую каждый должен знать наизусть.

Почему опасно принимать таинство Крещение «легко и просто»?

Сейчас мне постоянно задают вопросы, в связи с тем, что в епархии вводится курс огласительных бесед перед крещением. Зачем это нужно, и для чего такие сложности и такие трудности, и виноват ли в том ребенок, что родителям некогда ездить на занятия?

Наши отношения с Богом – это договор, это завет. Господь со своей стороны этому завету верен, но и от нас ожидает верности. Поэтому прежде чем совершить какую-то сделку: купить квартиру, машину, поступить на работу, - каждый серьезный человек знакомится с тем, к чему это его обязывает. Что он должен и что не должен будет делать, что со своей стороны будет совершать, чтобы договор сохранить, не нарушить, не расторгнуть. Очень часто спроси человека, в чем состоит завет с Богом, каковы условия этого завета, он не сориентируется, тем более не будет эти условия выполнять. Но, кроме того, вступая в завет с Богом, ты же разрываешь еще завет с диаволом. Вернее, предпринимаешь попытку бегства из концентрационного лагеря, в котором ты до сего момента находился.

И именно с этого момента, момента Крещения, начинается духовная война. Война не на жизнь, а на смерть, на вечную смерть. Потому что если в этой войне человек проиграет, то страшная кара его ожидает. Всякая война требует подготовки. А чем заканчивается внезапная война или безголовость руководства – об этом мы не раз читали и видели по эпизодам Великой Отечественной войны, когда миллионы людей оказывались в плену или были уничтожены просто по тому, что были не готовы – они не знали, они не умели. То же самое и в локальных конфликтах, когда мальчишки погибали потому, что их никто к этому не подготовил – просто бросили под танки.

Но это человеческий враг, и столько страданий, крови, несчастья, а там-то враг с нечеловеческой ненавистью и с колоссальным опытом вражды против человеческого рода. Конечно, нужно знать и тактику, и стратегию, знать диспозицию, чтобы по ошибке не перейти на сторону врага или по незнанию не совершить предательства. Чтобы знать и уметь пользоваться оружием, чтобы хорошо разбираться в лекарствах, которые необходимо будет принимать, когда, естественно, появятся раны – никто ран не избежит; задача – избежать смертельных ран, чтобы не погибнуть. Раны текущие уврачует Великий Врач. И крепкая лечебница на то есть. Опять же нужно знать, где эта лечебница, и иметь навык регулярного профилактического общения к Врачу.

И все это нужно знать очень и очень хорошо, причем заранее, потому, что велика цена – бессмертная человеческая душа.

Вот именно поэтому, слава Богу, по благословению Святейшего Патриарха, по благословению архиепископа Викентия, вводятся обязательные занятия при подготовке к Крещению и Венчанию, к первой Исповеди и Причастию. Потому что человек должен совершать поступки в добром уме и в твердой памяти, отдавая себе отчет, зачем он это делает и какова цель его поступков. И здесь нужно вести себя без истерики, спокойно, ровно. Ведь если ты желаешь стать христианином потому, что ты увидел во Христе красоту, благородство и ощутил всем сердцем любовь к Нему, - что такое три месяца занятий, на которых будут опять же говорить о Христе? А если тебе это нужно по каким-то меркантильным, непонятным, суеверным, магическим, колдовским мотивам, то ты сразу же окажешься снова в стане врага, и выбраться из него будет гораздо сложнее.

Апостол Петр напоминает: лучше вам никогда не знать Христа – спросу меньше, на самом деле, - чем, узнав Его, отвергнуть, предать Его. Но, к сожалению, говорит он сбывается на таких людях употреблявшееся в то время поговорка: «как свинья идет валяться в собственной грязи, и пес возвращается на свою блевотину, так и с этими «христианами». Именно для этого нам нужны не только теоретические знания правильной веры и ориентиров, но и практические навыки. До Крещения человек или родители, и крестный, конечно, должны научиться молиться. Молиться искренне, честно, с верой. Научиться бывать регулярно в храме, соблюдать христианский пост, пользоваться этим действительно сильным оружием против врага, научиться читать духовную литературу – приобрести опыт, некоторые навыки воспитания своей жизни.

Зачем принимать Крещение? Зачем крестить детей?

Думаю, что тема крещения детей напрямую связана с темой христианского воспитания подрастающего поколения. Немного расскажу о том, почему мы крестим детей и что дает им это Таинство.

 Когда я вижу крестных и молодых родителей, которые приходят сюда для беседы с крещаемыми, мое сердце, к сожалению, не подпрыгивает от радости. Скорее наоборот. Потому что я знаю, что предстоит не очень приятный разговор. Я священник молодой, но все же крестил уже немало народу. Так вот, могу вспомнить только пару случаев, когда восприемники знали наизусть Символ веры. Я сначала относил это к моей молодости, но потом узнал у одного пожилого батюшки, который полвека служит в сане, что он тоже лишь несколько раз слышал молитву «Верую» от крестных (не считая, конечно, случаев, когда крестил детей своих постоянных прихожан). Воистину Русь крещена, но не просвещена. Вообще знания многих восприемников о том, кто такие крестные, ограничиваются, видимо, просмотром гангстерского фильма «Крестный отец». Многие не имеют даже крестов на груди. Немало таких, которые не знают, что такое исповедь и причастие. Ну ладно, они не читали Евангелие и духовную литературу, но хоть какие-то книжки или хотя бы фильмы, где священник принимает исповедь, они должны знать?

 Все, что я сказал про крестных, можно отнести и к родителям. Уровень их познаний ничуть не выше. И вообще, на всем их поведении лежит какая-то печать несерьезности, неуместного веселья. Неоднократно сталкивался с тем, что родители или крестные начинали заранее «отмечать» событие. От них уже попахивало, и язык не всегда слушался их. Иногда при виде всего этого посещает крамольная мысль: «А может, правы протестанты, что не крестят младенцев?» Ведь такие родители и восприемники явно не будут воспитывать малыша в вере и благочестии, но почему-то обязательно хотят крестить своих детей.

 Мы прекрасно понимаем, в чем неправда протестантов. Если я церковный человек, живу жизнью Церкви, то, конечно, и мой ребенок должен ею жить, причащаться с нами от одной чаши, молиться в храме. Если мы болеем за детей, то как не поминать их на литургии? А некрещеных поминать нельзя. Но многие люди об этом и не думают. Им главное — крестить, отметиться.

Справедливости ради скажу, что людей серьезных (правда, непросвещенных) тоже много. Вот к ним-то в первую очередь и обращаюсь я во время огласительных бесед.

Первый вопрос, который я обычно задаю: «Для чего вы принимаете крещение?» (Заранее говорю, что это не экзамен, прошу сказать своими словами.)

ВОПРОС

 Ответы бывают самые разные: 1) мы русские, значит, должны креститься; 2) чтобы не болеть; 3) чтобы была удача в жизни.

 Объясняю, что крещение не делает нас более русскими, оно дано всем народам, в Церкви «нет ни еллина, ни иудея», большинство стран приняло христианство, когда Русь была еще языческой.

 Крещение также не делает нас здоровыми и счастливыми, ибо относится к области духовной, а не материальной, мы крестимся, чтобы спасти душу, а не для того, чтобы поправить здоровье.

 Вопрос о намерениях перед крещением далеко не праздный. В Питере в 90-е годы произошел очень неприятный случай. Одного человека экстрасенсы послали принять крещение в десяти храмах, чтобы исцелиться. И ни в одном (!) храме его не спросили, зачем он крестится. Ко мне как-то пришла женщина с сыном-наркоманом и откровенно сказала, что их прислала целительница поисповедоваться и причаститься.

 (Выяснить степень церковности родителей и восприемников)

Христианином нас делает не ношение креста, а участие в Таинствах Церкви. Семья — это малая Церковь, где все должно быть едино. Если мы желаем спасения детям, то сами должны спасаться вместе с ними, идти по этому пути к Богу.

 Кресные не почетные свидетели, которые стоят с ленточками на свадьбе. Они духовные наставники, руководители крестников. Нельзя научить человека тому, чего сам не знаешь. Следовательно, нужно побольше узнать самим. Восприемники — это те, кто за малолетством детей дают за них обеты святого крещения, то есть ручаются головой, что приложат все усилия, чтобы ребенок вырос в вере, не ушел потом из Церкви. Если мы обещаем что-то, то должны выполнять, а тут даем обеты Самому Богу, перед крестом и Евангелием.

 А теперь — самое главное. Для чего мы принимаем крещение? Человек двусоставен, он состоит из души и тела. Душа нуждается в гораздо большей заботе, чем тело. О теле мы никогда не забываем, а вот о душе можем не вспоминать годами. Мы принимаем крещение, чтобы спасти душу, стать детьми Божиими, восстановить утерянную связь с Богом.

 Крещение называют вторым рождением.

Я спрашиваю матерей: «Когда вы родите младенцев, что вы делаете сразу после того, как вам принесут ребенка?» Отвечают: «Прикладываем к груди, кормим». Вот видите, мы питаем его. После крещения человек также нуждается в духовном питании — Таинстве причастия, молитве. Крещение — это только самое начало пути. Человека мало родить, его надо вырастить, воспитать, выучить. Также и в духовной жизни. Крещение не спасает нас автоматически, без наших усилий. Оно делает нас чадами Божиими и чадами Церкви, которую основал Бог. А значит, мы должны пользоваться всеми теми благодатными дарами, которые в Церкви есть: Евхаристия, исповедь, другие Таинства, через них нам подается благодать Божия.

Если человек крестился и продолжает жить, как жил, он подобен тому безумцу, который купил билет на поезд, а сам ехать не собирается. Или поступил в вуз, а учиться не хочет. Некоторых людей два раза в жизни приносят в храм: один раз — на крестины, второй — на отпевание. Это страшно.

Крещение — великое Таинство, но без нашей веры оно не имеет действия. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, — осужден будет (Мк 16, 16). Но и вера, как известно, без дел мертва (Иак 2, 20).
А дела веры — жизнь по заповедям, молитва, добрые дела. В Евангелии говорится о том, что когда демон выходит из человека, он бродит по пустынным местам и, не найдя пристанища, возвращается и видит дом свой (то есть душу человеческую) выметенным, пустым и приводит с собой семь других бесов. И бывает последнее горше первого. Святитель Иоанн Златоуст относит эти слова и к Таинству крещения. Когда крещение совершено, но никакой духовной работы не ведется, тогда духовный вакуум заполняется духами злобы.

Есть закон: духовная жизнь не терпит пустоты. Если мы не занимаемся духовным воспитанием ребенка, душу занимает иная духовность. При нынешнем разгуле сект и оккультизма это особенно опасно.

 Диавол — не сказки, это реальность. Он не будет сидеть сложа руки, видя, как человек спасается, он постарается отомстить. Но для этого нам и дается великое оружие: крещение и крест Господень. На нем написано: «Спаси и сохрани», и снимать его нельзя. Мы сами тем самым лишаем себя ограждения и защиты. Тот человек, который носит крест, молится и приступает к Таинствам, не должен бояться диавола.

 Духовное воспитание — это прививка против зла, которое царит в мире, иммунитет против него. 

 Без веры в Бога невозможно уберечь детей от соблазнов. Воспитав ребенка в заповедях, вы закладываете фундамент всей его жизни. Думаю, каждый отец, каждая мать хочет, чтобы дети любили их, были им опорой, а об этом говорит пятая заповедь: Почитай отца и мать… (Мф 19, 19). Заповеди нужно знать и рассказывать про них детям.

 Да, путь духовной жизни сложен, но идти по нему нужно, нужно делать первые шаги, потом будет легче. Это единственный путь спасти наших чад и поднять нашу страну. Без возрождения душ человеческих, наших с вами душ, Россия никогда не возродится.

 Любое дело, на которое решается человек, всегда имеет цель. Например, человек, находящийся в поисках работы, видимо, испытывает либо материальные трудности, либо он в поисках своего применения в жизни. Сегодня этот вопрос о цели Крещения весьма актуальный, т.к. большая часть принявших Крещение никаким образом не связывают свою жизнь с Церковью. Это равносильно тому, когда человек принимает подданство какого-либо государства и не живет по его законам, или воин, принявший присягу, в бою проявляет трусость и пытается спрятаться для сохранения собственной жизни, в то время когда его товарищи безбоязненно защищают родину. Таких людей всегда называли предателями и преступниками. Так же человек крещеный, живущий по законам греховной жизни, является предателем обетов крещения и преступником Закона Божия, а это тяжкий грех. Пока я не услышал ни одного правильного ответа на этот вопрос от желающих принять святое таинство. Многие из приходящих не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.

В двенадцатом веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они христиане. "Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?" - спросили их. Они отвечали, что у них, турок, "существует обычай крестить своих детей у православных священников, потому что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и "смердит, как собака", пока не получит христианского Крещения".

Синод не признал такого Крещения, потому что они искали его не как средство, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, не с добрым православным намерением, но как некое "телесное лекарство" и чародейство. Молодые люди при поступлении в вуз или техникум никогда не осмеливаются прийти на экзамен без подготовки. Здесь же дело более великое, более страшное, здесь Сам Бог, сами Ангелы предстоят, принимая вашу веру, вашу готовность, а вы не трепещете. Приходящих ко Крещению приходится спрашивать, молятся ли они Богу. Очень часто получаешь ответ: "нет". Некоторые даже добавляют: "Как можно молиться некрещеному?" Вот именно некрещеному надлежит, может быть, даже больше молиться, чтобы Бог сподобил его святого Крещения. Из житий святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Константина Великого, великомученика Пантелеимона и многих других мы видим, как долго молились они перед крещением, посещали богослужения в храме, изучали догматы святой веры; еще до таинства Крещения своей горячей молитвой они совершали чудеса.

Итак, перед крещением необходимо изучение истин святой веры, чтение Евангелия. Христос заповедал апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28,19).

 Правило 78 Шестого Вселенского Собора говорит: «Готовящемся ко Крещению надлежит обучаться вере и в пятый день недели давать ответ епископу или Священнику».

Пять дней изучения даны как минимум, ранее это изучение, или оглашение, длилось до трех лет.

Так вот, для пришедшего креститься главной целью должно быть желание получить спасение и единение с Богом, умереть для прежней плотской и греховной жизни и родиться в новую, святую и богоугодную жизнь. Все это является основным и главным в жизни христианина, а все остальное второстепенно.

Не следует здесь искать здоровья, ума, способностью к ученью, это не должно заслонять главного. Христос сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6,33)

Святой князь Владимир пришел к купели Крещения, желая получить это Царство Божие, но получил не только его, но и прозрел  очами, исцелился от слепоты, как говорят о том летописи.

Прежде всего определим цели и задачи наших бесед. Их тема - "Основы церковного мировоззрения". И, следовательно, основное содержание будет посвящено тому, чтобы ясно и отчетливо уяснить себе ту веру, которую содержит Христианская Православная Церковь, ведь мы должны быть православными христианами не по формальной только принадлежности к Церкви, а по истине, то есть - знать, во что мы веруем, почему мы так веруем, какие основы нашей веры, - и, зная все это, жить по вере, сознательно и ответственно.

Огласительные беседы, которые мы с вами начинаем, являются первым этапом подготовки человека, желающего принять таинство Крещения в случае некрещеного человека и подготовкой к первому Причастию в случае человека крещенного номинально, то есть не живущего регулярной церковной жизнью.

Цель оглашения – дать возможность человеку проверить истинность своего выбора. Прежде чем произносить обеты Крещения, необходимо познакомиться с содержанием Веры, по которой он обещает жить.

Продолжение >>>

Категория: Конспекты бесед прочитанные в разное время | Добавил: о_Михаил (19.06.2010)
Просмотров: 5758
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода

Copyright MyCorp © 2020 | Бесплатный хостинг uCoz