Приветствую Вас ГостьСреда, 03.06.2020, 13:43

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Каталог статей

Главная » Статьи » Закон Божий 21 беседа

11. Последствия падения прародителей
(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

К сожалению, грехопадение наших далеких предков имеет слишком близкое отношение к каждому из нас, чтобы можно было так просто закрыть эту тему. То, что произошло с праотцами, объясняет многое из нашей собственной жизни.

Однако смогло ли человечество, прожив тысячелетия, понять, что же такое грех?

Вы читали рассказ Гоголя «Вий»?

Конечно, читали. Там есть назидательный момент. Семинарист посещает село, в котором стоит совершенно заброшенный, запущенный храм. В этой церквушке уже давно Е не совершалось богослужение. Стены почернели, поросли зеленым мхом. Нерадение же о церкви привело к тому, что в храме поселяются чудовища — бесы.

Вы помните, что человек был создан как храм для Бога. С первого момента естество человека сияло светом благодати Божией. Но нерадение и беспечность привели к тому, что прародители стали чужды Богу.

«Когда от всей души поверил он (Адам) змию, а не Богу, — учит преподобный Симеон Новый Богослов (XI век), — то Божественная благодать, почивавшая в нем, отступила от него, так как он стал врагом Богу, по причине неверия, какое показал к словам Его». Человек обнажился от небесной одежды благодати. Не случайно Священное Писание повествует, что по вкушении запретного плода прародители увидели, что они наги (Быт. 3: 7).

— Грех - отчуждение от благодати Божией, потеря общения с Богом.

Люди стали воспринимать Господа как что-то чужое, как некий внешний объект. Поэтому они пытались спрятаться между деревьями от Того, перед Которым все открыто (Быт. 3: 8). Потеряв любовь к Богу, они уже не видят в Нем смысл своей жизни, воспринимают Его как силу внешнюю, грозную и неумолимую. Адам говорит Богу: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся...» (Быт. 3: 10). В их душах теперь нет мира.

      «Грех есть вражда с Богом», — сказал блаженный Феофилакт Болгарский.

Господь призывает первых людей к покаянию, но Адам пытается свою вину перенести на Еву, а Ева — на змея.

Что значила потеря благодати Духа Святого? — Самое страшное — смерть человека! «Душою Адам умер тотчас, как только вкусил, а после,  спустя девятьсот тридцать лет, умер и телом. Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отдаление от нее Святого Духа», — учил преподобный Симеон. Исполнилось  предостережение Божие. Душа прародителей лишилась Жизни — Господа. Закрылись для людей врата блаженной вечности, счастье покинуло их.

      Грех есть духовная смерть человека.

Представьте сосуд, который был полон золота и драгоценных камней, а затем оказался пуст. Лишившись духовного сокровища, люди не перестали быть храмом, вместилищем, домом. А если из помещения удаляется свет, там воцаряется тьма.

Произошло еще более страшное. «Падший человек приял в себя обольстившего его сатану и сделался жилищем сатаны», — свидетельствует святитель Игнатий (Брянчанинов).

      Грех есть подчинение себя власти дьявола.

Вместо причастия небесной благодати, вместо общения с Господом,  люди оказались привязаны, прикованы к лукавому. Сатана получает  свободный доступ внутрь души, к самому сердцу несчастных. Так описывает это святой Макарий Великий: «Адам, преступив Божию заповедь и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность дьяволу, и в душу, — эту прекрасную тварь, которую уготовал ; Бог по образу Своему, — облекся лукавый».

Здесь мы приведем отрывок из сказки Вильгельма Гауфа «Холодное сердце». Он поможет понять, что же случилось с человеком в грехопадении.

«...Они шли вверх по крутой тропе и вскоре очутились возле мрачного глубокого ущелья с отвесными стенами. Голландец Михель (так звали лесного духа) легко сбежал вниз по скале, словно то была гладкая мраморная лестница; но тут Петер (главный герой повествования) едва не лишился чувств: он увидел, как Михель, ступив на дно ущелья, сделался ростом с колокольню; великан протянул ему руку, длиной с весло, раскрыл ладонь, шириною с трактирный стол, и воскликнул:

      Садись ко мне на ладонь да ухватись покрепче за пальцы — не бойся — не упадешь!

Дрожа от страха, Петер сделал, как ему было велено,— сел к Михелю на ладонь и ухватился за большой палец. Они спускались все глубже и глубже, но, к великому удивлению Петера, темнее не становилось,— напротив того, дневной свет в ущелье стал словно бы еще ярче, так что было больно глазам. Чем ниже они спускались, тем меньше делался Михель, и теперь он стоял в прежнем своем облике перед домом... Голландец Михель стал расписывать Петеру радости жизни, чужедальние страны, города и реки, так что тому под конец страстно захотелось все это повидать, в чем он и признался честно Голландцу.

      Будь ты даже смел духом и крепок телом, чтобы затеять большие дела, но ведь стоит твоему глупому сердцу забиться чаще обыкновенного, и ты дрогнешь; ну, а оскорбления чести, несчастья — зачем смышленому парню беспокоиться из-за таких пустяков? Разве у тебя голова болела от обиды, когда тебя на днях обозвали мошенником и негодяем? Разве у тебя были рези в животе, когда явился окружной начальник, чтобы выкинуть тебя из дому? Ну-ка, скажи, что у тебя болело?

      Сердце,— отвечал Петер, прижав руку к взволнованной груди: в этот миг ему почудилось, будто сердце его как-то пугливо заметалось.

      Не обижайся, но ведь ты не одну сотню гульденов швырнул паршивым нищим и прочему сброду, а что толку? Они призывали на тебя благословение Божье, желали здоровья,— ну и что? Стал ты от этого здоровее? Половины этих денег хватило бы на то, чтобы держать при себе врача. Благословение Божье — да уж нечего сказать, благословение, когда у тебя описывают имущество, а самого выгоняют на улицу! А что заставляло тебя лезть в карман, как только нищий протягивал к тебе свою драную шапку? Сердце, опять-таки сердце,— не глаза и не язык, не руки и не ноги, а только сердце,— ты, как верно говорится, принимал все слишком близко к сердцу.

      Но разве можно от этого отвыкнуть? Вот и сейчас— как я ни стараюсь заглушить в себе сердце, оно у меня колотится и болит.

      Да уж где тебе, бедолаге, с ним сладить! — со смехом вскричал Голландец Михель.— А ты отдай мне эту бесполезную вещицу, увидишь, как тебе сразу станет легко.

      Отдать вам — мое сердце? — в ужасе воскликнул Петер.— Но ведь я тогда сразу умру! Ни за что!

      Да, конечно, если бы кто-нибудь из ваших господ хирургов вздумал вырезать у тебя сердце, ты бы умер на месте, но я это делаю совсем по-другому — зайди сюда, убедись сам.

С этими словами он встал, открыл дверь в соседнюю комнату и пригласил Петера войти. Сердце юноши судорожно сжалось, едва он переступил порог, но он не обратил на это внимания, столь необычайно и поразительно было то, что открылось его глазам. На деревянных полках рядами стояли склянки, наполненные прозрачной жидкостью, и в каждой заключено было чье-нибудь сердце; ко всем склянкам были приклеены ярлыки с именами, и Петер их с любопытством прочел. Это было собрание наиболее почтенных сердец из всех городов и селений на двадцать часов пути окрест.

      Смотри! Все эти люди покончили с житейскими заботами и треволнениями, ни одно из этих сердец больше не бьется озабоченно и тревожно, а их бывшие обладатели чувствуют себя превосходно, выставив за дверь беспокойного жильца.

      Но что же у них теперь вместо сердца? — спросил Петер, у которого от всего увиденного голова пошла кругом.

      А вот это,— ответил Голландец Михель; он полез в ящик и протянул Петеру каменное сердце.

      Вот оно что! — изумился тот, не в силах противиться дрожи, пронизавшей все его тело. — Сердце из мрамора? Но послушай, господин Михель, ведь от такого сердца в груди должно быть ой-ой как холодно?

      Разумеется, но этот холод приятный. А на что человеку горячее сердце? Зимой оно тебя не согреет — хорошая вишневая наливка горячит вернее, чем самое горячее сердце, а летом, когда все изнывают от жары, ты и не поверишь, какую прохладу дарует такое сердце. И, как я уже говорил, ни тревога, ни страх, ни дурацкое сострадание, ни какие-либо иные горести не достучатся до этого сердца...

...Они опять уселись за стол в горнице и пили, пили до тех пор, пока Петер не погрузился в глубокий сон.

Петер-угольщик проснулся от веселой трели почтового рожка и — гляди-ка! — он сидел в роскошной карете и катил по широкой дороге... Он сам себе удивлялся, что нисколько не грустит, впервые покидая родимый тихий край, леса, где он так долго жил, и что, даже вспоминая о матери, которая осталась теперь сирая, без куска хлеба, не может выжать из глаз ни единой слезинки, ни единого вздоха из груди; ибо все теперь стало ему в равной степени безразлично. «Ах да, — вспомнил он, — ведь слезы и вздохи, тоска по родине и грусть исходят от сердца, а у меня теперь — спасибо Голландцу Михелю — сердце холодное, из камня».

Он приложил руку к груди, но там все было тихо, ничто не шевелилось...

Наконец он наткнулся на какой-то саквояж, и в нем оказалось много тысяч талеров золотом и чеками на торговые дома во всех больших городах. "Вот и сбылись мои желания", — подумал Петер, уселся поудобнее в угол кареты и помчал в далекие края.

Два года колесил он по свету, глядел из окна кареты направо и налево, скользил взглядом по домам, мимо которых проезжал, а когда делал остановку, замечал лишь вывеску своей гостиницы, потом бегал по городу, где ему показывали разные достопримечательности. Но ничто его не радовало — ни картины, ни здания, ни музыка, ни танцы; у него было каменное сердце, безучастное ко всему, а его глаза и уши разучились воспринимать прекрасное. Только и осталось у него радости, что есть и пить, да спать; так он и жил, без цели рыская по свету, для развлечения ел, от скуки спал. Время от времени он, правда, вспоминал, что был, пожалуй, веселей и счастливей, когда жил бедно и принужден был работать, чтобы кормиться. Тогда ему доставляли удовольствие вид красивой долины, музыка и танцы, и он мог часами радоваться в ожидании немудрящей еды, которую мать приносила ему к угольной яме. И когда он вот так задумывался о прошлом, ему казалось невероятным, что теперь он неспособен даже смеяться, а ведь раньше он хохотал над самой пустячной шуткой. Теперь же, когда другие смеялись, он лишь из вежливости кривил рот, но сердце его нисколько не веселилось. Он чувствовал, как спокойно у него на душе, но доволен все-таки не был. Но не тоска по родине и не грусть, а скука, опустошенность, безрадостная жизнь в конце концов погнали его домой.

Когда он выехал из Страсбурга и увидел родной лес, темневший вдали, когда до его слуха донеслась громкая, гортанная, но благозвучная родная речь, то он невольно схватился за сердце; ибо кровь в его жилах побежала быстрее и он готов был и радоваться и плакать в одно и то же время, — но вот глупец! — сердце-то у него было из камня. А камни мертвы, они не смеются и не плачут...»

Так человек, думая стать великим, продал свое сердце — и перестал быть счастливым! А не это ли происходит со всяким, кто отдает свое сердце темной силе порока?

Что же случилось с людьми после грехопадения?

Душа сама собою стеснена,
Жизнь ненавистна, но и смерть страшна,
Находишь корень мук в себе самом,
И небо обвинять нельзя ни в чем.
М. Лермонтов

Как изобразить весь ужас случившегося с нашими прародителями? Кем они были и чем стали? Можно ли нам, родившимся уже вне райских врат, в полноте осмыслить происшедшее?

Представьте себе юного человека с прекрасным, дышащим девственной красотой лицом, без всякого телесного порока. И вдруг черты его нежного и милого лица пересекает широкий, грубый шрам. Так обезобразил нас грех. Грех — это ужасный шрам на лице богозданной души.

Конечно, мы несем отблески вечно юной красоты образа Божия. Золото, даже если лежит в грязи, остается золотом. Только греховная порча наложила глубокий рубец на богозданное естество человека.

Ум потерял прежнюю проницательность и мудрость. Познание теперь достигается с большим трудом и многими ошибками. Порой, независимо от желания самого человека, его ум рождает 'злые, эгоистичные, лукавые мысли.

Сердце потеряло невинность и святость. В нем уже нет покоя, мира, чистой любви к Богу и людям. Теперь оно стремится к земным благам как к источнику счастья. В чувствах сердца царит полный беспорядок и смятение.

Воля утратила прежнюю свободу и направленность к Богу, стала злой и грехолюбивой. Душа оказалась в невидимых для глаз оковах, которые изнутри диктуют свои условия. Человек теперь нуждается в больших усилиях, чтобы побороть наклонность воли ко злу и идти по пути добра. Само различие добра и зла стало затруднительно.

Приведем такой пример. Преподобный Кассиан беседовал с одним человеком о Боге. Когда разговор затянулся, собеседник задремал. Тогда Кассиан умышленно прервал речь, засмеялся и произнес какую-то шутку. Собеседник тотчас проснулся и стал крайне внимателен. Преподобный сказал:

— Друг мой! Пока наша беседа была душеспасительной, твои очи обуревала дремота, а сердце — равнодушие, но стоило только сорваться с моего языка суетному слову, как ты оказался готовым не проронить ни одного слова.

Тот человек впоследствии всегда молил Господа, чтобы Он не попускал сна во время благочестивой беседы и ниспосылал крепкий сон на время празднословия. Но как показательно отношение нашего естества к тому, что полезно и что вредно для нас. Мы часто увлекаемся не лучшим.

Тление естества

Греховная дисгармония человеческого естества проявилась также в том, что тело вышло из повиновения душе. Разве не плоть теперь господствует над духом, влечет к порочным наслаждениям?

С потерей животворящей благодати, в естестве человека со всей силой проявилось тление. В чем это выразилось? Мы все зависим от усталости, болезней, необходимости сна, чувств голода, жажды и т.д. Но разве подобные немощи несвойственны человеческой природе, как сотворенной? Да, однако до падения они покрывались обильным действием Божией благодати. Теперь же тление проявилось в человеке со всей силой, наше тело не просто развивается — оно стареет. В организме идет постоянный распад старых клеток.

Наконец, земная жизнь завершается разлучением души и тела с полным нетлением последнего. Гюсподь произнес приговор: «Возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3: 19). Люди изгоняются из Рая, отныне доступ к древу жизни им закрыт.

По причине падения человека — царя природы, и весь мир заражается злом. Грех внедряется туда, где прежде царствовала благодать. Сатана словно похищает достоинство человека и сам становится князем мира сего. Природа теперь враждебна к человеку, люди страдают от перемен климата, от жары и холода. Земля утрачивает силу плодородия. Возникают губительные стихии, наносящие ущерб всему живому, сводящие на нет тяжелый человеческий труд. Среди животных появились хищники, опасные для человека. В мире природы проливается кровь.

И если бы только это. Человек рождается с таким неприятным явлением в душе, которое называется первородный грех.

Первородный грех

Может ли из горького источника течь сладкая вода? Разве только теперь, когда из вредных химических веществ изготавливают приятные газированные напитки. Но грех всегда порождает грех, а новорожденный младенец перенимает недуги родителей.

Все, кто родился от Адама и Евы, заимствовали их греховное состояние.

В древнерусской «Повести о Горе-Злочастии» читаем:

Полетел молодец ясным соколом, —
а Горе за ним белым кречетом.
Молодец полетел сизым голубем, —
а Горе за ним серым ястребом.
Молодец пошел в поле серым волком, —
а Горе за ним с борзыми вежлецы.
Молодец стал в поле ковыль-трава, —
а Горе пришло с косою вострою;
да еще Злочастие над молодцем насмеялося:
«Быть тебе, травонка, посеченной,
лежать тебе, травонка, посеченной
и буйны ветры быть тебе развеянной!»

Окончание >>>

Категория: Закон Божий 21 беседа | Добавил: о_Михаил (26.10.2010)
Просмотров: 502
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода

Copyright MyCorp © 2020 | Бесплатный хостинг uCoz