Приветствую Вас ГостьСуббота, 20.04.2024, 02:56

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Каталог статей

Главная » Статьи » Закон Божий 21 беседа

14. Боговоплощение
(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Когда у вас будут дети и вы увидите, что кто-то из них упал в грязь, то как вы поступите?

Поверьте, что уж своих-то детей вы будете любить. И даже если ребенку не избежать шлепка, все равно вы его поднимете и очистите. Точно так и грехи человечества — это грязь, в которую люди упали, но которая неспособна затмить собой милосердие Божие. Любовь Господа безгранична, и поэтому положение падшего человечества не может быть безысходным.

Каким же образом Создатель решил спасти людей? А какое событие положило начало новому летосчислению? — Рождество Христово. Для спасения человека Бог Сам стал человеком.

Рождение Пречистой

Минуло несколько тысячелетий со дня потери человеком Рая, прежде чем на земле совершилась тайна спасения. Среди всего человечества Господь избрал праведный род, ведший начало от Авраама. Именно в этом роде и должен был осуществиться замысел Божий. При этом послужить в полноте воле Господа мог только тот, кто был ближе всех к Богу. Таковой оказалась Пресвятая Дева Мария.

Ее родители — Иоаким и Анна — были бесплодны до преклонного возраста. В те далекие времена иудеи надеялись, что хотя бы в своих потомках они станут участниками царства Спасителя. Бесплодие считалось тяжким наказанием, а кто не имел детей, тот находился в глубоком презрении у окружающих.

Иоаким и Анна были праведны и много скорбели о собственном бесчадии. Но они верили Богу, много молились и обещали посвятить того, кто родится, именно Ему. Наконец Господь за терпение, надежду и любовь праведников подает им Дочь. По указанию ангела Ей было дано имя Мария, что значит «Госпожа».

Почему же была избрана Дева Мария?

«Отрок подобен доске в руках художника: что на ней нарисуют — доброе или худое, святое или грешное, ангела или демона, — то и останется», — говорил святитель Димитрий Ростовский (1709). Иоаким и Анна увидели в ребенке бесценный Божий дар и с первых дней жизни Дочери воспитывали Ее по заповедям Господа. Когда Марии исполнилось три года, родители, согласно данному обещанию, отвели Ее в Иерусалимский храм. Там Ее встретил первосвященник Захария и ввел во Святая Святых. При храме Она помогала служителям алтаря, много молилась, читала Священное Писание, строго соблюдала пост.

Мария жила при храме около одиннадцати лет. Вы, конечно, не раз заходили в храм и могли почувствовать, что такие посещения доставляют душе удивительную легкость, отраду. Представьте, что человек много лет ежедневно бывает в храме — насколько чистой должна быть его душа! Мария выросла глубоко благочестивой и преданной Богу. Она дала обет не выходить замуж, то есть навсегда остаться девой, чтобы посвятить Свою жизнь только Богу.

Может быть, жизнь Святой Девы была схожа с жизнью других девственниц, находившихся при храме. Ведь о людях мы часто судим по их внешнему поведению, сердца их для нас в основном закрыты. Но одному святому, проникшему в глубь духовных созерцаний, было открыто Богом, что Пресвятая Дева никогда не согрешила даже мыслью. Легко ли не согрешить мыслью? Человек неспособен удержаться от греховного дела, от недоброго слова, тем более, от роя страстей в уме и сердце. И если кто-то таких грехов за собой не знает, то просто потому, что привык грешить и уже не замечает этого. А Пресвятая Дева искренно любила Бога и поэтому никогда не согрешила даже мыслью. В этом — причина Ее избрания.

Когда закончились дни служения Святой Девы при храме, Ее надлежало, по закону, выдать замуж. Но поскольку Мария дала обет девства, Она была обручена дальнему родственнику — восьмидесятилетнему старцу Иосифу. Он стал хранителем Ее девства.

После этого произошло величайшее событие священной истории.

Благовещение

За Свою близость к Богу сердцем Дева Мария сподобилась величайшей милости — носить Его во чреве и родить как человека.

Однажды, когда Святая Дева пребывала в богомыслии, Ей явился архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 28). Дева смутилась от таких слов, так как Сама в Своем сердце нисколько не выделяла Себя среди других людей. Она имела глубокое смирение, которое более всего приятно Богу в людях и которое приобщает человека благодати  Божией, делает близким Ему.

— Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1: 30), — продолжал ангел: — Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, ...и Царству Его не будет конца (Лк. 1: 31-33).

Такова воля Всевышнего: Сын Божий, вторая Ипостась Святой Троицы, родится как человек и станет Спасителем (именно это значит имя Иисус) людей, чтобы навеки утвердить Царство Божие в душах человеческих.

Спаситель должен стать настоящим, реальным человеком. Однако Его Рождение будет сверхъестественным, безмужным, безгрешным, при освящении от Духа Святого. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1: 35) — так было возвещено ангелом Деве.

По Своему человеческому естеству Родившийся Спаситель будет совершенно чист и непорочен.

«При зачатии Богочеловека, от человечества заимствована одна половина его — Дева; семя мужчины, обыкновенно оплодотворяющее утробу женщины, отвергнуто. Причина этого ясна. Род человеческий тотчас по сотворении первых человеков   получил   способность   размножаться (Быт. 1: 28). Эта способность осквернена грехом вместе с прочими способностями в самом корне своем — в праотцах; следовательно, она, производя людей, в самом обряде производства сообщает им греховный яд... Бог-Слово для принятия человечества (то есть для рождения в человеческом естестве. — Автор) заменил действие семени мужеского творческой силой Бога». Святитель Игнатий (Брянчанинов).

Возвещая тайну рождения Спасителя, Господь не подавляет собственной воли Марии. От Нее требовалось добровольное согласие стать Матерью Того, Кто прольет Кровь за грехи людей. Со смирением Дева предает Себя в волю Божию: «Се, Раба Господня; да будет Мне по СЛОВУ Твоему» (Лк. 1: 38).

Так человек являет согласие принять спасение от Бога. Доверие Небесному Отцу, некогда подорванное обольщением лукавого, вновь возрождается в человечестве. Тогда Господь и воспринимает наше естество, воплощаясь во чреве Девы.

«Как Ева, хотя имела мужа, но еще оставаясь девою, показала преслушание и чрез то причинила смерть как себе, так и всему роду человеческому: так Мария, быв обручена мужу, но пребывая Девою,  явила послушание, и чрез то послужила спасению Своему и всего рода человеческого» (святой Ириней Лионский).

Ангельское приветствие Божией Матери

Святая Церковь прославляет Матерь Божию следующей архангельской молитвой-песнью:

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Благодатная — исполненная благодати Духа Святаго;
благословенна — прославлена или достойна прославления;
в женах — между женщинами;
плод чрева Твоего — Родившийся от Тебя;
яко — потому что, так как;
Спаса — Спасителя.

Молитва к Божией Матери неоднократно помогала людям в их жизни. Приведем два случая:

Девушка вышла замуж и скоро убедилась, что муж ее не только не любит, а прямо возненавидел. Он бил несчастную и даже стал грозиться убить. Она взмолилась Матери Божией. Вскоре муж увидел Пречистую Богородицу во сне. Она повелела ему не только прекратить издевательства, но и попросить у жены прощения, если не хочет быть наказанным. Муж, очнувшись и убоявшись, рассказал обо всем жене, просил у нее прощения и обещал исправиться. Помирившись, супруги жили в любви и согласии до конца своих дней.

Один юноша стеснялся покаяться в постыдных грехах. Однажды он услышал поучение о великой силе ангельского приветствия «Богородице Дево...» и стал возносить его Матери Божией. Помолившись усердно три дня, он почувствовал такое желание очистить душу от грехов, что не мог успокоиться, пока не открыл всего на исповеди и не получил полного во всем прощения.

Даже в совсем, казалось бы, трагичной ситуации Божия Матерь спасает душу человека:

В большом сибирском городе жила бедная вдова, чиновница. У нее было семеро детей. Жизнь так подорожала, что многострадальная женщина распродала все, что могла, но кормить детей стало уже совершенно нечем. Измученная мать с раздражением сказала: «У богатых вон дети умирают, а у меня ни один не умрет». Затем, обратясь к плачущей голодной дочке, крикнула: «Хоть бы тебе пропасть!» Девочка, горько рыдая, выбежала из комнаты. Не успела неумная мать кончить своей брани, как к ней прибежали с вестью, что дочь ее утонула. Мать истерзалась мыслью, что она прокляла свою девочку. Муки совести доводили ее до изнеможения. Но вот однажды она увидела во сне свою дочь веселой и радостной. Девочка сказала несчастной матери: «Не плачь, мама! Мне здесь очень, очень хорошо. Когда я стала тонуть, ко мне пришла Матерь Божия и, прижав меня к своей груди, унесла на Небо. Мне здесь очень, очень хорошо...» Бедная вдова утешилась, безумная тоска ее утихла, но мысль о том, что это она виновата в смерти кроткой своей девочки, все же так и не прошла.

Рождество Христово

Давайте опять вспомним сказку Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева»: «Розы цвели все лето восхитительно. Девочка выучила псалом, в котором тоже говорилось о розах; девочка пела его мальчику, думая при этом о своих розах, и он подпевал ей:

Розы цветут... Красота, красота!

Скоро мы узрим Младенца Христа.

Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним, — им чудилось, что с него глядел на них Сам Младенец Христос».

Бог Сын рожден от Бога Отца до сотворения мира. Сам мир получил свое бытие через Сына. Теперь же Сын рождается от земной Матери. Он становится человеком, не переставая быть Богом.

Рождество Сына Божия произошло во время переписи населения, которую проводил император Август в Римской империи (она включала тогда и Иудею). Еврейские обычаи требовали, чтобы запись велась в городе, где некогда жил глава рода. Дева Мария вместе со старцем Иосифом пришла в Вифлеем — город царя Давида, их предка. Им не нашлось места в городе, и они поместились в одной из пещер или гротов, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Здесь и родился Спаситель мира, Господь Иисус Христос («Христос» значит «Мессия», «Помазанник»).

«И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2: 7).

Почему Матерь Спасителя Сама спеленала Младенца? Ведь роды всегда болезненны, отнимают у матери все ее силы, требуют помощи посторонних людей. Но рождение Господа было безболезненным. Вы помните, что муками рождения и были наказаны люди по причине греха. А человеческое естество Христа не имело греховного повреждения. Более того, как до Рождения, так в самом Рождении и после него Матерь Господа осталась Девой. Это было Рождение от Духа Святого.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Не спрашивай, каким образом Дух образовал Младенца Деве. Ибо, если при естественном действии невозможно объяснить сего образования, то как можно объяснить сие, когда чудодействовал Дух? Ничего более не знаю, говорит Евангелист, а знаю только то, что Рожденное в Ней рождено от Духа. Устыдитесь вы, желающие постигнуть сверхъестественное рождение!.. Не думай, что ты все узнал, когда слышишь, что Христос родился от Духа... Как Беспредельный вмещается в утробе? Как Всесодержащий носится во чреве жены? Как Дева рождает и остается Девою?»

Так на земле явился Богочеловек — в одном лице Бог и человек. Славу Божества Он принес в мир человеческих страданий.

Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила
И в тишине родился с — нами — Бог.
Да! С нами Бог, — не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне, и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь, — средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!
Вл. Соловьев

«С нами Бог» — это символическое имя Богочеловека, по-еврейски Еммануил, предвозвещенное пророком Исайей. Имя указывает на то, что Бог теперь действительно с нами, поскольку родился в человеческом естестве.

С самого Рождения Спаситель взял на Себя крест смирения, уничижения, принял полноту человеческих скорбей. Родился Он не в доме, а в хлеву. И уже вскоре Мария и Иосиф, спасаясь от Ирода, бежали с Младенцем на некоторое время в Египет. Всю жизнь затем Спаситель скитался, «не имея где преклонить голову» (Лк. 9: 58). Господь не возгнушался понести немощь человеческого бытия.

Он стал таким, как мы, чтобы мы постарались уподобиться Ему Воплотившись, то есть приняв человеческую плоть, Господь показал, что за сумраком страданий может открыться свет вечной блаженной жизни. И не только уничижение сопровождало рождение и земную жизнь Христа, но и отблески Его Божественной Славы.

Вы все знаете, что в самый момент Рождества ангелы явились пастухам, воспевая: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2: 14). То есть Всевышний благоволит к людям, дарует их возмущенным душам мир.

Восточным волхвам, — а так на востоке называли мудрецов, — было открыто о рождении Спасителя. Они предприняли далекое путешествие, поклонились Богомладенцу и преподнесли Ему свои дары. Это прообразовало обращение ко Христу язычников всех сторон света. Божественная слава Спасителя начинала проявлять себя в исцелении и утешении людей, духовном возрождении грешников.

Окончание >>>

Категория: Закон Божий 21 беседа | Добавил: о_Михаил (18.11.2010)
Просмотров: 789
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz