Приветствую Вас ГостьВторник, 16.04.2024, 07:42

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Каталог статей

Главная » Статьи » Закон Божий 21 беседа

17. Крест и Воскресение
(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Есть такая притча. В одном городе жили два товарища. Случилось так, что один из них стал наркоманом. Другой же, напротив, совершенно не пил, не курил, не кололся и посвятил свою жизнь Богу. Однажды ночью к нему забежал весь окровавленный его друг, который, добывая денег на героин, совершил убийство. Сняв окровавленную одежду, он попросился принять ванну, но в это время позвонила милиция и сказала, что ищет убийцу. Тогда, одев чужую окровавленную одежду, вышел к ним друг наркомана. Его судили и приговорили к высшей мере. Наркоман же...

Но здесь остановимся.

Как бы вы отнеслись к подобному благодетелю и спасителю? Надо признать, человек не всегда ценит то, что дается ему и что сделано ради него. Однако поступок пожертвовавшего собою достоин, чтобы спасенный наконец-то решил исправиться. А теперь обратим внимание.

За грехи людей, причем всех людей без исключения, умер не друг не брат, а — Сам Бог. Он для того и стал человеком, чтобы всех искупить от греха. Но почему Христос шел страдать за людей?

Почему Христос шел страдать за людей?

А вы любили когда-нибудь кого-то по-настоящему, искренно, всей душой? Если да, то вы уже знаете: искренно любящий готов положить свою жизнь за любимого. В рассказе И. С. Тургенева «Воробей» описано, как выпавшего из гнезда птенца хотела проглотить собака. Но вдруг с дерев к ней ринулся взрослый воробей, готовый жертвовать собой ради детеныша. Собака никак не ожидала этого и удалилась. Тургенев пишет в заключение: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Представьте: человек, драгоценный вашему сердцу более, чем весь мир, вдруг подвергся тяжкой болезни и нуждается в переливании крови. Задумаетесь ли вы о самих себе или пожертвуете собственной кровью ради любимого?

Так и Христос, ради спасения людей, шел пролить Свою Кровь. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» (1Ин. 3:16).

Вы все не раз видели икону Святой Троицы преподобного Андрея Рублева. Троица символически представлена в виде трех Ангелов, обращенных друг к другу ликами. Они сидят за одним столом, на котором стоит единственная чаша. Это — образ предвечного совета Троицы о создании мира и о спасении людей.

На иконе Ангел слева, символизирующий Бога Отца, благословляет Ангела, сидящего посередине. В предвечном совете решено, что Бог Сын придет в мир для искупления людей. Средний Ангел, символизирующий Сына, склоняет правую руку в благословении над чашей, в которой видна голова тельца — жертвенного животного. Бог Сын готов стать человеком, чтобы нести жертвенное служение. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20: 28).

На иконе силуэты двух крайних Ангелов образуют собой чашу, в середине которой оказывается средний Ангел. Сын Божий Сам становится Жертвой. Он жертвует Самим Собой ради нас и ради нашей вечной жизни. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16).

Но почему все должно было быть именно так?

Могли мир терпеть Христа?

А разве может древнее демоническое зло, вошедшее в мир, терпеть святость? Явление Богочеловека на земле, погрязшей в страстях, стало глубоким укором падшему миру. Человек оказался перед выбором: или следовать за Христом и трудиться над искоренением в себе всего злого, или оставаться в прежнем нечестии. Но тогда бытие Христа, воплотившейся Истины, — глубокий укор человеческой совести. Легко ли стерпеть подобный укор?

«Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3: 19-20).

Сейчас эта проблема решается легче: про Христа можно просто не думать, о Евангелии можно сказать, что это миф или сказка. Но когда Господь тридцать лет жил среди людей и три с лишним года вершил Божественные дела, как можно было терпеть это, оставаясь в рабстве лукавому?

...Кто положит душу свою за друзей своих

Иногда задается такой вопрос: мог ли Господь избежать страданий? Как Всемогущий Бог — да. Однажды, когда «слова благодати, исходившие из уст Его» (Лк. 4: 22), удивляли народ, враги в ярости «выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его, но Он, прошед посреди них, удалился» (Лк. 4: 29-30). Спаситель воскрешал и исцелял других. Коварство злодеев было бессильно пред Ним. Неоднократно недруги «искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его» (Ин. 7: 30).

Сын Божий знал, что ожидает Его. Он готовил к этому апостолов, и когда они исповедали Его «Христом, Сыном Бога Живого» (Мф. 16: 16), то «с того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Накануне Своих страданий Господь предсказывает: «Через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф. 26: 2). Спаситель знал предателя, знал, кто и когда будет казнить Его, но не пытался скрываться или разрушить планы врагов. Почему?

Тот, Кто принес в мир высочайшую духовную истину: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13), должен был явить ее на Собственном примере.

Спаситель шел добровольно предать Себя в руки злодеев. И это был путь искупления всех людей.

Тайная вечеря

Перед Своими страданиями Господь в кругу двенадцати апостолов устраивает последнюю вечерю.

Вечеря с церковнославянского означает вечерняя трапеза. Тайной она была потому, что Господь совершил ее в кругу только двенадцати учеников, тайно от других людей.

На Востоке существовал обычай, согласно которому слуга омывал ноги своим господам перед трапезой. На Тайной вечере Спаситель принял на Себя обязанности слуги: умыл ноги ученикам и отер полотенцем, которым препоясан Сам. Он показал, что только бескорыстная любовь, смирение и взаимное служение ценны пред Богом.

Душа Христа исполнилась грусти о предстоящей видимой разлуке с учениками. Господь предвидел, что огромный внутренний подвиг, не для всех посильный, необходим будет тем, кто пожелает следовать за Ним.

На вечере присутствовал Иуда. Спаситель скорбел о нем, Он не обличал предателя перед всеми, не пресекал желания его греховной воли. Но скорбь о потерянном ученике, стремление возбудить в нем покаяние вызывают слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ин. 13: 21).

Что происходило в душе Иуды? Вся глубина бесчувствия и ожесточения останется адской тайной этого несчастного сердца. Трагедия души предателя выражена простой фразой: «вошел в него сатана» (Лк. 22: 3; Ин. 1: 27). Иуда уходит с самой вечери и спешит к злодеям, которые обещали ему тридцать сребреников.

Приимите, ядите...

Когда остались одни верные, Спаситель взял хлеб, благословил, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26: 26). Затем взял чашу и, благословив, подал им со словами: «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 28).

Покидая людей, Господь оставляет им Таинство, в котором они будут приобщаться Богу теснейшим образом. Христос идет отдать Свое Тело на Крестные муки и пролить Кровь за грехи человека. Его Тело и Кровь становятся Жертвой во спасение людей. Приобщиться к этой Жертве можно, только приняв святые Плоть и Кровь Христа. Вкушающий их обретает единение со Христом; Господь такого человека освящает, избавляет от всякого греха и вечной смерти.

Необходимо сказать, что Спаситель для этого Таинства использовал не пресный иудейский хлеб, но, как сказано в греческом подлиннике Евангелия, «Иисус взял хлеб» — по-гречески артос, то есть «хлеб поднявшийся», вскисший на дрожжах, в отличие от аксимон— «пресный хлеб». Господь употребляет такой хлеб как символизирующий жизнь, в противоположность пресному хлебу — символу бездвижности, мертвости.

Действием Божественной силы хлеб и вино стали подлинными Телом и Кровью Спасителя, хотя и сохраняли прежний вид. Так тварному, ограниченному и немощному существу человека предложено святое, животворящее человеческое естество Христа, соединенное с Его Божеством.

«Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19), — завещает Спаситель. Он скоро отходит в иной, духовный мир, но ученики Его будут вступать с Ним в таинственное общение через вкушение Тела и Крови Его, воспоминая прежнее телесное соприсутствие Учителя — Господа Иисуса Христа — с ними.

Ланчанское чудо

В VIII веке по Р.X. в церкви итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Служивший Литургию священник вдруг стал сомневаться, действительно ли под видом хлеба и вина скрываются Тело и Кровь Господни.

Он гнал от себя сомнения, но они возвращались вновь и вновь. Действительно, почему мы должны верить, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа, когда внешне Они нисколько не изменяются? Может, это только воспоминание о Тайной вечере?

Священник произносил святые слова молитв, а сомнения продолжали мучить его. Да, Бог может все, но станет ли Он совершать то, что было на Тайной вечере, ради нас, грешных?

Внутренняя борьба служителя алтаря,  терзавший его вопрос вдруг получили нежданный ответ. Преломляя освященный Евхаристический Хлеб, священник увидел в своих руках нечто другое — и крик изумления огласил церковь. В руках совершителя Литургии находился тонкий срез Плоти, напоминавший мышечную ткань тела человека. А в чаше видна была густая алая кровь.

Присутствовавшие монахи окружили священника, он открыл им бывшие сомнения своего сердца, а затем погрузился в долгую покаянную молитву.

С тех пор в городе Ланчано хранятся чудесные Плоть и Кровь, ставшие явно видными во время Литургии. Веками в Ланчано тянутся вереницы паломников. Затем на чудо обратила внимание наука. С 1574 года над Святыми Дарами ведутся опыты и наблюдения, а с 1970-х годов они проводятся на экспериментальном уровне. Профессор медицинского факультета Сиенского университета Одоардо Линоли, крупный специалист в области анатомии, паталогической гистологии, химии и клинической микроскопии, проводил с коллегами исследования в ноябре 1970 и в марте 1971 года.

Одновременно этим же занимался профессор анатомии Сиенском университета Руджеро Бертелли. Повторные эксперименты проводились в 1981 году с применением более совершенной аппаратуре и с учетом новейших научных достижений. Исследователи пришли к таким выводам. Святые Дары представляют подлинные человеческие плоть и кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв. Кровь находится в виде пяти свернувшихся, затвердевших шариков! Она содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. И Плоть, и Кровь относятся к одинаковой группе крови: АБ. Причем к той же группе относится Кровь обнаруженная на Туринской плащанице.

Ученые с удивлением отметили тот факт, что двенадцать веков Плоть и Кровь, без всякой искусственной защиты, сохраняются при воздействии физических, атмосферных и биологических факторов. Кровь, будучи приведена в жидкое состояние, обладает свойствами! свежей крови и остается пригодной для переливания.

Удивительно и то, что каждый из шариков свернувшейся Крови, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе.

Прощальная речь

Преподав апостолам драгоценный таинственный Дар, Господь произнес прощальную: речь (Ин. 13: 13-16).

В эту ночь, когда силы ада сгустились в мрачном желании погубить Спасителя, Христос видит грядущие плоды Своих Крестных страданий: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13: 31). — Муки Господа за людей повлекут Его славу. Почему? Потому что «быть преданным смерти и победить смерть — это действительно великая слава» (святой Иоанн Златоуст). Благодаря страданиям Спасителя человечество будет искуплено от ада? и смерти. Свое Воскресение Господь принесет человеку в дар.

А людям, для принятия этого дара важно исполнить самое главное «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга».

Чистая, бескорыстная, самоотверженная любовь отличит человека, близкого Богу, — христианина.

Господь видимым образом покинет мир, когда откроет человеку путь к Небу. Порой ученикам Христовым будет казаться, что они оставлены, что огонек любви и веры попирается холодом мира. Нос «Да не смущается сердце ваше... Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Кто встал на путь веры Христовой, тот обрел смысл жизни; душа уже не станет болеть — сама Истина — Господь просвещает ее. Во Христе, воплотившемся Боге, человек встречает Того, Кто дарует вечную жизнь.

«Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю», — имя Христа будет творить чудеса, какие вершил Сам Господь во время Своей земной жизни. Но для этого важно хранить любовь ко Господу, а проявление любви — верность заповедям Его: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».

Ученикам Спасителя будет дана благодать Духа Святого, Который по отшествии Сына Божия станет приобщать людей ко спасению: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины».

«Мир Мой даю вам», — благодатный мир уравновесит все силы человеческого духа, внесет гармонию во внутреннюю жизнь, успокоит Душу. И хотя христианин встретит много испытаний и тягот, Господь не оставит его Своей любовью и помощью: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».

Ходатайство о всех

Затем Спаситель произнес молитву Богу Отцу. В ней выражена Его святая, Божественная любовь как к Небесному Отцу, так и к людям, ходатайство о тех, кто последует за Ним: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа... Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! И мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17: 1-3, 11, 15-26).

Гефсиманский подвиг

По совершении Тайной вечери Господь прошел с учениками в Гефсиманский сад. Здесь явившемуся на земле Добру надлежало предать Себя в руки злодеев. Вы помните, кто из апостолов был на Фаворе свидетелем славы Христа. Теперь им предстояло увидеть и Его уничижение.

Спаситель вместе с Петром, Иоанном и Иаковом отошел на некоторое расстояние от других и «начал скорбеть и тосковать» (Мф. 26: 37). Христос предощущал глубину грядущих страданий. Тень Крестных мук, физической немощи, злорадства кровожадной толпы людей и демонов надвигалась на Его святую, чистую душу.

«Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26: 38), — обращается Господь к апостолам. Настала минута испить чашу немощи и мук.

Отойдя еще немного, Спаситель «пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39).

В саду Гефсиманском стоял Он один,
Предсмертного мукой томимый.
Отцу всеблагому в тоске нестерпимой
Молился страдающий Сын.
А. Апухтин

Молитва эта была столь напряженной, что на лице Христа обильно выступил кровавый пот. Согласно свидетельству врачей, такое бывает при чрезвычайных душевных страданиях, когда капилляры, находящиеся ближе к коже, рвутся, и кровь проступает наружу вместе с потом. В таком состоянии человек теряет много сил. Божественная сила Христа словно отступает, скрывает свое присутствие. Поэтому «явился Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лк. 22: 43).

Кто осмелится сказать, что знает все происходившее в душе Христа в час предания Его на Крестный подвиг? О чем так тяжко скорбел в Гефсиманском саду воплотившийся Сын Божий?

Нет сомнений, Спаситель знал, что Он идет на смерть ради жизни людей. Но смерть вступила в свои права над людьми по причине греха. Мы потому и умираем, что причастны падшему естеству прародителей. А Христос безгрешен, чист, как первозданный Адам, поэтому не должен был умереть по необходимости. Смерть для святой, соединенной с Божеством человеческой природы Христа — явление противоестественное. Да и всему живому свойственна боязнь смерти. Поэтому душа Спасителя волнуется, предчувствуя смерть.

Господь шел принять не просто смерть, а страдания за грехи человечества. Чашу адских мук, полагавшихся падшим людям, должен был до дна выпить Спаситель. Душа Безгрешного содрогалась, предощущая вкус этой чаши. Скорбь Господа усиливалась от осознания ожесточения людей, их неразумия и неблагодарности. Христос предвидел, что, хотя Он страдает за грехи всех, однако не все решатся оставить собственные грехи и обратиться к Нему.

Но в этом подвиге человеческая воля Христа не колеблется ни секунды. Она следует воле Бога Отца: «Не как Я хочу, но как Ты». Молясь во второй и третий раз, Христос говорит: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26: 42, 44).

Предательский поцелуй

Но было все тихо во мраке ночном,
Но спали апостолы тягостным сном,
Забыв, что грозит им невзгода;
И в сад Гефсиманский с дрекольем, с мечом,
Влекомы Иудой, входили тайком
Несметные сонмы народа!
А. Апухтин

Апостолы, утомившись, заснули; чрезмерная печаль ослабила их силы. «Вы все еще спите и почиваете? — обращается к ним Спаситель. — Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников» (Мф. 26: 45). Появляется Иуда и с ним множество римских воинов и слуг иудейской элиты.

Предатель, желая произвести все тайно, дал такое указание пришедшим с ним: «Кого я поцелую, Тот и есть; возьмите Его и ведите осторожно» (Мк. 14: 44). Но коварство не может укрыться. Поцеловав Спасителя, Иуда слышит кроткий вопрос: «Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22: 48).

Приблизившихся людей Господь спрашивает прямо: «Кого ищете?» Они ответили: «Иисуса Назорея». — «Это Я» (Ин. 18: 4, 5), — открыто и громко сказал Господь. Пришедшие думали до этого взять Спасителя хитростью. Они не ожидали такого прямого, искреннего ответа. В словах Христа проявилась Божественная, небесная сила духа, и она произвела на пришедших необыкновенное, потрясающее действие — «они отступили назад и пали на землю» (Ин. 18: 6).

Когда злодеи пришли в себя, Спаситель Сам обращается к ним: «Я сказал вам, что это Я. Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут» (Ин. 18: 8). Господь проявляет заботу более об учениках, чем о Себе. И действительно, никто из апостолов не был схвачен.

При этом Петр проявил неумеренную ревность — отрубил мечом ухо одному из пришедших. Но Господь тут же, «коснувшись уха его, исцелил его» (Лк. 22: 51).

«Возврати меч твой в его место, — сказал Спаситель Петру, — ибо все; взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26: 52). Это закон Божественной правды: кто желает лишить другого жизни, тот сам не избегнет наказания. Истина не физическим оружием защищается. Спаситель продолжил: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26: 53). Римский легион — самый большой отряд, заключавший в себе около 10 000 воинов. То есть несметное число ангельских сил встало бы на защиту своего Владыки, если бы Он не предавал Себя на страдания добровольно.

«Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня! — обратился Господь к иудеям. — Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь — ваше время и власть тьмы» (Лк. 22: 52-53).

Тогда жалкие рабы тьмы взяли Господа и предали своему суду.

Продолжение >>>

Категория: Закон Божий 21 беседа | Добавил: о_Михаил (28.12.2010)
Просмотров: 742
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz