Приветствую Вас ГостьВторник, 14.07.2020, 06:31

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Каталог статей

Главная » Статьи » Закон Божий 21 беседа

4. На пути к Богу
(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

Осенью 1654 года ученый Паскаль, сидя в экипаже, совершал прогулку по улицам Парижа. Неожиданно лошади испугались и понесли экипаж к реке Сене. Со всей скоростью они бросились в воду. Но случилось невероятное. Ремни упряжки порвались, и экипаж остановился у самой бездны. На ученого это произвело потрясающее впечатление. А для нас остается вопрос: было ли спасение только случаем или помощью Высшей Силы?

Известно, что в Паскале с глубокой ученостью сочеталась глубокая вера. В разные времена он записывал свои мысли о Боге, о вере в Него, о духовной жизни. Ученый хотел создать большое сочинение в защиту истин христианской веры. Смерть не позволила осуществиться этому, но сохранившиеся записи были изданы как «Мысли о религии».

Почему же великий ученый, соприкоснувшийся с тайнами наук, все более укреплялся в духовных истинах? Потому что, как говорил философ Френсис Бэкон (1561-1626), «малые знания удаляют нас от Бога, большие к Нему приближают».

Итак, наука не против Всевышнего

Наука не опровергает, а подтверждает бытие Божие. Если бы это было не так, то величайшие ученые мира были бы атеистами. Однако факты говорят об обратном. Приведем имена наиболее известных верующих ученых:

Николай Коперник (1543), совершивший переворот в астрономии;
Иоганн Кеплер (1630), обосновавший гелиоцентрическую систему;
Рене Декарт (1650) — философ, физик, математик и физиолог;
Блез Паскаль (1662) — физик, математик, религиозный мыслитель, основоположник классической гидростатики;
Готфрид Лейбниц (1716) — философ, математик, физик, языковед;
Исаак Ньютон (1727) — физик, математик, астроном. Кстати, у него есть богословские работы и толкование на одну из книг Библии, а при произнесении имени Божия он с благоговением обнажал голову;
Михаил Васильевич Ломоносов (17б5) —ученый-энциклопедист;
Андре Ампер (1836) — один из основоположников электродинамики;
Георг Мендель (1884) — августинский монах, основоположник генетики;
Жорж Дюма (1884) — основоположник органической химии;
Софья Ковалевская (1891) — математик;
Луи Пастер (1895) — основоположник современной микробиологии и иммунологии;
Александр Попов (1906) — изобретатель радио;
Дмитрий Менделеев (1907) — создатель периодической системы химических элементов (он увидел свою таблицу в виде спирали во сне после усердной молитвы);
Томас Эдисон (1931) — плодовитый изобретатель (свыше 1000 изобретений, в частности изобрел фонограф), построил первую электростанцию общественного пользования;
Иван Павлов (1936) — академик, отец физиологии;
Николай Вавилов (1943) — основоположник современного учения о биологических основах селекции и о центрах происхождения культурных растений;
Владимир Вернадский (1945) — основоположник геохимии, биогеохимии, радиологии и учения о биосфере;
Эрвин Шредингер (1955) — один из создателей квантовой механики;
Альберт Эйнштейн (1955) — физик-теоретик;
Борис Филатов (1956) — офтальмолог;
Нильс Бор (1962) — физик, создатель теории атома;
Сергей Королев (1966) — создатель космических спутников и кораблей, - он много жертвовал на монастырь;
Макс Борн (1970) — один из основателей квантовой механики;
Луи Бройль (1987) — один из создателей квантовой механики;
Чарлз Таунс (1988) — один из создателей квантовой электроники
и многие-многие другие.

 Что говорят о вере сами ученые?

Вы согласитесь, что истинным является то, что не противоречит научным экспериментам и что оправдывается жизнью человека. Посмотрим на это внимательней. Как замечал в своей книге «Краткая история вечности» профессор астрономии, космологии и термодинамики Рой Пикок (он занял в конце XX века кафедру Пизанского университета в Италии, которую за 400 лет до этого занимал Галилей), «между Птоломеем и Эйнштейном существовала беспрерывная цепь ученых, которые, как к магниту, тянулись к Богу. На богатырских плечах Коперника, Кеплера, Галилея... Ньютон имел себе опору; все они были люди, верующие в Бога Творца и Промыслителя».

Эти ученые прекрасно понимали, что наука не может выдвигать утверждение, что Бога нет. «Многие ученые верят в Бога, — заявлял Макс Борн. — Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».

Наука, по самому своему назначению, ориентирована на изучение лишь этого материального мира. Область же религиозная, духовная - вне пределов научного исследования. «Как велик Бог, а наше знание ничтожно!» — восклицал Андре Ампер.

Бог - вне материи, Он неизмерим физическими параметрами. Поэтому наука, какими бы телескопами и микроскопами ни вооружилась, опровергать существование Бога неспособна. Ампер писал: «Берегись заниматься исключительно наукой... Одной рукой исследуй природу, а другою, как за одежду отца, держись за край Божией ризы».

Единственное, на что действительно способна наука, — это замечать и фиксировать, как удивительное устроение видимого мира свидетельствует о Творце.

Еще немного от ученых

Если вы не слишком утомились от чтения высказываний тех, чьи теоремы, правила и уравнения докучали вам на школьных уроках, то выслушайте еще немножко.

М.В. Ломоносов: «Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию».

Луи Пастер: «Еще настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь с благоговейным изумлением пред делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории».

А. Беккерель, открывший радиоактивность солей урана, утверждал: «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере».

А. Эйнштейн: «Чем больше наука делает открытий в физическом мире, тем более мы приходим к выводам, которые неуклонно направляют нас к вере».

Физик Д. Томсон: «Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии».

Наконец, М. Планк, основатель квантовой теории: «Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией; мы скорее констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука в конечном результате ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Религия славит Бога в начале, наука — в конце всех мыслей. Первая представляет Его как основу, вторая — как конец всякого феноменального представления о мире».

Наверное, ученые знали, что говорили.

Как оцените их взгляды вы?

Мешает ли священный сан заниматься наукой?

Если бы наука противоречила вере, то ученые не становились бы священнослужителями. Но священнику Павлу Флоренскому (1882-1937) собственный сан не мешал заниматься философией, филологией, математикой, физикой, искусствоведением и работать сначала на московском заводе «Карболит», а затем в Главэлектро ВСНХ РСФСР. Он участвовал в VШ электротехническом съезде, издал книгу о диэлектриках, был соредактором «Технической энциклопедии» и занимался стандартизацией обозначений научно-технических терминов и символов в комиссии при Совете труда и обороны СССР. Кстати, отец Павел термин «культура» производил от слова «культ», то есть видел ее истоки в религиозном творчестве.

Священный сан принял еще один известный ученый — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961). Он был знаменитым хирургом, написал «Очерки гнойной хирургии», за что в 1946 году получил Сталинскую премию первой степени. Он же написал и религиозное произведение «Дух, душа, тело», где есть такие слова: «Дух человеческий есть дыхание Духа Божиего, и уже поэтому он бессмертен».

Войно-Ясенецкий стал монахом с именем Лука, достиг сана архиепископа. За исповедание веры его несколько раз ссылали. Однажды в тюрьме, увидев замерзающего вора, он отдал ему свой полушубок. Это произвело большое впечатление на уголовников, они с глубоким почтением относились к владыке Луке. Везде он помогал людям и свой хирургический талант считал даром Божиим. Во время войны он многим спас жизнь и никогда не скрывал своей веры.

А как-то с ним произошел такой случай. В монашеском одеянии он гулял по садику, где играли дети. Священнослужителя увидел милиционер, который буквально набросился на него:

— Гражданин, почему вы тут гуляете в таком виде? Здесь же дети! Подумайте, какой вы пример подаете?

Владыка Лука ответил:

— А по-вашему так: если бы я нацепил кобуру с пистолетом, это было бы для них лучшим примером?

Перед операцией он всегда совершал молитву и на теле больного ставил йодом крест. Епископа-врача пытались несколько раз скомпрометировать, подсылали провокаторов, но оказалось, что он с пациентов никакой платы не берет. На благодарность пациентов святитель отвечал: «Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему». Сохранились свидетельства исцелений, совершенных молитвой святителя.

Эти известные всему миру ученые не являются исключением. Итак, сам собой напрашивается вывод: вера не противоречит научному знанию.

Вера не противоречит знанию

Действительно, вера занимает в среде людей более высокое положение, чем некоторые об этом думают. Посмотрите, много ли знаний, которыми вы обладаете, составляют лично ваш опыт? Личный опыт — это то, что вы видели и ощутили сами. Но разве сами вы определили, что земля круглая, из каких слоев она состоит, что атмосфера включает в себя газы в известном процентном соотношении? Многие ли самостоятельно узнали меру атмосферного давления и определили силу притяжения земли? Сами ли мы подсчитали расстояние от Земли до Солнца и с какой скоростью наша планета вертится? Подобных вопросов может быть бесчисленное множество.

Значит, для всестороннего развития и полноценной жизни собственного опыта оказывается недостаточно. Чтобы ориентироваться в окружающем мире, необходимы опыт, знания и информация, предоставленные другими людьми. И вот здесь-то оказывается, что все это можно принять только на веру.

Например, на уроках физики вы узнаете от учителя о строении атома, свойствах элементарных частиц и т. д. Хорошо это выучив, вы получаете высокие оценки. Но самым интересным является то, что вы не можете проверить эти знания на собственном опыте. Вы можете только поверить учителю.

Спросите преподавателя физики, видел ли он сам элементарные частицы, о которых так много и подробно рассказывает? Но и он принял все это на веру, когда учился в институте. Преподаватели института поверили горстке ученых-исследователей, а те поверили данным своих экспериментов. Ведь никто самих элементарных частиц не видел. Фотопленка запечатлела только их следы, что было возможно в сложнейших искусственных условиях эксперимента. Где гарантия, что прибор адекватно отобразил микромир? Есть только вера.

Но вера заключает в себе великую силу. Человек, подверженный тяжелейшему недугу, верит, что Бог поможет ему — и выздоравливает. Жена с верой молится о возвращении мужа с фронта — и он чудом избегает смерти.

Святой Кирилл Иерусалимский (381) говорил: «Все то, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою... На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет вырастающие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии — земле; предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря... Вера есть око, озаряющее всякую совесть; она сообщает человеку ведение».

А теперь зададимся таким вопросом: культурно ли быть неверующим?

Культурно ли быть неверующим?

Оказывается, многие представители культуры были людьми искренно верующими. 1ениальный Микеланджело Буонарроти (1475-1564), совмещавший в себе таланты скульптора, живописца, архитектора и поэта, посвящал свои произведения религиозным темам и открыто исповедовал веру в Бога.

А Леонардо да Винчи (1452-1519), величайший итальянский живописец, скульптор, архитектор и инженер, перед смертью говорил с сожалением: «Я оскорбил Бога и людей! Мои произведения не достигли той высоты, к которой я стремился».

Неподражаемый немецкий композитор и органист Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) писал музыку специально на священные темы. Этому же следовал английский композитор Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Наши отечественные композиторы и музыканты, такие, как Римский-Корсаков, Балакирев, Рахманинов, Чайковский, Смоленский, Кастальский, Гречанинов, Бортнянский, посвящали свои дарования Православной Церкви, обогащая церковные службы своими произведениями, и часто свидетельствовали о своей вере.

Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы были детьми священника, а Виктор даже закончил Духовную семинарию, писал иконы и расписывал Владимирский собор в Киеве. Он говорил: «Я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела — как украшение храма — это поистине дело народное и дело высочайшего искусства».

Верующими были М. Нестеров, В. Серов, А. Иванов и другие художники.

Именно вера помогла Василию Сурикову выдержать внутренний надлом в связи со смертью своей молодой супруги. Он написал картину «Исцеление слепорожденного» на евангельский сюжет. На картине изображено, как Христос открывает глаза слепому — самому Сурикову. И прозревший протягивает руки к свету, которого он до этого никогда не видел. За плечом Христа — исчезающая словно в тумане жена, — Спаситель забрал ее.

Общественный деятель М. М. Сперанский оставил после себя специальные богословские книги.

А знаменитый врач, биолог, хирург и педагог Н. И. Пирогов, имя которого носят многие медицинские учреждения, в своем дневнике часто свидетельствует о собственной вере. В его приемной всегда висела икона.

Всели знают, что В. И. Даль (1801-1872), писатель, ученый, лексикограф, доктор медицины и автор лучшего «Толкового словаря живого великорусского языка» был православным христианином, прекрасно знал Библию и религиозную литературу?

Академик И. П. Павлов, заставший советские годы, был из семьи священника. Даже в период жесточайших гонений на Церковь на дверях его лаборатории в пасхальные дни вывешивалась записка: «Закрыто по случаю праздника Святой Пасхи». Академик всегда возле храма крестился, так что однажды неверующий рабочий, заметив это, похлопал его по плечу и сказал: «Эх, темнота!». Кстати, церковь, которую посещал Павлов, власти только ради него не разрушали. Храм перестал существовать по смерти академика.

Какое изображение впервые передал по телевидению изобретатель Зворыкин? Православный крест. Потому что изобретатель был верующим, православным человеком.

Также другой наш соотечественник Игорь Иванович Сикорский, изобретатель вертолета, являлся церковным старостой и на свои средства построил храм. У Сикорского есть глубокие рассуждения о молитве «Отче наш». Он говорит, что собственных сил человечества недостаточно для борьбы со злом. Необходима помощь от Бога. А народы, уклонившиеся к безбожию, потерпели крах. В другой работе — «Невидимая встреча» — авиаконструктор делает вывод: мир, который полагается на материальное в ущерб духовному, не имеет будущего.

Певец Федор Шаляпин был искренно верующим человеком и часто посещал православный храм. А Иван Козловский перед каждым концертом осенял себя крестным знамением.

Никто из них не стыдился веры.

Кто помогал полководцам?

Многим ли известно, что полководец А. В. Суворов, не потерпевший ни одного поражения, отличался особенным благочестием. В родном селе он пономарил (прислуживал при богослужении) в храме. Его тетрадь «капральских бесед» начинается советом: «Молись Богу, от Него победа!» Часто он говорил: «Безверное войско учить — что перегорелое железо точить».

Полководец считал, что на войне победу одерживают не руки и ноги, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием. Поэтому перед взятием Измаильской крепости Суворов отдал приказ: «День молиться, день поститься, а на третий Измаил взять!..» И взяли, потому что укрепили свой дух.

Награды, присылаемые в войско, Суворов велел всегда окроплять святой водой. В конце жизни он подавал прошение государю об уходе в монастырь, а перед смертью написал покаянный канон (молитвословие, составленное по определенному порядку и правилу), в котором просил Христа дать ему место «хотя при крае Царствия Небесного». Последние слова Суворова были: «Долго гонялся я за славой — все мечта. Покой души — у престола Всевышнего». С молитвой к Богу обращались Ермолов, Кутузов, который дважды был смертельно ранен в висок, но чудом выжил; князь Потемкин, который также написал перед смертью канон Спасителю, где приносит раскаяние в своих грехах и возлагает надежду на Господа и Божию Матерь; Нахимов, Скобелев (также не знал ни одного поражения). Непобедимый адмирал Федор Ушаков (1745-1817.) недавно был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Его родители с детства привили ему искреннее благочестие, которое сохранилось в нем на всю жизнь. Во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов Ушаков совершал одну за другой победы, так что моряки точно знали: где Ушаков — там победа. Кстати, его корабль носил название «Рождество Христово». Его суда всегда сопровождали священники. После каждой победы он собирал моряков в храм для благодарственного молебна Богу.

Когда, с изменившейся политикой, Россия уже в союзе с Турцией в 1798 году выступила против Франции, Ушаков возглавил российскую и турецкую эскадры. На этом месте он показал красоту и величие православного русского духа. Так, однажды турецкий адмирал предложил коварно перебить ночью всех пленных, заранее пообещав им свободу. Ушаков не допустил совершиться этому. Он постоянно сдерживал чрезмерную жестокость своих военных союзников.

В составленном житии Феодора Ушакова приводятся такие подробности: «Турки, входившие в состав десанта, озлобленные упорным сопротивлением французов, принялись резать головы всем пленным, попавшимся в их руки. Происходили жестокие сцены, подобные следующей, описанной очевидцем: "Наши офицеры и матросы кинулись вслед за турками, и так как мусульманам за каждую голову выдавалось по червонцу, то наши, видя все свои убеждения недействительными, начали собственными деньгами выкупать пленных. Заметив, что несколько турок окружили молодого француза, один из наших офицеров поспешил к нему в то самое время, когда несчастный развязывал уже галстук, имея перед глазами открытый мешок с отрезанными головами соотечественников. Узнав, что за выкуп требовалось несколько червонцев, но не имея столько при себе, наш офицер отдает туркам свои часы — и голова француза осталась на плечах..." Увещания и угрозы не могли привести турок к послушанию; тогда командир русских десантников составил каре из людей своего отряда, чтобы в середине его укрывать пленных, и тем спасена была жизнь весьма многих. Впоследствии Егор Метакса (капитан-лейтенант, участвовавший в тех событиях) писал: "Русские и здесь доказали, что истинная храбрость сопряжена всегда с человеколюбием, что победа венчается великодушием, а не жестокостью и что звание воина и христианина должны быть неразлучны"».

Уйдя в отставку, адмирал поселился вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря в Мордовии, где ранее жил его родной дядя — преподобный Феодор. Теперь адмирал особенно много молился, весь Великий пост проводил в монастыре. За день до своей кончины он исповедался и причастился Святых Тайн. Ныне у его святых мощей совершаются чудеса.

Маршал Василевский, сын протоиерея, в годы гонений тайно приезжал в Троице-Сергиеву Лавру и причащался Святых Христовых Тайн.

Уникальной личностью являлся и маршал Георгий Жуков. Это был человек удивительного мужества, так что еще в отрочестве, будучи тринадцати лет, он кинулся в пылающий дом, чтобы вытащить односельчан — больную старуху и детей. И с глубинным, внутренним мужеством в Жукове сочеталась... искренняя вера! В 20-х годах будущий маршал встречался с последним Оптинским старцем Нектарием ("("1928), с которым советовался и сам святой патриарх Тихон. Старец благословил Жукова, сказав, что ему везде будет сопутствовать победа. «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет». На войне один генерал-майор как-то спросил Жукова, верит ли он в Бога. Маршал ответил, что верит в Силу Всемогущественную, в Разум Премудрейший, сотворивший такую красоту и гармонию природы, и преклоняется перед Ним. Георгий Константинович возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери, которая издревле помогала русским воинам. У фашистов он отбил чудотворную Гербовецкую икону Богородицы, она теперь находится в Киеве.

Он помогал монастырям, храмам. Так, священник из села Омелец Брестской области, поздравляя в письме Жукова с победой, пожаловался, что оккупанты увезли из его церкви все колокола. Вскоре он получил посылку весом в тонну — три колокола, которые и до сих пор украшают храм. На открытии восстановленного Жуковым храма в Лейпциге маршал сам возжег лампаду. А незадолго до смерти он сказал своей шестнадцатилетней дочке: «Я скоро умру, но с того света буду наблюдать за тобой и в трудную минуту приду».

Как поет один современный певец, «на войне не бывает атеистов». В боях, перед лицом смерти человек надеется только на Бога.

Продолжение >>>

Категория: Закон Божий 21 беседа | Добавил: о_Михаил (20.09.2010)
Просмотров: 516
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода

Copyright MyCorp © 2020 | Бесплатный хостинг uCoz