Приветствую Вас ГостьПятница, 26.04.2024, 13:00

Никольский храм
Сайт прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
г.Волчанска, Нижнетагильской епархии
Екатеринбургской митрополии
Московского патриархата


Каталог статей

Главная » Статьи » Закон Божий 21 беседа

6. Что Бог открыл о Себе людям
(Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)
О, Ты, пространством бесконечный,
Живой в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в Трех Лицах Божества!
Дух, всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог.
Г. Державин, ода «Бог»

Как-то ученый и священник отец Павел Флоренский спросил свою кухарку, простую, необразованную женщину: «Что такое солнце?» Она посмотрела на него с недоумением: «Солнце? Ну, так посмотрите, что такое солнышко». Отец Павел остался доволен ответом. Действительно, есть вещи, которые невозможно объяснить, их можно только увидеть.

И когда мы высказываем что-либо о Боге, необходимо помнить, что Творец бесконечно превосходит все земное. Он — Всевышний, поэтому наши слова и понятия не могут быть в полноте приложимы к Нему.

Но Бог Сам показал, явил Себя людям. Именно поэтому человек способен выражать свои представления о Нем. О Боге мы знаем то, что Он Сам о Себе открыл.

Господь познается в тех Его свойствах, в которых Он проявил Себя в тварном мире. Многие из свойств Божиих в Священном Писании означаются под определенными именами. Давайте обратим на это внимание.

Господь и Владыка

«Я — Господь, это — Мое имя» — так сказал Он Сам через «ветхозаветного евангелиста» пророка Исайю (VIII век до Р. X.). К Богу обращаются, именуя Его Господом и Владыкой, признавая таким образом Его верховное господство над Вселенной.

В Священном Писании вы встретите и другие имена: Эл — Бог Крепкий; Элогим — Исполненный сил; Саваоф, то есть Господь небесных воинств; Адонай — верховный Господь, Владыка над всем; Господь (ангельских) сил; Господь веков; Царь славы; Царь царствующих и Господь господствующих. Бог обладает абсолютным, верховным владычеством над всем существующим.

Но не есть ли это ущемление прав человека? А не ущемляются ли права ребенка, когда он подчиняется родителям? Господство Божие над людьми подобно нежной, внимательной заботе отца о своих детях.

Он также именуется Вседержителем, потому что все содержит в Своей благодатной власти, премудро руководит происходящим и поддерживает порядок во Вселенной.

Бог есть Личность

«Я верю в Бога как в Личность», — говорил Альберт Эйнштейн. И все, чье сердце коснулось веры, ощущают самой душой, что Бог есть Живая Личность. Вы согласитесь, что личное бытие — это высшее бытие. Только личность способна к самым возвышенным чувствам и действиям: любить, общаться, заботиться. Личность — самое глубокое и сокровенное явление во всем, что существует. А что не является личностью, то несовершенно и несамостоятельно. Так, самая низшая форма неличного бытия есть холодный камень.

Во всей полноте личен только Бог. Как Личность, Он свободно действует и знает, что и как совершать. Блаженный Августин, встретив в своей жизни эту Высшую Личность, воскликнул: «Господи! Ты коснулся словом Твоим сердца моего, и оно возлюбило Тебя».

Благодаря именно тому, что Бог - Личность, люди имеют драгоценную возможность обращаться к Нему в молитве на «Ты». Будучи Личностью, Всевышний открывается человеку как Небесный Отец, Который любит, видит и заботится о нем.

Самобытный

Возможно ли указать какую-то причину для существования Бога? Но нет и не было ничего прежде Бога! Творец мира безначален. Если все находящееся во Вселенной не самобытно и когда-то получило начало, то Господь по Своему бытию ни от кого не зависит. В Нем Самом сосредоточено всецелое, самостоятельное, первичное бытие, которое не начиналось и не прекратится.


Себя Собою составляя,
Собою из Себя сияя,
Ты Свет, откуда свет истек.
Создавый все единым Словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!
Г. Державин, ода «Бог»

Поэтому вы не ошибетесь, когда скажете: Бог есть Источник и бытия.

Древний пророк Моисей (XIII век до Р. X.) однажды увидел куст, который был охвачен огнем и не сгорал (Исх. 3: 14). И вдруг Сам Бог обратился из этого пламени к пророку. «Я есмь Сущий», — сказал Он Моисею. «Сущий» (по-евр. «Ягве») — значит Существующий, Имеющий бытие, Тот, Кто есть.

Только Бог существует самым полным и совершенным образом. Бытие Божие превосходит бытие всего существующего, как и живой человек превосходит свое отражение в зеркале. Весь бесконечный, сложный мир зависит от Создателя. Все обладает существованием только по причастию к Божию дару жизни.

Самобытность Всевышнего в смысле «Я есмь» означает не просто факт Его существования. Это самая суть, смысл всего бытия вообще, живое присутствие Господа рядом с каждым из нас.

Без Бога все будет мертво. Именно Он, как самобытная Жизнь, оживляет вокруг Себя все.

Бестелесный

А можно ли сказать, что Бог имеет в Себе что-то такое, из чего состоит наш видимый, вещественный мир?

      Но Он есть Дух высочайший, чистейший, совершеннейший.

Всевышний чужд всякой телесности, материальности. Поэтому неуместно представлять себе Бога в человеческом образе. И нельзя увидеть Его телесными глазами. Господь не может быть измерен, Его невозможно ни с чем сопоставить или сравнить.

Но почему, спросите вы, в Священном Писании иногда говорится, что Бог, например, ходит в Раю, смотрит, слышит, отворачивает лицо, восседает на престоле и тому подобное?

      Все антропоморфные (человекообразные) выражения в отношении Бога употребляются не в буквальном, а в символическом смысле. Они приспособлены к уровню нашего сознания, которое не может понять Божественное и невещественное без соответствующих вещественных символов и образов.

Как верно замечает святой Иоанн Дамаскин (VIII век), дивный поэт и богослов, автор «Точного изложения православной веры»: «Все то, что телесным образом сказано о Боге, имеет некоторый сокровенный смысл».

Под телесными образами кроется смысл духовных свойств и действий Бога. Так, хождение Бога в Раю означает наиболее благодатное Его там присутствие. Восседание на престоле есть образ верховной власти и всемогущества Господа. Обращение на что-либо взора Божия означает Его всеведение и действие Промысла Божия. Слышание Им кого-либо есть принятие молитвы верующего. Отвращение же Его лица значит отъятие спасительной благодати от грешников.

Часто человек для выражения своего опыта познания Бога как Живого Существа прибегал к земным словам и образам.

Вечный и бессмертный

Вам известно, что все существующее в мире имеет как начало, так и конец. Мир быстротечен, он зависит от времени. А Творец? — Он — вне времени, не зависит от него. Бог вечен и бессмертен, потому что Бог есть всегда. Всевышний не имеет начала, не имеет и конца. «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог», — пел в псалмах своих пророк и царь Давид (Пс. 89: 3).

Некий царь часто размышлял о вечности и не мог понять ее. Ему сообщили о мальчике-пастухе, который может давать разумные ответы на вопросы. Царь позвал мальчика и спросил:

      Скажи мне, как долго продолжается один миг в вечности?

Мальчик подумал и ответил:

      В одной стране есть гора из чистого алмаза. Она имеет семь верст в ширину, семь в длину и семь в высоту. К этой горе один раз через каждые сто лет прилетает маленькая птичка и точит о нее свой крохотный клюв. Когда птичка источит своим клювом всю эту гору, тогда и пройдет один миг в вечности.

Не правда ли, этот миг очень долог?

Что же такое вечность Всевышнего? — Это не сумма каких-то промежутков времени или мигов времени, а одно постоянно и неизменно пребывающее настоящее. «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день», — сказано в Священном Писании (2Пет. 3: 8).

Но, будучи над временем, Бог действует и во времени. Он проявляет Свое присутствие в истории людей. При этом события истории нисколько не довлеют над Ним, но Сам Он премудро направляет все к определенной цели.

Всесовершенный и неизменяемый

Нуждается ли Господь в возрастании, укреплении Самого Себя, процессе самосовершенствования и самопознания? — Но Он есть Само Высшее Совершенство.

Бог не испытывает в чем-либо недостатка, в Нем нет никакой перемены. «Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3: 6), — сказал Он о Самом Себе. Ведь всякое изменение связано либо с усовершенствованием, либо с деградацией уже существующего. Возможно ли подобное во Всесовершенном Боге?

«Божество не подлежит превратностям и изменениям, — писал святой Григорий Нисский (IV век по Р. X.), — так как нет ничего такого, что было бы лучше Его и во что Оно могло бы преложиться (измениться)». Если в окружающем мире вы видите, что все постоянно растет, стареет, уничтожается, одно сменяет другое, то Бог всегда одинаковый и постоянный. Он не стареет, но Какой был всегда, Такой есть теперь и Таким останется навеки.

Однако неизменяемость в Боге не есть неподвижность или замкнутость в себе, о Нем нельзя думать как о застывшем абсолюте. Бог - сама Жизнь, которую не описать с помощью человеческих понятий «покоя» и «движения». И эта Жизнь проявляется вовне. Лучи Божественной Жизни согревают все существующее во Вселенной.

Всемогущий

Некогда в Дании царствовал король Канут, которого называли «великим владыкой морей». Однажды он стоял на морском берегу, окруженный своими приближенными. Они превозносили могущество короля, говорили, что для него нет ничего невозможного, ибо он всемогущ.

Тогда король попросил поставить кресло на краю скалы и сел. Между тем поднялся ветер и волны стали с шумом набегать на берег.

      Не смей подходить ко мне, море! — грозно крикнул Канут. — Ведь оно должно исполнить мою волю? — спросил он придворных, которые молча поклонились в знак согласия.

      Так подойдите ко мне ближе, друзья.

Они подошли. Буря разыгрывалась все сильнее. Придворных разбирал страх. А король будто ничего не замечал. Но вот одна волна так сильно ударилась о берег, что окатила всех водой. Придворные закричали и отскочили назад.

      Как вы можете, стоя подле меня, бояться моря? — спросил король. — Разве не сами вы сказали, что я — повелитель морей и ветров?

Придворные молчали.

— Я — ваш король, — сказал тогда Канут. А затем, указав рукой к небу, добавил: — А там ваш Бог... Если бы Канут был на самом деле повелителем моря, тогда оно повиновалось бы ему. Есть только единый Истинный Бог, Который всемогущ и Которому повинуются и ветры, и моря, и люди, и все Им созданное.

Сила Создателя беспредельна. Бог всемогущ и полностью свободен в Своих желаниях и решениях. Ничто постороннее не может удержать или стеснить действия Божий. Весь видимый мир — Его творение. «Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32: 9). Одно лишь желание Бога о мире стало действенной, всемогущей силой, творящей бытие.

Всемогущество Божие проявляется в Его заботе о каждой, даже самой мельчайшей частице Вселенной. Господь управляет стихиями, подает Вселенной устойчивость. «В Его руке душа всего живущего» (Иов 12: 10), и без попечения Всевышнего Бога немедленно истребилась бы жизнь, все в мире потеряло бы гармоничность и стройность.

Вместе с тем Божественное всемогущество не есть произвол. Поэтому будет бессмыслен вопрос: может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять? Словно в ответ на подобный вопрос преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Божество все, что хочет, — может, но не все, что может, — хочет». Господь — не только Всемогущество, но еще и Мудрость. Он всегда действует в согласии с разумностью, целесообразностью Своих действий.

Но если Бог всемогущ, почему Он терпит зло?

Существует такая притча. Однажды люди собрались вместе и, выйдя в поле, бросили вызов Богу: «Если Ты, Бог, есть, то почему в мире царит жестокость, происходят грабежи, насилия, убийства, войны?» И вдруг Бог Сам обратился к ним: «А вам это не нравится?» — «Нет, конечно», — ответили они. «Тогда зачем вы грабите, насилуете, убиваете, воюете?»... Вопрос о несправедливостях среди людей обращен в первую очередь к самим людям.

Человек — это удивительное и одновременно странное существо, которое порой делает все для разрушения добра и при этом бросает упрек Богу: «А почему много зла?» Неужели Господь должен принять функции гипнотизера и подавлять в человеке проявление его воли? Да, тогда никто не смог бы совершать дурное, но, вместе, не смог бы и добровольно любить, творить добро, побеждать в себе злое. Тогда человек превратился бы в бездушную машину.

— Бог даровал человеку свободу и ищет добровольного стремления к правде и добру. Свободная воля — это великий и, одновременно, страшный дар. Свободная воля есть отличительная черта человека, она — и огромная ответственность.

Нам дана полная власть: или следовать дарованному Богом добру, или же уклоняться от него. Именно от этого зависит вечная участь человека.

Но часто даже зло Господь обращает во благо человеку. Об этом повествует следующий случай из жизни, записанный протоиереем Вячеславом Тулуповым:

 

Перед Великой Отечественной войной Николай Васильевич работал в Сергиевом Посаде на оптико-механическом заводе. Однажды он зашел в одно из заводских помещений и увидел на стене портрет Сталина в рамке с разбитым стеклом. Николай Васильевич сказал находившимся там сослуживцам:

— Надо Сталина снять, заменить стекло и снова повесить.

Вскоре грянула война. Будучи по военной специальности танкистом, Николай Васильевич готовился к отправке на фронт. Однако ему было не суждено оказаться на войне. Его арестовали непосредственно в военкомате. Николаю Васильевичу предъявили обвинение в том, что он якобы публично убеждал своих коллег по работе убить Сталина. Это обвинение строилось на доносе двух работников завода. Следователь цитировал, не называя имен доносчиков, заявление, в котором они писали, что Николай Васильевич призывал снять Сталина с должности и повесить. Обвиняемый оправдывался. Он доказывал, что имел в виду портрет Сталина, а не самого вождя. Однако чекисты никаких оправданий слушать не хотели и требовали от Николая Васильевича только чистосердечного признания в подготовке покушения на Сталина. Признание же в подобном преступлении в те времена было равнозначно подписи под смертным приговором. Как известно, чекисты славились умением выбивать из людей необходимые им признания. Измученный жестокими допросами, Николай Васильевич в конце концов согласился оклеветать самого себя. Однако, перед тем как поставить свою подпись под признанием, он выдвинул требование.

      Я подпишу себе смертный приговор, — сказал Николай Васильевич следователю, — только в присутствии доносчиков.

Сначала ему ответили, что это условие невыполнимо. Не в правилах органов госбезопасности представлять обвиняемым своих осведомителей. Однако Николай Васильевич твердо стоял на своем и чекисты были вынуждены согласиться. Им очень хотелось побыстрей рапортовать начальству об успешно раскрытом заговоре против товарища Сталина. К тому же чекисты решили, что Николая Васильевича, после признания им своей вины, незамедлительно расстреляют и у него не будет никакой возможности изобличить доносчиков. Увидев клеветников, Николай Васильевич был потрясен. С этими двумя мужчинами он долгое время работал бок о бок, считал их людьми порядочными, и между ними не было никаких серьезных конфликтов. За что же они обрекли его на смерть?

      В вашем присутствии я подписываю себе смертный приговор, — сказал он доносчикам. — На земле мы с вами больше не увидимся, но на  том свете я с вами буду судиться перед Богом.

Многие месяцы Николай Васильевич провел в камере смертников. Перед его глазами прошла вереница жертв красного террора. Все новых и новых людей бросали в камеру, потом их уводили на расстрел, а о нем — словно забыли. Николай Васильевич, внук протоиерея, служившего в Тамбовской губернии, находил силы только в молитве к Богу. И Господь сохранил ему жизнь. Вместо расстрела Николая Васильевича отправили на Крайний Север обустраивать теперь столь знаменитые норильские рудники. Правда, тогда это было почти равноценно смертной казни. Из всего многотысячного этапа в живых остался только один Николай Васильевич. В советских концлагерях и в ссылке он провел семнадцать лет и был амнистирован лишь после смерти Сталина. Вернувшись из заключения в Сергиев Посад, Николай Васильевич направился вставать на учет в органы госбезопасности. Чекист, взглянув на его документы, удивился:

      Это вы — Николай Васильевич Самошкин? Мы вас долго искали. Где вы скрывались?

      В документах написано, где я скрывался. А зачем вы меня искали? Расстрелять? — В свою очередь поинтересовался бывший заключенный.

Чекист нахмурился и ничего не ответил. Видимо, по Промыслу Божиему во времена массовых репрессий в конвейере смерти произошел маленький сбой, благодаря которому Николай Васильевич и остался жив. Устраиваться на работу он пошел на родной завод, где в отделе кадров попросил:

      Направьте меня в любой цех, только не в тот, где работают оклеветавшие меня люди.

      Не имеем права, — отрезал кадровик. — С какого рабочего места вас несправедливо репрессировали, на то вы и должны вернуться.

Николай Васильевич до ареста имел очень крутой нрав и в свое время спуска никому не давал. Узнав о его возвращении, клеветники не на шутку перепугались. Однако при встрече с ними Николай Васильевич их успокоил:

      Не бойтесь, я вас простил.

Несмотря на полученное прощение, клеветники после возвращения Николая Васильевича не задержались на земле надолго. Их поразило одно и то же заболевание — рак. Неизлечимая болезнь страшно изуродовала нос, губы и язык. Смерть настигла их почти одновременно. Николай Васильевич же пережил не только Сталина и своих клеветников, но и, как тогда казалось, несокрушимую советскую власть. Я познакомился с ним в девяностом году теперь уже прошлого столетия. Помню, как Николай Васильевич пришел помогать восстанавливать храм Архангела Михаила, возвращенный Церкви. Невысокий, крепкий, с седой окладистой бородой, он так лихо тесал топором бревна, что, наблюдая за ним со стороны, трудно было поверить в его преклонный восьмидесятилетний возраст. Что там бревна! Для его светлой головы и умелых рук в строительстве не было никаких непосильных задач. Почти каждый день Николай Васильевич был в храме: или трудился, или молился. Читая в алтаре его помянник об усопших, я недоумевал, что за странное имя «Васюган» вписал в свой синодик Николай Васильевич? Как-то раз я спросил его об этом.

— Когда меня бросили в камеру смертников, — рассказал Николай Васильевич, — я был одет очень легко. Каменное помещение не отапливалось, а за решеткой — зима. Зачем на приговоренных к смерти тратить тепло? Ну, думаю, скоро я замерзну насмерть. Сначала сидел в камере один, а затем привели второго заключенного. Не прошло и суток, как он помер. Лег на нары, поднес ко рту ломоть черного хлеба, тюремную пайку, да так с куском в зубах и преставился. Я было бросился звать охранников да остановился. Думаю: дай-ка прежде что-нибудь из одежды у него позаимствую. Конечно, нехорошо с покойника снимать вещи. Однако ему они уже все равно не нужны, а меня от смерти могут спасти. Смотрю — у покойного под брюками еще двое штанов. Я их на себя надел. В общем, сначала утеплился, а потом уж и охранников позвал. Сидеть мне в этой камере пришлось долго. Если б не одежда покойного, я бы наверняка погиб от холода. Он сам умер, а меня от смерти спас. Как его звали — забыл. Помню только, что он был родом из селения под названием Васюган. Я это название в помянник и записал, чтобы не забывать молиться об упокоении души моего благодетеля. Ведь Бог знает его настоящее имя.

«Конечно, знает, — подумалось мне. — Вот ведь повезло уроженцу Васюган: уже пятьдесят лет от всего сердца за него молится почти неизвестный ему при жизни человек!» Только приблизившись к девяностолетнему рубежу своей жизни, Николай Васильевич стал заметно физически слабеть. Однако и сейчас, в свои девяносто три года, он редко пропускает богослужения в храме.

Продолжение >>>

Категория: Закон Божий 21 беседа | Добавил: о_Михаил (28.09.2010)
Просмотров: 710
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотоальбом
Помощь сайту
На WebMoney
R681537362252 - в рублях
Через банкомат или
платежный терминал
Распечатай инструкцию
Статистика
Сайты города
Поиск по сайту
Новости епархии
Погода

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz